Решение б/н Решение по делу № 051/05/5-747/2019 от 7 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу  № 051/05/5-747/2019

07 ноября  2019 года                                                                                                г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель  руководителя управления  – Попова Ирина Николаевна;

    Членов комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,  специалист-эксперт отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Яшина О.Е.

рассмотрев дело № 051/05/5-747/2019 от 03.10.2019 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии представителя  заявителя <...> по доверенности (51АА 1160370 от 01.11.2019) <...> и  представителя ООО «Ситилинк»  по доверенности  б/н от 01.06.2018)  <...>. 

УСТАНОВИЛА

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило  заявление гражданина <...> по факту распространения 21.08.2019 в г. Апатиты  в эфире радиоканала Имандра (105,7 Fm) рекламного ролика:

«Прослушайте информационное сообщение. Жители Апатитов продолжают подключать домашнее телевидение «Ситилинк», потому что  это  выгодно. Домашнее телевидение Ситилинк - это 100 каналов за 147 рублей. Уточняйте условия по телефону: 707-105».

Заявитель, услышав рекламу, обратился по указанному в рекламе номеру телефона и  выяснил, что  услугу  выгодного    подключения домашнего цифрового  телевидения предлагает компания «Ситилинк». На просьбу пояснить полные условия данного предложения оператор сообщил, что  подключение к цифровому телевидению осуществляется посредством интернета и тариф составляет 147 рублей за 100 каналов.

На вопрос: «Требуются ли дополнительные расходы?», специалист компании пояснил, что необходимо приобрести приставку  стоимостью 2900 рублей или взять в аренду за 50 рублей в месяц, при этом уведомил, что приставка потребуется на каждый телевизор, если это не телевизор нового поколения «Смарт-телевизор».

По мнению заявителя, реклама ООО «Ситилинк» недостоверная, так как содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости услуги и условиях приобретения услуги по цене, указанной в рекламном аудио ролике, что вводит в заблуждение потребителей рекламы и не оправдывает их ожидание.

В соответствии со статьей  3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе  недостоверной признается реклама,    которая содержит не соответствующие действительности сведения  о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В ходе рассмотрения дела Комиссия  изучила рекламный ролик, заслушала мнение  представителя заявителя и позицию ООО «Ситилинк».

Представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в  заявлении.

По мнению заявителя, реклама ООО «Ситилинк» недостоверная, так как содержит не полные сведения о стоимости услуги и условиях приобретения услуги, указанных в рекламном ролике, что вводит в заблуждение потребителей рекламы и не оправдывает их ожидание. Заявитель требует привлечь к административной ответственности  ООО «Ситилинк» за недобросовестную рекламу.

Представитель ООО «Ситилинк» высказал свою позицию,   не признав нарушение рекламного законодательства.

Согласно условиям акции, услуга IPTV предоставляется компанией «Ситилинк», являющейся агентом поставщика.

147 рублей - это ежемесячная абонентская плата за пакет ТВ каналов "Популярный". Просматривать телевидение можно на смартфонах, планшетах, ноутбуках, компьютерах, телевизорах с функцией smartTV и без неё. Для просмотра домашнего ТВ необходимо подключить пакеты ТВ каналов в личном кабинете и принять договор-оферту поставщика телеконтента. Дополнительных условий нет.

Представитель Общества пояснил, что в отсутствие у абонента интернета,  он платит лишь   за пакет услуг «Популярный», подключение к своим сетям ООО «Ситилинк» осуществляет бесплатно.

Домашнее телевидение, так называется, так как  просматривать телевидение можно в пределах квартиры с помощью сетей  ООО «Ситилинк».

После подключения в личном кабинете пакетов ТВ каналов можно просматривать телевидение на устройствах: смартфоне, планшете, ноутбуке или ПК, телевизора с функцией SmartTV.

Для старых моделей телевизоров без функции SmartTV требуется ТВ приставка (по аналогии с приставками DVB-T2 для просмотра цифрового эфирного телевидения, если эта функция отсутствует в ТВ). ТВ приставку можно приобрести в магазине, либо в компании Ситилинк (можно купить в рассрочку, можно взять в аренду).

Представитель ООО «Ситилинк» подтвердил, что в рекламном ролике,  продвигающем домашнее телевидение, не говорится об обязательном наличии приставки для телевизоров старого образца и возможности взять приставку у компании  в аренду, однако, позвонив по телефону, граждане смогут получить полную информацию об услуге.

 Представитель ООО «Ситилинк»  считает, что  Общество полностью довело информацию до потребителя о стоимости тарифа пакет «Популярный», а устройство DVB-T2  требуется не только для просмотра  домашнего телевидения «Ситилинк» на телевизорах старого образца, но и просмотра эфирного цифрового телевидения на таких телевизорах.

            Присутствовавший на рассмотрении директор ООО «Циркон» <...>, подтвердил размещение готового рекламного аудио  ролика ООО «Ситилинк» в эфире радиоканалов Общества, представив медиаплан выхода рекламы  ООО «Ситилинк», счет на оплату услуг и акт сдачи-приемки выполненных работ № 203 от 31.08.2019 и пояснил, что договор б/ н на оказание услуг от 02.11.2015 г. пролонгируется и  дополнительными приложениями определяется наименование услуг, сроки и стоимость. 

Комиссия,  учла мнение сторон, проанализировала содержание рекламы и представленные сторонами документы.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) конечному потребителю.

Рекламодатель стремится привлечь и задержать внимание потребителя на той информации, которая должна отличать товар/услугу от аналогов, ставить его на порядок выше (при условии, что информация истинная).

           

ООО «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002, юр. адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск,  ул. Чапаева, д.44)  осуществляет деятельность в области связи на базе проводных технологий (61.10).

В телекоммуникационные услуги включаются: передача звуковой информации, изображений и других информационных потоков через системы кабельной, радиотрансляционной, релейной или спутниковой связи, включая телефонную, телеграфную связь и телекс, услуги по аренде линий связи, сетей передачи звука, изображения и данных. К данному виду услуг относятся услуги организаций, предоставляющих доступ в сеть Интернет.

ООО «Ситилинк» заключило    с  ООО «Циркон» с договор б/н от 02.11.2015  на размещение рекламного ролика в эфире радиостанций: «Радио Имандра», «Русское Радио Апатиты», «Радио Рекорд» «Авторадио Апатиты», «Европа Плюс Апатиты».

Согласно приложению № 8/19 к Договору от 01.08.2019, медиаплнам и Акту №203  от 31.08.2019,  рекламный ролик: «Прослушайте информационное сообщение. Жители Апатитов продолжают подключать домашнее телевидение «Ситилинк, потому что  это  выгодно. Домашнее телевидение Ситилинк - это 100 каналов за 147 рублей. Уточняйте условия по телефону: 707-105», размещался на перечисленных радиоканалах с 01 августа по 31 августа 2019 г.

Из паспорта аудио ролика следует, что заказчиком рекламы  является  ООО «Ситилинк», при этом изготовителем аудио ролика является коммерческий директор компании заказчика.

Представленные ООО «Циркон» и ООО «Ситилинк» рекламные аудио ролик идентичны и  соответствуют  аудио ролику, вышедшему в эфир.

Комиссия в ходе рассмотрения дела провела анализ текста, представленной заявителем  рекламы.

Размещённая в виде аудио ролика информация: «Прослушайте информационное сообщение. Жители Апатитов продолжают подключать домашнее телевидение «Ситилинк, потому что  это  выгодно. Домашнее телевидение Ситилинк - это 100 каналов за 147 рублей. Уточняйте условия по телефону: 707-105»,    является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц; направлена на привлечение внимания к  компании «Ситилинк» и её услуге «домашнее телевидение», призвана формировать и поддерживать интерес к IPTV услуге  компании и привлекательному  предложению 100 каналов за 147 рублей.

Объектами  рекламирования являются:

- компания «Ситилинк»;

- IPTV услуга  «домашнее телевидение»;

- предложение 100  каналов за 147 рублей в месяц.

Реклама не содержит существенную информацию о дополнительных расходах, связанных с приобретением  приставки для приема «домашнего телевидения», без которой невозможен просмотр программ, и  стоимость которой влияет на ежемесячные платежи и расходы в целом за услугу домашнего телевидения ООО «Ситилинк».

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Следует учитывать, что реклам направлена на неопределенный круг лиц, среди которых имеются граждане, не обладающие телевизорами нового поколения.

Именно по этой причине  заявитель   <...> обратился в антимонопольный орган за восстановление своих прав, как потребитель спорной  рекламы.

Представленные заявителем доводы позволяют убедиться в том, что стоимость услуги «домашнее телевидение от Ситилинк», с учетом приобретаемой приставки, будет дороже заявленной в рекламе, кроме того в рекламе не поясняется, что  под услугой «домашнее телевидение  Ситилинк» подразумевается IPTV услуга компании.  

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе  недостоверной признается реклама,    которая содержит не соответствующие действительности сведения  о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В спорной рекламе отсутствует существенная для потребителя информация о необходимости приставки для просмотра обещанных каналов для телевизоров старого образца, отсутствуют условия приобретения/аренды приставки и не поясняется, что  просмотр телевидения происходит  с помощью интернета.

Учитывая пункт 24 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» Комиссия не может принять доводы представителя о том, что всю интересующую информацию потребители могут узнать по указанному в рекламе телефону самостоятельно.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламе условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама должна быть доведена  в полном объеме, чтобы каждый из круга неопределенных лиц  мог воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

Заявитель акцентировал внимание Комиссии на том, что  рассматриваемая реклама компании Ситилинк  ввела его в заблуждение, и не оправдала ожиданий в результате обращения в компанию.

Комиссия при анализе рекламы, оценивало в совокупности все элементы звукового воздействия рекламы на потребителя, учитывало их первое впечатление от рекламы и  исходило  из понятия рекламы,  которая  предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должны быть доступны для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств. 

В связи с этим   приняты во внимание пункт 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 58) в корреспонденции с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ N 58, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом "О рекламе" к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" направлен на реализацию права потребителей на получение добросовестной рекламы, пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Поскольку реклама по определению является информацией (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"), то нормы указанного Закона корреспондируют со статьями 8 - 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и, по сути, направлены на получение необходимой комплексной информации о рекламируемых товарах, работах, услугах и призваны исключить неправильное представление об объекте рекламирования.

Реклама всегда носит побудительный характер, создает заинтересованность потребителей. Поэтому использование в ней неточной и недостоверной  информации, которая способна простимулировать покупку товара/услуги, признается непозволительным для рекламодателей приемом.

Требуется непосредственно в рекламе привести отсутствующую часть существенной информации о товаре/услуге, условиях приобретения или использования, если приведенные в рекламе сведения, ввиду их недостаточности, порождают заблуждение потребителей рекламы.

Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.

Комиссия  признала распространенную 21.08.2019 в г. Апатиты  в эфире радиоканала Имандра (105,7 Fm) рекламу:

«Прослушайте информационное сообщение. Жители Апатитов продолжают подключать домашнее телевидение «Ситилинк», потому что  это  выгодно. Домашнее телевидение Ситилинк - это 100 каналов за 147 рублей. Уточняйте условия по телефону: 707-105» недостоверной и  ненадлежащей, нарушающей   требования пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за названное нарушение несет рекламодатель.

Согласно пункту 6 статьи  3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ООО «Ситилинк» определило содержание,объекты рекламы и изготовило рекламный аудио ролик  самостоятельно.

 Ответственность за нарушение пункт 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ несет рекламодатель – ООО «Ситилинк» (ИНН 1001137458, ОГРН 1021000533245 от 26.04.2002, юр. адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск,  ул. Чапаева, д.44).

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу:  «Прослушайте информационное сообщение. Жители Апатитов продолжают подключать домашнее телевидение «Ситилинк, потому что  это  выгодно. Домашнее телевидение Ситилинк - это 100 каналов за 147 рублей. Уточняйте условия по телефону: 707-105», распространявшуюся  в виде аудио ролика   в августе 2019г.  в г. Апатиты  на радиоканалах Русское радио Апатиты (101,6 Fm),  Европа Плюс Апатиты (104,2 Fm), Авто Радио Апатиты (105,7 FM), Радио Рекорд Апатиты (106,7 Fm) недостоверной  и ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям пункта 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2.Выдать  предписание ООО «Ситилинк» о прекращении нарушения и соблюдения  требований  пункта 4 части 3 стать 5 и части 7 статьи 5 Закона о  рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено  19 ноября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Председатель комиссии:                                                                И.Н. Попова

Члены комиссии:                                                                             С.В.Мороз

                                                                                                         О.Е.Яшина

Связанные организации

Связанные организации не указаны