Решение б/н Решение от 4 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/07/3-370/2021

 

Резолютивная часть оглашена «01» июня 2021 года

В полном объёме изготовлено «04» июня 2021 года                                      г. Мурманск

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии Мурманского УФАС России:

Калитина Н.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Члены Комиссии Мурманского УФАС России:

Клименкова А.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Попова И.Н. – ведущий эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии представителей:

Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения» - <...> (по доверенности),

ЗАО «БАЛАМА» (далее по тексту решения – Заявитель) – <...> (по доверенности),

 рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ЗАО «БАЛАМА» на действия ГОАУСОН «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее по тексту решения – ГОАУСОН «Кандалакшский КЦСОН») при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств защиты органов дыхания (32110228792),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 24.05.2021 обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме.

Так, согласно доводам жалобы, Заявитель обжалует действия заказчика при подведении итогов запроса котировок в электронной форме, выразившиеся в необоснованном допуске заявок, что не позволило ЗАО «БАЛАМА» стать победителем торгов.

            По мнению Заявителя, наименование закупаемого товара «Газозащитный комплект ГДЗК-У» является товарным знаком, при этом обязательный сертификат соответствия на ГДЗК-У прекратил свое действие и товар не соответствует требованиям документации заказчика, в связи с чем, указание участниками запроса котировок в своих заявках данного товара приравнивается к предоставлению недостоверных сведений.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения.

Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато 01 июня 2021 года в 10 часов 00 минут и проведено в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. №223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок.

 Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Установлено, что закупка проводится Заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), документацией о проведении запроса котировок в электронной форме, а также согласно Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГОАУСОН «Кандалакшский КЦСОН» (утверждено Наблюдательным советом в редакции от 21.01.2021) (далее – Положение о закупке).

Заказчик 23.04.2021 разместил извещение в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) о проведении запроса котировок в электронной форме, на поставку средств защиты органов дыхания фильтрующего действия и средств спасения, первичных средств пожаротушения (огнетушители), первичных средств пожаротушения (противопожарное полотно) (номер извещения 32110228792).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

14.05.2021 состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок, поступивших на участие в запросе котировок в электронной форме.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе котировок № 2048332 от 14.05.2021 (далее – Протокол), было подано 3 заявки, все участники допущены, участник с порядковым номером № 1 – ООО «ЛАЙМ», признан победителем запроса котировок, с предложенной суммой котировочной заявки 218355,00 рублей.

Комиссия Мурманского УФАС проверила обоснованность действий котировочной комиссии и установила нижеследующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам такой закупки.

В соответствии с извещением о проведении запроса котировок, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и предложения участника запроса котировок в электронной форме о цене договора.

 Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме направляется участником запроса котировок в электронной форме оператору ЭП в форме двух электронных документов, которые подаются одновременно.

Заявка должна содержать следующую информацию и документы:

- указание фирменного наименования (сокращенного наименования), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты участника закупки, ответственное должностное лицо участника.

- копии учредительных документов участника закупки (для юридических лиц);

- полученная не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или заверенная копия такой выписки (для юридических лиц) либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или заверенная копия такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки;

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки;

- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении к участникам закупки (в соответствии с разделом «Требование к участникам закупки» извещения);

- решение об одобрении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора, обеспечения исполнения гарантийных обязательств по договору, являются крупной сделкой, с указанием случаев:

 если для данного участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения договора не являются крупной сделкой, участник закупки в заявке указывает о том, что данная сделка не является для него крупной;

 если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие в закупке для участника закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении крупных сделок, участник закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем закупки до момента заключения договора;

- предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора;

- предложение о цене договора;

- указание (декларирование) участником запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок наименования страны происхождения поставляемых товаров.

 Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме, документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником запроса котировок в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника запроса котировок в электронной форме.

Котировочная заявка подается по прилагаемой форме (Приложение № 1 к настоящему извещению) с обязательным заполнением всех предложенных граф. Изменение формы котировочной заявки не рекомендуется.

В соответствии с техническим заданием (Приложение №2 к извещению), товар с наименованием должен соответствовать требованиям стандартов ТР ТС 019/2011 "О безопасности СИЗ", однако подавая заявку на участие в запросе котировок участник сообщает о согласии участвовать в запросе котировок в электронной форме на условиях, установленных в указанных выше документах, и направляет заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, указывая в заявке: наименование товара, характеристики товара, фасовка/упаковка, страну происхождения, Кол-во, Цена за единицу, руб. (с НДС), Стоимость, руб. (с НДС). Предоставления дополнительных документов, не указанных в извещении, от участника не требуется.

По мнению Заявителя, с учетом требований к закупаемому товару, победитель запроса котировок, а также участник, чья заявка заняла второе место, указали в своих заявках недостоверные сведения о товаре либо предложили товар, не соответствующий требованиям Извещения,

Согласно письму изготовителя изделий АО «Сорбент» № ДСР-05/9984-20 от 05.06.2020г., в настоящее время изделие газодымозащитный комплект ГДЗК-У переименован в газодымозащитный комплект Зевс 30У. Все защитные, технические и эксплуатационные характеристики остаются неизменными, ТУ на Зевс 30У те же самые, что были у ГДЗК-У. Полное наименование «Самоспасатель фильтрующий высокой эффективности. Газодымозащитный комплект Зевс ЗОУ».

Следовательно, ГДЗК-У продолжают выпускать, только под другим коммерческим названием Газодымозащитный комплект Зевс 30У, о чем свидетельствует письмо изготовителя АО «Сорбент».

Согласно письменным пояснениям ГОАУСОН «Кандалакшский КЦСОН», Заказчик при проведении закупки руководствовался наименованием «газодымозащитный комплект ГДЗК-У» как общим наименованием товара, не содержащим указание на товарный знак, все заявки участников закупки, содержащие предложения товаров, соответствующих указанным в Техническом задании характеристикам, были допущены,

В ходе рассмотрения заявок участников также установлено, победитель торгов ООО «ЛАЙМ» в своей заявке дополнительно представил сертификаты соответствия на продукцию «Средство индивидуальной защиты органов дыхания: Самоспасатель фильтрующий высокой эффективности. Газодымозащитный комплект Зевс 30У», соответствующий требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что речь идет об одном и том же изделии, одного и того же производителя.

Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу об обоснованности действий котировочной комиссии в части признания заявок соответствующими.

Кроме того, необходимо отметить, что участники закупки вправе оспорить положения документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

Напротив, предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок, а также после отклонения заявок свидетельствовало бы предоставление таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2011 года N 2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов (ч. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

Соблюдение упомянутого выше баланса означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Из этого следует вывод о недопустимости применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны своевременно оспорить положения закупочной документации, а попытавшегося обойти эти требования. Указанные положения о закупке подлежали оспариванию до истечения срока подачи заявки.

Данная позиция также подтверждается разъяснениями ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19, согласно которым "жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке".

Как установила Комиссия Мурманского УФАС России, ЗАО "БАЛАМА" являлось участником закупки. На момент обращения с жалобой, предметом которой является оспаривание условий закупочной документации, срок подачи заявок истек, итоги по закупке подведены, опубликован итоговый протокол.

Обжалуемые условия документации о закупке были размещены в открытом доступе в ЕИС и доступны для ознакомления всем участникам, в том числе Заявителю. До окончания срока подачи заявок на участие в закупке Заявитель в антимонопольный орган не обращался. Более того, Заявитель не использовал право на подачу запроса разъяснений условий документации, следовательно, на момент подачи заявки на участие в закупке, был согласен со всеми условиями документации о закупке.

На основании вышеизложенного, жалоба Заявителя на действия Заказчика признается необоснованной.

          Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ЗАО «БАЛАМА» на действия ГОАУСОН «Кандалакшский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее по тексту решения – ГОАУСОН «Кандалакшский КЦСОН») при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств защиты органов дыхания (32110228792) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                 Н.А. Калитина

 

Члены комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                 А.В. Клименкова

                                                                                                                        

                                                                                                                       И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны