Решение б/н Решение от 17 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 051/05/05-18/2020

 

17 марта   2020 года                                                                                                  г. Мурманск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

     Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Мороз С.В., главный специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков Яшина О.Е.

рассмотрев дело № № 051/05/05-18/2020 от 16.01.2020 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии директора ООО «СЭС» <...>.

УСТАНОВИЛА

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение   ООО «Санитарно-Эпидемиологический Сервис» по факту размещения 30.10.2019 в сети интернет информации с пометкой реклама: «Уничтожение клопов Низкие цены. Гарантия.  murmansk.serviceses.ru Уничтожение клопов. 8 (9<...>. Профессиональная дезобработка от всех насекомых и грызунов! Анонимно. Безопасно. Аккуратно.Быстро. с гарантией результата.Звоните! Импортные препараты. Срочный вызов. На рынке 10 лет. Без выходных 24/7».

 Из обращения ООО «Санитарно-Эпидемиологический Сервис» (ИНН 5190128260) следует, что общество оказывает в г. Мурманске и Мурманской области услуги по дератизации, дезинсекции и дезинфекции с 03.08.2004г., имеет сокращенное наименование ООО «СЭС», юридический адрес:183010, г. Мурманск, ул. Шмидта, д.2, сайт в сети интернет http//ses51.ru.

При этом, Общество отмечает, что в поисковой системе   сети интернет «Google», появилась рекламная информация организации «Санитарно-эпидемиологическая станция», сайт которой предлагает аналогичные услуги населению и указывает в качестве адреса местонахождения организации адрес: г. Мурманск, ул. Шмидта, д.2, т.е. юридический адрес ООО «Санитарно-Эпидемиологический Сервис» (ИНН 5190128260).

Кроме того, сокращенное наименование организации «Санитарно-эпидемиологическая станция» - «Сервис СЭС», схоже с сокращенным названием ООО «Санитарно-Эпидемиологический Сервис» (ИНН 5190128260) - «СЭС».

По мнению заявителя, реклама не достоверная и вводит потребителей в заблуждение, поскольку создает ложное впечатление, что данная организация относится к ООО «Санитарно-Эпидемиологический Сервис» (ИНН 5190128260) - «СЭС» и действует от его имени», хотя   по указанному адресу деятельность осуществляет только ООО «Санитарно-Эпидемиологический Сервис» (ИНН 5190128260), иные организации отсутствуют.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе):

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

объект рекламирования - это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе").

Копия Определения о возбуждении дела № 051/05/05-18/2020 по признакам нарушения рекламного законодательства направлена 16.01.2020 заказным письмом по месту регистрации гражданина <..>.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП «Почта России» (www.pochta.ru), определение (почтовый идентификатор18301643000730) прибыло в место вручения 22.01.2020 и 28.02.2020 было возвращено отправителю из-за отказа адресата.

Обстоятельства получения (неполучения) корреспонденции по адресу регистрации гражданина зависят от него самого, поскольку, зная о невозможности получения им корреспонденции по месту регистрации, он должен самостоятельно принять меры к получению направленной ему корреспонденции с целью добросовестного исполнения обязательств перед третьими лицами, например путем оформления доверенности на уполномоченное лицо на получение корреспонденции, сообщения нового адреса в почтовый орган для пересылки корреспонденции.

Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67).

Юридически значимое сообщение считается доставленным, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Из приведенных норм следует, что антимонопольным органом были предприняты необходимые меры для надлежащего уведомления гражданина <...> о месте и времени рассмотрения дела № 051/05/05-18/2020 по признакам нарушения рекламного законодательства.

В назначенную дату <...> на рассмотрение дела не явился, запрашиваемые документы и пояснения не представил.

Комиссия не установила оснований для отложения или приостановления дела и предложила изложить свою позицию заявителю ООО «Санитарно-эпидемиологический сервис» (ИНН 5190128260).

Представитель заявителя директор ООО «Санитарно-эпидемиологический сервис» поддержала позицию, изложенную в обращении и добавила, что на сайте murmansk.serviceses.ru компания «Санитарно-эпидемиологическая станция» сменила адрес на новый: г. Мурманск, ул. Дзержинского, д.2, при этом фактически не находится в указанном месте, что подтвердила совместная с полицией проверка.

Реквизиты компании на сайте так и не появились, однако, компания разместила на странице сайта отзывы о своей деятельности от лица ПАО «Ростелеком» и АО «Газпром газораспределение», представлен скриншот страницы сайта от 16.03.2020.

            Директор ООО «Санитарно-эпидемиологический сервис» (ИНН 5190128260) представила договор с ПАО «Ростелеком» от 01.2014 № 10/Е на оказание санитарно-эпидемиологических услуг с дополнительным соглашением №4 от 25.12.2017, что подтверждает недостоверность отзыва, так как санитарно-эпидемиологические работы выполняет ООО «Санитарно-эпидемиологический сервис», но не «Санитарно-эпидемиологическая станция».

Комиссия в ходе рассмотрения дела, заслушала ООО «Санитарно-Эпидемиологический Сервис», проанализировала рекламу, изучила материалы дела и признала, размещенную 30.10.2019 в сети интернет рекламу: «Уничтожение клопов Низкие цены. Гарантия.  murmansk.serviceses.ru Уничтожение клопов. 8 (9<...>. Профессиональная дезобработка от всех насекомых и грызунов! Анонимно. Безопасно. Аккуратно.Быстро. с гарантией результата.Звоните! Импортные препараты. Срочный вызов. На рынке 10 лет. Без выходных 24/7» недостоверной и ненадлежащей, нарушающей требования пункта 17 части 3 статьи 5, пункта 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) покупателю и конечному потребителю.

Размещенная 30.10.2019 в сети интернет информация: «Уничтожение клопов Низкие цены. Гарантия.  murmansk.serviceses.ru Уничтожение клопов. 8 (9<...>. Профессиональная дезобработка от всех насекомых и грызунов! Анонимно. Безопасно. Аккуратно.Быстро. с гарантией результата.Звоните! Импортные препараты. Срочный вызов. На рынке 10 лет. Без выходных 24/7», является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц; направлена на привлечение внимания к санитарно-эпидемиологическим услугам компании «Санитарно-эпидемиологическая станция», призвана формировать, и поддерживать интерес к компании, побуждая воспользоваться рекламируемыми услугами.

Объектом рекламирования является санитарно-эпидемиологические услуги: уничтожение клопов, дезобработка от насекомых и грызунов

Скриншоты с сайта организации «Санитарно-эпидемиологическая станция» murmansk.serviceses.ru и письмо правления ТСЖ «Айсберг», под управлением которого находятся МКД по адресу: г. Мурманск, ул. Шмидта, д.2,4,6, подтверждают, что по адресу Шмидта, д.2 не располагаются фирмы под названиями: «Городская СЭС служба Мурманска», «Санитарно-эпидемиологическая станция» и «Санитарно-эпидемиологическая служба» (СЭС города Мурманска). По информации ТСЖ среди арендаторов не жилых помещений такие фирмы отсутствуют.

ООО «Санитарно-Эпидемиологический Сервис» (ИНН 5190128260) совершило контрольную закупку услуг компании с названием «Санитарно-эпидемиологическая станция» - «Сервис СЭС» представило договор и акт сдачи приемки работ.

Представленные документы не содержат полного наименования организации «Санитарно-эпидемиологическая станция» и юридический адрес лица, предлагающего санитарно-эпидемиологические услуги, оттиск печати на выданных документах содержит отличную надпись от названия, позиционируемого на сайте murmansk.serviceses.ru компании, а именно: «СитиДез 88007005373. Федеральный центр дезинфекции».

Анализ представленной заявителем информации позволяет сделать вывод, что компания «Санитарно-эпидемиологическая станция» продвигает свои услуги под видом существующего официально зарегистрированного ООО «Санитарно-Эпидемиологический Сервис» (ИНН 5190128260).

При этом как в рекламе, так и на сайте murmansk.serviceses.ru отсутствует полное наименование организации, её государственный регистрационный номер <...> индивидуальный налоговый номер и юридический адрес, а документы, выдаваемые организацией при оказании услуг, содержат иное наименование, и не раскрывают обязательную информацию об исполнителе   рекламируемых услуг.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (пункта 20 части 3 статьи 5).

Согласно пункту 17 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами.

В силу части 1 и 1.1 статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Изготовитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя.

1.1. Уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель в случае обращения потребителя обязаны довести до его сведения информацию о себе и изготовителе (продавце) (фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). Уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель вправе довести до сведения потребителей информацию о себе посредством ее размещения на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацию об изготовителе (продавце) посредством размещения на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ссылки на страницу сайта изготовителя (продавца) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащую информацию об изготовителе (продавце).

Информация о лице, предлагающем услуги, является для потребителя рекламы существенной информацией.  Отсутствие полного наименования организации, её адреса не дает возможность получения обратной связи с продавцом рекламируемых услуг,

и не гарантирует получения добросовестной и качественной  услуги.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим отсутствие в рекламе полных сведений о лице, оказывающем санитарно-эпидемиологические услуги на территории г. Мурманска, в сочетании с противоречивой информацией о наименовании организации, указывает на недобросовестность этой рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. 

На главной странице сайта murmansk.serviceses.ru и в рекламе указан номер телефона 8 (9<...>, который, присвоен оператором ПАО «ВымпелКом» абоненту <...>.

 По информации ООО «Гугл» разместил и оплатил спорную рекламу в сети интернет в  Googl Реклама:   владелец аккаунта <...> (Gustomer ID:346-012-1045,   <...> ), который лично определил объект и содержание рекламы. Размещалась спорная реклама с 30.10.2019 по 02.11.2019.

По запросу антимонопольного органа ПАО «ВымпелКом» представил информацию и скрин из биллинговой системы, согласно которой, по договору услуг связи от 03.12.2016 абонентский номер <...> <...> принадлежит   <...>.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 17 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 несет рекламодатель – гражданин <...>.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Совокупность имеющихся сведений и документов позволяет Комиссии сделать вывод, что <...>  заинтересован в продвижении услуг «Санитарно-эпидемиологическая станция» - «Сервис СЭС», так как заказал и оплатил в ООО «Гугл» услуги по размещению рекламы: «Уничтожение клопов Низкие цены. Гарантия.  murmansk.serviceses.ru Уничтожение клопов. 8 (9<...>. Профессиональная дезобработка от всех насекомых и грызунов! Анонимно. Безопасно. Аккуратно.Быстро. с гарантией результата.Звоните! Импортные препараты. Срочный вызов. На рынке 10 лет. Без выходных 24/7», указывая для связи свой абонентский номер.

В действиях <...> усматриваются нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 17 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу: «Уничтожение клопов Низкие цены. Гарантия.  murmansk.serviceses.ru Уничтожение клопов. 8 (9<...>. Профессиональная дезобработка от всех насекомых и грызунов! Анонимно. Безопасно. Аккуратно. Быстро. с гарантией результата. Звоните! Импортные препараты. Срочный вызов. На рынке 10 лет. Без выходных 24/7» размещённую с 30.10.2019 по 02.11.2019 в сети интернет «Googl Реклама» недостоверной, ненадлежащей и нарушающей пункт 20 части 3 статьи 5, пункт 17 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Признать гражданина <...> виновным в нарушении требований пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 17 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

3. Направить для сведения копию настоящего решения в Роскомнадзор и Роспотребнадзор по Мурманской области.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданина <...>.

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено   20 марта 2020 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

 

Председатель комиссии:                                                И.Н. Попова

Члены комиссии:  

                                                                                            С.В. Мороз

                                                                                            О.Е. Яшина

Связанные организации

Связанные организации не указаны