Определение б/н Определение о возбуждении дела № 051/05/5-433/2019 от 7 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 051/05/5-433/2019
по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации
о рекламе
07 июня 2019 года г. Мурманск
Руководитель Мурманского УФАС России Чеченина Светлана Адольфовна, ознакомившись с материалами дела, свидетельствующими о признаках нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛ:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило заявление гражданина по факту распространения в мае 2019 года в г. Апатиты рекламной листовки: «Программа «Цифровое телевидение. Реализуется завершающий этап по всеобщему переходу на цифровое телевидение: 100 каналов за 147 рублей в месяц; цифровое качество картинки и звука; встроенная электронная телепрограмма на все каналы; легкость подключения! Узнайте, как подключить: тел.8 (8152)567-555. Подробности уточняйте по телефону», с признаками нарушения пункта 1 и 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Заявитель был убежден, что в рекламе предлагаются услуги по переходу на цифровое телевидение по целевой программе «Развития телевещания в Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2009 № 985, так как из текста рекламной листовки следует: «Программа «Цифровое телевидение» реализуется завершающий этап по всеобщему переходу на цифровое телевидение» (далее-государственная целевая программа).
16 мая 2019 года, обратившись по указанному в рекламной листовке телефону, заявитель выяснил, что услугу по переходу на цифровое телевидение предлагает компания «Релант», которая, со слов оператора компании, не имеет отношение к целевой федеральной программе по переходу на цифровое вещание.
Оператор компании «Релант» пояснил, что подключение к цифровому телевидению осуществляет посредством интернета и для подключения цифрового телевидения необходимо либо телевизор нового поколения, поддерживающий преобразование сигнала интернета, либо необходимо будет приобрести/ взять в аренду(99 руб./в месяц) специальную приставку, стоимостью 2900 рублей, причем она необходима на каждый, имеющийся телевизор дополнительно.
По мнению заявителя, реклама ООО « Фирма Релант» недостоверная, так как содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости услуги, условиях приобретения услуги, и вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно лица осуществляющего услуги перехода на цифровое вещание, не оправдывает ожидание.
Заявитель просит привлечь к административной ответственности ООО «Фирма Релант». К заявлению приложена запись разговора с оператором компании ООО « Фирма Релант», листовка и детализация звонка.
В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)
реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Представленная рекламная листовка не содержит информацию о лице, предлагающем услуги, при этом темным, жирным шрифтом выделена фраза о программе цифрового телевидения, а следующая фраза: «реализуется завершающий этап по всеобщему переходу на цифровое телевидение» наталкивает потребителя рекламы на мысль, что эти услуги предлагаются в рамках государственной целевой программы.
Согласно пункту 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара/услуги.
Кроме того, в самой рекламе отсутствует существенная для потребителя информация о необходимости приставки для просмотра обещанных каналов для телевизоров старого образца, отсутствуют условия приобретения/ аренды приставки.
Отсутствие в рекламе информации о стоимости аренды или выкупа приставки, которая увеличивает в целом стоимость обещанных в рекламе услуг: «100 каналов за 147 рублей», значима для потребителя.
В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Реклама не содержит существенную информацию о дополнительных расходах, связанных с приобретением приставки для приема телевидения, без которой невозможен просмотр программ, и стоимость которой влияет на ежемесячные платежи и расходы в целом за услугу телевидения ООО « Фирма Релант».
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
Требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре/услуге, условиях приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы.
Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за названное нарушение несет рекламодатель.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Продавцом, рекламируемых услуг, является ООО «Фирма Релант» (ИНН 5101310061, ОГРН1045100011131 от 24.12.2004,184029, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Космонавтов, д.10, офис фирмы «Релант»).
В действиях рекламодателя ООО «Фирма Релант» усматриваются признаки нарушения пункта 20 части 3 стать 5, пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
- Возбудить производство по делу №051/05/5-433/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
- Признать участвующим в деле лиц:
-лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе –
ООО «Фирма Релант» (ИНН 5101310061, ОГРН1045100011131 от 24.12.2004,184029, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Космонавтов, д.10, офис фирмы «Релант»);
- Назначить дело к рассмотрению на 27 июня 2019 года в 14.30, по адресу: г. Мурманск, ул. Книповича, д.9а, кабинет заместителя руководителя управления Поповой И.Н.
В порядке подготовки дела ООО «Фирма Релант» к 20.06.2019 представить:
- условия предоставления услуг «цифрового телевидения»,
- условия акции 100 каналов за 147 рублей;
-договор с ПАО «Ростелеком» на выделение ООО «Фирма Релант» номера 8 (8152)567-555 и оказание услуг связи;
-свидетельство о государственной регистрации ООО «Фирма Релант»;
-свидетельство о постановке в налоговом органе ООО «Фирма Релант»;
-устав ООО «Фирма-Релант»;
-иные, имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела;
-мотивированные письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.
Запрашиваемые документы представить в копиях, заверив надлежащим образом.
Явка лица (законного представителя с подлинной доверенностью на участие в рассмотрении данного дела), обязательна.
В случае невозможности явиться на рассмотрение дела, просим письменно уведомить Мурманское УФАС России до даты рассмотрения, с указанием причины, по почтовому, либо электронному адресу и направить запрашиваемые документы и письменные объяснения по признакам нарушения рекламного законодательства.
Руководитель управления С.А. Чеченна