Решение №051/01/10-585/2023 решение от 5 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/01/10-585/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                                                                         город Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 05 декабря 2023 года.

 

            Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 051/01/10-585/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

            Председателя Комиссии – Ворониной К.Ф., заместителя руководителя Мурманского УФАС России;

            Членов Комиссии:

            Парасотченко А.В. – начальника отдела антимонопольного контроля Мурманского УФАС России;

            Яшиной О.Е. – заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Мурманского УФАС России,

рассмотрев дело № 051/01/10-585/2023 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Калган» (место нахождения: 184682, Россия, Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Флотская, д. 2; ОГРН 1025100748870; ИНН 5112700218) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном временном прекращении транспортировки сточных вод через канализационно-насосные станции, являющиеся частью централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области и находящиеся в собственности ООО «Калган»,

 при участии ведущего эксперта Мурманского УФАС России Поповой И.Н.,

 в присутствии представителя администрации муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области <...>, представителя унитарного муниципального производственного предприятия «Жилкомхоз» ЗАТО Александровск Мурманской области <...>., представителя ООО «Калган» <...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Мурманское УФАС России (далее – Управление) 08.06.2023 поступило заявление администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области (далее – Администрация) о наличии в действиях ООО «Калган» (далее - Общество) признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося во временном прекращении транспортировки сточных вод через канализационно-насосные станции, являющиеся частью централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области и находящиеся в собственности ООО «Калган».

Приказом руководителя Мурманского УФАС России от 08.09.2023 № 123/23 в отношении ООО «Калган» возбуждено дело № 051/01/10-585/2023 по признакам нарушения Обществом пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 051/01/10-585/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 08.09.2023 администрация муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области и унитарное муниципальное производственное предприятие «Жилкомхоз» ЗАТО Александровск Мурманской области привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя и третьего лица соответственно.

Заседание Комиссии по рассмотрению дела № 051/01/10-585/2023 о нарушении антимонопольного законодательства состоялось 19.10.2023.

Определением от 19.10.2023, на основании подпункта 3 части 1.1 статьи 47 и части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела № 051/01/10-585/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 21.11.2023 в 11 часов 00 минут в связи с необходимостью принятия заключения об обстоятельствах дела.  

            В соответствии с требованиями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 25.10.2023 Комиссией подготовлено заключение об обстоятельствах дела № 051/01/10-585/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Заключение).

В Заключении нашли отражение фактические и иные обстоятельства дела, установленные Комиссией; обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции; доказательства, на которых основаны выводы Комиссии, мотивы, по которым Комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

            Заключение направлено по месту нахождения ответчика, заявителя и третьего лица.

            В силу части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лицам, участвующим в деле, было дано право представить Комиссии пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

            К заседанию Комиссии, назначенном на 21.11.2023 в 11 часов 00 минут, письменных пояснений лицами, участвующими в деле, не представлено.

Вместе с тем, представитель ООО «Калган» <...>., не отрицая факт временного прекращения транспортировки сточных вод через канализационно-насосные станции, являющиеся частью централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области и находящиеся в собственности ООО «Калган», обратила внимание на то, что указанные действия Общества были вызваны бездействием органов местного самоуправления и гарантирующей организации по оплате услуг по транспортировке сточных вод.

            Комиссия Мурманского УФАС России, оценив доводы ООО «Калган», полагает, что они не опровергают сформированный в Заключении вывод о наличии в действиях ответчика признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев дело № 051/01/10-585/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, изучив представленные документы и сведения, проанализировав пояснения лиц, участвующих в деле, результаты анализа состояния конкуренции на товарном рынке, Мурманское УФАС России приходит к выводу о нарушении ООО «Калган» требований пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг водоотведения в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск путем неправомерного ограничения транспортировки сточных вод в г. Снежногорске Мурманской области в период с 25.05.2023 по 29.05.2023 и с 04.08.2023 по 06.08.2023.

В соответствии с пунктом 6.1.1 Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» Мурманское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определено, что к сферам деятельности субъектов естественной монополии относится водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Установлено, что ООО «Калган» осуществляет хозяйственную деятельность в сфере водоотведения с использованием указанных выше систем, следовательно, на Общество распространяются предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции запреты.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 44 Закона о защите конкуренции и Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен анализ состояния конкуренции в требуемом объеме, результаты которого оформлены Кратким отчетом (обзором) по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг водоотведения и приобщены к материалам дела.

Комиссией установлено, что в соответствии с Планом объектов водоотведения, расположенных на территории муниципального образования ЗАТО Александровск, г. Снежногорск Мурманской области, к указанным объектам относятся напорный коллектор от канализационно-напорной станции № 2 до жилого дома № 8 по ул. Октябрьская (инв. № 11028) и напорный коллектор от канализационно-насосной станции № 1 до жилого дома № 1/1 по ул. Победы (инв. № 11025). 

Канализационно-насосные станции №№ 1 и 2, расположенные по адресам: Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Победы, здание 10; ул. Октябрьская, здание 24А, и являющиеся частью централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области, находятся в собственности ООО «Калган».

Указанное обстоятельство подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленными в адрес Управления Администрацией, а также копиями Постановления главы Администрации «О согласии на совершение крупной сделки Унитарным муниципальным производственным предприятием «Жилкомхоз» ЗАТО г. Снежногорск» от 07.05.2009 № 533, Решения Совета депутатов ЗАТО город Снежногорск «О согласии на совершение крупной сделки Унитарным муниципальным производственным предприятием «Жилкомхоз» ЗАТО г. Снежногорск» от 08.05.2009 № 38, Свидетельств о государственной регистрации права от 22.10.2010 51-АВ 221227 и 51-АВ 221228.

Права Общества на указанные объекты зарегистрированы 22.10.2010.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов.

В статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении даны определения следующих понятий:

- водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

- гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

- канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

- организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;

- сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;

- транзитная организация - организация, осуществляющая эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

- транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 12 Закона о водоснабжении и водоотведении, органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Постановлением Администрации от 21.08.2019 № 449 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск» унитарное муниципальное производственное предприятие «Жилкомхоз» ЗАТО Александровск Мурманской области (далее – УМПП «Жилкомхоз») с 01.09.2019 наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск.

Согласно статье 11 Закона о водоснабжении и водоотведении, в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона.

Собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.

Частью 5 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведения установлено, что организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Транзитные организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод. Гарантирующая организация обязана оплачивать предусмотренные указанными договорами услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о водоснабжении и водоотведения, по договору по транспортировке сточных вод транзитная организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

Частью 2 указанной статьи определены существенные условия договора оказания услуг по транспортировке сточных вод.

Частью 5 статьи 17 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с типовым договором по транспортировке сточных вод, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно части 11 Закона о водоснабжении и водоотведении горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила) установлены критерии отнесения организаций к транзитным организациям (пункты 45(1) - 45(2) Правил).

Пунктом 46 Правил установлено, что заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, на основании положений Закона о водоснабжении и водоотведении и Правил, в исследуемых обстоятельствах ООО «Калган» является транзитной организацией.

Установлено, что между УМПП «Жилкомхоз» и ООО «Калган» заключен договор по транспортировке сточных вод от 01.09.2019.

В соответствии с условиями указанного договора транспортировки сточных вод, транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять транспортировку сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, а организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется оплачивать оказанные услуги в сроки, порядке и размере в соответствии с условиями договора.

В соответствии с пунктом 51 Правил, по договору по транспортировке сточных вод транзитная организация, осуществляющая эксплуатацию канализационных сетей, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия в целях обеспечения поддержания канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроля за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями Закона водоснабжении и водоотведении и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

Пунктом 52 Правил определены существенные условия договора по транспортировке сточных вод.

Установлено, что находящаяся в собственности Общества канализационно-насосная станция № 1 (далее – КНС № 1) обеспечивает транспортировку сточных вод от многоквартирного дома № 2 по ул. Победы, МБУДО «Дом детского творчества «Дриада», нежилого здания № 8 по ул. Победы в г. Снежногорск Мурманской области.

Находящаяся в собственности Общества канализационно-насосная станция № 2 (далее – КНС № 2) обеспечивает транспортировку сточных вод от многоквартирных домов №№ 5, 7, 9, 11, 13, 15, 21, 23, 25, 27, 29, 33, 35, 37 по ул. Павла Стеблина, №№ 8/6, 8, 10, 12, 14, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30 по ул. Октябрьская, № 5/4 по ул. Мира, ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН», МБДОУ «Детский сад № 7 «Пингвиненок», МБДОУ «Детский сад № 8 «Якорек», МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 269» в г. Снежногорске Мурманской области.

В соответствии с Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности границей балансовой принадлежности объектов централизованных систем водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организации является приемный колодец и запорная арматура по напорному коллектору, а также границы земельного участка. Границей эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организации является: со стороны организации водопроводно-канализационного хозяйства – канализационная сеть до приемного колодца и после запорной арматуры по напорному коллектору; со стороны транзитной организации – канализационная сеть после приёмного колодца, канализационно-насосная станция, канализационная сеть до запорной арматуры.

Согласно материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства, 22.05.2023 в адрес Администрации поступило уведомление ООО «Калган» (исходящий номер № 137 от 22.05.2023) о прекращении на основании пункта 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с 09 часов 25.05.2023 транспортировки сточных вод через канализационно-насосные станции №№ 1 и 2, расположенные по адресам: Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Победы, здание 10; ул. Октябрьская, здание 24А.

Основанием для прекращения транспортировки сточных вод и направления в адрес Администрации указанного уведомления послужило наличие у УМПП «Жилкомхоз» задолженности перед Обществом по договору транспортировки сточных вод.

