Постановление б/н Постановление от 2 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об административном правонарушении

051/04/14.3-633/2020

 

02 ноября 2020 года                                                                                                             г. Мурманск

Заместитель  руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области Попова Ирина Николаевна, действующая на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), пункта 7 части 2 статьи 33 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (далее Закон о рекламе), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении 051/04/14.3-633/2020, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Народный контроль» (ОГРН 1085103000542 от 26.09.2008, ИНН 5103064990, юр. адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д.22а, кв.33),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее- УФАС по Мурманской области, управление), в рамках взаимодействия, направлен  из управления Федеральной службы по надзору в сфере связи   информационных технологий и массовых  коммуникаций по Мурманской области (далее - Роскомнадзор) акт № А-51/0/1 от 31.01.2020 систематического наблюдения  ООО «Народный контроль»  с записью эфира радиопрограммы «Кольцо Хибин», в целях надзора за исполнением рекламного законодательства.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Основанием для возбуждения дела послужили материалы проверки Рокомнадзора, из части 3 раздела III акта которого следует, что рекламные сообщения в эфире радиоканала «Кольцо Хибин» на частоте 103,5 FM, распространяются с нарушением объема вещания, с превышением допустимых 20% от общего вещания программы.

 Согласно информации из единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Народный контроль» (ОГРН 1085103000542 от 26.09.2008, ИНН 5103064990, юр. адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д.22а, кв.33) осуществляет деятельность в области радиовещания (60.10) и рекламных агентств(73.11).

Пунктом 3.3 Устава ООО «Народный контроль», утвержденного 29.05.2014 года, определено, что для достижения своих целей Общество осуществляет следующие виды деятельности: деятельность в области передачи трансляции и распределении программ звуков радиовещания, производство радио и телевизионных программ, связанное или не связанное с трансляцией, деятельность в области радиовещания и телевидения.

Общество   с ограниченной ответственностью «Народный контроль» является обладателем лицензии на осуществление радиовещания РВ № 21618 от 14.08.2012, в соответствии с которой ему предоставлено право вещания на частоте 103,5 FM в объеме 168 часов в неделю из которых: для СМИ «Кольцо Хибин» выделено - 10 часов в неделю (п.2.1 приложения1Лицензии), для СМИ Ретро FM - 158 часов (п.2.2 приложения 1Лицензии).

Пунктом 3 приложения к лицензии определено, что рекламные сообщения распространяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, ООО «Народный контроль» обладает лицензией № 113653 от   10.09.2013 на оказание услуг связи для целей эфирного вещания.

В рамках Договора б/н от 01.02.2018 на предоставление эфирного времени для трансляции рекламного продукта исполнитель- ООО «Народный контроль» обязуется предоставить эфирное время для трансляции рекламных блоков контрагентов заказчика ООО «Телесеть» в эфире радио «Кольцо Хибин».

Пунктом 2 приложения к Договору б/н от 01.02.2018 стороны согласовали ежемесячный объем услуг, оказываемых исполнителем заказчику: предоставление эфирного времени для трансляции рекламных блоков в эфире радио «Кольцо Хибин» в количестве 5040 минут (30 дней х 48 рекламных блоков в сутки х3,5 минуты в среднем), что составляет 84 часа в месяц, 19 часов 36 минут в неделю и 2 часа 48 минут в день.

Радиопрограмма «Кольцо Хибин», согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации Эл №ТУ51-00169 от 11.04.2012, зарегистрирована, как информационно-аналитическая, политическая, культурно-просветительная; публицистическая; спортивная; развлекательная; реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

По лицензии РВ № 21618 от 14.08.2012 определен объем вещания радиопрограмма «Кольцо Хибин»10 часов в неделю (1 час 43 минуты в день).

Из чего следует, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Закона о рекламе, реклама не должны превышать 20 процентов времени общего вещания данной радиопрограммы, т.е.  допустимо вещать рекламу в объеме 2 часа (120 минут) в неделю или 17 минут 14 секунд в день.

Как видно из приложения к Договору б/н от 01.02.2018, ООО «Народный контроль», предоставил для вещания рекламных блоков радио «Кольцо Хибин» объем эфирного времени, сверх предусмотренного лицензией и без учета требований части 2 стати 15 Закона о рекламе. Учредителем производился расчёт   не от разрешенного объема 10 часов в неделю, а от 19 часов 36 минут в неделю (по приложению), что признается Обществом.

Держателем лицензии РВ № 21618 от 14.08.2012 является лицензиат ООО «Народный контроль», которое по договору от 01.02.2018 предоставило эфирное время для трансляции рекламного продукта ООО «Телесеть» в эфире радио «Кольцо Хибин».

Функции ООО «Телесеть» заключаются в производстве продуктов для радио и формировании содержания радиоканала «Кольцо Хибин» (п.2.1 Договора б/н от 15.03.2012).

В свою очередь ООО «Народный контроль» предоставляет эфир для вещания СМИ и, осуществляет контроль объемов вещания радиоканала на частоте 103,5 FM.

Из письменных пояснений ООО «Народный контроль»  следует, что  предоставляя эфирное время для трансляции рекламных продуктов на радио «Кольцо Хибин», Общество руководствовалось приложением №1 к лицензии № 21618 от 14.08.2012, где в п.1 прописан общий объем вещания в неделю 168 часов для двух сми «Кольцо Хибин» и «Ретро Fm», которые вещают на одной  частоте103,5 FM, соответственно расчёт времени вещания рекламы  брался Обществом от общего объема вещания  168 часов в неделю, а не для каждого сми в отдельности.

ООО «Народный контроль» признает вину в том, что не разделяло эфирное время для двух сми, в соответствии с лицензией и, тем самым допустило превышение рекламного времени в сутки, т.е. нарушило части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Информация, распространявшаяся в период с 00:00 02.12.2019 по 00:00 09.12.2019 в эфире радиоканала «Кольцо Хибин», транслируемого на территории города Апатиты Мурманской области, является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и, соответственно, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование поддержания интереса к ним и их продвижению на рынке.

Согласно записям эфира, эфирному отчету, медиапланам и справке Роскомнадзора, в указанные период транслировалась реклама: «Меха… Вятская зима…» (Договор № Р-26/2018 от 15.06.2018); «Городской центр  «Тирвас»…»(Договор Р-35/2016 от 02.08.2016); « Галант-Авто» …»(Договор № Р-81/2017 от 01.10.2017); «Зоомаг…» (Договор-счет № 219 ТВА от 25.11.2019); «Климентина…»(Договор № Р-25/2016 от 02.08.2016);  «Четыре лапы…»(Договор Р-13/2016 от 02.08.2016); «Центр «Оазис» (Договор- счет № 126-ТВ от 29.11.2019); «ТЦ «Талюс…» (Договор № Р-21/2016 от 02.08.2016); «Перманентный макияж…» (Договор-счет № 121-ТВ от 25.11.2019); «Окна президент…» (Договор-счет № 124-ТВ от 28.11.2019).

Антимонопольный орган изучил эфирную запись радиоканала «Кольцо Хибин» на частоте 103,5 FM за период с 00:00 02.12.2019 по 00:00 09.12.2019 включительно, которая была предоставлена Роскомнадзором по Мурманской области на четырех DVD-R дисках, с приложением справки о результатах записи эфира на 17 листах.

Комиссия отметила, что каждый из рекламных выходов предварялся сообщением о начале рекламы: «реклама», отбивкой «Ретро Fm Кировск радио канал «Кольцо Хибин», зарегистрирован управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области Эл № ТУ51-00169 от 11.04.2012, программа предназначена для слушателей старше 12 лет». Окончание рекламного блока сопровождалось отбивкой: «телефон рекламной службы 21600».

Отбивки в начале и конце рекламных блоков, а также   сообщение о начале рекламы, и рекламной службе радиоканала не учитывались комиссией при фиксации времени рекламы, как и анонсы программы.

Комиссия, также не учитывала при подсчете новостные выпуски программы «Кольцо Хибин», выходившие в эфир три раза в сутки: 8:30 часов, 12:30 часов, 18:30 часов, и ежедневную развлекательную программу «Феличита» в 14:00.

Фиксировался фактический хронометраж вышедших в эфир рекламных роликов(блоков) «Кольцо Хибин» 103,5 Fm, каждые сутки в отдельности.

В приложении №1 акта Мурманского УФАС отражено посуточно: время начала рекламного блока, время его окончания, фактический хронометраж каждого рекламного блока и название реклам в блоке.

В ходе актирования установлено, что хронометраж рекламных роликов, вышедших в эфир программы «Кольцо Хибин», 103,5 Fm, в совокупности за период с 00.00 02.12.2019 по 00.00 09.12.2019(семь дней) составил 130 минут и 25 секунд (превысил разрешенный объем на 10 минут 25 секунд), или посуточно:

-02.12.2019 - 22 минуты 15 секунд (превышение 5 минут 01 секунда);

-03.12.2019 - 18 минут 10 секунд (превышение 56 секунд);

-04.12.2019 - 22 минуты 25 секунд (превышение 5 минут 11 секунд);

-05.12.2019 - 17 минут 55 секунд (превышение 41 секунда);

-06.12.2019 - 18 минут 10 секунд (превышение 56 секунд);

-07.12.2019 - 15 минут 50 секунд (недобор 1 минута 24 секунды);

-08.12.2019 - 15 минут 40 секунд (недобор 1 минута 34 секунды).

Анализ Договора б/н от 01.02.2018 в сочетании с лицензией РВ № 21618 от 14.08.2012 и фактическим вещанием программы «Кольцо Хибин» в период с 00.00 02.12.2019 по 00.00 09.12.2019(семь дней) доказывает несоблюдение, части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Согласно части 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Согласно той же статье под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

При этом нормы статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В письме ФАС России от 08.10.2015 N АК/54867/15 "О порядке расчета объема рекламы в радиопрограммах" разъяснено, что в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме, как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

С учетом приведенных обстоятельств и программной концепции вещания, установленной лицензией на осуществление радиовещания РВ № 21618 от 14.08.2012, которой определены объемы вещания для каждого СМИ (Ретро FM - 158 часов в неделю, «Кольцо Хибин» - 10 часов в неделю), объем рекламы следует рассчитывать, исходя из времени вещания конкретного радиоканала в сутки.

Представленный эфирный отчет, медиапланы, договоры на распространение рекламы и запись эфира подтверждают, что объем выходившей рекламы превышал допустимые 20% от общего вещания программы, в сопоставлении с фактически разрешенным объемом вещания радиопрограммы «Кольцо Хибин» по лицензии.

Поскольку радиоканал «Кольцо Хибин» не является средством массовой информации, специализирующемся на распространении рекламных сообщений,   реклама вышедшая в эфир  радиопрограммы «Кольцо Хибин»  на волне   103,5Fm: 02.12.2019, 03.12.2019, 04.12.2019, 05.12.2019, 06.12.2019, 07.12.2019 и 08.12.2019,  признана антимонопольным органом ненадлежащей, нарушающей требования установленные части 2 статьи 15 Закона о рекламе, а учредитель, держатель лицензии на вещания,   общество  с ограниченной ответственностью «Народный контроль», нарушившим объем, допустимых 20% от общего вещания программы в сутки, рекламы. 

Ответственность за данное нарушение в силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем выступает ООО «Народный контроль» (ОГРН 1085103000542 от 26.09.2008, ИНН 5103064990, юр. адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д.22а, кв.33) владелец лицензии на вещание средства массовой информации, объем трансляции рекламы, в котором превысил установленную Законом норму, который лично определил объем для трансляции рекламных блоков заказчика ООО «Телесеть», с превышением установленных рекламным законодательством. 

Лицо, совершившее противоправные действия (Субъект административного правонарушения) ООО «Народный контроль» (ОГРН 1085103000542 от 26.09.2008, ИНН 5103064990).

Место совершения административного правонарушения: место распространения рекламы -  Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д.22а, кв.33.

Время совершения административного правонарушения: дата распространения рекламы   02.12.2019, 03.12.2019, 04.12.2019, 05.12.2019, 06.12.2019, 07.12.2019 и 08.12.2019.

Объект данного административного правонарушения: общественные отношения, возникающие в связи необходимостью соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В силу частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ   нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Общество   обязано знать законодательство Российской Федерации, использовать в деятельности, и не допускать распространение ненадлежащей рекламы.

В данном случае, ООО «Народный контроль» (ОГРН 1085103000542 от 26.09.2008, ИНН 5103064990) имело возможность проверить объем рекламы на соответствие действующему законодательству и не допустить нарушение, так как условия Лицензии обязывали Общество придерживаться разрешенных объемов вещания рекламы.

ООО «Народный контроль» уведомлено о рассмотрении дела надлежащим образом. ООО «Народный контроль» письменно ходатайствовало 21.10.2020 (вх.5753Э) о рассмотрении дела в отсутствии законного представителя Общества.

Должностным лицом ходатайство удовлетворено, дело рассмотрено в отсутствии представителя, при этом учтены ранее направленные пояснения Общества.

Вместе с тем, ООО «Народный контроль» письменно просило учесть, что относится к числу микропредприятий, нарушение рекламного законодательства допустило впервые, в связи с чем, при рассмотрении административного производства, просит применить статью 4.1.1 КоАП РФ.

Из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного в сети Интернет https://rmsp.nalog.ru/search.html, следует, что ООО «Народный контроль» (ОГРН 1085103000542 от 26.09.2008, ИНН 5103064990) является микропредприятием.

Согласно части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ  лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной.

Однако, при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения.

При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают.

Общество не привлекалось ранее к административной ответственности по части 2 статьи 14.3 КоАП РФ.

Следовательно, административное правонарушение, совершенное обществом, является впервые совершенным административным правонарушением.

С учетом фактических обстоятельств, отсутствием отягчающих ответственность факторов и наличие смягчающих обстоятельств(признание вины, исполнение предписания  антимонопольного органа), должностное лицо сочло возможным, применение часть 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ в отношении ООО «Народный контроль» (ОГРН 1085103000542 от 26.09.2008, ИНН 5103064990), т.е. заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в виду того, что нарушение требований части 2 статьи 14.3 КоАП РФ совершено впервые.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

С учётом приведённых обстоятельств, руководствуясь статьями 4.1.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать ООО «Народный контроль» (ОГРН 1085103000542 от 26.09.2008, ИНН 5103064990) виновным в нарушении части 2 статьи 14.3 КоАП РФ, в связи с несоблюдением требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

2. В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ заменить административное наказание в виде административного штрафа, объявив обществу с ограниченной ответственностью ООО «Народный контроль» предупреждение.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подаётся в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Заместитель руководителя управления                                                                             И.Н. Попова

Связанные организации

Связанные организации не указаны