Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №07-07-19/7 Администрации Кольского район... от 10 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ   №07-07-19/7

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

10  октября  2019 г.                                                                                                г.Мурманск

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее  по  тексту  -  Закон  о  защите  конкуренции) установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установленный статьей 15 Закона о защите  конкуренции запрет адресован органам  власти  и  местного  самоуправления, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Управлением  Федеральной  антимонопольной  службы  по  Мурманской  области   в  рамках  в рамках  контроля  за соблюдением  антимонопольного  законодательства  при  предоставлении  органами местного  самоуправления  в  аренду (пользование)  хозяйствующим  субъектам  муниципального  имущества  установило  следующее:

Администрацией  сельского  поселения  Междуречье  Кольского  района  Мурманской  области 24.08.2015 г.  с ООО «Теплонорд»  (ИНН 7841501872)  был  заключён  Договор  аренды №3/15/А  муниципального  имущества  сельского  поселения  Междуречье  Кольского  района  Мурманской  области,  предназначенного  для  выработки  тепловой  энергии  и  оказания  услуг  теплоснабжения,  горячего  водоснабжения  и  пара.

Согласно  пункту 1.1. Договора в  аренду  ООО «Теплонорд»  был  передан  имущественный  комплекс:  мазутная  котельная  общей  площадью  378 кв.м.,  инвентарный  номер <...> , расположенный   в н.п.Килпъявр, Кольского района, Мурманской области.

В  состав  комплекса  входит  всё  оборудование  котельной  (котлы, насосы, подогреватели горячей  воды, дымовые  трубы)  и  тепловые  сети.

Балансовая  стоимость  переданного  имущества  составила 1 670 999,00 руб.

Указанные  имущественный  комплекс  передан  с  целью  выработки  тепловой  энергии  и  оказания  услуг  теплоснабжения, горячего  водоснабжения  и  пара  от  котельной  к  потребителям.

По  состоянию  на  24.08.2015 г.  рассматриваемое  имущество  принадлежало  на праве  муниципальной  собственности  сельскому  поселению  Междуречье  Кольского  района  Мурманской  области.

Пунктом  1.5. Договора  аренды  установлен  запрет  на  передачу  в  субаренду   или  в  безвозмездное  пользование  комплекса  котельной.

Срок  действия  Договора  аренды №3/15/А установлен  с  24.08.2015 г. по 23.06.2016 г.

Дополнительным  соглашением №1  от 14.06.2016 г. срок  действия Договора  аренды №3/15/А  продлён  по 31.08.2016 г.

Дополнительным  соглашением  №2 от 15.07.2016 г. в  пункт 1.5. Договора  аренды  внесены  изменения,  согласно  которым  права  и  обязанности  по  данному  договору  аренды  могут  быть  переданы  другому  лицу  в безвозмездное  пользование  (перенайм).

С 01.01.2017 г. в  соответствии  с  Распоряжением  Министерства  юстиции  Мурманской  области  от  30.12.2016 г. №156-р  «Об  утверждении  перечня  муниципального  имущества,  передаваемого  из муниципальной  собственности  сельского  поселения  Междуречье  Кольского  района  в  муниципальную  собственность  Кольского  района»  у  муниципального  образования  Кольский  район  Мурманской  области  возникло  право  собственности  на  объект  недвижимого  имущества  -  котельная,  общей  площадью  378 кв.м., расположенный  по  адресу:  Мурманская  область,  Кольский  район,  с.п. Междуречье,  н.п.Килпъявр, в/г №1/7.

Дополнительным  соглашением  №3  от 18.01.2017 г. в  Договор  аренды  №3/15/А  внесены  изменения  стороны  договора,  а  именно:  арендодателем  рассматриваемого  имущества  стало  Управление  муниципальным  имуществом  администрации  Кольского  района.

При  этом,  срок  действия  Договора  аренды  №3/15/А  продлён  по 30.12.2017 г.

Приказом  Управления  муниципальным  имуществом  администрации  Кольского  района  №359-17  от  15.12.2017 г. «О  закреплении  имущества  на  праве  оперативного  управления»  рассматриваемый  имущественный  комплекс  котельной  был  закреплён за  Муниципальным  казённым  учреждением  «Хозяйственно-эксплуатационная  служба  Кольского  района». Дополнительным  соглашением  №4  от  18.12.2017 г. в  данной  части  внесены  изменения  в  Договор  аренды  №3/15/А.

Также    Дополнительным  соглашением  №4  от  18.12.2017 г. был  вновь  продлён  срок  действия  Договора  аренды  №3/15/А  до 15.12.2018 г.

Дополнительным  соглашением  №5  от 06.12.2018 г.  срок  действия  Договора  аренды  №3/15/А    продлён  до  заключения  концессионного  соглашения  по  результатам  проведения  конкурса,  но  не  более  чем  до 10 декабря 2019 года.

ООО «Теплонорд»  своим  письмом  от 19.10.2017 г. исх.№373/1,  адресованным  заместителю  главы администрации  Кольского  района,  подтвердило    намерение  заключить  концессионное  соглашение  в  отношении  объектов  системы  теплоснабжения  н.п.Килпъявр с.п.Междуречье  Кольского  района  в  случае  успешного  согласования  финансовых  и  технических  параметоров  планируемого  соглашения.

До  настоящего  времени  инициатива  не  была  реализована. 

Таким  образом,  ООО «Теплонорд» (ИНН 7841501872)  продолжает  использовать  муниципальные  объекты коммунальной  инфраструктуры,  находящиеся  в  собственности  муниципального  образования  Кольский  район,  без  проведения  торгов.

 

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством
Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований,  установленных Федеральном законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) и Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

В  соответствии  с  частью 1  статьи 28.1  Закона  о  теплоснабжении  передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно  части 2  статьи 28.1  Закона  о  теплоснабжении  осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 3  статьи  28.1 Закона  о  теплоснабжении  определено,  что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Следовательно, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Таким образом, нормы Закона о теплоснабжении, касающиеся порядка передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должны применяться в совокупности с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона о концессионных соглашениях от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьями 51, 52, 52.1 Закона о концессионных соглашения.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения.

Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставлением объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Кроме того, статьей 47 Закона о концессионных соглашениях установлен особый перечень критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно  Определению Верховного Суда РФ от 12.03.2018 N 302-КГ18-366 по делу N А19-831/2017 передача прав в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться на основании договоров аренды или концессионных соглашений только по результатам конкурсных процедур.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Передача государственного или муниципального имущества без проведения конкурса конкретному хозяйствующему субъекту в аренду, безвозмездное пользование, концессию или иному договору в случаях, когда законодательством предписано обязательное проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения, содержит в себе признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции ввиду того, что такая передача создает для конкретного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести указанные права в отношении государственного или муниципального имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Ввиду изложенного, действия Администрации Кольского  района, выразившиеся в  передаче  муниципальных объектов  теплоснабжения конкретному  хозяйствующему  субъекту – ООО «Теплонорд» (ИНН 7841501872)   путём  продления Договора  аренды  от  24.08.2015 г.   №3/15/А    на  период 2017 – 2019 годы без  проведения  торгов в нарушение действующего законодательства:  положений ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях",  содержат признаки  нарушения   части 1  статьи  15  Закона  о  защите  конкуренции,  поскольку  данные  действия  создают преимущественные условия для предпринимательской деятельности указанного хозяйствующего субъекта,  и  могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности в  сфере  теплоснабжения  иными хозяйствующими субъектами.

Управление  ФАС  по  Мурманской  области на основании статьи 39.1 Федерального   закона  от  26.07.2006  N  135-ФЗ  "О  защите  конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения действий (бездействия),  которые  содержат  признаки  нарушения  антимонопольного  законодательства, путём:

осуществления Администрацией  Кольского  района  (ИНН 5105020613)  действий по передаче прав владения и (или) пользования в отношении  муниципальных  объектов теплоснабжения (мазутной  котельной  общей  площадью  378 кв.м.,  тепловых  сетей), расположенных  в н.п.Килпъявр, Кольского района, Мурманской области с соблюдением порядка, предусмотренного действующим законодательством, в срок до 01 июня 2020 г.

Информируем, что орган  местного  самоуправления, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о выполнении предупреждения в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Руководитель  управления                                                                       С.А.Чеченина

Связанные организации

Связанные организации не указаны