Указанное уведомление рассмотрено на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности ЗАТО Александровск 25.05.2023.

Согласно Протоколу заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности ЗАТО Александровск № 4 от 25.05.2023, на заседании указанной комиссии присутствовали представители Общества.

Глава ЗАТО Александровск проинформировал членов комиссии и приглашенных лиц об уведомлении ООО «Калган» о временном ограничении транспортировки сточных вод через КНС № 1 и КНС № 2, и угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в случае реализация указанных действий; сообщил комиссии о планируемых действиях администрации в случае отключения насосов; сообщил руководителю ООО «Калган» о проверке законности решения о частичном ограничении транспортировки сточных вод, о своевременных ответах администрации на письма ООО «Калган», о невозможности взаимозачета в счет задолженности и подчеркнул необходимость решать споры хозяйствующих субъектов в арбитражном суде, не подвергая население г. Снежногорска угрозе возникновения массовых инфекционных заболеваний.

На заседании комиссии поднимались вопросы о последствиях введения указанного ограничения и мерах по их предотвращению.

И.о. генерального директора ООО «Калган» <...> проинформировала комиссию об отсутствии оплат гарантирующей организацией предусмотренных договором услуг по тарифам в сфере водоотведения.

Генеральный директор ООО «Калган» <...> сообщил о частичном ограничении транспортировки сточных вод (прикрытие задвижек с 09 часов 00 минут 25.05.2023 до начала выплат задолженности гарантирующей организацией), предложил создать график погашения задолженности по оплате услуг.

В соответствии с Актом обследования подвальных помещений и придомовых территорий многоквартирных домов №№ 22, 24, 26, 28 по ул. Октябрьская в г. Снежногорске от 25.05.2023, 25.05.2023 в 19 часов 00 минут проведено комиссионное обследование придомовых территорий и подвальных помещений указанных выше многоквартирных домов на предмет установления причин затопления подвальных помещений канализационными стоками.

В результате обследования установлено, что подвалы домов №№ 26 и 28 затоплены канализационными стоками в связи с нарушенной работоспособностью пропускной системы канализационных колодцев, находящихся в зоне ответственности УМПП «Жилкомхоз». Причиной затопления является неработоспособность системы водоотведения наружных сетей в результате отключения канализационной насосной станции. Внутридомовая канализация в рабочем состоянии, протечек не обнаружено, но в результате того, что наружные сети переполнены канализационными стоками, водоотведение не производится. Фактически услуга по водоотведению не предоставляется.   

Согласно Протоколу № 5 от 25.05.2023 заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности ЗАТО Александровск, проведенного в связи с подтоплением подвальных помещений многоквартирных домов в г. Снежногорск сточными водами и угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, 25.05.2023 в 19 часов 00 минут произведено обследование придомовых территорий и подвальных помещений общего имущества многоквартирных домов №№ 22, 24, 26, 28 по ул. Октябрьская г. Снежногорск на предмет выявления причины затопления подвальных помещений канализационными стоками.

22.05.2023 ООО «Калган» в адрес администрации ЗАТО Александровск направлено уведомление о временном ограничении транспортировки сточных вод через КНС № 1, КНС № 2 с 09 часов 00 минут 25.05.2023, подписанное и.о генерального директора <...>., по причине наличия задолженности УМПП «Жилкомхоз» перед ООО «Калган».

Приведенные факты, по мнению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности ЗАТО Александровск, свидетельствуют, что затопление могло произойти по причине нарушения работоспособности пропускной системы канализационных колодцев вследствие отключения канализационной насосной станции (КНС).

По мнению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности ЗАТО Александровск, действия ООО «Калган» создают угрозу ущемления прав и интересов неограниченного круга лиц, добросовестных плательщиков, образовательных учреждений, медицинских организаций, жителей многоквартирных домов на получение коммунальной услуги по водоотведению.

Кроме того, на заседании указанной комиссии поднимались вопросы о последствиях введения ограничения водоотведения и мерах по их предотвращению.

В соответствии с Актом обследования объектов водоотведения г. Снежногорска от 25.05.2023, во исполнение протокольного решения Комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации ЗАТО Александровск от 25.05.2023, проведено обследование объектов водоотведения в районе жилых домов №№ 24 и 26 по ул. Октябрьская в г. Снежногорск.

В ходе обследования установлено следующее.

На земельном участке с кадастровым номером 51:21:0020102:26 расположено здание КНС № 2, находящееся в собственности ООО «Калган», а также инженерные коммуникации - часть канализационной сети в районе жилых домов по ул. Павла Стеблина дома №№ 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37), ул. Октябрьская (дома №№ 18, 22, 24, 26, 28, 32), зданий по ул. Октябрьская (дома №№ 20, 30 (инв. № 11051, кадастровый номер 51:21:0020102:2606)), находящейся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск и переданной в хозяйственное ведение гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения г. Снежногорск УМПП «Жилкомхоз».

Земельный участок, на котором расположены указанные объекты, является муниципальной собственностью ЗАТО Александровск и предоставлен в аренду ООО «Калган» (договор от 24.04.2017 № СМЗ17-0023).

В соответствии с условиями договора арендодатель имеет право на беспрепятственный доступ на территорию арендуемого земельного участка.

Членами комиссии осуществлен доступ на территорию участка к расположенному там колодцу, являющемуся частью канализационной сети гарантирующей организации в сфере водоотведения. В результате осмотра установлено, что запорная арматур (задвижка), расположенная в канализационном колодце, перекрыта, в результат чего канализационные стоки не поступают на КНС № 2, что является причиной подтопления подвалов многоквартирных жилых домов. Для предотвращения аварийной ситуации работниками УМПП «Жилкомхоз» произведено открытие задвижки, проверена работа канализационных колодцев. Визуально установлено возобновление работы канализационной сети.

Вместе с тем, неустановленным лицом, предположительно работником ООО «Калган», вновь произведены действия по закрытию запорной арматуры, ведущие к ограничению работы канализационно-насосной станции.

На территорию КНС № 2 прибыл директор ООО «Калган» <...>., который воспрепятствовал повторному доступу на территорию земельного участка, утверждая, что канализационный колодец и запорная арматура являются собственностью ООО «Калган.

Комиссия, проводившая обследования объектов водоотведения, пришла к следующим выводам: запорная арматура (задвижка) является частью канализационной сети в районе жилых домов по ул. Павла Стеблина (дома №№ 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37), ул. Октябрьская (дома №№ 18, 22, 24, 26, 28, 32), зданий по ул. Октябрьская (дома №№ 20, 30 (инв. № 11051, кадастровый номер 51:21:0020102:2606)), находящейся в собственности муниципального образования ЗАТО Александровск.

Неустановленными лицами из числа сотрудников ООО «Калган» осуществлено вмешательство в функционирующую систему водоотведения, оборудование которой расположено за пределами насосной станции, находящейся в собственности ООО «Калган», обеспечивающую водоотведение в 23 многоквартирных домах, 3 образовательных учреждениях и ГОАУСОН «Полярнинский КЦСОН».

Согласно Акту обследования подвальных помещений многоквартирных домов №№ 26, 28 по ул. Октябрьская в г. Снежногорске от 26.05.2023, 26.05.2023 в 09 часов 00 минут проведено комиссионное обследование подвальных помещений указанных выше многоквартирных домов после затопления подвальных помещений канализационными стоками.

В результате обследования установлено, что внутридомовая канализация в исправном состоянии, работоспособность пропускной системы канализационных колодцев восстановлена.

Согласно Протоколу № 6 от 28.05.2023 заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности ЗАТО Александровск, проведенному в связи с подтоплением подвальных помещений многоквартирных жилых домов в г. Снежногорск сточными водами, 28.05.2023 от ООО «УК «Сайда» поступила информация о затоплении сточными водами подвальных помещений г. Снежногорска по ул. Октябрьская, дома №№ 24 и 28.

По мнению указанной комиссии, данные факты свидетельствуют о том, что затопление могло произойти по причине нарушения работоспособности пропускной системы канализационных колодцев вследствие отключения канализационной насосной станции (КНС № 2).

Указанная комиссия пришла к выводу, что действия ООО «Калган», связанные с ограничением водоотведения, создают угрозу ущемления прав и интересов неограниченного круга лиц, добросовестных плательщиков, образовательных учреждений, медицинских организаций, жителей многоквартирных домов на получение коммунальной услуги по водоотведению.

На заседании поднимались вопросы о последствиях введения ограничения водоотведения и мерах по их предотвращению.

В соответствии с Актом обследования объектов водоотведения г. Снежногорска от 28.05.2023, во исполнение протокольного решения Комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации ЗАТО Александровок от 28.05.2023, проведено обследование объектов водоотведения в районе жилых домов № 24 и 26 по ул. Октябрьская в г. Снежногорск.

В ходе обследования установлено следующее.

На земельном участке с кадастровым номером 51:21:0020102:26 расположено здание КНС № 2, находящееся в собственности ООО «Калган», а также инженерные коммуникации - часть канализационной сети в районе жилых домов по ул. Павла Стеблина, (дома №№ 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37), ул. Октябрьская (дома №№ 18, 22, 24, 26, 28, 32), зданий по ул. Октябрьская (дома №№ 20, 30 (инв. № 11051, кадастровый номер 51:21:0020102:2606)), находящейся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск и переданной в хозяйственное ведение гарантирующей организаций в сфере водоснабжения и водоотведения г. Снежногорск УМПП «Жилкомхозх».

Земельный участок, на котором расположены указанные объекты, является муниципальной собственностью ЗАТО Александровск и предоставлен в аренду ООО «Калган» (договор от 24.04.2017 № СМ317-0023). В соответствии с условиями договора арендодатель имеет право на беспрепятственный доступ на территорию арендуемого земельного участка.

Членами комиссии осуществлен доступ на территорию участка к расположенному на ней колодцу, являющемуся частью канализационной сети гарантирующей организации в сфере водоотведения. В результате осмотра установлено, что запорная арматура (задвижка), расположенная в канализационном колодце, перекрыта, в результате чего канализационные стоки не поступают на КНС № 2, что является причиной подтопления подвалов многоквартирных жилых домов. Для предотвращения аварийной ситуации работниками УМПП «Жилкомхоз» приняты меры по открытию задвижки с целью возобновления работы канализационной сети.

Однако, открыть запорную арматуру не удалось, возможно по причине срыва резьбового соединения, находящегося в колодце, подтопленном канализационными стоками.

По результатам обследования указанная комиссия пришла к выводу, что запорная арматура (задвижка) является частью канализационной сети в районе жилых домов по ул. Павла Стеблина (дома №№. 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37), ул. Октябрьская (дома №№ 18, 22, 24, 26, 28, 32), зданий по ул. Октябрьская (дома №№ 20, 30 (инв. № 11051, кадастровый номер 51:21:0020102:2606)), находящейся в собственности муниципального образования ЗАТО Александровск,

Принято решение гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения г. Снежногорск УМПП «Жилкомхоз» обратиться в ОМВД России по ЗАТО Александровск с заявлением о проведения проверки законности ограничений услуг водоотведения транзитной организацией ООО «Калган».

В соответствии с Актом обследования подвальных помещений и придомовых территорий многоквартирных домов №№ 22, 24, 26, 28 по ул. Октябрьская в г. Снежногорске от 29.05.2023, 29.05.2023 в 09 часов 00 минут проведено комиссионное обследование придомовых территорий и подвальных помещений указанных выше многоквартирных домов на предмет установления причин затопления подвальных помещений канализационными стоками.

В результате обследования установлено, что подвалы домов №№ 26 и 28 затоплены канализационными стоками в связи с нарушенной работоспособностью пропускной системы канализационных колодцев, находящихся в зоне ответственности УМПП «Жилкомхоз». Причиной затопления является неработоспособность системы водоотведения наружных сетей в результате отключения канализационной насосной станции (КНС № 2). Внутридомовая канализация в рабочем состоянии, протечек не обнаружено, но в результате того, что наружные сети переполнены канализационными стоками водоотведение не производится. Фактически услуга по водоотведению не предоставляется.

Кроме того, согласно материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства 15.06.2023 в адрес Администрации поступило уведомление ООО «Калган» (исходящий номер № 163 от 15.06.2023) о прекращении на основании пункта 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с 09 часов 20.06.2023 транспортировки сточных вод через канализационно-насосные станции №№ 1 и 2, расположенные по адресам: Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Победы, здание 10; ул. Октябрьская, здание 24А.

Основанием прекращения транспортировки сточных вод и направления в адрес Администрации указанного уведомления послужило наличие у УМПП «Жилкомхоз» задолженности перед Обществом по договору транспортировки сточных вод.

Указанное уведомление рассмотрено на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности ЗАТО Александровск 16.06.2023.

На заседании указанной комиссии поднимались вопросы о последствиях введения ограничения водоотведения и мерах по их предотвращению.

Кроме того, согласно представленным в адрес Управления документам, 02.08.2023 в адрес Администрации поступило уведомление ООО «Калган» (исходящий номер № 190 от 02.08.2023) о прекращении на основании пункта 8 части 3 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с 12 часов 03.08.2023 транспортировки сточных вод через канализационно-насосные станции №№ 1 и 2, расположенные по адресам: Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Победы, здание 10; ул. Октябрьская, здание 24А.

Основанием прекращения транспортировки сточных вод и направления в адрес Администрации указанного уведомления послужило наличие у УМПП «Жилкомхоз» задолженности перед Обществом по договору транспортировки сточных вод.

Указанное уведомление рассмотрено на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности ЗАТО Александровск 05.08.2023.

Согласно протоколу № 9 от 05.08.2023 заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности ЗАТО Александровск, глава ЗАТО Александровск проинформировал членов комиссии о начале залива подвальных помещений города Снежногорска по улице Октябрьская дом 28 по причине перелива с дренажных колодцев канализационных вод и необходимости принятия мер по предупреждению угрозы чрезвычайной ситуации связанной с нарушением водоотведения и возможном частичном отключении холодного водоснабжения; сообщил комиссии о полученном уведомлении от 02.08.2023 № 190 от ООО «Калган» «О неисполнении обязательств гарантирующей организацией, определенной для централизованной системы водоотведения города Снежногорск ЗАТО Александровск» о временном (частичном) ограничении с 12 час. 00 минут «03» августа 2023 года транспортировки сточных вод через канализационно-насосные станции № 1 и № 2, расположенные по адресам: Мурманская область, город Снежногорск, улица Победы, здание № 10, улица Октябрьская, здание № 24А, до устранения обязательств, явившихся причиной такого ограничения (полной оплаты задолженности), 03.08.2023 ограничения не были введены.

По сведениям предоставленным УМПП «Жилкомхоз» 04.08.2023 в 17:33 ООО «Калган» произведена остановка КНС № 2. Транспортировка сточных вод от жилых домов, расположенных, по адресу: г. Снежногорск, ул. Октябрьская не производится. Канализационный колодец, расположенный перед КНС № 2 переполнен, далее сточные воды будут поступать в подвалы вышеуказанных жилых домов. По состоянию на 19.30 04.08.2023 уровень сточных вод в канализационном колодце поднялся.

На заседании комиссии поднимались вопросы о последствиях введения ограничения водоотведения и мерах по их предотвращению.

В соответствии с Актом обследования подвальных помещений и придомовой территории многоквартирного дома № 28 по ул. Октябрьская в г. Снежногорске от 05.08.2023, 05.08.2023 примерно в 14 часов 00 минут проведено комиссионное обследование придомовой территории и подвальных помещений указанного выше многоквартирного дома на предмет установления причин затопления подвальных помещений канализационными стоками.

В результате обследования установлено, что подвал дома № 28 затоплен канализационными стоками в связи с нарушенной работоспособностью пропускной системы канализационных колодцев, находящихся в зоне ответственности УМПП «Жилкомхоз». Причиной затопления является отключение канализационно-насосной станции (КНС-2). Внутридомовая канализация в рабочем состоянии, протечек не обнаружено. Водоотведение осуществляется УМПП «Жилкомхоз» с помощью помпы.

Из поступившего в адрес Управления письма Прокуратуры Кольского района от 08.09.2023 № 20470008-484-2023/Исорг452-23 следует, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства при организации предоставления коммунальных услуг по водоотведению на территории г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что водоотведение (транспортировка сточных вод) на территории г. Снежногорска ЗАТО Александровск осуществляется посредством сетей водоотведения, а также двух канализационно-насосных станций № 1 и № 2, расположенных по адресам Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Победы, здание 10 и ул. Октябрьская, здание 24А, соответственно.

Канализационные сети города Снежногорска Мурманской области принадлежат на праве хозяйственного ведения УМПП «Жилкомхоз» ЗАТО Александровск.

Канализационно-насосные станции (КНС № 1 и КНС № 2) принадлежат ООО «Калган» на праве собственности (Свидетельства о регистрации права от 22.10.2010 51-АВ 221228, 51-АВ 221227).

На основании постановления администрации ЗАТО Александровск от 21.08.2019 № 1499 УМПП «Жилкомхоз» ЗАТО Александровск с 01.09.2019 определена гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения г. Снежногорска.

Согласно договору по транспортировке сточных вод, заключенного между УМПП «Жилкомхоз» и ООО «Калган» от 01.09.2019 границей эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства (УМПП «Жилкомхоз») и транзитной организации (ООО «Калган») является со стороны Предприятия - канализационная сеть до приемного колодца и после запорной арматуры по напорному коллектору; со стороны ООО «Калган» -канализационная сеть после приемного колодца, канализационно-насосная станция, канализационная сеть до запорной арматуры. Запорная арматура (задвижка) является частью канализационной сети в районе жилых домов по ул. Павла Стеблина (дома №№ 21, 23, 25, 27, 31, 33, 35, 37), ул. Октябрьская (дома №№ 18, 22, 24, 26, 28, 32), зданий по ул. Октябрьская (дома №№ 20, 30 (инв. № 11051), кад. № 51:21:0020102:2606), находящейся в собственности муниципального образования ЗАТО Александровск.

Кроме того, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что 02.08.2023 года в адрес Администрации и УМПП «Жилкомхоз» поступило уведомление от ООО «Калган», согласно которому в связи с имеющейся задолженностью УМПП «Жилкомхоз» за транспортировку сточных вод в размере 23 962 384,32 рублей, в период с 12 часов 00 минут 03.08.2023 планируется прекращение транспортировки сточных вод через канализационно-насосные станции № 1 и № 2, расположенные по адресам Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Победы, здание 10, ул. Октябрьская, здание 24А, до полной оплаты вышеуказанной задолженности на основании подпункта 8 пункта 3 статьи 21 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

03.08.2023 с 12:00 часов до 23 часа 59 минут прекращение транспортировки сточных вод через канализационно-насосные станции № 1 и № 2 не производилось.

04.08.2023 в 17 часов 33 минуты сотрудниками УМПП «Жилкомхоз» установлено, что ООО «Калган» произведена остановка КНС № 2, соответственно не производится транспортировка сточных вод от жилых домов, расположенных, в первую очередь по адресу: г. Снежногорск, ул. Октябрьская, д. 24 и д. 26. Канализационный колодец, расположенный перед КНС № 2 переполнен, далее сточные воды будут поступать в подвалы вышеуказанных жилых домов.

По состоянию на 19 часов 30 минут 04.08.2023 уровень сточных вод в канализационном колодце поднялся. В результате отключения канализационной насосной станции (КНС № 2) по причине неработоспособности системы водоотведения наружных сетей произошло подтопление подвальных помещений многоквартирных домов №№ 26, 28 по ул. Октябрьская, г. Снежногорск.

В связи с переполнением канализационных линий УМПП «Жилкомхоз» было вынуждено заключить Договор с ГОУП «Мурманскводоканал» на аренду автомобиля с экипажем на откачку сточных вод, который с 05.08.2023 выкачивал сточные воды из приемного колодца, расположенного у канализационной станции №2.

Фактически приостановление работоспособности канализационной системы, ограничение водоотведения системы было произведено действиями генерального директора ООО «Калган» с 17 часов 33 минут 04.08.2023 до 18 часов 00 минут 06.08.2023.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Калкан», представленными в адрес Управления, задолженность УМПП «Жилкомхоз» по договору по транспортировке сточных вод по состоянию на 20.06.2023 года без учета начисленных неустоек составляла 29 822 704,80 (двадцать девять миллионов восемьсот двадцать две тысячи семьсот четыре рубля 80 копеек).

При этом, 25.05.2023 года транспортировка сточных вод через канализационно-насосные станции №№ 1 и 2 в г. Снежногорске не прекращалась.

Временное (частичное) ограничение транспортировки сточных вод через канализационно-насосную станцию № 2 вводилось 25.05.2023 года и 04.08.2023 года, о чем в адреса главы Администрации, директора УМПП «Жилкомхоз», руководителя Межрегионального управления № 120 ФМБА России, руководителя ФГКУ «Специальное управление ФПС № 48 МЧС России» и прокурора Кольского района направлялись уведомления № 137 от 22.05.2023 года и № 190 от 02.08.2023 года.

Меры по введению временного (частичного) ограничения были вынужденными, так как орган местного самоуправления ни разу не организовал совещания по факту неисполнения гарантирующей организацией своих обязательств, в том числе по оплате услуг Общества.

Частичное ограничение было осуществлено на 30 %.

Документы, подтверждающие введение частичного ограничения транспортировки сточных вод, отсутствуют. Акты об окончании частичного ограничения транспортировки сточных вод также отсутствуют.

Таким образом, на основании имеющихся в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о доказанности фактов ограничения ООО «Калган» транспортировки сточных вод в г. Снежногорске Мурманской области в период с 25.05.2023 по 29.05.2023 и с 04.08.2023 по 06.08.2023.

Факт ограничения ООО «Калган» транспортировки сточных вод в г. Снежногорске Мурманской области 20.06.2023 не нашел своего подтверждения.

При этом, участвовавшие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства представители ООО «Калкан» факт ограничения транспортировки сточных вод в г. Снежногорске Мурманской области в период с 25.05.2023 по 29.05.2023 и с 04.08.2023 по 06.08.2023 не отрицали. Указали, что причиной введенных ограничений послужила задолженность УМПП «Жилкомхоз» по договору транспортировки сточных вод. Технологической необходимости введения ограничения, связанной с работой канализационно-насосных станций, не имелось.

Представителями Администрации и УМПП «Жилкомхоз» документы, подтверждающие ограничение транспортировки сточных вод в г. Снежногорске Мурманской области 20.06.2023, не представлены. 

Согласно пункту 60 Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 21 Закона о водоснабжении и водоотведении установлены случаи и порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения.

При этом, в соответствии с названной нормой закона, временное прекращение или ограничение водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод вправе осуществлять лишь организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

ООО «Калган» в соответствии с положениями Закона о водоснабжении и водоотведении и Правил не является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, имея при этом статус транзитной организации, а, следовательно, не наделено правом временно прекращать или ограничивать транспортировку сточных вод.

В соответствии с пунктом 53 Правил, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства обязательств по оплате договора по транспортировке сточных вод транзитная организация вправе потребовать от организации водопроводно-канализационного хозяйства уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении в случаях, предусмотренных пунктом 8 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.

Из содержания указанной нормы не следует, что в отношении граждан, добросовестно производящих платежи, возможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии из-за наличия спора между организациями, состоящими в технологической цепочке.

Вместе с тем УМПП «Жилкомхоз», являясь с одной стороны организацией-потребителем, в то же время выступает посредником между ООО «Калган» и гражданами - жителями г. Снежногорска ЗАТО Александровск, обеспечивая население коммунальными услугами по водоотведению.

Ограничивая транспортировку сточных вод, ООО «Калган» одновременно нарушает права и интересы граждан-потребителей, большинство из которых добросовестно выполняет свои обязанности по оплате коммунальных ресурсов.

В силу части 8 статьи 21 Закона о водоснабжении и водоотведении особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 121 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

При этом, наличие оснований, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «д» пункта 115 и пунктом «б» пункта 117 Правил № 354 при введении ограничения водоотведения со стороны ООО «Калган» на территории г. Снежногорска не установлено.

Учитывая изложенное, ООО «Калган» неправомерно ограничивало транспортировку сточных вод в г. Снежногорске Мурманской области.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление), к положениям Гражданского кодекса, которые образуют основу антимонопольного законодательства, относятся в том числе положения о признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (пункт 1 статьи 1); о добросовестности действий участников гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения, в том числе использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке (пункты 3 и 4 статьи 1, пункт 1 статьи 10).

Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 3, пунктов 5 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции его действие распространяется на хозяйствующих субъектов (российских и иностранных юридических лиц, включая некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность) при ведении экономической деятельности в качестве участников рынков.

В соответствии с пунктом 10 Постановления, Закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона), при совершении хозяйствующими субъектами актов недобросовестной конкуренции (пункт 9 статьи 4, статьи 14.1 - 14.8 Закона).

В тех случаях, когда Закон о защите конкуренции связывает применение его положений с наличием неопределенного круга потребителей (например, часть 1 статьи 10 Закона), судам необходимо исходить из того, что возможность точного определения числа потребителей на определенный момент не имеет значения для целей применения антимонопольных запретов. В названных случаях необходимо оценивать потенциальную возможность нарушения в целом прав потребителей как участников рынка (отдельных групп потребителей) с учетом характера допущенных соответствующим субъектом нарушений, наступивших последствий или последствий, которые могут наступить в будущем.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 11 Постановления указано, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Кроме того, как следует из Постановления,  при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, судам наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

В соответствии с пунктом 13 Постановления,  силу пунктов 3 - 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением могут быть признаны действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, не связанные непосредственно с порядком ценообразования, в частности: навязывание при заключении договора невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора; необоснованное сокращение (прекращение) производства товара; отказ либо уклонение такого субъекта от заключения договора; создание им дискриминационных условий.

Прекращение реализации товара определенному покупателю, всем покупателям или их определенной группе, в том числе в связи с прекращением производства, и (или) уклонение от заключения договора с ними могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением со стороны хозяйствующего субъекта - продавца по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 и 8 части 1 статьи 10 Закона, и тогда, когда эти действия (бездействие) влекут за собой устранение конкуренции на том смежном рынке, на котором с использованием данного товара осуществляет свою деятельность покупатель (покупатели), что предвидел или должен был предвидеть доминирующий субъект на момент совершения им названных действий.

ООО «Калган», занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг водоотведения в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск, неправомерно ограничивало транспортировку сточных вод в г. Снежногорске Мурманской области в период с 25.05.2023 по 29.05.2023 и с 04.08.2023 по 06.08.2023.

Указанные действия ООО «Калган» явились возможными вследствие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке услуг водоотведения в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск.

Действия ООО «Калган» были направлены на использование своего доминирующего положения с целью повлиять на действия гарантирующей организации по оплате образовавшейся задолженности.

Указанную направленность своих действий по ограничению транспортировки сточных вод ООО «Калган» не отрицает.

Изложенные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют о признаках нарушения ООО «Калган» требований пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции основания прекращения рассмотрения дела Комиссией не установлены. 

В силу статьи 41.1 Закона о защите конкуренции, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Срок давности рассмотрения дела № 051/01/10-585/2023 о нарушении антимонопольного на дату принятия решения не истек.

Кроме того, в исследуемых обстоятельствах Комиссия усматривает основания для выдачи ООО «Калган» предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела № 051/01/10-585/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Калган» (место нахождения: 184682, Россия, Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Флотская, д. 2; ОГРН 1025100748870; ИНН 5112700218) факт нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг водоотведения в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск, путем неправомерного ограничения транспортировки сточных вод в г. Снежногорске Мурманской области в период с 25.05.2023 по 29.05.2023 и с 04.08.2023 по 06.08.2023.

2. Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Калган» (место нахождения: 184682, Россия, Мурманская область, г. Снежногорск, ул. Флотская, д. 2; ОГРН 1025100748870; ИНН 5112700218) предписание о прекращении нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке услуг водоотведения в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений централизованной системы водоотведения города Снежногорска ЗАТО Александровск.

4. Материалы дела № 051/01/10-585/2023 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу Мурманского УФАС России для инициирования в отношении ООО «Калган» и виновного должностного лица ответчика дел об административных правонарушениях по факту нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               К.Ф. Воронина

 

Члены Комиссии                                                                                            А.В. Парасотченко

                                                     

                                                                                                                            О.Е. Яшина

                                                                                                                           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны