Постановление б/н Постановление по делу № 051/04/9.21-557/2019 от 15 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 051/04/9.21-557/2019
об административном правонарушении

15 августа 2019 года                                                                                           г. Мурманск

Заместитель руководителя Мурманского УФАС России Попова Ирина Николаевна, рассмотрев на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) протокол по делу № 051/04/9.21-557/2019 об административном правонарушении от 25.07.2019 и материалы дела № 051/04/9.21-557/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица - акционерного общества «Оборонэнерго» (адрес юридического лица: ул. Русаковская, д. 13, стр.19, 21-25, г. Москва, 107140; ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225, КПП 770801001, дата присвоения ОГРН: 30.04.2009) (далее также - Общество) по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Объективная сторона административного правонарушения и его квалификация

В Мурманское УФАС России обратилась гр. <...> (далее - Заявитель) с заявлением в отношении Общества по вопросу нарушения срока технологического присоединения, установленного договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 95/18-пр от 02.04.2018.

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (статья 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (статья 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила № 861).

Пункт 3 Правил № 861 обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.

Пункт 6 Правил № 861 устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу части 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать существенные условия, определенные пунктом 16 Правил № 861, в том числе срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный подпунктом «б» указанного пункта правил, а именно: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления со стороны сетевой организации, как юридически сильной стороны, в отношениях с заявителем - физическим лицом.

Заявитель относится к категории лиц, указанных в пункте 14 Правил № 861.

Установлено, что Заявителем и Обществом в лице филиала «Северо-Западный» заключен договор № 95/18-пр от 02.04.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор), в соответствии с которым сетевой организации надлежало выполнить технологическое присоединение принадлежащего Заявителю объекта, расположенного по адресу Мурманская обл., Печенгский район, н.п. Корзуново, ул. Уютная, кадастровый номер участка 51:03:0060102:1984.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению определен пунктом 5 Договора и составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть до 02.10.2018 (включительно).

Основанием для обращения Заявителя в антимонопольный орган послужило длящееся невыполнение Обществом обязательств по Договору.

Согласно сведений, представленных письмом Общества от 06.06.2019 № СЗФ/060/б/н, обязательства по Договору со стороны Общества не исполнены.

Выполнение технических условий со стороны Заявителя подтверждается актом № 95/18-пр/1 от 11.04.2019. Данным актом также подтверждается невыполнение технических условий со стороны Общества (см. пункт 6 акта).

Неисполнение Обществом обязательств по Договору в отношении объекта Заявителя противоречит требованиям пункта 3, подпункту «б» пункта 16 Правил № 861. При этом нарушение Обществом пункта 3 Правил № 861 носит длящийся (непрерывный) характер, так как Договор является действующим, у Общества сохраняется публично-правовая обязанность по его надлежащему исполнению.

Перечень мероприятий, выполняемых сторонами Договора содержится в  Технических условиях, являющихся приложением № 1 к Договору (далее - Технические условия). Технические условия являются неотъемлемой частью Договора.

Пунктом 10 Технических условий определены обязанности Общества, а пунктом 11 - обязанности Заявителя.

Согласно пункту 10.1 Технических условий Общество, помимо прочего, должно выполнить строительство кабельной линии ВЛ-0,4 кВ от КТП-27 АО «Оборонэнерго» пос. Корзуново Мурманской области.

В соответствии с пунктом 11.1 Технических условий к обязанностям Заявителя отнесено строительство кабельной линии КЛ (ВЛ)-0,4 кВ от опоры вновь строящейся ВЛ-0,4 кВ до вводного автоматического выключателя 0,4 кВ на наружной стене индивидуального жилого дома (хозяйственной пристройки).

Пунктом 16.3 Правил № 861 в части распределения обязательств по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в отношении лиц, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 правил, установлено, что заявителем исполняются обязательства только в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Требования к распределению обязанностей между сторонами по исполнению технических условий установлены также пунктом 25(1) Правил № 861 - мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.

Отнесение пунктом 11.1 Технических условий строительства кабельной линии КЛ (ВЛ)-0,4 кВ от опоры вновь строящейся ВЛ-0,4 кВ (кабельная линия сетевой организации) до вводного автоматического выключателя 0,4 кВ на наружной стене индивидуального жилого дома (энергопринимающее устройство объекта Заявителя) к обязанностям Заявителя содержит признаки возложения на Заявителя выполнения мероприятий за пределами границ его участка, что противоречит требованиям пунктов 16.3, 25(1) Правил № 861.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. 

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к  электрическим сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Постановлением Управления от 21.05.2018 № 05-04-18/17-1593 Общество было привлечено к административной ответственности за нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ по факту нарушения обязательных требований Правил № 861, на Общество был наложен административный штраф в размере 100 000 руб. Постановление вступило в законную силу 09.06.2018. Обязанность по уплате штрафа исполнена Обществом 06.09.2018 (платежное поручение № 6226 от 06.09.2018).

Постановлением Мурманского УФАС России от 24.12.2018 № 05-04-18/39-4126 Общество было привлечено к административной ответственности за нарушение части 2 статьи 9.21 КоАП РФ по факту нарушения обязательных требований Правил № 861, на Общество был наложен административный штраф в размере 600 000 руб.

Решением Арбитражного суда Мурманской области по делу № А42-34/2019 от 13.03.2019 постановление изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен до 300 000 руб. Решение Арбитражного суда Мурманской области по делу № А42-34/2019 от 13.03.2019 и постановление Мурманского УФАС России от 24.12.2018 № 05-04-18/39-4126 вступили в законную силу 26.03.2019. Постановление исполнено Обществом 30.04.2019.

Таким образом, в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ Общество во время совершения административного правонарушения считалось лицом, привлеченным к административной ответственности (подвергнутым наказанию) за нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В связи с чем деяния Общества в отношении Заявителя, противоречащие пунктам 3, подпункта «б» пункта 16, 16.3, 25(1) Правил № 861 содержат признак повторности и подлежат квалификации по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Материальными последствиями перечисленных действий Общества является длящееся по настоящее время нарушение прав Заявителя на надлежащее получение услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям и отсутствие возможности энергоснабжения объекта Заявителя.

На основании статьи 25.2 КоАП РФ к участию в деле в качестве потерпевшего привлечен заявитель - <...>.

Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере электроэнергетики, возникающие при технологическом присоединении к инфраструктурным сетям.

Время совершение административного правонарушения

Поскольку деяния Общества, нарушающие пункты 3, 16.3, 25(1) Правил № 861, носят длящийся противоправный характер, периодом вменяемого нарушения будет являться период времени с даты заключения Договора - 02.04.2018 по дату составления настоящего протокола - 25.07.2019.

Датой нарушения действиями Общества подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 будет являться 03.10.2018 (день следующий за днем истечения срока выполнения обязательств по договору).

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о естественных монополиях составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы  необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Таким образом сроки давности привлечения к административной ответственности за выявленные нарушения не истек.

Место совершения административного правонарушения: по месту нахождения филиала «Северо-Западный» АО «Оборонэнерго» по адресу: 191187, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 1 лит. А.

Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо - сетевая организация акционерное общество «Оборонэнерго» (адрес юридического лица: ул. Русаковская, д. 13, стр.19, 21-25, г. Москва, 107140; ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225, КПП 770801001, дата присвоения ОГРН: 30.04.2009).

В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно статье 4 указанного закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям являются сопутствующими деятельности по передаче электрической энергии и неразрывно связанными с ней, поскольку наличие отдельного вида экономической деятельности по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель фактически исключил такую возможность, установив требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение (пункт 10 Правил № 861).

Таким образом, Общество является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в том числе услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Субъективная сторона административного правонарушения

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемых обстоятельствах у Общества имелась возможность для соблюдения возложенных публично-правовых обязанностей и требований законодательства Российской Федерации. Доказательств объективной невозможности соблюдения требований Правил № 861 не установлено.

Таким образом, в действиях Общества усматриваются признаки виновного  совершения вменяемого административного нарушения.

По факту рассматриваемого административного правонарушения в отношении Общества был составлен протокол от 25.07.2019.

О времени и месте рассмотрения дела Общество уведомлено определением от 25.07.2019 № 05-04-19/557-2848.

Получение Обществом протокола и определения о времени и месте рассмотрения дела подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления 18301637009039, получение филиалом «Северо-Западный» Общества -  отчетом об отслеживании почтового отправления 18301637009046.

Получение потерпевшим протокола и определения о времени и месте рассмотрения дела подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления 18301637009053 и письмом от 09.08.2019. В письме потерпевший ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевший являются надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

Законный представитель Общества на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, защитника либо представителя не направил. Отводов, ходатайств, письменных пояснений, дополнительных доказательств, Обществом на рассмотрение дела не представлено.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ не установлены.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные статьей 4.3 КоАП РФ, не установлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Изучив обстоятельства дела в их совокупности, с учетом пренебрежительного отношения Общества к возложенным публично-правовым обязанностям, оснований для квалификации  действий Общества в качестве малозначительных не имеется.

Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

На основании изложенного, а также учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания тяжести совершенного нарушения, характер совершенного правонарушения, является возможным применить к правонарушителю размер взыскания ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями  4.1, 23.48, 29.10, 29.13 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо - акционерное общество «Оборонэнерго» (адрес юридического лица: ул. Русаковская, д. 13, стр.19, 21-25, г. Москва, 107140; ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225, КПП 770801001, дата присвоения ОГРН: 30.04.2009) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении пункта 3, подпункта «б» пункта 16, пунктов 16.3, 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, при заключении и исполнении договора № 95/18-пр об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.04.2018.

2. За совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на юридическое лицо - акционерное общество «Оборонэнерго» (адрес юридического лица: ул. Русаковская, д. 13, стр.19, 21-25, г. Москва, 107140; ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225, КПП 770801001, дата присвоения ОГРН: 30.04.2009) административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

3. Выдать акционерному обществу «Оборонэнерго» представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России)

ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810000000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской обл. г. Мурманск. БИК 044705001. Код ОКТМО  47701000. Код платежа 161 1 16 02010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства».

При уплате следует указать идентификатор начисления (УИН) 16100500000000189895.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, следует направить по факсу: (8152) 68-50-43.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа, в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя                                                                            И.Н. Попова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны