Решение б/н Решение от 26 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/07/3-435/2024

 

Резолютивная часть оглашена «21» июня 2024 года

В полном объёме изготовлено «25» июня 2024 года                                      г. Мурманск

 

            Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии Мурманского УФАС России:

Калитина Н.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Члены Комиссии Мурманского УФАС России:

Неплюева А.В. – заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Чоповская Н.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии представителей:

Муниципального автономного учреждения молодежной политики «Объединение молодежных центров» – Козловой Л.А. (по доверенности),

общества с ограниченной ответственностью «МурСтрой» - Баранова Р.Э. (по доверенности), Базанова А.В. (по доверенности),

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «МурСтрой» (далее – Заявитель) на действия Заказчика – Муниципального автономного учреждения молодежной политики «Объединение молодежных центров» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 39 (извещение № 32413689519),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 13.06.2024 обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 39.

21.06.2024 в адрес Управления до рассмотрения жалобы по существу поступили дополнения к жалобе.

Согласно доводам жалобы Заявителя, указанные в закупочной документации критерии оценки опыта участников закупки являются избыточными, не соответствующими требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), в том числе нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также не соответствуют Положению о закупках заказчика.

Жалоба рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 21.06.2024 в 10 часов 00 минут.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения.

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок.

 Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. № 223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Установлено, что Заказчик осуществляет свою закупочную деятельность на основании Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд муниципального автономного учреждения молодежной политики «Объединение молодежных центров», утвержденного Наблюдательным советом МАУ МП «Объединение молодежных центров» 04.06.2024.

07.06.2024 МАУ МП «Объединение молодежных центров» в единой информационной системе размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 39.

Начальная (максимальная) цена контракта: 7 894 022,86 рублей.

Согласно части 2 статьи 3.4 Закона о закупках, конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 13.13.1. Положения о закупке товаров, работ и услуг для нужд МАУ МП «Объединение молодежных центров» Заказчик одновременно с размещением извещения о проведении конкурса в электронной форме размещает в ЕИС конкурсную документацию. В документации о проведении конкурса в электронной форме должны быть указаны сведения в соответствии с разделом 11 Положения о закупке (пункт 13.13.2. Положения о закупке), в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

На основании пункта 13.17.22. Положения о закупке в составе конкурсной документации указываются критерии оценки заявок и их величина значимости.

Критериями оценки заявок могут быть:

  1. цена договора;
  2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;
  3. сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, которые являются предметом закупки;
  4. качественные и функциональные характеристики предмета закупки;
  5. условия гарантии качества в отношении предмета закупки;
  6. квалификация участника процедуры закупки и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора, включая (но, не ограничиваясь) опыт исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым, наличие финансовых ресурсов, наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов, обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и (или) квалификация), деловую репутация, образование, квалификацию персонала участника конкурса в электронной форме, включая наличие ученых степеней;
  7. иные критерии, установленные конкурсной документацией.

Сумма значимости критериев оценки заявок, установленных в документации о закупке, должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев, используемых для оценки заявок, должна составлять:

  1. ценовые критерии - не менее 50 (пятидесяти) процентов;
  2. неценовые критерии - не более 50 (пятидесяти) процентов.

 

Приложением № 6 к документации о проведении конкурса в электронной форме, установлены критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме.

Согласно пункту 2.1-2.2 Приложения № 6 к документации, Заказчиком установлен критерий «Квалификация участника закупки» включающий в себя следующие подкритерии:

2.1 С i1 - опыт (копии заключенных по результатам проведения закупок по Закону № 44-ФЗ, Закону о закупках № 223-ФЗ и исполненных в полном объеме договоров (контрактов) (в количественном выражении), которые подтверждаются размещенными сведениями в ЕИС, а также актами выполненных работ к этим договорам (контрактам) в сфере аналогичному предмету закупок на аналогичных объектах* за период с 01.01.2022 до даты размещения закупки на электронной площадке, в ЕИС):

0 шт. – 0 баллов,

от 1 шт. до 5 шт. (включительно) – 20 баллов,

от 6 шт. до 10 шт. (включительно) – 40 баллов,

от 11 шт. до 15 шт. (включительно) – 60 баллов,

от 16 шт. до 20 шт. (включительно) – 80 баллов,

от 21 шт. и более – 100 баллов.

2.2 С i1 - объем заключенных по результатам проведения закупок по Закону № 44-ФЗ, Закону о закупках № 223-ФЗ и исполненных в полном объеме договоров (контрактов) по сопоставимому характеру и объему (в денежном выражении), которые подтверждаются размещенными сведениями в ЕИС, а также актами выполненных работ к этим договорам (контрактам) в сфере аналогичному предмету закупки на аналогичных объектах * за период с 01.01.2022 до даты размещения закупки на электронной площадке, в ЕИС:

от 1 578 804,57 руб. до 3 157 609,14 руб. (включительно) – 20 баллов,

от 3 157 609,15 руб. до 4 736 413,71 руб. (включительно) – 40 баллов,

от 4 736 413,72 руб. до 6 315 218,28 руб. (включительно) – 60 баллов,

от 6 315 218,29 руб. до 7 894 022,85 руб. (включительно) – 80 баллов,

от 7 894 022,86 руб. и выше – 100 баллов.

Согласно примечанию 2 приложения № 7 к конкурсной документации, по нестоимостному критерию к оценке принимаются копии заключенных по результатам проведения закупок по Закону № 44-ФЗ и Закону о закупках № 223-ФЗ и исполненных в полном объеме договоров (контрактов), которые подтверждаются размещенными сведениями в ЕИС, а также актами выполненных работ к этим договорам (контрактам) в сфере аналогичному предмету закупок на аналогичных объектах. При этом допускается предоставить сведения о квалификации участника конкурса без предоставления заверенных копий договоров (контрактов) и актов выполненных работ, но при обязательном указании номера извещения закупки или номера реестровой записи договора (контракта).

Заявитель с вышеуказанной формулировкой не согласен, поскольку полагает, что требование Заказчика не позволяет ему представить в качестве подтверждения опыта копии заключенных и исполненных договоров, сведения о которых не подлежат обязательному размещению в Единой информационной системе в сфере закупок.

В то же время, Комиссия Мурманского УФАС России полагает необходимым отметить, что Законом о закупках прямо не регулируется порядок оценки заявок на участие в закупках, в том числе установление критериев оценки заявок.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243).

В соответствии с пунктом 13.15.9 Положения о закупке в случае, если документацией о проведении конкурса в электронной форме установлено применение к участникам, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, заявка также может содержать информацию и документы, необходимые для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов в составе заявки не является основанием для отклонения такой заявки.

Комиссия Мурманского УФАС России полагает необходимым отметить, что установленные Заказчиком подкритерии не ограничивают конкуренцию, поскольку отсутствие информации (документов) по данному критерию не является основанием для отклонения заявки участника.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к условиям исполнения договора.

В то же время, в рассматриваемом случае, Заявитель не ограничен в представлении договоров, включаемых в состав его заявки.

Необходимо также отметить, что со стороны Заявителя не представлено мотивированных пояснений либо достаточных доказательств, подтверждающих, что заказчики, проводящие закупку в соответствии с Законом о закупках, должны учитывать при оценке гражданско-правовые договоры, сведения о которых не размещены в Единой информационной системе.

            В связи с чем, довод Заявителя не находит своего подтверждения.

 

Относительно довода Заявителя об установлении Заказчиком в конкурсной документации требований в части предоставления договоров (контрактов) аналогичному предмету закупки на аналогичных объектах Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с примечанием (*) к п. 2.1. и 2.2. приложения № 6 к конкурсной документации под «сферой аналогичному предмету закупки на аналогичных объектах» понимается выполнение работ по текущему ремонту, реконструкции, капитальному ремонту помещений, зданий и сооружений.

Установлено, что предметом контракта является выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 39.

В то же время, Комиссия Мурманского УФАС России полагает, что Заказчик правомерно предоставил потенциальным участникам закупки возможность подтвердить наличие опыта, связанного с предметом закупки, не только договорами (контрактами) на выполнение работ по текущему ремонту, но и договорами (контрактами) на выполнение работ по реконструкции, капитальному ремонту помещений, зданий и сооружений, чем предоставил возможность принять участие в закупке более широкому кругу лиц, обладающих разнообразным опытом в рамках рассматриваемой единой сферы, что соответствует целям и принципам законодательства о закупках.

Как было указано ранее, установленные Заказчиком критерии и порядок оценки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не являются основанием допуска или недопуска заявки участника конкурса.

Установлено, что на участие в данной закупке было подано 4 (четыре) заявки, что доказывает, что как минимум 4 участника смогли осуществить подачу заявки на участие в конкурсе.

Также на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, среди прочего, что ООО «МурСтрой» заявку на участие в оспариваемой закупке не подавало, в связи с чем, права общества не нарушены. Кроме того, Заявителем не представлены документы, свидетельствующие о невозможности сформировать и подать заявку на участие в конкурсе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу, что требования, установленные заказчиком, соответствуют Положению о закупках и не нарушают требования Закона о закупках.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «МурСтрой» на действия Заказчика – Муниципального автономного учреждения молодежной политики «Объединение молодежных центров» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту помещений по адресу: г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 39 (извещение № 32413689519) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны