Решение б/н Решение от 9 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 051/05/15-665/2020

 

09 ноября 2020 года                                                                                                             г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

Членов комиссии: помощник руководителя управления Мороз С.В., начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Басавина О.А,

рассмотрев дело № 051/05/15-12/2020 от 13.01.2020 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - УФАС по Мурманской области, управление), в рамках взаимодействия, направлен  из управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых  коммуникаций по Мурманской области (далее - Роскомнадзор) акт № А-51/0/10 систематического наблюдения  ООО «Радиостарт» с записью эфира с 00.00 02.03.2020 по 00.00 08.03.2020 программы «Русское Радио» и  радио «Радиостарт» на частоте 105,5 FM, в целях надзора за исполнением рекламного законодательства.

Согласно части 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе):

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Определением о возбуждении дела № 051/05/15-665/2020 от 07.10.2020 рассмотрение дела в отношении общества с ограниченной ответственностью «Радиостарт» по признакам нарушения части 2 статьи 15 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ назначено на 21.10.2020г. в 10:00. Копия Определения направлена 08.10.2020 рекламодателю ООО «Радиостарт» заказным письмом.

Представитель ООО «Радиостарт» генеральный директор <...> и   руководитель холдинга ООО «ТРК «ТНВ»» <...>, присутствовавшие на рассмотрении дела, сообщили, что в связи с поздним получением корреспонденции, не смогли подготовить запрашиваемые антимонопольным органом документы и свою позицию по признакам нарушения части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Комиссия предложила на обозрение присутствующим акт прослушивания эфира вещания на частоте 105,5 FM, с 00.00 02.03.2020 по 00.00 08.03.2020 с фиксацией каждой выходившей рекламы в радио программе «Радиостарт», а также письмо ФАС России от 08.10.2015 № АК/54867/15 о порядке расчета объема рекламы в радиопрограммах.

В ходе рассмотрения дела генеральный директор ООО «Радиостарт» ознакомилась с материалами дела и ходатайствовала об отложении рассмотрения до 05.11.2020г.

В соответствии с пунктом 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006г. № 508, Комиссия удовлетворила ходатайство и отложила рассмотрение дела № 051/05/15-665/2020 на 05.11.2020 в 11.00.

ООО «Радиостарт» 03.11.2020 представило запрашиваемые документы, письменные пояснения и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Общества.

05.11.2020 Комиссия в прежнем составе, в отсутствии представителей Общества, изучила представленные Обществом документы, письменные пояснения и удовлетворила ходатайство ООО «Радиостар», рассмотрев дело в отсутствии законного представителя.

ООО «Радиостар» представило   лицензию на осуществления радиовещания РВ № 25248 от 04.04.2014 на частоте 105,5 МГц, Договор № 31 с ООО «ТРК «ТНВ» на проведение рекламной компании в радиоэфире, реестр договоров ООО «Радиостарт» и ООО «ТРК «ТНВ», сетку эфирного вещания ООО «Радиостарт» за период с 02.03.2020 по 08.03.2020, с указанием количества и времени выхода рекламных роликов в эфир, а также   акты выполненных работ по размещению рекламы в эфире программы.

Согласно письменным пояснениям ООО «Радиостарт», из-за сбоя в программе рекламные блоки на радио «Радиостарт» вышли в эфир с превышением объема вещания, установленного лицензией РВ № 25248 от 04.04.2014. Общество признает себя нарушившим часть 2 статьи 15 Закона о рекламе, соглашаясь с актом прослушивания записей эфирного вещания на частоте 105,5 МГц в г. Мурманске за период с 02.03.2020 по 08.03.2020 Мурманского УФАС России, который посуточно зафиксировал превышение времени выхода рекламы.

ООО «Радиостарт» (ОГРН 1025100846847 от 18.10.2002, ИНН5191324676, юридический адрес 183039, г. Мурманск, ул. Академика Книповича, д.45, офис1) осуществляет деятельность радиовещания (60.10), свидетельство о регистрации средства массовой информации от 17.04.2013 серия ЭЛ № ФС 77-53747. Согласно выписки из ЕГРЮЛ, генеральный директор Петракова Е.В. наделена полномочиями действовать от имени юридического лица без доверенности.

 Из Договора №31 от 28.12.2018 на проведение рекламной компании в радиоэфире следует, что ООО «Радиостарт» будучи исполнителем, оказывает заказчику ООО «ТРК «ТНВ» услугу по размещению рекламных роликов, рекламной информации, рекламных материалов в радиопрограмме «Русское радио Мурманск» СМИ радио «Радиостарт» в соответствии с медиапланом.

Пунктом 3.1 Договора №31 от 28.12.2018 определено, что исполнитель ООО «Радиостарт» обязано проводить рекламную компанию основываясь на действующем законодательстве Российской Федерации. Согласно пункту 3.2.2. ООО «Радиостарт» вправе отказать в размещении рекламы в целях недопущения нарушения рекламного законодательства.

Представленный реестр договоров и акты выполненных работ подтверждают, что реклама, зафиксированная актом антимонопольного органа, размещалась на радиоканале «Радиостарт» в указанные даты на основании договоров, заключенных как ООО «ТРК ТНВ», так и ООО «Радиостарт».

ООО «Радиостарт» является обладателем лицензии на осуществление радиовещания РВ № 25248 от 04.04.2014, переоформленной 16.11.2018г. Приложение №1 к лицензии конкретизирует программную концепцию вещания, объемы вещания и соотношение вещания продукции каждого СМИ.

Лицензией установлен общий объем вещания в неделю 168 часов, из которых 25 часов в неделю для СМИ «Радио Радиостарт» и 143 часа для СМИ «Русское Радио». Рекламные сообщения и материалы распространяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рекламе (п.3 Лицензии, приложения №1).

Основанием для возбуждения дела послужили материалы, представленные Роскомнадзором по Мурманской области.

В пункте 1.3 акта систематического наблюдения № А-51/0/10 Роскомнадзора отмечено, что лицензиатом не соблюдаются объемы вещание по лицензии серия РВ № 25248 от 04.04.2017.

Анализ записи эфира лицензиата в период с 00:00 02.03.2020 по 00:00 08.03.2020 свидетельствует, что лицензиат осуществляет вещание СМИ «Русское радио» объемом 145 часов 50 минут 50 секунд и СМИ радио «Радиостарт» объемом 20 часов 14 минут и 54 секунды, что не соответствует условиям лицензии (пункт 1.3 акта Роскомнадзора).

Из части 3 акта Роскомнадзора следует, что рекламные сообщения в эфире радиоканала «Радиостарт» распространяются с нарушением объема вещания в течение суток, с превышением допустимых 20% от общего вещания программы.

Актом Роскомнадзора зафиксировано фактическое время вещания радиоканала посуточно: 02.03.2020 - 3:04:21(11061сек); 03.03.20 - 3:33:23(12803сек); 04.03.20-3:27:11(12441сек); 05.03.20 - 3:27:53(12473сек); 06.03.20 - 2:43:10(9790сек); 07.03.20-1:50:37(6637сек); 08.03.20 - 2:08:19(7699сек).

Исходя из требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе и фактического времени вещания в сутки СМИ радио «Радиостарт», рекламу допустимо вещать: 02.03.2020 - 37 минут 27 секунд; 03.03.20 - 43 минуты 07 секунд; 04.03.20 - 41минуту 47 секунд; 05.03.20 -41 минуту 58 секунд; 06.03.20 – 23 минуты 03 секунды; 07.03.20 -22 минуты 12 секунд; 08.03.20 – 26 минут 06 секунд.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ, Комиссия Мурманского УФАС России произвела прослушивание эфира вещания на частоте 105,5 FM, с 00.00 02.03.2020 по 00.00 08.03.2020 и зафиксировали выходы рекламных блоков радио «Радиостарт», указывая время начала рекламы, её окончания и фактического хронометража рекламных роликов посуточно (приложение 1).

Комиссия поочередно производила прослушивание каждых суток, занося полученные данные в таблицу.

Комиссия отметила, что каждый из рекламных выходов предварялся звуковым сообщением: о начале рекламы: «реклама».

Отбивки в начале и конце рекламных блоков, а также сообщение о начале рекламы не учитывались комиссией при фиксации времени рекламы.

Роскомнадзор по Мурманской области при подсчете рекламного времени СМИ «Радиостарт», учитывал не чистое рекламное время роликов, а включил джинглы, выходные данные, паузы и объявления.

Это объясняет разницу подсчетов рекламного времени СМИ «Радиостарт» антимонопольным органом и Роскомнадзором в указанные сутки.

Антимонопольный орган зафиксировал фактический хронометраж вышедших в эфир рекламных роликов Радио «Радиостарт», каждые сутки в отдельности и отразил их в таблице (приложение 1 к акту).

Мурманским УФАС России установлено, что хронометраж рекламных роликов, вышедших в эфир программы Радио «Радиостарт», в совокупности за период с 00.00 02.03.2020 по 00.00 08.03.2020 составил: 

7 часов 2 минуты 43 секунды (422,717минуты/25363секунды), соответственно в сутки:

-02.03.2020 – фактически 43 минуты 07 секунд (2587сек) при допустимых 37 минут 27 секунд(2247сек); 

-03.03.2020 - фактически 1 час 1 минута 50 секунд (3710сек) при допустимых 43 минуты 07 секунд(2587сек);

-04.03.2020 -фактически 59 минут   41 секунду (3581сек) при допустимых 41 минута 47 секунд(2507сек);

-05.03.2020 - фактически 1 час 4 минута 42 секунды (3882сек) при допустимых41 минута 58 секунд(2518сек);

-06.03.2020 - фактически 54 минуты 19 секунд (3259сек) при допустимых 23 минуты 03 секунды(1383сек);

-07.03.2020 - фактически 1 час 8 минут    08 секунд (4088сек) при допустимых 22 минуты 12 секунд(1332сек);

-08.03.2020- фактически 1 час14 минут   56 секунд (4496сек) при допустимых 26 минут 06 секунд (1566 сек).

Согласно части 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Согласно той же статье под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

При этом нормы статьи 31 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

Следовательно, с учетом приведенных обстоятельств и программной концепции вещания, установленной лицензией на осуществление радиовещания РВ № 25248, которой определены объемы вещания для каждого СМИ («Радио Радиостарт - 25 часов в неделю, «Русское Радио» - 143 часа в неделю), Комиссия считает, что объем рекламы необходимо рассчитывать, исходя из времени вещания конкретного радиоканала в сутки.

Радиопрограмма «Радиостарт» зарегистрирована как информационно- развлекательная, рекламные сообщения и материалы распространяются в порядке, предусмотренном рекламным законодательством, т.е. не должны превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки.

По лицензии определен объем вещания радиопрограммы «Радиостарт» 25 (1500мин) часов в неделю, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Закона о рекламе позволяет вещать рекламу в объеме 5 часов (300минут/18000сек) в неделю и 43 минуты в день (2580сек).

А учитывая тот факт, что объем вещания программы в отдельные дни был уменьшен, то и объем рекламы должен исчисляться от фактического вещания, которое составило в неделю 20 часов 14 минут и 54 секунды (72894сек), т.е. реклама не должна превышать 4 часа 5 минут (243 минуты/14580сек) в неделю и 35 минут в день (2100сек), в исследуемый период с 02.03.2020 по 08.03.2020.

Установлено, что в неделю рекламы вышло в эфир радиопрограммы «Радиостарт» в объеме 7 часов 2 минуты 43 секунды (422,717мин/25363сек), при допустимых 4 часах 5 минутах (243 минуты/14580сек).

Представленная запись эфира подтверждает, что фактический объем, выходившей рекламы в период с 02.03.2020 по 08.03.2020, превышал допустимые 20% от общего вещания программы и составил 34,7%, в сопоставлении с фактически объемом вещания радиопрограммы в указанные дни - 20 часов 14 минут и 54 секунды (1214,867мин/72894сек).

Таким образом, вещая в эфире радиопрограммы «Радиостарт», общество с ограниченной ответственностью «Радиостарт» превысило объем выходов рекламы, установленный частью 2 статьи 15 Закона о рекламе, в исследуемые сутки с 02.03.2020 по 08.03.2020, который составил 34,7% при допустимых 20%.

Ответственность за данное нарушение в силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем выступает владелец лицензии на вещание средства массовой информации ООО «Радиостарт» (ОГРН 1025100846847 от 18.10.2002, ИНН5191324676, юридический адрес 183039, г. Мурманск, ул. Академика Книповича, д.45, офис1), объем трансляции рекламы в котором превысил установленную Законом норму.

Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного Федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Рекламораспространитель должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности соблюдать продолжительность рекламы на радиоканале в целях защиты интересов потребителей рекламы от чрезмерного засилья постоянно повторяющихся рекламных блоков во время радиовещания.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, выходившую в г. Мурманске на частоте 105,5Fm в СМИ радио «Радиостарт» в период с 00.00 02.03.2020 по 00.00 08.03.2020, ненадлежащей и нарушающей часть 2 статьи 15 Закона о рекламе.

2. Признать рекламораспространителя - общество с ограниченной ответственностью «Радиостарт» (ОГРН 1025100846847 от 18.10.2002, ИНН5191324676, юридический адрес 183039, г. Мурманск, ул. Академика Книповича, д.45, офис1) виновным в нарушении части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

3. Выдать ООО «Радиостарт» (ОГРН 1025100846847 от 18.10.2002, ИНН5191324676) предписание об устранении нарушения требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе и обеспечить соблюдение указанной нормы.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Радиостарт» (ОГРН 1025100846847 от 18.10.2002, ИНН5191324676).

Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено   09 ноября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

 

Председатель комиссии:                                                                                                 И.Н. Попова

 

Члены комиссии:                                                                                                              С.В. Мороз

                                                                                                                                          О.А. Басавина

Связанные организации

Связанные организации не указаны