Постановление б/н Постановление от 5 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 051/04/14.9-400/2020

об административном правонарушении 

 

05 июня 2020 года                                                                                                   
г. Мурманск

 

Заместитель руководителя Мурманского УФАС России Попова И.Н., действующий на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол от 01.06.2020 г. по делу № 051/04/14.9-400/2020 об административном правонарушении, возбужденному в отношении должностного лица - министра строительства и территориального развития Мурманской области (на момент совершения правонарушения) <...>, при участии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении <...>, его защитника <...>, представившего доверенность 51 АА 1196768 от 25.05.2020 и паспорт гражданина РФ <...>,

УСТАНОВИЛ:

Событие административного правонарушения и его квалификация

В Мурманское УФАС России поступили материалы Прокуратуры Мурманской области, которой проведена проверка по обращениям депутатов Мурманской областной Думы <...> и <...> о возможном нарушении Министерством строительства и территориального развития Мурманской области законодательства при реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Установлено, что в рамках реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от № 485-ПП, и государственной программы Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона», утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от № 571-ПП, Министерством проведено 9 закупок: 3 в 2014 году (победители ЗАО «Центргазстрой», ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования Мурманской области», ОАО «Мурманскпромстрой»), 2 - в 2015 году (победители ООО «Аркаим», ЗАО «Центргазстрой»), 3 - в 2016 году (победитель ОАО «Мурманскпромстрой»), 1 - в 2017 году (победитель ОАО «Мурманскпромстрой»).

С 2016 года государственные контракты по результатам проведенных Министерством торгов заключались исключительно с ОАО «Мурманскпромстрой», которое являлось единственным участником аукционов.

Всего проведено четыре таких аукциона (реестровые номера закупок 0149200002316001145, 0149200002316003125, 0149200002316001730, 0149200002317000002) на общую сумму 577 млн. рублей.

Проверка показала, что аукционная документация для каждой из рассматриваемых закупок составлена под конкретные объекты, застройщиком которых являлось ОАО «Мурманскпромстрой».

Приказом Мурманского УФАС России № 70 от 14.12.2018 было возбуждено дело № 08-04/18-07 по признакам нарушения Министерством строительства и территориального развития части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов на право заключения государственного контракта на приобретение жилых помещений путём участия в долевом строительстве многоквартирного дома для граждан в рамках реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Мурманской области (извещения № 0149200002316001145, 0149200002316003125, 0149200002316001730, 0149200002317000002)

Из материалов дела следует, что порядок и методы обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) установлены в ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

В приложении 4 к тому 2 аукционной документации к закупке с № 0149200002316001145 (извещение от 01.04.2016) на приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома для граждан, проживающих на территории муниципального образования с.п. Териберка в домах, признанных в установленном порядке аварийными, в обосновании НМЦК указано, что в соответствии с частью 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ и методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567, для определения НМЦК был использован «иной» метод.

В силу ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

При непосредственном расчете НМЦК в этом же приложении аукционной документации указано, что постановлением Правительства Мурманской области от 01.10.2012 № 485-ПП «О программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2013-2017 годы» допускается приобретение (строительство) жилых помещений по цене, превышающей расчётную стоимость жилых помещений, утвержденную Программой - 41 000 рублей за кв. метр. Коммерческим предложением застройщиков в г.п. Кола максимальная стоимость одного квадратного метра площади квартиры определена в размере 53500,00 рублей.

При этом обоснование невозможности применения методов обоснования НМЦК, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, в аукционной документации не содержится.

Аналогичным образом обоснованы НМЦК закупок с реестровыми номерами 0149200002316003125, 0149200002316001730,0149200002317000002.

В Министерстве запрошены документы, на основании которых сделан расчет НМЦК, а в Комитете государственных закупок Мурманской области (далее Комитет) - о проведении Комитетом экспертизы обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с подпунктом 1 пункта 3.10 Порядка взаимодействия Комитета государственных закупок Мурманской области с государственными заказчиками Мурманской области и бюджетными учреждениями Мурманской области, осуществляющими закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 19.12.2013 № 747-ПП (далее также - Порядок).

Письмом от 28.08.2018 № 07-04/3961-ЛК Министерство сообщило, что обоснование стоимости участия в долевом строительстве подтверждается мониторингом цен жилья экономкласса на первичном рынке, а также сведениями о наличии земельных участков, предоставленных на территории 3 муниципальных образований под жилищное строительство, и сведениями о выданных администрациями разрешениях на строительство многоквартирных жилых домов.

При этом каких-либо документов, в которых содержатся сведения об источниках информации, на основании которых проведен мониторинг, либо иным образом зафиксирован расчет стоимости 1 кв. м. жилья, не представлено, а также не представлены коммерческие предложения застройщиков, на основании которых по информации, содержащейся в приложении 4 к тому 2 аукционной документации, рассчитана НМЦК.

Из объяснений, полученных 30.08.2018 в прокуратуре области от министра строительства и территориального развития Мурманской области <...>, следует, что НМЦК при проведении Министерством закупок в рамках реализации программ по переселению граждан из аварийного жилья рассчитана на основании сведений о стоимости строительства, полученных на основании сведений о выданных разрешениях на строительство на соответствующей территории и коммерческих предложений застройщиков, которые эти разрешения получили.

В подтверждение Министерством представлены коммерческие предложения ОАО «Мурманскпромстрой» от 15.02.2016 № 26 (для закупки №0149200002316001145 - дома в Коле), от 17.02.2016 № 31 (для закупки № 0149200002316001730 - дом в с.п. Териберка), от 11.05.2016 № 89 (для закупки № 0149200002316003125 - дом в Кандалакше), от 07.12.2016 б/н (для закупки № 0149200002317000002 - дом в п. Молочный) о стоимости квадратного метра жилого помещения в домах, которые строило или планировало строить общество, о планируемых сроках получения разрешения на строительство, о датах готовности строительной экспертизы, а также с указанием параметров квартир.

В силу подпункта 1 пункта 3.10 Порядка взаимодействия Комитета государственных закупок Мурманской области с государственными заказчиками Мурманской области и бюджетными учреждениями Мурманской области, осуществляющими закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 19.12.2013 № 747-ПП (в реакции, действующей на дату проведения рассматриваемых закупок), Комитет в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления заявки на закупку от заказчика или министерства (в случае осуществления закупки за счет средств областного бюджета) проводит экспертизу обоснования начальной (максимальной) цены и рассматривает документы, представленные в составе заявки на закупку.

Пунктом 3.12 Порядка установлено, что в случае необходимости получения дополнительной информации для проведения экспертизы обоснования начальной (максимальной) цены контракта на основании мотивированного обращения специалиста, осуществляющего экспертизу, срок рассмотрения документов может быть продлен решением руководителя Комитета до 20 (двадцати) рабочих дней.

Приказом Комитета от 29.12.2014 № 185 утвержден Регламент исполнения Комитетом государственных закупок Мурманской области функции по проведению экспертизы обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта (гражданско-правового договора) и ведению реестра проводимых закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Мурманской области и нужд областных бюджетных учреждений (далее -Регламент).

Согласно пункту 2.2.1.1. Регламента (в редакции от 17.02.2015) специалист Комитета, ответственный за проведение экспертизы цены, осуществляет проведение этой экспертизы, при необходимости осуществляет рассылку запросов потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в целях изучения ценовых предложений на закупаемые товары (работы, услуги).

Экспертное заключение вместе с материалами и сведениями, полученными в процессе осуществления экспертизы цены, хранится в деле по процедуре закупки (п. 2.2.6.).

Из Комитета сопроводительным письмом от 29.08.2018 № 25-02/800-СР поступили копии документов, на основании которых в соответствии с указанными нормами Порядка и Регламента специалистами Комитета проведена экспертиза обоснования НМЦК для рассматриваемых аукционов.

Анализ представленных документов позволяет сделать вывод о формальности проведения такой экспертизы.

Так, в качестве документа, на основании которого составлено Экспертное заключение обоснованности НМЦК от 28.04.2016 № 2910-ЭЦ для закупки № 0149200002316001730 представлено положительное заключение ГОАУ «Управление государственной экспертизы Мурманской области» от 26.04.2016 по экспертной оценке проектной (рабочей) документации (разделов проектной (рабочей) документации) и (или) результатов инженерных изысканий на соответствие техническим регламентам, нормативам в области инженерных изысканий и сметным нормативам на объект капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по ул. Пионерской в с.п. Териберка».

В качестве документа, на основании которого составлено Экспертное заключение обоснованности НМЦК от 07.07.2016 № 4559-ЭЦ для закупки № 0149200002316003125 представлено единственное коммерческое предложение ОАО «Мурманскпромстрой» от 11.05.2016 № 89 о возможности строительства в г.Кандалакше 80 квартирного жилого дома с указанием количества, характеристик, метража квартир и стоимости 1 квадратного метра.

В качестве документа, на основании которого составлено Экспертное заключение обоснованности НМЦК от 01.04.2016 № 1889-ЭЦ для закупки № 0149200002316001145 представлены два положительных заключения ГОАУ «Управление государственной экспертизы Мурманской области» по экспертной оценке проектной (рабочей) документации (разделов проектной (рабочей) документации) и (или) результатов инженерных изысканий на соответствие техническим регламентам, нормативам в области инженерных изысканий и сметным нормативам от 11.04.2016 на объект капитального строительства «4-х этажная жилая вставка по пр. Защитников Заполярья в г. Кола» и от 19.04.2016 на объект капитального строительства «4-х этажный жилой дом по ул. Поморская в г. Кола», т.е. документы, составленные уже после подписания Экспертного заключения обоснованности НМЦК и размещения извещения о проведении аукциона.

В качестве документа, на основании которого составлено Экспертное заключение обоснованности НМЦК от 24.01.2017 № 0002-ЭЦ для закупки № 0149200002317000002 представлено положительное заключение ГОАУ «Управление государственной экспертизы Мурманской области» от 06.02.2017 о проверке достоверности определения сметной стоимости по объекту капитального строительства «24-х квартирный 3-х этажный жилой дом № 1 г.п. Молочный», т.е. документ, составленный уже после подписания Экспертного заключения обоснованности НМЦК и размещения извещения о проведении аукциона.

Экспертные заключения, как и аукционные документации, не содержат предусмотренного ч. 12 ст. 22 Закона № 44-ФЗ обоснования невозможности применения методов обоснования НМЦК, указанных в ч. 1 этой статьи.

Изложенные обстоятельства подтверждают, что аукционные документации составлялись под конкретного застройщика, параметры жилых помещений, их количество, метраж полностью соответствуют проектным документациям и коммерческим предложениям ОАО «Мурманскпромстрой».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в аукционной документации к участникам закупки установлены следующие требования:

1)        наличие документов, подтверждающих права застройщика на земельный участок: зарегистрированное в установленном порядке застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный в г.п. Кола для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договор аренды, договор субаренды земельного участка;

2)        наличие разрешения на строительство;

наличие проектной декларации о проекте строительства, соответствующей требованиям статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;

наличие заключения экспертизы о соответствии проектной документации для строительства жилого дома.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1  части  1, частями 2 и 2.1  статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

В составе второй части заявки, поданной ОАО «Мурманскпромстрой» для участия в аукционе № 0149200002316001145, в качестве документов, подтверждающих соответствие общества указанным требованиям представлены следующие документы:

договор аренды земельного участка от 27.01.2012;

два разрешения на строительство от 17.02.2016 №№ 51-RU/51513101-01-2016, 51-RU/51513101-02-2016;

две проектные декларации от 29.03.2016 на участие в долевом строительстве жилого дома (домов) для граждан, проживающих на территории муниципального образования с.п. Териберка в домах, признанных в установленном порядке аварийными, на объекты, расположенные по адресам г.Кола, ул. Поморская, дом 1 и г.Кола, ул. Поморская, дом 3;

титульный лист положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на объект капитального строительства «4-х этажный жилой дом по ул. Поморская в г. Кола» от 15.02.2016 и титульный лист положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на объект капитального строительства «4-х этажная жилая вставка по пр. Защитников Заполярья в г.Кола» от 15.02.2016.

В представленных проектных декларациях от 29.03.2016 в пункте 1.1. раздела 1 указана цель проекта строительства: «Участие в долевом строительстве жилых домов для граждан, проживающих на территории муниципального образования с.п. Териберка в домах, признанных в установленном порядке аварийными. (Заказчик Министерство строительства и территориального развития Мурманской области)».

Таким образом, проектные декларации от 29.03.2016 полностью соответствуют названию аукциона, цели и условиям проведения закупки, извещение о проведении которой размещено на официальном сайте лишь 01.04.2016.

При проведении электронного аукциона № 0149200002317000002 (извещение от 25.01.2017) на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для граждан, проживающих на территории муниципального образования г.п. Зеленоборский в домах, признанных в установленном порядке аварийными, установлено следующее.

В составе второй части заявки на участие в аукционе ОАО «Мурманскпромстрой» представило проектную декларацию от 29.04.2016 «На участие в долевом строительстве жилого дома (домов) для граждан, проживающих на территории муниципального образования г.п. Зеленоборский в домах, признанных в установленном порядке аварийными» в пункте 1.1. раздела 1 блока II «Информация о проекте строительства» указана цель проекта строительства: «Участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для    граждан, проживающих на территории муниципального образования г.п. Зеленоборский в домах, признанных в установленном порядке аварийными. (Заказчик Министерство строительства и территориального развития Мурманской области)».

Таким образом, проектная декларация от 29.04.2016 полностью соответствует названию аукциона, цели и условиям проведения закупки, извещение о проведении которой размещено на официальном сайте лишь 25.01.2017.

Также следует отметить, что соглашение о взаимодействии сторон при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования г.п. Зеленоборский между Министерством и главой администрации г.п. Зеленоборский, в котором принято решение о расселении жителей этого муниципального образования в г.п. Молочный, заключено лишь от 12.01.2017.

У администрации г.п. Зеленоборский запрошена информация об обстоятельствах заключения между Министерством и г.п. Зеленоборский соглашения о взаимодействии сторон при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования г.п. Зеленоборский от 12.01.2017 (причины, по которым для расселения граждан, проживающих на территории г.п. Зеленоборский в домах, признанных до 01.01.2012 аварийными, выбрано г.п. Молочный; учитывалось ли мнение граждан; кто выступил инициатором выбора муниципального образования для переселения граждан из г.п. Зеленоборский; исполнены ли условия соглашения и т.п.).

Согласно ответу от 29.08.2018 № 2575 инициатором заключения такого соглашения выступило муниципальное образование в связи с расторжением муниципального контракта с ООО «ЛЭНД» по причине его неисполнения.

Анализ предоставленных в подтверждение указанной информации документов показал, что проектная декларация ОАО «Мурманскпромстрой» от 29.04.2016 «На участие в долевом строительстве жилого дома (домов) для граждан, проживающих на территории муниципального образования г.п. Зеленоборский в домах, признанных в установленном порядке аварийными» составлена не только задолго до заключения соглашения от 12.01.2017 между Министерством и главой администрации г.п. Зеленоборский, в котором принято решение о расселении жителей этого муниципального образования в г.п. Молочный, но и до заключения муниципального контракта от 14.09.2016 с ООО «ЛЭНД» на приобретение жилых помещений (квартир) путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома с целью переселения граждан из аварийного жилищного фонда г.п. Зеленоборский, который расторгнут с 22.11.2016 по соглашению сторон без указания причин.

К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона № 44-ФЗ отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

Согласно ст. 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Кроме того, Прокуратура Мурманской области сообщила, что в рамках взаимодействия с Фондом содействия реформирования ЖКХ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и выполнения условий предоставления финансовой поддержки субъекту за счет средств федерального бюджета проведен мониторинг реализации программы переселения в городах Мурманской области.

Результаты мониторинга программ этапа 2016-2017 в г. Кандалакша показали, что для расселения 3 284,1 кв.м аварийного жилья Министерством 16.08.2016 года заключен государственный контракт № 5 стоимостью 239 629 000 рублей с застройщиком АО «Мурманскпромстрой» (ИНН 5190400236) на участие в долевом строительстве 76-ти квартир в доме по ул. Пронина 34 со сроком исполнения 01.07.2017. Разрешение на ввод в эксплуатацию выдано 05.09.2017, жилые помещения переданы заказчику 13.09.2017, т.е. на два месяца позднее срока, предусмотренного контрактом. В соответствии с договором уступки права требования от 24.09.2017 права заказчика переданы г.п. Кандалакша.

К государственному контракту подписаны дополнительные соглашения об увеличении стоимости и продлении сроков исполнения контрактных обязательств, что является нарушением требований Закона о контрактной системе. Сведения о претензионно-исковой работе в ходе проверки Министерством не представлены.

Для расселения 783,4 кв.м. аварийного жилья в г.п. Зеленоборский Министерством 27.02.2017 заключен государственный контракт №1 общей стоимостью 57 936 000 рублей АО «Мурманскпромстрой», предметом которого являлось участие в долевом строительстве 24-х квартир в п.г.т. Молочный (ул. Совхозная,9) со сроком исполнения до 01.08.2017. В указанную дату выдано разрешение на ввод в эксплуатацию, 09.08.2017 на основании договора уступки права требования права заказчика переданы г.п. Зеленоборский. Жилые помещения переданы заказчику 17.08.2017, что на 17 дней позже срока, установленного контрактом. Сведения о претензионно-исковой работе отсутствуют. При этом имеется дополнительное соглашение к государственному контракту от 26.07.2017, которым его стоимость увеличена в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Нарушения аналогичного характера выявлены при проверке исполнения контрактных обязательств от 04.05.2016 №2 в с.п. Териберка. Дома в г. Кола (ул. Поморская), возведенные для расселения 1 355,1 кв.м аварийного жилья, находящегося в сельском помещении, введены в эксплуатацию 01.12.2016, жилые помещения переданы заказчику 23.12.2016 (на 8 дней позже установленного контрактом срока). дополнительное соглашение от 21.10.2016 №1 также свидетельствует об увеличении цены контракта. Дом на ул. Пионерской в г. Кола (государственный контракт от 30.05.2016 №3) введён в эксплуатацию 25.07.2017, жилые помещения переданы заказчику 16.08.2017, что на 4 месяца позже срока, предусмотренного контрактом, стоимость и сроки которого были изменены путём подписания дополнительных соглашений.

Таким образом, АО «Мурманспромстрой» фактически нарушены сроки исполнения обязательство по 5 объектам строительства. Во всех случаях к государственным контрактам Министерством подписаны дополнительные соглашения, меняющие существенные условия контрактов, при этом претензионные и исковые требования не предъявлялись в нарушение требований закона о Контрактной системе.

В качестве характеризующих сведений Прокуратура Мурманской области указывает на наличие устоявшихся деловых связей между указанными лицами. Установлено, что генеральным директором ОАО «Мурманскпромстрой» с 2009 года по настоящее время является <...>, которому принадлежит 51,4 % акций организации, с 2008 года являлся членом Правительства Мурманской области, а в период с 15.04.2009 по 24.06.2009 замещал должность министра строительства и территориального развития Мурманской области. До замещения должности министра он также являлся руководителем ОАО «Мурманскпромстрой». С учетом данных сведений, сотрудники Министерства могут оказывать содействие бывшему руководителю в предоставлении информации о деятельности Министерства и действовать в его интересе.

В целях всесторонней проверки указанных обстоятельств Управление направило запрос в Комитет государственного и финансового контроля Мурманской области. В ответ на запрос в письме №23-02/1219-ОП от 28.12.22018 года Комитет государственного и финансового контроля Мурманской области сообщил, что по итогам внеплановой камеральной проверки информация о нарушении Министерством требований закона о контрактной в части обоснования НМЦК, включенной в план-график в отношении закупки 0149200002317000002, нашла свое подтверждение:

в нарушение статей 18, 22 Закона о контрактной системе Министерством в план-график закупок на 2017 год (версия №0) по строке 4 включена НМЦК по закупке на приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома для граждан, проживающих на территории муниципального образования г.п. Зеленоборский в домах, признанных в установленном порядке аварийными с обоснованием, не соответствующим требованиям Закона.

Включение в план-график закупок НМЦК, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативным правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ и влечет наложение административно штрафа на должностных лиц.

Учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истёк, вопрос о возбуждении административного производства не рассматривался.

Кроме того, в ответ на запрос Управления Комитет государственных закупок Мурманской области сообщил, что по указанным в проверке Прокуратуры Мурманской области обстоятельствам вынесено представление об устранении допущенных правонарушений №07-346-2017 от 07.09.2018.

10 октября 2018 года на рабочем совещании с участием представителя прокуратуры Мурманской области представление было рассмотрено и решено согласиться с выявленными правонарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок государственных и муниципальных нужд.

Помимо прочего, требования технического задания торгов по квартирографии (требования к количеству комнат, площади жилых помещений) полностью совпадает с объектами ОАО «Мурманскпромстрой».

Так, в разделе 2 аукционной документации закупки 0149200002317000002 предусмотрено, что Застройщик своими силами и (или) с привлечением других лиц обязан построить многоквартирный жилой дом (многоквартирные жилые дома) в черте г.п. Молочный и после получения разрешения на ввод его (их) в эксплуатацию передать Участнику долевого строительства объекты долевого строительства – квартиры в данном многоквартирном жилом доме (домах) в количестве 24 штук со следующими параметрами:

 

№ п/п

Наименование жилых помещений в объекте долевого строительства

Количество (шт.)

Площадь (общая) жилых помещений в объекте долевого строительства (квартир), кв. м

1

Однокомнатная квартира

16

не менее 34,65

2

Двухкомнатная квартира

8

не менее 48,15

Итого:

24

не менее 963,75

 

Общая площадь объектов долевого строительства (квартир), которые должны быть переданы Застройщиком Участнику долевого строительства не менее 963,75 кв.м.

Совокупность площади 16 однокомнатных и 8 двухкомнатных квартир составляют не менее 939,6 кв.м., однако общая площадь должна быт не менее 963, 75.

Указанные цифры полностью совпадают с квартирографией проектной декларации ОАО «Мурманскпромстрой»: общая площадь квартир – 963,75 кв.м, диапазон площади однокомнатных квартир – 34,65-36,50 кв.м.; двухкомнатных квартир – 48,15-50,00 кв.м.

Планируемая стоимость строительства 57 825 000 (60 000 за кв.м) совпадает с НМЦК торгов.

Таким образом, действия Заказчика при размещении торгов характеризуются пренебрежительным отношениям к требованиям законодательства о закупках в части планирования и обоснования закупки, в свою очередь, единственному участнику созданы максимально благоприятные условия участия в торгах при систематическом отсутствии контроля исполнения обязательств заказчика по контрактам.

Министерство в пояснениях сообщило, что необходимость заключения государственных контрактов обусловлена отсутствием в отдельных муниципальных образованиях налаженной системы управления программами переселения и невозможностью проведения ими мероприятий по восполнению муниципального жилищного фонда за счет строительства нового жилья. В 2014 году предложение о строительстве (участии в долевом строительстве) на территории отдельных муниципальных образований жилья по государственным контрактам было внесено Министерством в Правительство Мурманской области.

Во всех случаях техническое задание для проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда Министерством определялось в соответствии с количеством и площадью жилых помещений, подлежащих расселению в рамках соответствующего этапа региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 01.10.2012 № 485-ПП, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым взамен аварийного жилого помещения гражданам предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, площадь которого не должна быть меньше ранее занимаемой площади, а также в соответствии с годовыми показателями расселения, утвержденными для Мурманской области распоряжением Правительства РФ от 26.09.2013 № 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда».

В целях недопущения срыва сроков реализации программы в муниципальных образованиях, где отсутствуют самостоятельные службы заказчика и специалисты, с 2014 года Правительством Мурманской области было принято решение заключения государственных контрактов на строительство (участие в долевом строительстве). Функции государственного заказчика переданы Министерству строительства и территориального развития Мурманской области. Муниципальным образованиям должны были передаваться готовые построенные жилые помещения для предоставления гражданам.

При использовании для определения НМЦК «иного» метода обоснования стоимости участия в долевом строительстве подтверждается государственным и муниципальными заказчиками мониторингом цен жилья экономкласса на первичном рынке, а также сведениями о наличии земельных участков, предоставленных на территории муниципальных образований под жилищное строительство, и сведениями о выданных администрациями разрешениях на строительство многоквартирных жилых домов.

В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 01.10.2012 №485-ПП «О программе «Переселение из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2013-2017 годы расчётная стоимость одного квадратного метра общей площади, приобретаемой для переселения граждан из аварийного  жилищного фонда, определена в размере 41 000 рублей.

В случае, если жилые помещения предлагались застройщиком со стоимостью одного квадратного метра, превышающей расчетную, такое предложение в качестве дополнительного условия участия подтверждалось положительным заключением проверки достоверности сметной стоимости строительства, полученной в региональной государственной экспертизе Мурманской области.

Техническое задание для проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов на приобретение жилых помещений в целях переселения граждан и площадью жилых помещений подлежащих расселению в рамках соответствующего этапа региональной программы, так как расселение граждан из аварийного жилья осуществляется на условиях ЖК РФ, в соответствии с которым взамен аварийного жилого помещения гражданам предоставляется другое благоустроенное помещение , площадь которого не должна быть меньше ранее занимаемой площади.

Кроме того, начальная (максимальная) цена по всем торгам, в которых единственным участником являлся АО «Мурманскпромстрой», обосновывалось коммерческим предложением последнего, в остальных торгах - тарифным методом по постановлению Правительства Мурманской области от 01.10.2012 №485-ПП и составляла 41 000 рублей.

При такой цене торги либо признавались несостоявшимися, либо исполнение контракта приводило к необходимости увеличения стоимости в нарушение действующего законодательства.

После череды несостоявшихся торгов постановление Правительства Мурманской области от 01.10.2012 №485-ПП (в ред. от 14.07.2015 N 296-ПП) претерпело изменения главы 7 «Обоснование ресурсного обеспечения Программы», в частности абзац

«Расчетная стоимость одного квадратного метра общей площади, приобретаемой для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в рамках II - IV этапов Программы, составляет 41000 рублей.

Допускается приобретение (строительство) жилых помещений, расположенных во вновь возводимых домах, по цене, превышающей среднюю стоимость жилых помещений, утвержденную Программой. При этом предельная стоимость одного квадратного метра общей площади не может превышать 49000 рублей» заменен на формулировку «В случае если жилые помещения предлагаются застройщиком со стоимостью одного квадратного метра, превышающей расчетную, такое коммерческое предложение подтверждается положительным заключением экспертизы сметной документации на строительство жилого дома, с определением стоимости строительства одного квадратного метра общей площади жилых помещений жилого дома.

Для обоснования цены строительства при заключении контрактов на выполнение строительно-монтажных работ на строительство жилых домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427 должно быть получено положительное заключение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств областного бюджета».

Указанные изменения позволили Министерству размещать торги с начальной (максимальной) ценой контракта существенно выше цены, указанной в программе, 41 000 рублей за кв.м.

Отмечаем, что проведение торгов в смысле антимонопольных требований и запретов начинается с прозрачного, открытого и понятного с точки зрения задач, целей и принципов закупочной деятельности формирования начальной цены. Такое формирование выступает первым и одним из важнейших этапов торгов; от его эффективности и результативности зависит круг потенциальных и фактических участников торгов.

Участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома для граждан, проживающих на территории муниципального образования г.п. Зеленоборский в домах, признанных в установленном порядке аварийными

 

Единица
измерения

 

Количество

Цена за ед.изм.

Стоимость

Квадратный метр

 

963,75

60 000,00

57 825 000,00

 

Право заключения государственного контракта на приобретение жилых помещений путём участия в долевом строительстве многоквартирного дома для граждан, проживающих на территории муниципального образования г.п. Кандалакша в домах, признанных в установленном порядке аварийными

 

Единица
измерения

 

Количество

Цена за ед.изм.

Стоимость

Квадратный метр

 

3 834,75

65 000,00

249 258 750

 

Право заключения государственного контракта на приобретение жилых помещений путём участия в долевом строительстве многоквартирного дома для граждан, проживающих на территории муниципального образования с.п. Териберка в домах, признанных в установленном порядке аварийными

 

Единица
измерения

 

Количество

Цена за ед.изм.

Стоимость

Квадратный метр

 

2670,35

67 200,00

179 447 520

 

Согласно представленной ООО «Региональный центр ценообразования в строительстве» расчётной стоимости строительства 1 м.кв. общей площади жилых зданий в 1 кв. 2017 года жилищное строительство кирпичных домов составляла 42 022,11 рублей, кирпичных домов с монолитными перекрытиями – 42 457,52 рублей, монолитных домов – 37 152,61 рублей, панельных домов – 36 813,93,  малоэтажные дома до 3х этажей ) стены из кирпича и легкобетонных блоков) – 44 592,61.

Сметная прибыль от стоимости строительства составляет ~9,45%.

Дальнейшие действия Министерства по установлению начальной (максимальной) цены контракта в нарушение действующего законодательства, разработки технического задания под конкретный объект строительства, отказа от претензионно-исковой работы в отношении хозяйствующего субъекта свидетельствует о создании необоснованных преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту.

Учитывая то, что постановление Правительства Мурманской области от 01.10.2012 №485-ПП не содержит открытого и прозрачного механизма принятия решения в случае обращения потенциального застройщика с предложением к приобретению жилых помещений, можно предположить, что полнота ответственности за принятие решения формирования потребности и выделения денежных средств ложится на заказчика – Министерство строительства и территориального развития Мурманской области.

Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу о том, что условия реализации программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области на 2013 - 2017 годы (государственный заказчик Программы - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области), выбранная форма реализация программы, отсутствие прозрачного механизма отбора потенциальных застройщиков, «заточенные» под единственного участника торги привели к ограничению конкуренции.

Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам. Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в том числе запрещается создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Решением Мурманского УФАС России от 28.06.2019 по делу № 08-04/18-07 в действиях Министерства строительства и территориального развития Мурманской области установлено нарушение пункта 2 части 1 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, являются административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

В силу части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.

Субъектом административного правонарушения является должностное лицо - министр строительства и территориального развития Мурманской области (на момент совершения правонарушения) <...>. <...> замещал государственную должность министра строительства и территориального развития Мурманской области на основании Постановления Губернатора Мурманской области от 21.11.2014 № 192-ПГ.

Время совершения административного правонарушения: период с 21.11.2014 (дата назначения на должность) по 31.12.2017 (дата окончания реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2013 - 2017 годы).

Выявленное нарушение носило длящийся характер. Факт нарушения установлен решением Мурманского УФАС России по делу № 08-04/18-07, вынесенным 28.06.2019.

С момента изготовления решения антимонопольного органа в полном объеме антимонопольный орган вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке.

С этой же даты на основании части 6 статьи 4.5 КоАП РФ исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названными статьями КоАП РФ (пункт 10.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30).

Таким образом срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на дату вынесения постановления не истек.

Объективная сторона вменяемого административного правонарушения состоит в ограничении доступа хозяйствующим субъектам на рынок гражданского строительства в городе Мурманске, а именно в формировании условий реализации программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области на 2013 - 2017 годы (государственный заказчик Программы - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области), выборе формы реализация программы, отсутствии прозрачного механизма отбора потенциальных застройщиков, проведении торгов в интересах единственного участника.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности, необходимым условием для которых является эффективная конкуренция между хозяйствующими субъектами. 

Место совершения административного правонарушения: г. Мурманск, Мурманская область, Российская Федерация.

Субъективная сторона административного правонарушения

Согласно материалам дела № 08-04/18-07 о нарушении антимонопольного законодательства, <...> замещал должность министра строительства и территориального развития Мурманской области в период с 21.11.2014 (дата назначения на должность) по 31.12.2017 (дата окончания реализации программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2013 - 2017 годы), то есть в период совершения правонарушения.

Постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2009 № 278-ПП утверждено Положение о Министерстве о Министерстве строительства и территориального развития Мурманской области (далее - Положение).

В соответствии с Положением Министерство является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию, реализации государственной политики Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, промышленности строительных материалов, архитектуры, градостроительства и жилищной сфере, функции по контролю (надзору) в этих сферах деятельности, за исключением жилищной, а также функции по оказанию государственных услуг.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Мурманской области. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство функций и реализацию государственной политики в установленных сферах деятельности  (пункты 5.1, 5.2 Положения).

Должностным лицом в указанный период не были предприняты меры по надлежащему соблюдению установленного публично-правового порядка, в частности требований антимонопольного законодательства. При этом у должностного лица имелась объективная возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации.

Таким образом, в рассматриваемых действиях должностного лица - министра строительства и территориального развития Мурманской области (на момент совершения правонарушения) <...> усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, выразившегося в ограничении доступа хозяйствующим субъектам на рынок гражданского строительства в городе Мурманске, а именно в формировании условий реализации программы Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области на 2013 - 2017 годы (государственный заказчик Программы - Министерство строительства и территориального развития Мурманской области), выборе формы реализация программы, отсутствии прозрачного механизма отбора потенциальных застройщиков, проведении торгов в интересах единственного участника, что привело к ограничению конкуренции.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Диспозицией части 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрено наступление ответственности независимо от формы вины должностного лица, совершившего данное административное правонарушение.

Протокол об административном правонарушении от 01.06.2020 был составлен в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - министра строительства и территориального развития Мурманской области (на момент совершения правонарушения) <...>.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела (копия определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручена <...> лично 01.06.2020).

Письменные пояснения, доказательства, ходатайства лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитником на рассмотрение дела не представлены.

Защитник <...> просил освободить <...> от административного наказания в связи с отсутствием в его действиях вины. Кроме того, <...> пояснил, что привлекаемое к административной ответственности лицо на момент составления протокола об административном правонарушении не являлось должностным лицом. Также <...> пояснил, что <...> при совершении рассматриваемых действий руководствовался действовавшими на тот момент нормативными правовыми актами Правительства Мурманской области. Кроме того, рассматриваемые закупки прошли проверку и были одобрены Комитетом государственных закупок Мурманской области.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

При рассмотрении дела обстоятельств, смягчающих административную ответственность не установлено.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

При рассмотрении дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Решение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения может быть принято должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях - руководителем антимонопольного органа или его заместителем по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, а также судьей или должностным лицом, который рассматривает жалобу на постановление об административном правонарушении.

Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, является формальным, поскольку объективную сторону административного правонарушения образуют действия, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.

В статье 26.1 КоАП РФ содержится перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Положения названной нормы следует толковать в системной взаимосвязи с юридической конструкцией состава конкретного административного правонарушения. При производстве по делу об административном правонарушении с формальным составом, не предусматривающим в качестве обязательного элемента наступление каких-либо негативных последствий, характер и размер ущерба, причиненного правонарушением, не входят в предмет доказывания.

Таким образом, с учетом характера совершенного нарушения антимонопольного законодательства, оснований для квалификации действий лица в качестве малозначительных не имеется.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, учитывая характер совершённого правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, руководствуясь статьями 4.1, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать должностное лицо - министра строительства и территориального развития Мурманской области (на момент совершения правонарушения) <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, выразившееся в нарушение пункта 2 части 1 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. За совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, наложить на должностное лицо - министра строительства и территориального развития Мурманской области (на момент совершения правонарушения) <...> административный штраф в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Сумму штрафа надлежит уплатить в соответствующий бюджет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

УИН: 16100500000000538207

Получатель УФК по Мурманской области (Мурманское УФАС России л/с 04491195250) ИНН/КПП 5191501854/519001001. Расчетный счет 40101810040300017001 в отделение Мурманск г. Мурманск. БИК 044705001.

Код ОКТМО 47 701 000. Код платежа 161 1 16 01141 01 9000 140 «Административные штрафы, установленные Главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (иные штрафы)».

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя                                                                                 И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны