Решение №051/05/16-764/2023 решение от 28 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/05/16-764/2023

28 февраля 2024 года                                                                                                                         г. Мурманск

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2024 года.

Решение в полном объеме изготовлено 04 марта 2024 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия, Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:<…>, заместитель руководителя Мурманского УФАС России,

Члены Комиссии:

<…>, заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Мурманского УФАС России,

<…>., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Мурманского УФАС России;

<…> главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Мурманского УФАС России.

рассмотрев дело № 051/05/16-764/2023 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в размещении в журнале «Северный стиль», выпуск №3 (51) от 01.09.2023 на 36 страницах из 64 (страницы 2-8, 11-17, 20-21, 31, 34-35, 38-41, 45-47, 51-53, 56-57, 60-61, 63-64) объявлений рекламного характера с превышением установленного законодательством объёма,

в отсутствии учредителя и главного редактора журнала «Северный стиль» <…>, в действиях которой содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, должным образом уведомленной о месте и времени рассмотрения настоящего дела,

в отсутствие законного представителя Управления Роскомнадзора по Мурманской области (далее - Заявитель), должным образом уведомленного о месте и времени рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

В Мурманское УФАС России из Управления Роскомнадзора по Мурманской области в рамках Соглашения об организации взаимодействия и сотрудничества поступили материалы планового систематического наблюдения в отношении средства массовой информации (далее – СМИ) журнале «Северный стиль» (учредитель и главный редактор –<…>), выпуск №3 (51) от 01.09.2023, содержащие указание на нарушение требований Закона о рекламе.

По результатам рассмотрения поступивших материалов, Мурманским УФАС России определением о возбуждении дела № 051/05/16-764/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 13.12.2023 возбуждено производство по делу № 051/05/16-764/2023.

К участию в рассмотрении дела № 051/05/16-764/2023 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе привлечён учредитель и главный редактор журнала «Северный стиль» <…> (адрес редакции: <…>).

Определением об отложении рассмотрения дела № 051/05/16-764/2023 от 18.01.2024 рассмотрение дела отложено на 28.02.2024, к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечено Управление Роскомнадзора по Мурманской области. У сторон затребованы сведения и документы.

Комиссия исследовав материалы дела, а также полученные в рамках рассмотрения дела документы, приходит к выводу о достаточности данных для принятия решения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Статьей 16 Закона о рекламе предусмотрено, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Комиссия с учётом представленных главным редактором журнала «Северный стиль» <…> пояснений провела постраничный осмотр журнала «Северный стиль», выпуск №3 (51) от 01.09.2023 и установила, что на страницах 2-8, 11-17, 20-21, 31, 34-35, 38-41, 45-47, 51-53, 56-57, 60-61, 63-64 размещены объявления рекламного характера.

Таким образом Комиссия установила, что на 36 страницах из 64 размещена информация рекламного характера, что составляет 54% от общего объёма данного номера.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»,

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Согласно Свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ51-00307 от 02.07.2015, журнал «Северный стиль» зарегистрирован в управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области, является периодическим печатным изданием, журнал. Примерная тематика и (или) специализация – информационная (освещение событий Мурманской области), культурно-просветительская, развлекательная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Согласно информации, размещённой на обложке и в выходных данных журнала «Северный стиль», данный журнал является рекламно-информационным изданием.

Таким образом, журнал «Северный стиль» является периодическим печатным изданием, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера.

В журнале «Северный стиль», выпуск №3 (51) от 01.09.2023 на 36 страницах из 64 (страницы 2-8, 11-17, 20-21, 31, 34-35, 38-41, 45-47, 51-53, 56-57, 60-61, 63-64) размещены объявления рекламного характера, объём рекламы превышает 45% объёма данного номера СМИ, что является нарушением требования статьи 16 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 16 Закона о рекламе возложена на рекламораспространителя.

Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно устава редакции СМИ журнала «Северный стиль» (утверждён главным редактором и учредителем журнала «Северный стиль» <…>редакция СМИ не является юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, учредителем является <…> Учредитель осуществляет контроль за соответствием деятельности редакции положениям законодательства, настоящего устава и иных документов учредителя, за соответствием тематике и специализации, языка, периодичности и объёма СМИ (пункт 2.1 устава редакции). Главный редактор возглавляет редакцию и принимает окончательное решение в отношении производства и выпуска продукции СМИ (пункт 5.1 устава редакции).

Таким образом, рекламораспространителем является учредитель и главный редактор журнала «Северный стиль» <…> (адрес редакции: <…>).

В ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссией Мурманского УФАС России исследованы в полном объёме материалы дела, рассмотрены представленные учредителем и главным редактором журнала «Северный стиль» <…> и Управлением Роскомнадзора по Мурманской области документы и материалы.

Комиссия Мурманского УФАС России пришла к выводу, что в журнале «Северный стиль», выпуск №3 (51) от 01.09.2023 на 36 страницах из 64 (страницы 2-8, 11-17, 20-21, 31, 34-35, 38-41, 45-47, 51-53, 56-57, 60-61, 63-64), размещены объявления рекламного характера с превышением установленного законодательством объёма, что является нарушением статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

На рассмотрение дела редакцией журнала «Северный стиль» доказательства устранения со стороны СМИ нарушения рекламного законодательства не представлены.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ 24.11.2020 № 1922, Комиссия Мурманского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу в журнале «Северный стиль», выпуск №3 (51) от 01.09.2023, размещённую с объёмом превышающим установленную законом норму (более 45%) ненадлежащей, нарушающей требования статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> (183038, г. Мурманск, <…>) предписание о прекращении нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и обеспечить соблюдение указанной нормы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Председатель Комиссии:                                                                                        <…>

Члены Комиссии:                                                                                                     <…>

                                                                                                                                  <…>

                                                                                                                                   <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны