Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №051/10/18.1-435/2019 от 19 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №051/10/18.1-435/2019

                                                                                                                                      г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена «17» июня 2019 года

В полном объёме решение изготовлено «19» июня 2019 года

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

председатель комиссии Мурманского УФАС России:

Чеченина С.А. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;

члены комиссии Мурманского УФАС России:

Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Полищук М.С. – начальник  отдела  контроля  органов  власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии:

заявителя  <..>;

представителей  ГОУП «Мурманскводоканал»:

начальника  отдела  имущественных  отношений  <...> по  доверенности  б/н  от 11.06.2019 г.,

начальника  юридического  отдела   <...> по  доверенности б/н от 11.06.2019 г.,

ведущего специалиста отдела  имущественных отношений  <...>  по  доверенности  б/н от 11.06.2019 г.;

представителя  ООО «Инфотек Норд» <...>  по  доверенности  №51 АА 0971752  от 07.03.2018 г.,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту решения – Закон о защите конкуренции) жалобу индивидуального  предпринимателя  Славнова   Д.  В. (далее по тексту решения – Заявитель)  на действия Государственного  областного  унитарного  предприятия  «Мурманскводоканал» (далее по тексту – Организатор торгов, Предприятие)  при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды   государственного  недвижимого  имущества  Мурманской  области,  закреплённого  за  ГОУП  «Мурманскводоканал»  на  праве  хозяйственного  ведения,  по  Извещению  №230419/7006360/01 (Лот №1) (далее  -  аукцион,  торги),

УСТАНОВИЛА:

В адрес  Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области обратился Заявитель с жалобой на действия Организатора торгов при проведении открытого  аукциона  по  Извещению  №230419/7006360/01  по  Лоту  №1.

Заявитель  полагает,  что  указанный  аукцион  проведён  с  грубыми  нарушениями  действующего  законодательства  и  должен  быть  аннулирован  по  следующим  основаниям:

1) Извещение   содержит следующую   информацию:

 «…1.1.…Одновременно с передачей прав по владению и пользованию сооружением Арендатору передается право пользования той частью земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001155:200, которая занята сооружением и необходима для использования в соответствии с их функциональным назначением.»

«…2.2.9. В целях соблюдения требований по обеспечению безопасности при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ своими силами и за счет собственных средств в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Договора обеспечить ограждение территории производства работ и соблюдение контрольно-пропускного режима на земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001155:200.»

По  мнению  Заявителя    в силу  статьи 652  Гражданского  кодекса  РФ вместе    с передаваемым  в  аренду  сооружением  также  по  договору  аренды должен  быть  передан  земельный  участок  под  ним.  Однако  это  не  представляется  возможным  в  связи  с  тем,  что   вид  разрешённого  использования  земельного  участка определён   под  очистные  сооружения  канализации.  Заявитель  полагает,  что  данная  информация  была  скрыта  Организатором  аукциона  от  участников.

2) Аукционная  документация  не  содержит  проект  договора  аренды  части земельного  участка,  которая   передаётся  в  пользование  под  сооружением. 

Также  отсутствует  информация  об  условиях  и  стоимости  аренды  земельного  участка.

3)  Приказ  Министерства  имущественных  отношений  Мурманской  области  от  28.03.2019 г.  №112  «О  согласовании  проведения  торгов  на  право  заключения  договора аренды  государственного  недвижимого  имущества  Мурманской  области» не  содержит информацию  о  передаче прав  на земельный  участок  с кадастровым  номером 51:20:0001155:200 с разрешённым  использованием  для  строительства очистных  сооружений  канализации. В  связи  с  чем  Заявитель  полагает,  что  собственник  земельного  участка  в  лице  Министерства  не  дал  согласия  на  передачу  в  пользование  земельного  участка,  на  котором  расположено  передаваемое  в  аренду сооружение.

 

Кроме  того,  в  ходе  рассмотрения  настоящего  дела  Заявитель  устно  сообщил  о  признаках  сговора  между  Организатором  торгов и  ООО «Инфотек Норд»,  являющегося  арендатором  соседнего  земельного  участка.  В  качестве  довода  Заявитель  представил  презентацию  «Транспортно-логистический  комплекс  «Норд»,  распечатанную  с сайта  ООО  «Инфотек Норд».

Заявитель  полагает,  что  изложенные  действия  Организатора  торгов  привели  к  ущемлению  прав  потенциальных  участников  аукциона  и  его  победителей,  а  также  ограничивают  конкуренцию  и  возможность  участия  в  аукционе  другим  лицам,  создают  проблемы  победителю  аукциона  в  дальнейшем  при  использовании  предмета  аренды  и  земельного  участка.

 

Организатор торгов с доводами жалобы не согласен и считает, что его действия соответствовали требованиям действующего законодательства.

 ООО  «Арктические  поставки  и  комплектация»  и  ООО  «Инфотек  Норд»,  являвшиеся  участниками  рассматриваемого  открытого  аукциона  по  Лоту  №1,  представили  свои  возражения  по  существу  доводов  Заявителя  и  полагают,  что  нарушения  действующего  законодательства  при  проведении  данного  аукциона  отсутствуют.

 

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции предусматривает механизм оперативного реагирования антимонопольного органа на нарушения, связанные с торгами.

В данной  статье указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение процедуры.

 

Целью этой нормы является эффективная защита интересов участников торгов и иных заинтересованных лиц. То обстоятельство, что антимонопольный орган при рассмотрении жалобы имеет право принять решение с учетом иных нарушений, не указанных в жалобе, но установленных при ее рассмотрении, не меняет характера института административного рассмотрения жалоб. Под иными нарушениями в контексте всего содержания ст. 18.1 Закона о защите конкуренции следует понимать те, которые были непосредственно связаны с процедурой проведения торгов. Вынесение решения по конкретной жалобе - это не контроль за соблюдением закона, а способ восстановления прав конкретного заявителя (подателя жалобы).

Жалоба  индивидуального  предпринимателя  Славнова   Д.  В. рассмотрена  в порядке статьи 18.1 Закона  о  защите  конкуренции.

 

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Организатора торгов, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

 

Частью 3  статьи 17.1  Закона  о  защите  конкуренции  регламентировано,  что  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении  государственного недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям,  может  быть  осуществлено  только  по  результатам  проведения  конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 9  статьи 17.1 Закона  о  защите  конкуренции  предусмотрено,  что   по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона.

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества,  утверждены  Приказом  ФАС  России   от 10.02.2010 N 67  (далее  по  тексту  -  Правила  №67).

Перечень  информации,  обязательной  для  размещения    в  извещении  о  проведении  аукциона и  аукционной  документации,  регламентирован  Пунктами 105 и 114  Правил №67.

ГОУП «Мурманскводоканал» в  соответствии  с  Правилами  №67  провело открытый  аукцион на право заключения договора аренды государственного недвижимого имущества Мурманской области, находящегося в хозяйственном ведении ГОУП «Мурманскводоканал»  (Извещение №230419/7006360/01).

В  состав  Лота  №1  включено  государственное недвижимое  имущество:    «Сооружение подъездных железнодорожных путей к мостовому переходу через Кольский залив (участок 3)», кадастровый номер <...> :20:0001155:178, назначение: сооружение железнодорожного транспорта, протяженность 67 м, прямое примыкание к ж/д путям общего пользования отсутствует (технологическое присоединение к железнодорожным путям общего пользования осуществляется через железнодорожные пути иного собственника).  Адрес:  г.Мурманск, Первомайский административный округ, в районе мостового перехода через Кольский залив.

Целевое назначение указанного  имущества  определено  как  доставка грузов железнодорожным транспортом и осуществление погрузочно-разгрузочных работ.

Начальная (минимальная) цена договора аренды (размер годовой арендной платы)  по  Лоту №1  составила  547 000 рублей (с НДС).

Исходя  из  Протокола заседания  Комиссии  по  рассмотрению  заявок  на  участие  в  аукционе  и  признанию  претендентов  участниками  аукциона  от  22.05.2019 г.  заявки  на  участие  в  аукционе  поданы  от  следующих  хоз. субъектов:

-  ООО  «Инфотек  Норд»  (участник №1),

-  ООО «Арктические  поставки  и  комплектация»  (участник №3),

-  ИП  Славнов Д.В. (участник  №2).

Все  претенденты  признаны  участниками  аукциона  по  Лоту  №1.

Исходя  из  представленной  в  рамках  дела  информации  по  Лоту  №1  было сделано 44 шага,  при  этом  активное  участие   в  аукционе  приняли  все  три  участника.

Согласно  Протокола  заседания  аукционной  комиссии   «Об  итогах  аукциона  и  определении  победителя  торгов»  от  28.05.2019 г.  последнее  предложение  о  цене  договора  в  отношении  Лота №1 сделал  Славнов Д.В. в  размере 1 720 315 руб.

Предпоследнее  предложение  о  цене  договора  в  отношении  рассматриваемого  лота  также  сделал ИП Славнов Д.В. в  размере 1 695 700 руб.

Победителем аукциона  по  Лоту №1  признан  ИП  Славнов Д.В.

В  ходе  рассмотрения  настоящего дела  на  вопрос  председателя Комиссия Мурманского УФАС России  о  том,  чем  была  вызвана  необходимость  подачи  предпоследнего  и  последнего  предложения  о  цене  договора одним  и  тем  же  участником,   Славнов  Д.В.  устно  пояснил,  что  тем  самым  решил  показать  Организатору  торгов наличие  сговора,  направленного  на  устранение  иных участников.

Заявитель  полагает,  что  Организатор  торгов  был  заинтересован,  чтобы  победителем  аукциона  стало  ООО  «Инфотек-Норд».

Однако  Комиссией  установлено,  что  ООО  «Инфотек Норд» своё последнее  предложение  по  цене   договора  сделал  на 25 шаге  аукциона.  Все  последующие предложения  о  цене  были  сделаны  ООО «АПК»  и непосредственно  Заявителем.

В  настоящее  время  Организатором  торгов  проект  Договора  аренды  государственного  недвижимого  имущества  по  Лоту  №1  передан для  подписания ИП  Славнову Д.В.   

 

Министерством  имущественных  отношений  Мурманской  области,  как  собственником  государственного  имущества,  с  ГОУП  «Мурманскводоканал»  был  заключён  Договор №552  от  15.02.2016 г. аренды  земельного  участка, находящегося  в  государственной  собственности  Мурманской  области,  с  кадастровым   номером  51:20:0001155:200, общей  площадью  133 414 кв.м., расположенный: Мурманская  область, муниципальное  образование  город  Мурманск,  разрешённое  использование:  очистные  сооружения  канализации.

Пунктом  1.2.  указанного  договора  аренды  установлено,  что  на  земельном  участке  расположены  объекты:

-  «Расширение  и реконструкция  канализации  (1  очередь) в г.Мурманске  III  пусковой  комплекс»,  объект  незавершённого  строительства,  кадастровый  номер <...> -51-01/018/2011-924;

-  «Сооружение  подъездный  железнодорожных  путей  к  мостовому  переходу  через  Кольский  залив (участок  3), код ввода  в  эксплуатацию (завершения  строительства) 1995 год,  кадастровый  номер <...> :20:0001155:178;

-  «Сооружение  подъездный  железнодорожных  путей  к  мостовому  переходу  через  Кольский  залив (участок  4), код ввода  в  эксплуатацию (завершения  строительства) 1995 год,  кадастровый  номер <...> :20:0001155:177.

Указанный  договор  аренды  заключён  сроком  на 11  месяцев.

Министерство  имущественных  отношений  Мурманской  области своим письмом  от 27.01.2017г. исх.№19-10/354-ОМ    проинформировал  ГОУП  «Мурманскводоканал»  о  продлении  указанного  договора  аренды  земельного  участка  на  неопределённый  срок  в  соответствии  с  нормами  статьи  610  Гражданского  кодекса  РФ.

Извещение  №№230419/7006360/01  и  аукционная  документация  содержат  информацию  о  передаче  в  аренду  по  Лоту №1 вышеуказанных  объектов.

Разделом  1 Аукционной  документации  определено,  что  Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование сооружение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0001155:200 и находящееся по адресу: Мурманская область, г.Мурманск:

«1.1.…назначение: сооружения железнодорожного транспорта, прямое примыкание к ж/д путям общего пользования отсутствует (технологическое присоединение к железнодорожным путям общего пользования осуществляется через железнодорожные пути стороннего собственника) (далее – сооружение) для использования по его функциональному назначению: доставка грузов железнодорожным транспортом и осуществление погрузочно-разгрузочных работ.

Одновременно с передачей прав по владению и пользованию сооружением Арендатору передается право пользования той частью земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001155:200, которая занята сооружением и необходима для  использования в соответствии с их функциональным назначением…»

В  соответствии  с  пунктом 1  статьи 615 Гражданского  кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды.

Согласно   сведениям публичной  кадастровой  карты   рассматриваемый  земельный  участок  попадает  в  территориальную  зону:  «Зона  размещения  объектов  инженерной  инфраструктуры» (51.20.1.87).  Вид: «Производственная  зона,  зона  инженерной  и  транспортной  инфраструктуры».

Исходя  из  пункта  1.2.  Договора  аренды  от  15.02.2016 г. №552  на  земельном  участке  с  кадастровым   номером  51:20:0001155:200  предусмотрено  размещение  сооружений  подъездный  железнодорожных  путей, а  значит  и  их  использование  по функциональному  назначению.

В силу пункта 3 статьи 652 Гражданского  кодекса РФ аренда здания или сооружения, находящегося на земельном участке, не принадлежащем арендодателю на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором с собственником земельного участка.

В  соответствии  с  подпунктом  18  пункта  114  Правил  №67 документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать копию документа, подтверждающего согласие собственника имущества (а в случае заключения договора субаренды, также и арендодателя) на предоставление соответствующих прав по договору, право на заключение которого является предметом торгов.

Организатор  торгов  при  формировании  аукционной  документации  согласовал  проект  договора  аренды  рассматриваемых  сооружений  с  собственником  данного  имущества.

Министерство  имущественных  отношений  Мурманской  области  своим  письмом  от  03.04.2019 г. исх. №19-04/1291-ОМ  и  Приказом  от  28.03.2019 г. №112  согласовало  проведение  торгов  на  право  заключения  договора  аренды  государственного  недвижимого  имущества  Мурманской  области  и  проект  договора  аренды, вошедший  в  состав  аукционной  документации.

Предметом  аукциона  по  Извещению  №230419/7006360/01  по  Лоту  №1  явилось  право  аренды  (владение и пользование)  недвижимого  имущества – сооружения  подъездных железнодорожных  путей,  и право  пользования   частью  земельного  участка,  которая  занята  сооружением. 

Право  аренды  земельного  участка  в  рамках  данного  аукциона  не  передаётся.  Именно  поэтому  аукционная    документация  не  содержит  проект  договора  аренды,  а  также  информацию  об  условиях  и  стоимости  аренды  земельного  участка.

 

Пунктом  2.2.9.  Аукционной  документации  в целях соблюдения требований по обеспечению безопасности при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ установлена  обязанность   арендатора  своими силами и за счет собственных средств в течение месяца со дня вступления в силу Договора аренды  обеспечить ограждение территории производства работ и соблюдение контрольно-пропускного режима на земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001155:200.

Заявитель  полагает  данное  требование  невыполнимым,  так  как  данная  территория  используется  ООО  «Инфотек  Норд»  и  на  земельном  участке  уже  находится  ограждение,  ранее  установленное  указанным  обществом.

 

Представитель  Организатора  торгов  пояснил,  что в 2018 году  в  соответствии  с  Приказом  Министерства  имущественных  отношений  Мурманской  области от  13.03.2018 г. №61  был  проведён  аукцион  по  Извещению №270318/7006360/01.  В  связи  с  тем,  что Протоколом  рассмотрения  заявок  от  23.04.2018 г.  аукцион  по  Лоту  №1  признан  несостоявшимся  в  связи  с  подачей  единственной  заявки,  договор  аренды  рассматриваемым  имуществом  был  заключён  с   ООО  «Инфотек  Норд»  как  с единственным  участником  на  основании пункта 151  Правил №67. 

ООО  «Инфотек  Норд»  в  соответствии  с  договором  аренды  пользовался  частью  земельного  участка  с  кадастровым  номером  51:20:0001155:200.

Заявителем  в  рамках  рассмотрения  настоящего  дела  не  представлено  доказательств, подтверждающих  использование  ООО  «Инфотек  Норд»   всего  земельного  участка  для  ведения  хозяйственной  деятельности.

Комиссией  Мурманского  УФАС  установлено,  что  Заявителем  для  участия  в  аукционе  №230419/7006360/01  по  Лоту  №1  в  составе  заявки  было  представлено  предложение  об  условиях  выполнения  работ  в  отношении  государственного  имущества,  права  на  которое  передаются  по  договору  аренды. 

Согласно  данного  предложения   Заявитель  (будущий  арендатор)  обязуется  обеспечить  ограждение  территории  производства  работ  и  соблюдение  контрольно-пропускного  режима  на  земельный  участок  51:20:0001155:200.  При  этом  размеры,  материал ограждения  и  месторасположение  ограждения  Заявитель  отразил  в  своём  предложении.  В  подтверждение  возможности  установки  такого  ограждения  Заявитель  в  составе  заявки  приложил  ответ    проектно-сметной  организации.

Таким  образом,  Комиссия  Мурманского  УФАС  приходит  к  выводу,  что  на  момент  подачи  заявки  на  участие  в  конкурсе,  у  Заявителя  не  было  оснований  предполагать  не возможность  установки  такого  ограждения.   Доказательства, подтверждающие  не возможность  установки  необходимого  ограждения  после  подведения  итогов  аукциона,  Заявителем  не  представлены.

ГОУП  «Мурманскводоканал»,  владеющий  государственным  имуществом  на  праве  хозяйственного  ведения,  ежегодно  проводит  торги  на  право  заключения  договора  аренды  данным  имуществом.  Факты  не  допуска  хозяйствующим  субъектов  к  данным  торгам,  а  также  факты  необоснованного отклонения  заявок  участников,  Мурманским  УФАС  не  установлены.  Представленные  на  обозрении  Комиссии  Мурманского  УФАС  документы  о  проведении  аукционов  на  право  заключения  договоров  аренды  свидетельствуют  о равных  правах  всех  участников  и  о конкурентной  борьбе  на  торгах.

На  основании  вышеизложенного, исследовав  все  доводы  заявителя,  Комиссия  Мурманского  УФАС  не  усматривает   признаков  сговора  между  Организатором  торгов  и  ООО  «Инфотек  Норд».  Основания  передачи  материалов  для  возбуждения  дела  по  признакам  нарушения  антимонопольного  законодательства  в  рамках  главы  9 Закона  о  защите  конкуренции  отсутствуют.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

            1. Признать жалобу индивидуального  предпринимателя  Славнова   Д.  В. на действия Государственного  областного  унитарного  предприятия  «Мурманскводоканал» при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды   государственного  недвижимого  имущества  Мурманской  области,  закреплённого  за  ГОУП  «Мурманскводоканал»  на  праве  хозяйственного  ведения,  по  Извещению  №230419/7006360/01  (Лот №1), необоснованной.

           

       Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.                                                                                                                                                                       

Председатель комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                             С.А.Чеченина

 

Члены комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                             Н.А. Калитина

                                                                                                                           М.С.Полищук

Связанные организации

Связанные организации не указаны