Решение б/н Решение от 14 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/07/3-845/2021

 

Резолютивная часть оглашена «09» декабря 2021 года

В полном объёме изготовлено «14» декабря 2021 года                          г. Мурманск

 

         Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии Мурманского УФАС России:

Калитина Н.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Члены Комиссии Мурманского УФАС России:

Неплюева А.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Попова И.Н. – ведущий эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии:

представителей Государственного областного унитарного предприятия «Универсальный спортивно-досуговый центр» (далее - ГОУП «УСДЦ») – <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

без участия ИП <...>, уведомленной о времени и месте заседания надлежащим образом,

           рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ИП <...> на действия ГОУП «Универсальный спортивно-досуговый центр» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке объектов ГОУП «УСДЦ» (Ледовый дворец, Плавательный бассейн) (номер извещения 32110774579),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 01.12.2021 обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме.

Так, согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что Организатором закупки размещены не все запросы о разъяснении положений Документации с ответами, а также указывает, что аукционная документация утверждена Заказчиком в нарушение требований законодательства.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения.

Заседание Комиссии Мурманского УФАС России проведено 09 декабря 2021 года в 10 часов 00 минут и проведено в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. №223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок.

 Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Установлено, что закупка проводится Заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), документацией о проведении аукциона в электронной форме, а также согласно Положению о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного областного унитарного предприятия «Универсальный спортивно-досуговый  центр» (далее-ГОУП «УСДЦ») (далее – Положение о закупке).

Заказчик 28.10.2021 разместил извещение в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке объектов ГОУП «УСДЦ» (Ледовый дворец, Плавательный бассейн) (номер извещения 32110774579).

 

В соответствии с первым доводом жалобы, Заявитель указывает на наличие нарушений со стороны заказчика, выраженные в том, что ГОУП «УСДЦ» не разместило в полном объеме все запросы о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, а также разъяснений к ним.

Согласно части 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что Заказчиком на 8 (восемь) запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, своевременно опубликованы 8 (восемь) разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, на электронной площадке РТС-тендер.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, в личном кабинете электронной площадки РТС-тендер настроена интеграция сведений по закупке в ЕИС после публикации их на электронной площадке. Однако, по причине технического сбоя первый ответ на запрос разъяснений был одновременно опубликован с разъяснением на запрос поступившим позже.

Кроме того, Комиссия учитывает, что Заявителем не представлено доказательств того, что отсутствие нескольких размещенных запросов о даче разъяснений положений извещения, при условии их размещения на электронной торговой площадке, препятствует его возможности участия в Закупке, кроме указания в жалобе на необходимость такого размещения.

На основании вышеизложенного, данный довод признается необоснованным.

 

Согласно второму доводу жалобы, Заявитель указывает на наличие нарушений раздела 8.2 Положения Заказчика со стороны заказчика, выраженные в установлении в пункте 8 раздела II Информационной карты аукциона требования об обеспечении Исполнителем получения согласия персонала, направленного на объекты Заказчика для выполнения работ, а также на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года М152-ФЗ «О персональных данных» (с приложением письменного согласия владельцев персональных данных)».

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

 В соответствии с подпунктом 6 пункта 8.2.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного областного унитарного предприятия «Универсальный спортивно-досуговый  центр» (далее - ГОУП «УСДЦ»), требованием к составу заявки участников конкурентной закупки (включая сведения и документы, направляемые Заказчику оператором ЭП, полученные от участника при аккредитации на ЭП), являются документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям (при установлении таких требований).

Согласно пункту 14 информационной карты, при осуществлении закупки Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

«Исполнитель обеспечивает получение согласия персонала, направленного на объекты Заказчика для выполнения работ, а также на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (с приложением письменного согласия владельцев персональных данных)».

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии со статьей 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных допускается, в том числе, в случае наличия согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Пунктом 4 Технического Задания Заказчика в документации установлено требование к персоналу Исполнителя: «Персонал обязан иметь в наличии личные медицинские книжки, оформленные в соответствии с Приложением 1 Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005г.№402 (дата прохождения медицинской комиссии не более полугода), копии которых до даты начала оказания услуг необходимо предоставить Заказчику.»

Комиссия полагает, что при наличии в документации требования о предоставлении копии медицинских книжек, требование о предоставлении согласия на обработку персональных данных является законным и обоснованным, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

 

Согласно третьему доводу жалобы, аукционная документация Заказчика содержит чрезмерные и ограничивающие требования к участникам закупки, а именно:

1.1. Податель жалобы указывает на наличие нарушений со стороны заказчика, выраженные в том, что «в таблице раздела 2.1 Технического задания указано «Очистка от снега (вывоз снега) ежедневно в рабочие дни с 07:00 (время местное)», в то же время ниже по тексту Технического задания установлено:

«Очистка территории с помощью специальной техники начинается по заявке Заказчика с момента подписания договора и производится в зависимости от погодных условий

Услуги должны оказываться обученным персоналом, на собственном транспорте и оборудовании, заправка ГСМ за счет Исполнителя

Вывоз снега начинается по заявке Заказчика (с согласованием даты и времени) производится в зависимости от погодных условий.

Услуги по вывозу оказываются по мере накопления снега на территории Заказчика»

Также, Заказчик давал разъяснение на запрос № 413859, размещенный на РТС-тендер» следующего содержания: «В пункте 2.1 технического задания «Описание услуг по очистке территории» в зимний период от снега (вывоз снега) ежедневно в рабочие дни с 07:00 (время местное) удалили фразу «вывоз снега». Имеется в виду ежедневная очистка территории от снега с 07:00. Вывоз снега осуществляется по мере накопления его на территории заказчика. Далее по тексту.

Еще в таблице 2.1 Технического задания указано: «–посыпка каменной крошкой или другим реагентом пешеходной зоны, места въезда и выезда с территории в гололед», а ниже по тексту Технического задания иная информация: «* Въезд на территорию и выезд должны быть очищены от наледи и снега, посыпаны песком», ссылается на то, что требования технического задания противоречат друг другу и создают возможность для недобросовестных действий Заказчика при исполнении договора. Заказчик вводит в заблуждение участников закупки».

Указанный довод Комиссия Мурманского УФАС России признает несостоятельным, так как в отношении данного запроса даны разъяснения и ГОУП «УСДЦ» сообщало, что очистка территории от снега осуществляется ежедневно в рабочие дни с 07:00 (по местному времени). Исполнитель начинает осуществлять услугу по очистке территории от снега с момента поступления заявки Заказчика.

Относительно предполагаемого наличия противоречащих требований по посыпке Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что, в первую очередь, Заказчику необходимо создать условия для безопасного и беспрепятственного прохода граждан к социально-значимому объекту, включая организацию подъездных путей. В данном случае Заказчику необходимо исключить образование гололеда. Исполнителю необходимо обеспечить посыпкой пешеходную зону, места въезда и выезда с территории в гололед.

Комиссия также полагает, что установление данных требований в техническом задании не создает преимущественного положения кому-либо из участников торгов, не нарушает процедуру проведения торгов и не нарушает нормы закона о закупках.

 

1.2. Податель жалобы указывает на наличие нарушений со стороны заказчика, выраженные в том, что «заказчиком установлено в разделе 2.1 Технического задания требование, не относящееся к предмету закупки: «Технические средства и оборудование должны иметь оригиналы технических паспортов, инструкции по эксплуатации на русском языке».

Комиссия Мурманского УФАС России признает данный довод жалобы несостоятельным, так как требование по наличию у исполнителя услуг оригиналов технических паспортов, инструкций по эксплуатации, не является условием допуска заявки. Кроме того, данное требование не является основанием для отклонения заявки, и не приводит к ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.

1.3.     Податель жалобы указывает на наличие нарушений со стороны заказчика, выраженные в том, что «в разделе 4.1 Технического задания установлено: «Исполнитель обязан обеспечить объект Заказчика дополнительным персоналом в дни проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятии», однако не указаны количество дополнительного персонала и план мероприятий, в связи с чем, невозможно рассчитать себестоимость оказания услуг. Требование создает условия для недобросовестного поведения Заказчика при исполнении договора».

Комиссия Мурманского УФАС России признает данный довод жалобы несостоятельным, поскольку Заказчиком были даны разъяснения от 14.11.2021 г (запрос № 413859 от 14.11.2021 п.7) о том, что во время проведения культурно-массовых мероприятий (концерты, спортивные соревнования с участием зрителей на трибунах), дополнительно необходимо направить не менее 5 человек.

Комиссия также полагает, что установление данных требований в техническом задании не создает преимущественного положения кому-либо из участников торгов, не нарушает процедуру проведения торгов и нормы Закона о закупках.

1.4. Податель жалобы указывает на наличие нарушений со стороны заказчика, выраженные в том, что «в таблице раздела 5 Технического задания Заказчиком не установлен объем товара, используемого при оказании услуг. Установлено лишь постоянное наличие и по потребности заказчика. Данное требование не позволяет рассчитать себестоимость оказания услуг и создает условия для недобросовестного поведения Заказчика при исполнении договора».

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг соответствующими видами и категориями юридических лиц, к которым относится ГОУП «УСДЦ».

Заказчик может руководствоваться принципом свободы договора, закрепленного в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, согласно которому стороны договора свободны в определении любых условий договора, кроме противоречащих закону и кроме тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (см. также ст. 422 ГК РФ), с учетом существа способа закупки.

Комиссия Мурманского УФАС России признает данный довод жалобы несостоятельным, поскольку Закон о закупках не содержит требований, обязывающих Заказчика предоставлять сведения относительно расчета себестоимости оказываемых услуг.

Принимая во внимание положения, установленные п. 1 ст. 407 ГК РФ, ст. 783 ГК РФ, услуга оказывается иждивением Исполнителя - из его материалов, его силами и средствами. Соответственно, объем используемых средств и материалов определяется Исполнителем самостоятельно (исходя из объемов, необходимых для целей оказания услуги), а их стоимость входит в состав стоимости оказываемых услуг.

Аналогичные правила установлены п. 2.1.8. Проекта Договора.

В этой связи, данные доводы не свидетельствуют о нарушении прав Заказчика.

При этом дополнительно необходимо учитывать, что предметом проводимой Закупки является оказание услуг, а не поставка товара, используемого при оказании услуг.

 

          Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <...> на действия ГОУП «Универсальный спортивно-досуговый центр» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по комплексной уборке объектов ГОУП «УСДЦ» (Ледовый дворец, Плавательный бассейн) (номер извещения 32110774579) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                 Н.А. Калитина

 

Члены комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                 А.В. Неплюева

 

                                                                                                                       И.Н. Попова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны