Решение б/н Решение от 1 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делам №№ 051/10/18.1-44/2021, 051/10/18.1-63/2021

 

01 февраля 2021 года                                                                                                           г. Мурманск

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии Мурманского УФАС России:

Попова И.Н. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

члены комиссии Мурманского УФАС России:

Калитина Н.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Клименкова А.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Вектор» – <...> (по доверенности);

без участия конкурсного управляющего ООО «Каскад» <...>, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия, а также без участия общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту решения – Закон о защите конкуренции) жалобы общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» и «Вектор» на действия конкурсного управляющего ООО «Каскад» <...> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже дебиторской задолженности (в составе физ.лица) на общую сумму 56 117 668,26 руб, сообщение в ЕФРСБ № 5665721, (далее по тексту - Торги),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 19.01.2021 обратилось общество с ограниченной ответственностью «Рубикон», а также, 25.01.2021 - общество с ограниченной ответственностью «Вектор», с жалобами на действия конкурсного управляющего ООО «Каскад» <...> при проведении торгов по реализации имущества банкрота в форме публичного предложения.

Из существа поданных жалоб следует, что Организатором торгов была нарушена процедура проведения торгов. По мнению Заявителей, Организатором торгов принято необоснованное решение об отказе Обществам в допуске к участию в публичном предложении.

Представитель Организатора торгов с доводами жалоб не согласен и считает, что его действия соответствовали требованиям действующего законодательства.

Заседание Комиссии Мурманского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «Рубикон» назначено на 25 января 2021 года в 15 часов 30 минут и отложено в соответствии с требованиями части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции на 01 февраля 2021 года в 14 часов 30 минут.

В связи со сложившейся ситуацией с новой коронавирусной инфекцией по указанию ЦА ФАС России, жалобы Заявителей рассмотрены дистанционно 01 февраля 2021 года в 14 часов 30 минут посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи, в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая тот факт, что доводы жалоб аналогичны, а также то, что рассмотрение жалоб относится к одним и тем же торгам и одному и тому же протоколу об определении участников торгов (отказе в допуске к торгам), Комиссия Мурманского УФАС России полагает возможным объединить производство по делам №№051/10/18.1-44/2021 и 051/10/18.1-63/2021 и изготовить общее решение.

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы заявителя, возражения Организатора торгов, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок. Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Необходимым условием является установление нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров, установленных федеральными законами и иными правовыми актами.

Организационные и правовые основания проведения торгов по продаже имущественных прав регулируются положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

09.12.2019 Определением Арбитражного суда Мурманской области по делу № А42-5494-20/2018 конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Каскад» утвержден <...>.

28.10.2020 года организатором торгов — конкурсным управляющим <...>  на сайте ЕФРСБ www.bankrot.fedresurs.ru (сообщение №      5665721) размещено объявление о проведении торгов в форме публичного предложения.

Из сообщения следует, что предметом торгов является дебиторская задолженность (в составе физ. лица) на общую сумму 56 117 668, 26 руб.

В пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Согласно части 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 г. №495 утверждены порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок проведения открытых торгов).

Таким образом, при проведении Торгов Организатору торгов необходимо руководствоваться положениями Закона о банкротстве и Порядком проведения открытых торгов.

Согласно п. 5.1 раздела V Порядка проведения торгов в электронной форме, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ №495 от 23.07.2015 г., протокол об определении участников торгов должен содержать перечень заявителей, допущенных к участию в торгах, а также перечень заявителей, которым отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований принятого решения об отказе в допуске заявителя к участию в торгах.

Пунктом 6.2 раздела II Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «Каскад» установлен состав заявки на участие в торгах, аналогичный установленному в пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Согласно протоколу об определении участников торгов №58356/ОТПП/1 от 27.12.2020 г., ООО «Вектор» и ООО «Рубикон» не были допущены к участию в торгах, с мотивировкой «Заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов – не представлен полный перечень документов».

Согласно письменным пояснениям конкурсного управляющего, заявки ООО «Вектор» и ООО «Рубикон» были отклонены, по следующим основаниям:

 К документам, приложенным на торговой площадке МЭТС было приложено также Положение о порядке реализации имущества – дебиторской задолженности ООО «Каскад», глава VI которого, содержит особые условия реализации дебиторской задолженности.

Таким образом, участник, подавший заявку в установленный срок, обязан приложить к перечню документов, установленных п. 12 ст. 110 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве» №127-ФЗ от 26.10.2002, документ, подтверждающий возможность и право на приобретение лота в порядке Федерального закона от 26.07.2019 №214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», при отсутствии указанных документов, заявка участника отклоняется организатором торгов.

Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что дополнительных требований о предоставлении в составе заявки лицензии по управлению МКД и на взыскание дебиторской задолженности физ.лиц., ни в Положении, ни в сообщении, не установлено.

 В то же время, в силу части 18 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Дебиторская задолженность физических лиц, относящаяся в соответствии с законодательством Российской Федерации к ограниченно оборотоспособному имуществу (далее - ограниченно оборотоспособное имущество), подлежит продаже на закрытых торгах.

Абзацем 4 части 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги.

В силу части 4 статьи 110 Закона о банкротстве, продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов, за исключением случая наличия в составе предприятия имущества, относящегося в соответствии с законодательством Российской Федерации к ограниченно оборотоспособному имуществу. В этом случае продажа предприятия осуществляется путем проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу.

Таким образом, отказ в допуске к участию в торгах Заявителей является неправомерным. Протокол об определении участников торгов №58356/ОТПП/1 от 27.12.2020 г., не содержит обоснования, каким конкретно требованиям Порядка о проведении торгов не соответствуют заявки ООО «Вектор» и ООО «Рубикон», что прямо противоречит положениям п. 5.1 раздела V Порядка проведения торгов в электронной форме.

Однако в силу Закона, данные участники не могли стать победителями закупки, при условии отсутствия у них документов, подтверждающий возможность и право на приобретение лота в порядке Федерального закона от 26.07.2019 №214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

На основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушений.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Жалобы ООО «Вектор» и ООО «Рубикон» на действия конкурсного управляющего ООО «Каскад» <...> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже дебиторской задолженности (в составе физ.лица) (в составе физ. лица) на общую сумму 56 117 668,26 руб, (сообщение в ЕФРСБ № 5665721), признать обоснованными.

2. Признать в действиях конкурсного управляющего <...> нарушение абзаца 4 пункта 10 статьи 110 и пункта 4 статьи 110 Закона о банкротстве, п. 5.1 раздела V Порядка проведения торгов в электронной форме, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 г. №495.

3. Предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                                         И.Н. Попова

 

Члены комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                                         Н.А. Калитина

                                                                                                                                       А.В. Клименкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны