Решение б/н Решение от 20 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/07/3-130/2023

 

Резолютивная часть оглашена «15» марта 2023 года

В полном объёме изготовлено «20» марта 2023 года                                     г. Мурманск

 

            Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии Мурманского УФАС России:

Калитина Н.А. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Члены Комиссии Мурманского УФАС России:

Неплюева А.В. – заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Калинина А.А. – специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии представителей:

Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Мурманской области «Институт развития образования» (ГАУДПО МО «Институт развития образования») – <...>

Государственного автономного учреждения Мурманской области «Региональный центр по организации закупок» - <...> (по доверенности),

без участия общества с ограниченной ответственностью «Суприм Лубрикантс»

              рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Суприм Лубрикантс» на действия ГАУДПО МО «Институт развития образования» (далее - ГАУДПО МО «ИРО», Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  «Поставка оборудования (ноутбук, интерактивный комплекс, телевизор) для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Мурманской области в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Мурманской области в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»»  (номер извещения 32312134843),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 06.03.2023 обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме.

Так, согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что аукционная документация утверждена Заказчиком в нарушение требований законодательства, а именно, технические характеристики к товару «Ноутбук» по позициям 1.11, 1.15, 1.22-1.28, 1.36, необоснованно завышены Заказчиком. Кроме того, Заявитель не согласен с ответом, полученным по результатам запроса на разъяснение положений документации.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения.

Заседание Комиссии Мурманского УФАС России проведено 13 марта 2023 года в 11 часов 00 минут и проведено в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Мурманского УФАС России, изучив представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок.

Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.11.2011 г. №223-ФЗ «О  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Установлено, что закупка проводится Заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), документацией о проведении аукциона в электронной форме, а также согласно Положению о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУДПО МО «ИРО» (утверждено решением Наблюдательного совета ГАУДПО МО «ИРО» 06.02.2023) (далее – Положение о закупке).

Заказчик 20.02.2023 разместил извещение в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (www.zakupki.gov.ru) о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку оборудования (ноутбук, интерактивный комплекс, телевизор) для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Мурманской области в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Мурманской области в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (Шифр: 51-2023-нр5169,нр5210).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 6.1. статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением установленных законом случаев.

Аналогичные положения установлены пунктом 8.3. «Правила описания предмета конкурентной закупки» Положения о закупке.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что в отношении закупаемых товаров Заказчиком указан в извещении код ОКПД2 26.20.11.110, который включает в себя код КТРУ 26.20.11.110-00000001 «Ноутбук». При этом, к товару «Ноутбук» ГОСТ отсутствует.

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены характеристики к товару по позициям 1.11, 1.15, 1.22-1.28, 1.36 Описания объекта закупки.

Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также подпунктом 1 пункта 3.18 Положения о закупке ГАУДПО МО «ИРО» документация о закупке содержит обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что требования к товарам установлены в соответствии с потребностями заказчика, определёнными в рамках реализации федерального проекта «Современная школа», и не противоречат требованиям Закона о закупках.

Кроме того, о возможности участия в закупке нескольких потенциальных участников также свидетельствует тот факт, что на участие в закупке поступило 3 заявки от участников, предложения которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.  

При этом заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные в документации об аукционе требования к товару ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, технические и функциональные характеристики оборудования определены и обоснованы заказчиком исходя из его потребности и не противоречат требованиями Закона о закупках.

 

Относительно довода Заявителя о несогласии с разъяснением положений документации, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупках и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 9.3.10. Положения о закупке ГАУДПО МО «ИРО» установлено, что любой участник аукциона в электронной форме вправе направить с использованием программно-аппаратных средств ЭП запрос о разъяснении положений документации и (или) извещения о проведении аукциона в электронной форме. Заказчик осуществляет такое разъяснение в сроки и в порядке, предусмотренные пунктом 3.5 Положения. Разъяснения не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Пунктом 3.5. Положения о закупке ГАУДПО МО «ИРО» установлено, что в течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления запроса на разъяснение положений документации и (или) извещения, Заказчик осуществляет разъяснение положений документации и (или) извещения о конкурентной закупке и размещает их в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом Заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 27.02.2023 в адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснение положений документации, дублирующий доводы жалобы в части установления характеристик к товару.

В ответ на указанный запрос разъяснений Заказчиком был дан ответ от 28.02.2023 года, согласно которому Заказчик пояснил, что требования к товару установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат требованиям действующего законодательства.    

Таким образом, доводы заявителя о несогласии с ответом заказчика на запрос разъяснения положений документации фактически сводятся к оспариванию потребности заказчика в товарах с установленными характеристиками.

В связи с чем, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части предоставления разъяснений положений документации соответствуют требованиям законодательства о закупках.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Мурманского УФАС,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Суприм Лубрикантс» на действия ГАУДПО МО «Институт развития образования» (далее - ГАУДПО МО «ИРО», Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства  «Поставка оборудования (ноутбук, интерактивный комплекс, телевизор) для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Мурманской области в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» и для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах Мурманской области в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»»  (номер извещения 32312134843) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                 Н.А. Калитина

 

Члены комиссии

Мурманского УФАС России:                                                                 А.В. Неплюева

                                                                                                                     

 

                                                                                                                     А.А. Калинина

Связанные организации

Связанные организации не указаны