Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 07-06-21/1 от 18 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  № 07-06-21/1

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

18 января 2021 года                                                                                           г. Мурманск

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее  по  тексту  -  Закон  о  защите  конкуренции) установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установленный статьей 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам власти и местного самоуправления, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Управление ФАС по Мурманской области рассмотрело заявление директора ООО «Городской центр ритуальных услуг» (далее – ООО «ГЦРУ») о нарушении Мурманским муниципальным бюджетным учреждением «Дирекция городского кладбища» (далее – ММБУ «ДГК») антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности по вопросам похоронного дела и определении мест захоронения умерших и установило следующее:

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

 

В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Мурманское муниципальное бюджетного учреждение «Дирекция городского кладбища» создано в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Гражданским кодексом Российской Федерации, на основании постановления Администрации г.Мурманска № 1518 от 31.12.2009 г. «О создании Мурманского муниципального бюджетного учреждения «Дирекция городского кладбища» для оказания услуг «выполнения работ) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления муниципального образования город Мурманск в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 06.11.2009 г. № 10-118 утверждены Порядок организации похоронного дела на территории муниципального образования город Мурманск и Порядок организации работы муниципальных кладбищ.

Порядок организации похоронного дела на территории муниципального образования город Мурманск определяет организацию похоронного дела, а также порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, устанавливает требования к качеству услуг по погребению, предоставляемых населению и является обязательным для юридических, физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере похоронного дела на территории муниципального образования город Мурманск.

Согласно названному порядку ритуальные услуги могут выполняться юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности.

Правовое регулирование в сфере похоронного дела на территории города Мурманска осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения Российской Федерации», Законом от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», СанПиН 2.1.2882-11, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Мурманской области и города Мурманска.

Согласно пункту 1.3 Порядка организации похоронного дела на территории муниципального образования город Мурманска, администрация кладбища – муниципальное учреждение, которое создано в порядке, установленном законодательством и муниципальными нормативными правовыми актами, в целях управления кладбищами. Мурманское муниципальное бюджетного учреждение «Дирекция городского кладбища» осуществляет руководство деятельностью на территории городского кладбища, расположенного на 7-8 км автодороги Кола – Мурмаши, что включает в себя предоставление участка для погребения умершего.

Согласно пункту 6.3 Порядка организации работы муниципальных кладбищ, утвержденного решением Совета депутатов г.Мурманска от 06.11.2009 г. № 10-118, места захоронения умерших определяются администрацией муниципальных кладбищ в последовательном порядке по мере заполнения сектора, предназначенного для массового захоронения. Не допускается устройство захоронений в разрывах между могилами, на обочинах дорог. Самовольные захоронения не допускаются. Лица, совершившие такие действия, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Погребения подразделяются на свободные и родственные (подзахоронение). Свободным считается погребение на выделенном участке земли, где ранее погребение не производилось. Родственным считается погребение к существующей могиле (подзахоронение).

Данной правовая норма гарантирует создание равных условий для всех заинтересованных хозяйствующих субъектов.

Установлено, что Мурманским муниципальным бюджетным учреждением «Дирекция городского кладбища» в 2020 году одновременно использовались нескольких секторов городского кладбища, предназначенных для массового захоронения, находящиеся на значительном расстоянии между собой и от въезда на территорию городского кладбища.

При этом возможность осуществлять захоронения на секторе, предназначенном для массового захоронения, расположенном вблизи от остановки общественного транспорта и въезда на территорию кладбища, представляет хозяйствующему субъекту значительное преимущество перед другими хозяйствующими субъектами.

Кроме того, форма заявки на определение места для проведения захоронения умершего, используемая Мурманским муниципальным бюджетным учреждением «Дирекция городского кладбища», не содержит сведений о конкретном месте захоронения и секторе, предназначенном для массового захоронения, что препятствует возможности хозяйствующим субъектам, при одновременном использовании нескольких секторов, самостоятельно выбирать места захоронений. Распределение мест захоронения осуществляется Мурманским муниципальным бюджетным учреждением «Дирекция городского кладбища» в отсутствии прозрачной процедуры, что в свою очередь оказывает негативное влияние на конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон №8-ФЗ) устанавливает гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.

Закон №8-ФЗ предоставляет право лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, выбрать организацию, осуществляющую услуги по погребению.

Установлено, что рынок оказания ритуальных услуг в границах муниципального образования города Мурманска конкурентен и деятельность на данном рынке осуществляют 13 хозяйствующих субъектов.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Действия Мурманского муниципального бюджетного учреждения «Дирекция городского кладбища», выразившиеся в определении мест захоронения умерших в нарушении Порядка организации работы муниципальных кладбищ, утвержденного решением Совета депутатов г.Мурманска от 06.11.2009 г. № 10-118, а именно в одновременном использовании нескольких секторов, предназначенных для массового захоронения, находящихся на значительном расстоянии между собой и от въезда на территорию городского кладбища, а также в отсутствии в форме заявки на определение места для проведения захоронения умершего сведений о конкретном месте захоронения и секторе, предназначенном для массового захоронения, могут привести к ограничению  конкуренции  на  рынке  оказания  ритуальных  услуг  в  границах  муниципального  образования  город Мурманск и созданию дискриминационных условий хозяйствующим субъектам.

Изложенные факты содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части нарушения запрета органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к созданию дискриминационных условий.

Управление ФАС по Мурманской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от  26.07.2006  №  135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путём определении мест захоронения умерших на территории городского кладбища, расположенного на 7-8 км автодороги Кола – Мурмаши, в строгом соответствии с пунктом 6.3. Порядка организации работы муниципальных кладбищ, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 06.11.2009 г. № 10-118, а именно определять места захоронения умерших в последовательном порядке по мере заполнения сектора, предназначенного для массового захоронения,    

в  срок  до 10 февраля 2021 года.

Информируем, что учреждение, которому выдано предупреждение, обязано уведомить антимонопольный орган о выполнении предупреждения в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Руководитель  управления                                                                          С.А. Чеченина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны