Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ об административном правонарушении № 08-05-19... от 26 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об административном  правонарушении

№ 08-05-19/05

26 февраля 2019 года                                                                                                      г. Мурманск

Заместитель  руководителя  управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 08-05-19/05 возбужденного  в  отношении ООО   «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002, юр. адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск,  ул. Чапаева, д.44),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило  заявление гражданина по факту распространения в сентябре 2018 года  в г. Апатиты  на радиоканалах Русское радио Апатиты (101,6 Fm),  Милицейская волна Апатиты (103,1 FM), Европа Плюс Апатиты (104,2 Fm), Авто Радио Апатиты (105,7 FM), Радио Рекорд Апатиты (106,7 Fm) рекламного ролика: «Почему надо подключить домашнее телевидение «Ситилинк»? Потому что 100 каналов за 147 рублей выгоднее кабельного и подключение бесплатно. Звони, давай в «Ситилинк»! 20555. Месяц на попробовать дают..147 рублей»,  с признаками нарушения  пунктов  1  и 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Заявитель <...> указал в обращении, что является абонентом кабельного телевидения  ООО «ТК Хибины» и оплачивает услуги в размере 390 рублей в месяц за 178 каналов. Услышав рекламу  по радио, посчитал, что предложение  услуги интерактивного телевидения за 100 каналов 147 рублей в месяц будет для него экономически выгодным и обратился в компанию «Ситилинк» за подключением к интерактивному телевидению с заявкой.

09.09.2018 по заявке пришел специалист ООО «Ситилинк» который объяснил, что  для подключения одного телевизора к интерактивному телевидению необходимо у ООО «Ситилин» приобрести приставку  TVIP S-BOX стоимостью 2600 рублей.

В случае приобретения приставки в рассрочку на 1 год помимо абонентской платы необходимо будет оплатить стоимость приставки в размере 256 рублей, из расчёта 3072 рубля (цена   в рассрочку). Таким образом, ежемесячная плата за один год будет составлять: 403 рубля (147,0+256,0). Из чего следует, что  интерактивное телевидение ООО «Ситилинк» 100 каналов за год составит  по стоимости 4836 рублей, ООО «ТК «Хибины» 178 каналов 3960 рублей, что на 876 рублей дешевле, а в месяц на 73 рубля (403,0-330,0).

По мнению заявителя, реклама ООО «Ситилинк» недостоверная, так как содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости услуги и условиях приобретения услуги по цене, указанной в рекламном ролике, что вводит в заблуждение потребителей рекламы и не оправдывает их ожидание. Заявитель требует привлечь к административной ответственности  ООО «Ситилинк» за недобросовестную рекламу.

В соответствии со статьей  3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недобросовестной.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе  недостоверной признается реклама,    которая содержит не соответствующие действительности сведения  о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

 В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) конечному потребителю.

Размещённая в виде аудио ролика в г. Апатиты  на радиоканалах Русское радио Апатиты (101,6 Fm),  Милицейская волна Апатиты (103,1 FM), Европа Плюс Апатиты (104,2 Fm), Авто Радио Апатиты (105,7 FM), Радио Рекорд Апатиты (106,7 Fm) информация: «Почему надо подключить домашнее телевидение «Ситилинк»? Потому что 100 каналов за 147 рублей выгоднее кабельного и подключение бесплатно. Звони, давай в «Ситилинк»! 20555. Месяц на попробовать дают..147 рублей»,    является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц; направлена на привлечение внимания к  компании «Ситилинк» и её услуге «домашнее телевидение», призвана формировать и поддерживать интерес к телекоммуникационной услуге  компании и привлекательному  предложению 100 каналов за 147 рублей с бесплатным использованием один месяц.

Объектами  рекламирования являются:

- компания «Ситилинк»;

- телекоммуникационная услуга  «домашнее телевидение»;

- предложение 100  каналов за 147 рублей в месяц.

Реклама в побудительной форме («надо подключить», «Звони, давай в «Ситилинк»!) сообщает о  преимуществе  домашнего телевидения Ситилинк перед кабельным, при этом сравнивает  свои услуги с иными организациями, осуществляющими телекоммуникационные услуги  в г. Апатиты (« выгоднее кабельного»).

Заявление о преимуществах, в том числе, формулировка, содержащая превосходную степень "выгоднее", должны иметь документальное и фактическое обоснование и должно быть указано в самой рекламе. Под преимуществом понимается превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного характера или услуги иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение потребителей.

На сегодняшний день город Апатиты Мурманской области  располагает пятью   компаниями, предоставляющими телекоммуникационные  услуги в дома граждан:  ООО «ТК Хибины»,  ООО «Телерадиокомпания  Кандалакша», ПАО «Ростелеком», ООО «Телесеть», ООО «АТВ».

Соответственно ООО «Ситилинк», размещая рекламу «выгоднее кабельного», должно, доказать своё первенство среди всех организаций и четко обозначить критерий по которому оценивалась компания.

Общество в своих пояснениях ссылается на собственные исследования, однако, Обществом не представлены документарные доказательства того, что  фактически количество предоставляемых «Ситилинк» каналов(100) по  цене 147 рублей выгоднее.

Из  паспорта рекламного ролика следует, что  сравнение с иными операторами телекоммуникационных услуг производится  по цене услуги, при этом  не указывается конкретная стоимость услуг домашнего телевидения  других операторов, а также не учитывается число предоставляемых ими  каналов и  обязанность приобретения приставки для получения их услуг, что не допустимо.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"  информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов  в превосходной степени "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

 Привлекая рекламой  внимание потребителей   к своей  компании и услугам  (домашнему телевидению) ООО «Ситилинк» использует в рекламе сравнение, неподкрепленное  исследованиями, тем самым действует  недобросовестно по отношению  к другим субъектам рынка.

Закон о рекламе не содержит прямого запрета на использование в рекламе терминов в превосходной степени, однако устанавливает требование о достоверности распространяемой рекламы, ориентирует на необходимость обеспечить ее соответствие реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также предусматривает ответственность за распространение недостоверной рекламы.

Согласно  материалам дела,  для получения  услуги «домашнее телевидение «Ситилинк», требуется установить приставку, для приема интерактивного телевидения, при наличии у клиента  телевизора старого образца.

Реклама не содержит существенную информацию о дополнительных расходах, связанных с приобретением  приставки  для приема интерактивного телевидения аналоговыми телевизорами, без которой невозможен просмотр программ, и  стоимость которой, влияет на конечную цену  услуги интерактивного телевидения ООО «Ситилинк», и по фату не  соответствует  заявленной в рекламе.

Следует учитывать, что реклама направлена на неопределенный круг лиц, среди которых имеются граждане, не обладающие телевизорами нового поколения.

Именно по этой причине  заявитель <...>  обратился в антимонопольный орган за восстановление своих прав, как потребитель спорной  рекламы, так как имел  телевизоры старого поколения.

Представленные заявителем расчеты позволяют наглядно убедиться в том, что стоимость услуги «домашнее телевидение от Ситилинк», с учетом приобретаемой приставки, будет дороже заявленной в рекламе.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе  недостоверной признается реклама,    которая содержит не соответствующие действительности сведения  о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре/услуге, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). 

Требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре/услуге, условиях приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Заявитель акцентировал внимание на том, что  рассматриваемая реклама компании Ситилинк  ввела его в заблуждение и не оправдала ожиданий в результате обращения в компанию.

Рассматриваемая реклама 05.12.2018г. признана антимонопольным органом недостоверной  и ненадлежащей, нарушающей требования пункт 1части 2  и пункт  4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5  Закона о рекламе.

ООО «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002, юр. адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск,  ул. Чапаева, д.44)  осуществляет деятельность в области связи на базе проводных технологий (61.10).

В телекоммуникационные услуги включаются: передача звуковой информации, изображений и других информационных потоков через системы кабельной, радиотрансляционной, релейной или спутниковой связи, включая телефонную, телеграфную связь и телекс, услуги по аренде линий связи, сетей передачи звука, изображения и данных. К данному виду услуг относятся услуги организаций, предоставляющих доступ в сеть Интернет.

Согласно агентского договора № 02/2013/СЛ от 21 марта 2013 года ООО «Ситилинк» является агентом оператора  ООО «Телекоммуникационные сети «Петронет» и принимает на себя обязательства за вознаграждение совершать от имени оператора юридические и иные действия, предусмотренные разделом 3 договора:

- осуществлять привлечение абонентов к услуге;

-заключать договоры на услуги связи абонента;

- принимать от абонентов денежные средства в качестве платы за услуги оператора в соответствии с тарифами;

-обеспечивать доставку услуги абонентам;

-оказывать абонентам дополнительные услуги по настройке и монтажу абонентского оборудования.

 Действующие  тарифы и  размер агентского вознаграждения установлены оператором  в дополнительных соглашениях к договору  № 1,5,6,7,9.

