Заключение б/н Заключение от 14 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 051/01/10-639/2021

 

14 октября 2021 года                                                                                                     город Мурманск

Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – Смирновой К.А., заместителя руководителя Мурманского УФАС России;

Членов Комиссии:

Парасотченко А.В. – начальника отдела контроля органов власти Мурманского УФАС России;

Яшиной О.Е. – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мурманского УФАС России,

при участии представителя ООО «Кандалакшаводоканал-3» - <...> (генеральный директор ООО «Кандалакшаводоканал-1», являющегося управляющей организацией ООО «Кандалакшаводоканал-3»), представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Мурманской области – <...>. (по доверенности), без участия ИП Якимова Ф.Ф., ходатайствовавшего о рассмотрении дела без его участия, в присутствии слушателей от ООО «Кандалакшаводоканал-3» - <...> (без доверенности), от ООО «Альбион-2002» - <...> (дистанционно),

рассмотрев дело № 051/01/10-639/2021 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Кандалакшаводоканал-3» (ОГРН 1145102000504, ИНН 5102046814, Место нахождения: Республика Ингушетия, м.р-н Назрановский, с.п. Плиево, с Плиево, ул. К. Осканова, д. 35, офис 201) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном взимании рассчитанной по пункту 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644) платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с абонентов, в отношении которых не устанавливаются нормативы состава сточных вод и с которых не может взиматься данный вид платы,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 16 июня 2021 года поступило заявление индивидуального предпринимателя Якимова Ф.Ф. (далее – ИП Якимов Ф.Ф., Заявитель, Абонент) о признаках нарушения ООО «Кандалакшаводоканал-3» (далее в том числе  – ООО «КВК-3», Гарантирующая организация) требований  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в незаконном выставлении Абоненту счетов с включением платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и неправомерном отказе в исключении из договора водоотведения № 3-60/КВК3 от 01.01.2023 условия о внесении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.

Приказом руководителя Мурманского УФАС России от 03.09.2021 № 67 в отношении ООО «Кандалакшаводоканал-3» возбуждено дело № 051/01/10-639/2021 по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С аналогичным заявлением в антимонопольный орган 10.09.2021 обратился Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Мурманской области (далее – Филиал Кадастровой палаты).

Определением о назначении делу № 051/01/10-639/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.09.2021 ИП Якимов Ф.Ф. и Филиал Кадастровой палаты привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве заявителей.

Мурманское УФАС России на основании пункта 6.1.1 Приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определено, что к сферам деятельности субъектов естественной монополии относится водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Постановлением Администрации муниципального образования Кандалакшский район от 01.04.2021 № 594 ООО «Кандалакшаводоканал-3» c 01.01.2021 наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение, с зоной деятельности для централизованной системы в границах города Кандалакши.

Постановлением Администрации муниципального образования городское поседение Кандалакша Кандалакшского района от 21.12.2018 № 898 ООО «Кандалакшаводоканал-3» до 30.12.2020 было наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения с зоной деятельности для централизованной системы водоотведения в границах г. Кандалакши (за исключением микрорайона Нива-3), н.п. Нивский, с. Лувеньга.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении), под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Таким образом, ООО «Кандалакшаводоканал-3» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоотведения в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для приема, транспортировки и очистки сточных вод на территории городского поседения Кандалакша Мурманской области.

Следовательно, на ООО «Кандалакшаводоканал-3» распространяются предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции запреты.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 44 Закона о защите конкуренции и Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен анализ состояния конкуренции в требуемом объеме, результаты которого оформлены Кратким отчетом (обзором) по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуг водоотведения и приобщены к материалам дела.

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Правила).

Правила регулируют отношения организаций водопроводно-канализационного хозяйства, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 5 Правил, договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией (пункт 6 Правил).

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 35 Правил, абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.

Указанной норме корреспондирует подпункт «г» пункта 36 Правил, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Таким образом, Правила предусматривают следующие виды платежей:

- плату за оказанные услуги по договору;

- плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод;

- плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод;

 - плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Основания и порядок взимания того или иного вида платы определены соответствующими разделами Правил.

В соответствии с пунктом 13.1 статьи 4 Закона о водоснабжении, под нормативами состава сточных вод понимаются устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

Установлено, что между ООО «Кандалакшаводоканал-3» и Индивидуальным предпринимателем Якимовым Ф.Ф. заключен Договор водоотведения № 3-60/КВК3 от 01.01.2021 (далее – Договор), по которому организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к  составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы состава сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки и порядке, которые определены в настоящем договоре.

07.12.2020 между Филиалом Кадастровой палаты и ООО «Кандалакшаводоканал-3» заключен Государственный контракт № 2-285/КВК3 (далее – Государственный контракт) с аналогичным предметом. 

Подпунктом «ж» пункта 10 Договора и Государственного контракта установлена обязанность ООО «КВК-3» осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

В силу подпунктов «е» и «з» пункта 12 Договора и Государственного контракта, абонент обязан производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Договором, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод. Абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, в том числе, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия  на работу централизованной системы водоотведения.

Согласно пункту 13 Договора и Государственного контракта, Абонент имеет право получать от организации водопроводно-канализационного хозяйства информацию о результатах контроля состава и свойств сточных вод, а также осуществлять параллельный отбор проб, принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 (пункт 22 Договора и Государственного контракта).

Порядок контроля за соблюдением абонентами показателей декларации о составе и свойствах сточных вод, нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения определен разделом VIII Договора и Государственного контракта.

Комиссией установлено, что заключенный между ООО «КВК-3» и ИП Якимовым Ф.Ф. Договор, а также заключенный между ООО «КВК-3» и Филиалом Кадастровой палаты Государственный контракт соответствуют типовому договору водоотведения, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645.

 Применение отдельных положений Договора осуществляется Гарантирующей организацией при наличии условий, определенных Правилами.

Антимонопольным органом установлено, что Объект Абонента представляет собой нежилое помещение III площадью 111,3 метров квадратных, кадастровый номер 51:18:0040118, расположенное по адресу город Кандалакша, улица Первомайская, дом 5 (далее – Объект).

Согласно Приложению № 3 к Договору, расчетный объем водоотведения составляет 100 куб. метров в год.

В соответствии с письмом МУП «Управляющая компания «Кандалакша» от 05.07.2021 № 716, согласно техническому паспорту здания многоквартирного жилого дома № 5 по улице Первомайской города Кандалакши, все нежилые помещения расположены в цокольном этаже многоквартирного дома, в доме 4 этажа и 2 подъезда. Многоквартирный дом оборудован самотечной системой отвода сточных вод, отводящих стоки в центрированные канализационные сети. Имеется два выпуска канализационной системы по одному на каждый подъезд. Санитарные приборы нежилых помещений также подключены к общей домовой канализационной системы многоквартирного дома и отдельных выпусков не имеют.

Таким образом, Объект не имеет отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения.

Из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ИЭ9965-21-120776003 следует, что основным видом деятельности ИП Якимова Ф.Ф. является «Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом».

14 декабря 2020 года между ИП Якимовым Ф.Ф. и ООО «Альбион-2002» заключен договор аренды Объекта (далее – Договор аренды).

Пунктом 1.3 Договора аренды Объекта предусмотрено, что помещение будет использоваться арендатором в качестве магазина розничной купли-продажи алкогольной и табачной продукции, товаров народного потребления, продовольственных товаров и прочей продукции.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ9965-21-185953931, основным видом деятельность ООО «Альбион-2002» является торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах.

Дополнительными видами деятельности арендатора является торговля оптовая напитками, табачными изделиями, сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями, кофе, чаем, какао и пряностями, прочими пищевыми продуктами (включая рыбу, ракообразных и моллюсков), неспециализированными пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, торговля оптовая неспециализированная, торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в неспециализированных магазинах, торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах, торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах, торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах, не включенными в другие группировки, торговля розничная непродовольственными товарами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах. Также ООО «Альбион-2002» осуществляет деятельность, связанную с арендой и управлением собственными или арендованными недвижимым имуществом, арендой и лизингом прочих машин и оборудования, не включенных в другие группировки, деятельность рекламных агентств, исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения, деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки.

Таким образом, Объект Абонента используется для осуществления вида деятельности по ОКВЭД 47.25.1 в качестве магазина розничной купли-продажи алкогольной продукции, товаров народного потребления, продовольственных товаров и прочей продукции.

Из представленных Мурманскому УФАС России документов следует, что ООО «КВК-3» в адрес ИП Якимова Ф.Ф. были выставлены счета № К3-3-60/С/03 от 31.03.2021 на сумму 257,64 рублей и от 15.06.2021 на сумму 1116,44 рублей в качестве «платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, согласно Постановления Правительства РФ № 728 от 22.05.2020, п. 203».

05 мая 2021 года ИП Якимов Ф.Ф. обратился к ООО «КВК-3» с заявлением об исключении из условий Договора положения о плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а также о возврате перечисленных денежных средств по счету от 31.03.2021 в размере 257,64 рублей.

Письмом от 25.05.2021 № 1132 ООО «КВК-3» отказало ИП Якимову Ф.Ф. во внесении изменений в Договор и возврате денежных средств, внесенных в качестве оплаты счета № К3-3-60/С/03 от 31.03.2021.

ООО «Кандалакшаводоканал-3» указало, что пунктом 203 Правил предусмотрены 4 условия, при наличии хотя бы одного из которых наступает обязанность по внесению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативом состава сточных вод.

Поскольку Объект Абонента соответствует третьему условию (в отношении объектов, расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного колодцем), Гарантирующей организацией производится начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с применением дополнительно к оплате за водоотведение коэффициента, равного 2 к тарифу на водоотведение.

По мнению ООО «КВК-3», для осуществления расчетов по предусмотренной пунктом 203 Правил формуле действующее законодательство не предъявляет каких-либо требований, кроме требования нахождения нежилого помещения в многоквартирном доме и отсутствия отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем.

Комиссией также установлено, что объект Филиала Кадастровой палаты расположен в помещении в нежилом здании по адресу Мурманска область, город Кандалакша, улица Новая, дом 10, корпус 1 (далее – Объект Филиала).

Расчетный объем водоотведения с Объекта Филиала составляет 30 кубических метров в год.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ9965-21-287551749 от 14.10.2021, основным видом деятельности ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Дополнительными видами деятельности бюджетного учреждения являются прочие виды полиграфической деятельности, деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками, деятельность курьерская прочая, разработка компьютерного программного обеспечения, деятельность по управлению компьютерным оборудованием, деятельность по сопровождению компьютерных систем, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, деятельность информационных агентств, деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, деятельность геодезическая и картографическая, землеустройство, кадастровая деятельность, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие, деятельность по изучению общественного мнения, деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки, деятельность в области защиты информации прочая, деятельность по фотокопированию и подготовке документов и прочая специализированная вспомогательная деятельность по обеспечению деятельности офиса, деятельность международная, образование профессиональное дополнительное.

ООО «КВК-3» выставляет Филиалу Кадастровой палаты счета в качестве «платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, согласно Постановления Правительства РФ № 728 от 22.05.2020, п. 203».

Письмом № 621 от 31.03.2021 Филиал Кадастровой палаты обратился к ООО «Кандалакшаводоканал-1» и указал, что в силу требований Правил в отношении Объекта Филиала не установлены нормативы состава сточных вод, поскольку объем сбрасываемых сточных вод с объекта не превышает 2 метров кубических в сутки и Филиал Кадастровой палаты не осуществляет перечисленные в пункте 167 Правил виды деятельности, сопряженные с риском превышения нормативов состава сточных вод. По мнению Филиала Кадастровой  палаты, Гарантирующая организация не вправе взимать данный вид платы.

Письмом № 978 от 27.04.2021 ООО «Кандалакшаводоканал-1» отказалось прекратить взимание с Филиала Кадастровой палаты платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, указав, что Объект Филиала соответствует четвертому из условий, указанных в пункте 203 Правил, поэтому с 01 июля 2020 года производится начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с применением дополнительно к оплате за водоотведение коэффициента 2 к тарифу на водоотведение.

ООО «Кандалакшаводоканал-1» подчеркнуло, что для осуществления расчетов по указанной формуле действующее законодательство не предъявляет каких-либо дополнительных требований, кроме требования отсутствия контрольного канализационного колодца, а также иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Письмом Мурманского УФАС России от 21.06.2021 № 05-06-21/163-2228 у ООО «КВК-3» были запрошены следующие данные:

- сведения о том, установлены ли для Объекта Абонента, в отношении которого осуществляется водоотведение по Договору, нормативы состава сточных вод;

- сведения о видах деятельности, для осуществления которых используется Объект Абонента, указанный в Договоре.

- сведения о среднесуточном объеме сбрасываемых сточных вод с Объекта Абонента по Договору.

- информация о том, осуществлялся ли ООО «КВК-3» отбор проб сточных вод Объекта Абонента;

- информация о том, подавалась ли ИП Якимовым Ф.Ф. декларация о составе и свойстве сточных вод, была ли они принята ООО «КВК-3».

Письмом от 05.07.2021 № 395 ООО «Кандалакшаводоканал-3» указало, что не располагает сведениями о видах деятельности, для осуществления которых используется Объект Абонента.

Среднесуточный объем сбрасываемых Абонентом сточных вод не превышает 30 куб. метров в сутки.

Декларация о составе и свойствах сточных вод ИП Якимовым Ф.Ф. в ООО «КВК-3» не предоставляется.

Отбор проб сточных вод, сбрасываемых с Объекта Абонента, ООО «Кандалакшаводоканал-3» не осуществляется по причине отсутствия отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и оборудованного канализационного колодца.

Вопрос об установлении в отношении Объекта Абонента нормативов состава сточных вод ООО «КВК-3» проигнорирован.

ООО «Кандалакшаводоканал-3» указало, что при буквальном толковании положений Правил следует, что законодателем установлена презумпция сверхнормативного загрязнения стоков категориями абонентов, перечисленных в пункте 203 Правил, и упрощенный порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.

Для осуществления расчетов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по формуле пункта 203 Правил действующее законодательства, по мнению Гарантирующей организации, не предъявляет каких-либо дополнительных требований.

Плата рассчитывается и предъявляется ООО «КВК-3» по формуле, указанной в пункте 203 Правил, исходя из данных по объему сточных вод, отведенных (сброшенных) с Объекта Абонента и умноженных на коэффициент 2, а также на тариф на водоотведение, действующий для Абонента.

Таким образом, ООО «Кандалакшаводоканал-3» применяет единый подход о взимании с абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, рассчитанной по предусмотренной пунктом 203 Правил формуле, исключительно по основанию нахождения нежилых помещений абонентов в многоквартирном доме и отсутствия отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем.

Данный вывод подтверждается представленным ООО «КВК-3» реестром абонентов городского поселения Кандалакша, с которых взимается плата за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, рассчитанная по предусмотренной пунктом 203 Правил формуле, исключительно в связи с нахождением объектов абонентов во встроенном (пристроенном) нежилом помещении многоквартирного дома (либо ином объекте) и при отсутствии отдельного канализационного колодца. При этом, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод указанных абонентов не превышает 30 кубических метров в сутки, декларация о составе сточных вод данными абонентами не подлежит представлению.

Так, например, помимо ИП Якимова Ф.Ф., плата за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод взимается также с Прокуратуры города Кандалакши (договор № 2-15 от 29.02.2021, адрес: улица Первомайская, д. 81а), Кандалакшской транспортной прокуратуры (договор № 2-2 от 28.01.21, адрес: улица Спекова, дом 18), ПАО СК «Росгосстрах» (договор № 3-14 от 01.01.15,  адрес: улица Первомайская, дом 63), нотариуса Скрял Е.А. (договор № 3-444 от 24.03.15, адрес: улица Данилова, 40) и прочих абонентов (193 города Кандалакши абонента согласно представленного реестра).

Взимание платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод с абонентов, среднесуточных объем сбрасываемых сточных вод которых не превышает 30 кубических метров и в отношении которых в ООО «КВК-3» отсутствуют данные об осуществлении на объектах «вредных» видов деятельности, осуществляется ООО «КВК-3» исключительно по причине расположения объектов во встроенном (пристроенном) нежилом помещении МКД при отсутствии отдельного канализационного выпуска или по причине отсутствия контрольного канализационного или иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Вместе с тем, Комиссия полагает, что данный подход основан на неверном толковании и применении норм Правил, ошибочен и приводит к нарушению прав и законных интересов абонентов посредством взимания не предусмотренной для них платы в силу следующего.

Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе, порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ определен разделом XIII Правил.

Разделом XV Правил предусмотрен порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов.

Пунктом 167 Правил установлено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

При этом, нормативы состава сточных вод не устанавливаются:

- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

- на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

Абзацем первым пункта 124 Правил предусмотрен объем, равный 30 куб. метров в сутки по всем канализационным выпускам с одного объекта.

Таким образом, Правилами предусмотрены категории объектов, абонентам которых нормативы состава сточных вод не устанавливаются.

В частности, такие нормативы не устанавливаются абонентам, которым принадлежат нежилые помещения в многоквартирном доме, если среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с такого нежилого помещения не превышает 30 куб. метров по всем канализационным выпускам и такой объект не используется для осуществления перечисленных в пункте 167 Правил видов деятельности.

Закрепленные пунктом 167 Правил исключения по видам деятельности связаны с риском сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод при осуществлении именно данных «вредных» видов деятельности (например, при мойке транспортных средств, при стирке и химической чистки, которые связаны с возможностью сброса в канализацию загрязняющих веществ с превышением допустимых значений).

Розничная торговля в магазине (кроме торговли моторным топливом в специализированных магазинах), для целей осуществления которой используется Объект, не относится к видам деятельности, перечисленным в пункте 167 Правил. Равно как к ним не относятся осуществляемые Филиалом Кадастровой палаты виды деятельности.

В соответствии с пунктом 194 Правил, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение (пункт 195 Правил).

Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по предусмотренной пунктом 197 Правил формуле, учитывающей массу сбросов загрязняющих веществ (платежная база) по каждому загрязняющему веществу, для которого установлен норматив состава сточных вод.

Без сведений о массе каждого загрязняющего вещества, указанной в декларации либо установленной по результатам взятия контрольных проб, невозможно рассчитать плату по предусмотренной пунктом 197 Правил формуле.

Вместе с тем, Правилами предусмотрены случаи, когда для абонента устанавливаются нормативы состава сточных вод (например, он осуществляет «вредные» виды деятельности или среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод превышает 30 метров кубических), однако, у него отсутствует обязанность подачи декларации о составе сточных вод, либо, когда отсутствует физическая возможность осуществить взятие контрольных проб сточных вод объектов абонента отдельно от сточных вод иных абонентов.

Так, пунктом 203 Правил предусмотрено, что по отдельной формуле (без учета массы загрязняющих веществ) рассчитывается плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

Таким образом, в соответствии с пунктом 203 Правил расчет платы может производится организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе, без результатов контрольных состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил:

 - среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. метров при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил;

- отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий – пятый пункта 203 Правил).

При этом, взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.

Данный вывод подтверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 06.06.2-21 № 23350-ИФ/04, а также Федеральной антимонопольной службой России в письме от 07.04.2021 № МШ/27138/21.

В частности, ФАС России подчеркивает, что действия организации водопроводно-канализационного хозяйства могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства в случае, если такая организация взимает плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении объектов абонентов, являющихся нежилыми помещениями в многоквартирных домах, но при этом в отношении таких объектов не действуют нормативы состава сточных вод (например, объем сточных вод, сбрасываемых с такого объекта, менее 30 куб. метров в сутки и, при этом, объект не используется в целях осуществления видов деятельности, перечисленных в абзаце четвертом пункта 167 Правил).

В письме № 23350-ИФ/04 от 06.06.2021 Минстрой России разъясняет порядок исчисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и подчеркивает, что взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распротраняются нормативы состава сточных вод. Нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов:

- при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. метров – вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности;

- при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. метров – при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167 Правил.

Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 28.01.2021 № 2812-ИА/04 при разъяснении правил взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения указывает, что взимание данного вида платы не связано с видами экономической или иной хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекта абонента (в отличие от пункта 203 Правил, регулирующего схожие отношения по взиманию платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод).

Учитывая изложенное, ООО «Кандалакшаводоканал-3» неправомерно взимает плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод с абонентов, в отношении которых нормативы состава сточных вод не устанавливаются, а именно: с абонентов, объекты которых перечислены в абзаце четвертом пункта 167 Правил.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление) указано, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

ООО «Кандалакшаводоканал-3», занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг водоотведения в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для приема, транспортировки и очистки сточных вод на территории городского поседения Кандалакша Мурманской области, совершает действия по неправомерному взиманию платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод с абонентов, в отношении которых не устанавливаются нормативы состава сточных вод и с которых не может взиматься данный вид платы.

Указанные действия ООО «Кандалакшаводоканал-3» явились возможными вследствие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке услуг водоотведения в границах балансовой принадлежности комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для приема, транспортировки и очистки сточных вод на территории городского поседения Кандалакша Мурманской области.

Действия Гарантирующей организации выходят за допустимые пределы осуществления обществом своих гражданских прав, поскольку нарушают положения Правил, налагают на контрагентов необоснованные ограничения и направлены на извлечение ООО «Кандалакшаводоканал-3» монопольной выгоды от совершения неправомерных действий.

Изложенные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют о признаках нарушения ООО «Кандалакшаводоканал-3» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                                                                            К.А. Смирнова

 

Члены Комиссии                                                                                                         А.В. Парасотченко

                                                                                                                                    О.Е. Яшина

                                      

  Информируем о том, что в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Связанные организации

Связанные организации не указаны