Решение б/н Решение от 16 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 051/05/15-79/2021

16 февраля 2021 года                                                                                                г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председатель комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

            Члены комиссии: помощник руководителя Мороз С.В., специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Хабарова О.В.

рассмотрев дело № 051/05/15-79/2021 от 29.01.2021 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), в присутствии представителя ООО «Медиа альянс» <...> по доверенности от 01.10.2019(сроком действия 3 года).

УСТАНОВИЛА

Управление Роскомнадзора по Мурманской области, в рамках  соглашения  о взаимодействии и сотрудничестве, направило в управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области акт систематического наблюдения  № А-51/0/МК-33/51/44 от 25.12.2020 в отношении ООО «Медиа альянс»(ИНН 5190022190), с записью эфира радиопрограммы    «Радио Шансон Мурманск» за период с 0:0:0  07.12.2020  по 0:0:0 13.12.2020, в целях надзора за  исполнением  рекламного  законодательства,  в части  объема вещания рекламы  в сутки на  радиоканале «Радио Шансон Мурманск», в сопоставлении с фактически  разрешенным объемом вещания  радиопрограммы  по лицензии.

Из части 1.3 акта Роскомнадзора следует, радиоканалом не соблюдены требования общего объема вещания, установленные лицензией РВ № 30126 от 31.01.2020 (164 часа в неделю «Радио Шансон» и 4 часа в неделю «Радио Шансон Мурманск»), а также нарушен допустимый объём вещания рекламы.

  В ходе изучения записи эфира лицензиата в период с 00.00 07.12.2020 по 00.00 13.12.2020 управлением Роскомнадзора по Мурманской области   установлено, что СМИ «Радио Шансон» вещает в объёме 154 часа 2 минуты 43 секунда, СМИ «Радио Шансон Мурманск» объемом 10 часов 36 минут 27 секунд, что не соответствует условиям лицензии. 

Согласно части 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Комиссия предоставила, представителю ООО «Медиа альянс», возможность ознакомиться с материалами дела и изложить свою позицию.

Представитель ООО «Медиа альянс» ознакомившись с материалами дела и актом Мурманского УФАС России прослушивания записей эфира «Радио Шансон Мурманск» в исследуемый период сообщил, что Общество признает факт, нарушения объема вещания рекламы в радиопередаче «Радио Шансон Мурманск» в период с 07.12.2020 по 13.12.2020.

Представитель заверил, что ООО «Медиа альянс» предпринимает меры к устранению нарушения.

Комиссия приняла во внимание пояснения представителя ООО «Медиа альянс», изучила представленные Обществом эфирные справки и материалы дела, отметив отсутствие запрашиваемого лицензионного договора и справки расчета фактического объема времени выходов в эфир рекламы в период с 07.12.2020 по 13.12.2020, выполненного силами ООО «Медиа альянс» на основе эфирного журнала.

Вместе с тем, представленные ООО «Медиа альянс» по запросу антимонопольного органа, иные документы и наличие записи эфира не препятствует всестороннему рассмотрению дела.

Согласно Устава ООО «Медиа альянс», утвержденного Решением единственного участника от 18.11.2016г, Общество действует в соответствии с законодательством Российской Федерации в области радиовещания. Единоличным исполнительным органом определен генеральный директор Общества. Генеральным директором ООО «Медиа альянс» назначен <...>, имеющий право действовать без доверенности, согласно выписки из ЕГРЮЛ.

ООО «Медиа альянс» (ОГРН 1135190007193 от 02.07.2013, ИНН 5190022190, юр. адрес:183032, г. Мурманск, ул. Зеленая, д.47, офис12)   является владельцем лицензии № 30126 от 31.01.2020, которая выдана в порядке переоформления(уступки)Лицензии № 29273 от 11.05.2018 на оказание услуг связи для целей эфирного вещания.

Приложением 1 и 2 к лицензии определена программная концепция ежедневного круглосуточного вещания двух средств массовой информации на частоте 91,6 мГц в г. Мурманске и Мурманской области в объеме168 часов: «Радио Шансон Мурманск»- 4 часа в неделю новости, музыкальная передача; «Радио Шансон» 164 часа в неделю, музыка, авторские программы, новости, информационные рубрики, тематические рубрики, передачи об артистах, музыкантах т исполнителях, рекламные сообщения и материалы распространяются в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации о рекламе.

 Согласно выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации, радио «Шансон Мурманск» зарегистрировано 23.04.2018 года под номером « ЭЛ № ТУ51-00363, как радиоканал с территорией вещания г. Мурманск  и Мурманская область, учредитель ООО «Медиа альянс» (ОГРН 1135190007193 от 02.07.2013, ИНН 5190022190).

Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов № 6-рчс-20-0003 подтверждает право ООО «Медиа альянс» использования частоты 91,6 мГЦ для вещания радиоканала.

Вместе с тем, представлен Договор № 02-20 на размещение рекламы от 01.01.2020, заключенный ООО «Медиа альянс»(исполнитель) с ООО «ВидеоКонсалт»(заказчик), предметом которого является предоставление права ООО «ВидеоКонсалт» по продаже рекламы в эфире радиоканала   «Радио Шансон» на частоте 91,6 FM и акт выполненных работ к нему.

Пунктом 1.3 Договора определено, что исполнитель обеспечивает выход в эфир рекламных материалов, предоставленных заказчиком, в соответствии с медиаплном выпуска рекламы в эфир, т.е. осуществляет контроль заполнения эфирной сетки в соответствии с объемами, установленными лицензией.

Эфирные справки, подтверждают, что рекламные ролики: Банкеный зал «Ловт Бар Грабли»; «Голубая бухта»; «Автомойка на Кирова,51»; Школа «ДОСААФ»; Фитнес «Статус клаб»; « Гипермаркет « Леонардо»; «Культ Тела»; Лаундж Бар  «ЦК»; «Открытие ЦМД»; Компания Армада; Компания транзит;  магазин «СтройМикс»; «Пансионат Лилия»; «Сервис такси Максим»; «Фирменный магазин Гармин», выходили в эфир радиостанции «Радио Шансон г. Мурманкс» в период с 07.12.2020 по 13.12.2020.

Из эфирных справок видны даты, количество прокатов и хронометраж рекламных роликов, которые подтверждают превышение объемов вещания рекламы.

По лицензии определен объем вещания радиопрограмма «Радио Шансон Мурманск» 4 часа в неделю, что   в соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Закона о рекламе позволяет вещать рекламу в объеме 48 минут(2880сек) в неделю или 6 минут 58 секунд в день.

Мурманское УФАС России изучило представленную Роскомнадзором запись эфира радиопрограммы «Радио Шансон Мурманск» на частоте 91,6 FM в г. Мурманске и составило акт прослушивания эфира с 00.00 07.12.2021 по 00.00 13.12.2020.  

Комиссия поочередно производила прослушивание каждых суток, сверяя с эфирной справкой, и внося, полученные данные в таблицу.

Комиссия отметила, что каждый из рекламных выходов предварялся сообщением о начале рекламы в прослушиваемые даты.

 Перед началом рекламы звучала отбивка: «в эфире Радио «Шансон Мурманск», свидетельство о регистрации ТУ 51-00363 от 23.04.2018, выдано  Управлением Роскомнадзором по Мурманской области.. Информационный продукт предназначен для детей старше12 лет», по окончании рекламного блока сообщалось: ««в эфире Радио «Шансон Мурманск», телефон рекламной службы …».

            Выявлены перерывы в вещании программ «Радио Шансон» периоды:

-с 0:37:58 по 0:40:47 09.12.2020; -с 1:01:14 по 1:15:05 09.12.2020;

-с 1:23:15 по 1:35:32 09.12.2020; -с 2:0136 по 2:19:2 09.12.2020;

-с 21:23:38 по 21:24:04 10.12.2020.

Комиссия отметила, что в периоды прерывания вещания программы «Радио Шансон»; рекламные блоки программы «Радио Шансон Мурманск» продолжали выходить в эфир.

            В акте антимонопольного органа зафиксирован фактический хронометраж вышедших в эфир рекламных роликов(блоков) СМИ Радио «Шансон Мурманск»  на частоте 91,6 Fm каждые сутки в отдельности, что отражено в таблице (приложение 1).

По результатам прослушивания Комиссия установила, что хронометраж рекламных роликов, вышедших в эфир программы Радио «Шансон Мурманск», в совокупности за период с 00.00  07.12.2020 по  00.00 13.12.2020  (семь дней) составил 5 часов 23 минуты (313,55 минут):

-07.12.2020 - 43 минуты 52 секунд(2632сек);

-08.12.2020 - 44 минуты 47 секунд(2687сек);

-09.12.2020 - 43 минуты 12 секунд(2592сек);

-10.12.2020 - 39 минут 58 секунд(2398сек);

-11.12.2020 - 51 минут 03 секунд (3063 сек);

-12.12.2020 - 46 минут 17 секунд(2777сек);

-13.12.2020 - 44 минут 24 секунд(2664сек).

В случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

Фактически реклама вещалась 5 часов 23 минуты (313,55 минут/18813сек) в неделю, при установленном объеме рекламы 48 минут(2880сек) в неделю или 6 минут 58 секунд(418сек) в день (20% от установленного по лицензии общего объема вещания).

Из чего следует, что вещание рекламы в период с 00.00 07.12.2020 по 00.00 13.12.2020 на радио «Радио Шансон Мурманск» составило130%, вместо 20%, определенных частью 2 стать15 Закона о рекламе.

Согласно части 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Согласно той же статье под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

При этом нормы статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Таким образом, вещая на радиоканале «Радио Шансон Мурманск» в течении  исследуемых семи суток с 00.00  07.12.2020 по  00.00 13.12.2020 лицензиат  общество с ограниченной ответственностью «Медиа альянс» (ОГРН 1135190007193 от 02.07.2013, ИНН 5190022190, юр. адрес:183032, г. Мурманск, ул. Зеленая, д.47, офис12)  превысило объем вещания рекламы, установленный  лицензией на осуществления радиовещания РВ № 30126 от 31.01.2020, с учетом фактического объема вещания программы и  в корреспонденции с частью  2 статьи 15 Закона о рекламе в сутки.

Запись эфира подтверждает, что объем выходившей рекламы превысил допустимые 20% от общего вещания программы, составив: -07.12.2020 - 127%; -08.12.2020 -129%; -09.12.2020 -126,0,%; -10.12.2020  -117%; -11.12.2020  -147%; -12.12.2020  -133%; -13.12.2020  -129%.

Ответственность за нарушение части 2 статьи 15 Закона о рекламе в силу части 7 статьи 38 несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем выступает учредитель средства массовой информации, лицензиат ООО «Медиа альянс» (ОГРН 1135190007193 от 02.07.2013, ИНН 5190022190, юр. адрес:183032, г. Мурманск, ул. Зеленая, д.47, офис12), который формирует сетку вещания и контролирует выпуск рекламы в эфир.

Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного Федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Рекламораспространитель должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности соблюдать продолжительность рекламы на радиоканале в целях защиты интересов потребителей рекламы от чрезмерного засилья, постоянно повторяющихся рекламных блоков во время радиовещания.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу, выходившую в г. Мурманске на частоте 91,6 Fm в СМИ радио «Радио Шансон Мурманск» в период с 00.00 07.12.2020 по 00.00 13.12.2020, ненадлежащей и нарушающей часть 2 статьи 15 Закона о рекламе.

2. Признать общество с ограниченной ответственностью «Медиа альянс» (ОГРН 1135190007193 от 02.07.2013, ИНН 5190022190, юр. адрес:183032, г. Мурманск, ул. Зеленая, д.47, офис12) виновным в нарушении части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

3.Выдавать предписание о прекращении нарушения требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе и обеспечить соблюдение указанной нормы.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Медиа Альянс» (ОГРН 1135190007193 от 02.07.2013, ИНН 5190022190).

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17 февраля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Председатель комиссии:                                           И.Н. Попова

Члены комиссии:  

                                                                                        С.В. Мороз

                                                                                        О.В. Хабарова  

Связанные организации

Связанные организации не указаны