 В приложении  №1 к дополнительному соглашению №9 от 01.07.2018г договора №02/2013/СЛ  определены пакеты каналов и их стоимость с учетом месторасположения. Стоимость стандартного пакета (100 каналов) для жителей  городов Апатиты и Полярные Зори составляет 147 рублей.

            ООО Ситилинк» заключило договор б/н от 02.11.2015 с ООО «Циркон» на размещение рекламного ролика в эфире радиостанций: «Хибинская Волна», «Радио Имандра», «Русское Радио Апатиты», «Радио Виста FM» (ретрансляция «Авторадио», «Милицейская Волна»,  «Русское Радио», «Европа Плюс» соответственно) в целях продвижения   услуги по подключению  «домашнего телевидения» в дома жителей г. Апатиты.

            Согласно приложению № 9/18 к Договору,  эфирным справкам и Акту № 268 от 30.09.2018 рекламный ролик размещался на указанных радиоканалах с 01 сентября по 30 сентября 2018 г. без претензий и по обоюдному согласию сторон.

Согласно Договору б/н от 02.11.2015  рекламный  материал для распространения (аудио ролик) предоставлен ООО «Ситилинк».

ООО «Ситилинк»  признало, что допустило нарушение рекламного законодательства, т.к.  не проводило статистических исследований, и  безосновательно сравнивало свои услуги с аналогичными услугами других субъектов  рынка телекоммуникационных услуг, а также  не указало в рекламе полную информацию о получении услуги домашнее телевидение  Ситилинк.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение  требований пункта 1части 2  и пункта  4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель – ООО «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002, юр. адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск,  ул. Чапаева, д.44).

Лицо, совершившее противоправные действия (Субъект административного правонарушения) общество с ограниченной ответственностью    «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002).

Место совершения административного правонарушения -  место распространения рекламы: г. Апатиты,  радиоканалы: Русское радио Апатиты (101,6 Fm),  Милицейская волна Апатиты (103,1 FM), Европа Плюс Апатиты (104,2 Fm), Авто Радио Апатиты (105,7 FM), Радио Рекорд Апатиты (106,7 Fm).

  Время совершения административного правонарушения: дата размещения рекламы  - сентябрь 2018г.

Объект данного административного правонарушения: общественные отношения, возникающие в связи необходимостью соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Санкцией за данное административное правонарушение является наложение административного штрафа на юридических  лиц – от ста  до пятисот тысяч рублей.

 Общество   обязано  знать законодательство Российской Федерации, использовать в деятельности  и не допускать  распространение ненадлежащей рекламы.

В данном случае, ООО «Ситилинк» имело возможность проверить содержание рекламы на соответствие действующему законодательству и не допустить нарушение.

Следует отметить, что  Общество признало нарушение, раскаялось и  своевременно устранило  правонарушение по предписанию антимонопольного органа, что является смягчающим обстоятельством.

ООО «Ситилинк» в письме от 26.012.2018 № 226 проинформировало антимонопольный орган о том, что Общество относится к субъектам среднего предпринимательства, правонарушение совершило впервые и просило  применить статью 4.1.1. КоАП РФ.

Согласно  Единому  реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного в сети Интернет https://rmsp.nalog.ru/search.html,  общество с ограниченной ответственностью    «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002) является  субъектом среднего предпринимательства.

Должностное лицо при вынесении постановления,    учло ранее  представленные лицом документы  по существу дела и  письменные объяснения. 

В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП предупреждением является мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

По части 2 статьи 3.4 КоАП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ  лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При назначении административного наказания  должностным лицом учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие  отягчающих и  наличие  смягчающих ответственность обстоятельств(устранение правонарушения до возбуждения административного производства и раскаяние лица).

С учётом приведённых обстоятельств, должностное лицо считает возможным, за впервые совершенное  административное правонарушение, применение части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ  в отношении  ООО «Ситилинк», т.е.     заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение. 

Рассмотрение дела состоялось в присутствии представителя ООО «Ситилинк»  Клементьевой Е.В. по доверенности  от 05 апреля 2018 г.

 Представитель  ходатайств не заявлял и поддержал  письменные пояснения  Общества с признанием нарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Руководствуясь статьями 4.1.1.,  4.2, 4.3, 4.6, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ

1. Признать виновным   ООО «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002, юр. адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск,  ул. Чапаева, д.44) в совершении нарушения   требований пункта 1части 2  и пункта  4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

 2.В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ заменить административное наказание в виде административного штрафа, объявив  ООО «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002) предупреждение.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Заместитель  руководителя управления                                                        Попова И.Н.

Связанные организации

Связанные организации не указаны