Решение б/н Решение от 3 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/07/03-78/2021

 

03.02.2021                                                                                                                              г. Мурманск

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председателя комиссии Мурманского УФАС России:

Поповой И.Н. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Членов комиссии Мурманского УФАС России:

Калитиной Н.А. – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Клименковой А.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии:

представителей Муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» - <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

директора общества с ограниченной ответственностью «Дельфин» - <...>;

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дельфин» (далее по тексту решения – ООО «Дельфин», Заявитель) на действия Заказчика – Муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по содержанию объектов благоустройства в городе Мурманске (Лот №1, Лот №2, Лот №3), (номер извещения 32109908068),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 28.01.2021 обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика при проведении открытого запроса предложений.

Согласно доводам жалоб, документация о проведении открытого запроса предложений утверждена с нарушением требований законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. №223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок.

Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Установлено, что закупка проводится Заказчиком в соответствии с Законом о закупках, документацией о проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по содержанию объектов благоустройства в городе Мурманске (Лот №1, Лот №2, Лот №3) (далее - Документация), а также согласно Положения о закупке.

Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что закупка проводится Заказчиком на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» (далее – МАУК «МГПС») утвержденным   наблюдательным советом MAУК «МГПС» и размещенным на официальном сайте zakupki.gov.ru. 27.12.2013 (в последней редакции от 28.12.2020). (далее – Положение о закупке).

Заказчик 20.01.2021 разместил извещение в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) о проведении открытого запроса предложений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Требования к участникам закупки содержатся в статье 6.2. Положения о закупке МАУК «МГПС».

Согласно первому доводу жалобы Заявителя, Заказчиком необоснованно установлено требование к участнику закупки (условие допуска) об отсутствии судебных решений, вступивших в законную силу по факту нарушения договорных обязательств, в части нарушения сроков выполнения работ и качества выполнения работ.

Так, в подпункте 6.2.4.7. пункта 6.2.4. статьи 6.2. установлено единое требование к участникам закупки: «отсутствие судебных решений, вступивших в законную силу по факту нарушения договорных обязательств, в части нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товара) и качества выполнения работ (оказания услуг, поставляемого товара)».

На основании подпункта 6.2.4.7. пункта 6.2.4. статьи 6.2 Положения о закупке МАУК «МГПС» Заказчиком в пункте 17 Извещения открытого запроса предложений и подпункте 2.12.3.6. пункта 2.12. Документации по открытому запросу предложений установлено требование к участнику закупки: «отсутствие судебных решений, вступивших в законную силу по факту нарушения договорных обязательств, в части нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товара) и качества выполнения работ (оказания услуг, поставляемого товара) за период с 01.01.2019 до даты размещения закупки в ЕИС».

Согласно подпункту 6.2.8.1.пункта 6.2.8. статьи 6.2. Положения о закупке МАУК «МГПС», закупочная комиссия отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупке в случае выявления несоответствия участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 6.2.4. настоящего Положения.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Отсутствие судебных решений по факту нарушения договорных обязательств позволяет судить о способности участника закупки надлежащим образом выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией.

Установленное Заказчиком требование в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о том, что требование, установленное заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относится ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводит к нарушению антимонопольного законодательства.

Согласно второму и третьему доводу жалобы Заявителя, Заказчиком необоснованно установлено требование к участнику закупки (условие допуска) о наличии у участника закупки удостоверений (сертификатов) повышения квалификации по программе «Детские игровые и спортивные площадки: эксплуатация и требование безопасности», полученных в соответствии с Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017), а также по ЛОТУ №1 к участнику закупки (условие допуска) о наличии разрешений на выполнение работ в охранных зонах воздушных линий электропередач «Филиала ОАО «МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА», «КОЛЭНЕРГО», ПО «СЕВЕРНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» (или договора с организацией, имеющей данное разрешение).

Согласно подпункту 6.2.5.2. пункта 6.2.5. статьи 6.2. Положения о закупке МАУК «МГПС» Заказчик вправе предъявить дополнительные требования «опыт работы, связанный с предметом договора; обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация»).

В пункте 17 Извещения открытого запроса предложений и подпункте 2.12.3.8. пункта 2.12. Документации по открытому запросу предложений установлено требование к участнику закупки: «Наличие у участника закупки удостоверений (сертификатов) повышения квалификации по программе «Детские игровые и спортивные площадки: эксплуатация и требование безопасности», полученных в соответствии с Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017).

Законодательное регулирование установки и эксплуатации детских площадок осуществляется в соответствии с Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017)».

Этот регламент, основывается также на ГОСТах по безопасности, которые были приняты ранее, ГОСТ Р 52300-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации», ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования».

Организация, отвечающая за эксплуатацию детской площадки, качелей, горок и другого оборудования обязан обеспечить их безопасность в соответствии с вышеуказанными документами.

Согласно письменных пояснений Заказчика, на территориях объектов благоустройства Заказчика:

ЛОТ № 1 - установлены 15 детских игровых комплексов, 107 единиц различного детского, спортивного оборудования;

ЛОТ № 2 - установлены 7 игровых комплексов, 19 единиц различного детского, спортивного оборудования;

ЛОТ № 3 - установлены: 11 игровых комплексов, 41 единица различного детского, спортивного оборудования.

В пункте 17 Извещения открытого запроса предложений и подпункте 2.12.3.10. пункта 2.12. Документации по открытому запросу предложений установлено требование к участнику закупки: «для ЛОТА № 1 - наличие разрешений на выполнение работ в охранных зонах воздушных линий электропередач «Филиала ПАО «МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА», «КОЛЭНЕРГО», ПО «СЕВЕРНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» (или договора с организацией, имеющей данное разрешение), для работы по содержанию территории в охранных зонах воздушных линий электропередач.

Согласно письменных пояснений Заказчика, Заказчик установил данное требование к потенциальным участникам, в целях соблюдения постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (ред. от 21.12.2018) "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), правил охраны труда при эксплуатации электроустановок (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 328н от 24.06.20216).

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

Организацией владеющей на праве собственности электросетевого хозяйства является «Филиал ПАО «МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА».

В пределах охранных зон без письменного разрешения от собственника, юридическим и физическим лицам, не прошедшим инструктаж запрещается выполнение работ.

В случаях выполнении работ в пределах охранных зон без разрешения собственника, установленные лица, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст.ст. 9.7, 9.8. КоАП РФ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмеряемым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Так, Закон о закупках или другой нормативно правовой документ не содержит ни перечня требований (в том числе квалификационных), ни правил или ограничений по их установлению.

Фактически из положений Закупочной документации следует, что требование о наличии сертификатов и разрешения по лоту №1 установлено для всех потенциальных участников закупки и не направлено на установление преимуществ отдельным лицам.

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

Согласно четвертому доводу жалобы, Заявитель ссылается, что установленные Заказчиком сроки приема заявок на участие в закупке не обеспечивает установленный срок в 7 (семь) рабочих дней.

В соответствии с п. 15.2.1. Положения о закупке МАУК «МГПС» Заказчик при проведении открытого запроса предложений не менее чем за 7 (семь) рабочих дней до дня окончания приема заявок на участие должен разместить извещение и документацию о проведении открытого запроса предложений.

На основании данного пункта извещение и документация были размещены 20.01.2021, где дата начала приема заявок с 21.01.2021, а последним рабочим днем подачи заявок являлся 29.01.2021, что составляет 7 (семь) рабочих дней.

Заявитель в жалобе не указал, каким образом установленное время в 15:30 (7 рабочего дня предоставления заявки) нарушает права участников, и не указал какие именно причины не позволяют предоставить заявку до установленного Заказчиком временем.

Согласно, журнала приема и регистрации поступивших заявок на участие в открытом запросе предложений, заявка в письменной форме Заявителя (ООО «Дельфин») поступила Заказчику 29.01.2021 в 11:28 и зарегистрирована по № 01.

Таким образом, приведенный довод является несостоятельным, установленные в документации сроки законны и не ограничивают права участников закупки.

Согласно пятому доводу жалобы, Заявитель, ссылается на неправомерное установление критерия оценки заявки: организация работы по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

Согласно требованиям документации: Для оценки заявок по данному критерию участнику необходимо представить копии договоров, заключенного с Государственным областным бюджетным учреждением Центром занятости населения города Мурманска, об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 26.08.2013 № 478 ПП, с периодом действия с 01.01.2019 до даты размещения закупки в ЕИС.

В жалобе Заявитель, ссылается на препятствие иногородних участников, имеющих договоры с центрами занятости других городов России получить баллы по п. 2.3. Приложения № 1 к Извещению открытого запроса предложений.

Согласно пунктам 4 и 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, так как эти критерии носят измеряемый характер, и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Заказчики вправе самостоятельно определять, как перечень критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе, предмет и конкретные показатели оценки участников запроса предложений, для определения квалификационных требований к участникам уже допущенным до закупки.

Спорные критерии оценки, установленные заказчиком в Документации о закупке, не препятствуют участию в запросе предложений, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, и направлены на определения победителя открытого запроса предложений - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.

Таким образом, приведенный довод является несостоятельным.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приняла решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,

РЕШИЛА:

1.      Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дельфин» на действия Заказчика - Муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по содержанию объектов благоустройства в городе Мурманске (Лот №1, Лот №2, Лот №3), (номер извещения 32109908068), необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                                        И.Н. Попова

 

Члены комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                                         Н.А. Калитина

                                                                                                                                       А.В. Клименкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны