Решение б/н Решение от 21 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И E

по делу № 051/05/15-586/2020

 

21 сентября   2020 года                                                                                            г. Мурманск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии – заместитель руководителя управления – Попова Ирина Николаевна;

            Членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Басавина О.А., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы   и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.,

рассмотрев дело № 051/05/15-586/2020 от 13.01.2020 по признакам нарушения Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).

УСТАНОВИЛ

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее- УФАС по Мурманской области, управление), в рамках взаимодействия, направлен  из управления Федеральной службы по надзору в сфере связи   информационных технологий и массовых  коммуникаций по Мурманской области (далее - Роскомнадзор) акт № А-51/0/1 от 31.01.2020 систематического наблюдения  ООО «Народный контроль»  с записью эфира радиопрограммы «Кольцо Хибин», в целях надзора за исполнением рекламного законодательства.

Согласно части 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии со статьей 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе)

реклама - это информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Определением о возбуждении дела № 051/05/15-586/2020 от 26.08.2020 рассмотрение дела   в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО «Народный контроль» по признакам нарушения части 2 статьи 15 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ назначено на 15.09.2020г. в 14:30.

Копия Определения направлена рекламодателю ООО «Народный контроль» и заинтересованному лицу ООО «Телесеть» заказным письмом.

10 сентября 2020 г.  в адрес антимонопольного органа поступили документы и пояснения от ООО «Народный контроль» (вх. № 5028Э), 11 сентября 2020   от ООО «Телесеть» (вх. № 5052Э).

ООО «Народный контроль» и ООО «Телесеть» уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение не явились, уполномоченных представителей не направили в связи неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

 ООО «Народный контроль» ходатайствовало о рассмотрении дела, при участии   главного редактора <...>, с помощью средств связи.

 Основания для отложения или приостановления рассмотрения дела отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела осуществлялась аудио запись заседания.

С помощью телефонной связи была предоставлена возможность главному редактору <...> озвучить позицию ООО «Народный контроль», которая поддержала, ранее изложенные письменные пояснения Общества, и объяснила комиссии алгоритм взаимодействия двух компаний ООО «Народный контроль» и ООО «Телесеть», в реализации договорных отношений эфирного вещания.

ООО «Телесеть» юридическое лицо, имеющее три подразделения, одно из которых объединенная редакция, которая является фабрикой по производству контента для   учредителя ООО «Народный контроль».

Со слов главного редактора держателем лицензии РВ № 21618 от 14.08.2012 является лицензиат ООО «Народный контроль», которое по договору от 01.02.2018 предоставило эфирное время для трансляции рекламного продукта ООО «Телесеть» в эфире радио «Кольцо Хибин».

Функции ООО «Телесеть» заключаются в производстве продуктов для радио и формировании содержания радиоканала «Кольцо Хибин» (п.2.1 Договора б/н от 15.03.2012).

В свою очередь ООО «Народный контроль» предоставляет эфир для вещания СМИ и, осуществляет контроль объемов вещания радиоканала на частоте 103,5 FM.

Из письменных пояснений ООО «Народный контроль»  следует, что  предоставляя эфирное время для трансляции рекламных продуктов на радио «Кольцо Хибин», Общество руководствовалось приложением №1 к лицензии № 21618 от 14.08.2012, где в п.1 прописан общий объем вещания в неделю 168 часов для двух сми «Кольцо Хибин» и «Ретро Fm», которые вещают на одной  частоте103,5 FM, соответственно расчёт времени вещания рекламы  брался от общего объема вещания  168 часов в неделю, а не для каждого сми в отдельности.

ООО «Народный контроль» признает вину в том, что не разделяло эфирное время для двух сми, в соответствии с лицензией и, тем самым допустило превышение рекламного времени в сутки, т.е. нарушило части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

 

 Комиссия изучила материалы, представленные Роскомнадзором, а также документы и пояснения ООО «Народный контроль» и ООО «Телесеть», приняла во внимание пояснения главного редактора.

Основанием для возбуждения дела послужили материалы проверки Рокомнадзора, из части 3 раздела III акта которого следует, что рекламные сообщения в эфире радиоканала «Кольцо Хибин» на частоте 103,5 FM, распространяются с нарушением объема вещания, с превышением допустимых 20% от общего вещания программы.

 Согласно информации из единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Народный контроль» (ОГРН 1085103000542 от 26.09.2008, ИНН 5103064990, юр. адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д.22а, кв.33) осуществляет деятельность в области радиовещания (60.10) и рекламных агентств(73.11).

 Пунктом 3.3 Устава ООО «Народный контроль», утвержденного 29.05.2014 года, определено, что для достижения своих целей Общество осуществляет следующие виды деятельности: деятельность в области передачи трансляции и распределении программ звуков радиовещания, производство радио и телевизионных программ, связанное или не связанное с трансляцией, деятельность в области радиовещания и телевидения.

 Общество   с ограниченной ответственностью «Народный контроль» является обладателем лицензии на осуществления радиовещания РВ № 21618 от 14.08.2012, в соответствии с которой ему предоставлено право вещания на частоте 103,5 FM в объеме 168 часов в неделю из которых: для СМИ «Кольцо Хибин» выделено - 10 часов в неделю (п.2.1 приложения1Лицензии), для СМИ Ретро FM - 158 часов (п.2.2 приложения 1Лицензии).

Пунктом 3 приложения к лицензии определено, что рекламные сообщения распространяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, ООО «Народный контроль» обладает лицензией № 113653 от   10.09.2013 на оказание услуг связи для целей эфирного вещания.

 В рамках Договора б/н от 01.02.2018 на предоставление эфирного времени для трансляции рекламного продукта исполнитель- ООО «Народный контроль» обязуется предоставить эфирное время для трансляции рекламных блоков контрагентов заказчика ООО «Телесеть» в эфире радио «Кольцо Хибин».

Пунктом 2 приложения к Договору б/н от 01.02.2018 стороны согласовали ежемесячный объем услуг, оказываемых исполнителем заказчику: предоставление эфирного времени для трансляции рекламных блоков в эфире радио «Кольцо Хибин» в количестве 5040 минут (30 дней х 48 рекламных блоков в сутки х3,5 минуты в среднем), что составляет 84 часа в месяц, 19 часов 36 минут в неделю и 2 часа 48 минут в день.

 Радиопрограмма «Кольцо Хибин», согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации Эл №ТУ51-00169 от 11.04.2012, зарегистрирована, как информационно-аналитическая, политическая, культурно-просветительная; публицистическая; спортивная; развлекательная; реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

По лицензии РВ № 21618 от 14.08.2012 определен объем вещания радиопрограмма «Кольцо Хибин»10 часов в неделю (1 час 43 минуты в день).

Из чего следует, что реклама не должны превышать 20 процентов времени общего вещания данной радиопрограммы (10 часов/600 минут), что   в соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Закона о рекламе позволяет вещать рекламу в объеме 2 часа (120 минут) в неделю или 17 минут 14 секунд в день.

Как видно из приложения к Договору б/н от 01.02.2018, ООО «Народный контроль», предоставил для вещания рекламных блоков радио «Кольцо Хибин» объем эфирного времени, сверх предусмотренного лицензией и без учета требований части 2 стати 15 Закона о рекламе. Учредителем производился расчёт   не от разрешенного объема 10 часов в неделю, а от 19 часов 36 минут в неделю (по приложению), что признается Обществом.

Информация, распространявшаяся в период с 00:00 02.12.2019 по 00:00 09.12.2019 в эфире радиоканала «Кольцо Хибин», транслируемого на территории города Апатиты Мурманской области, является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и, соответственно, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование поддержания интереса к ним и их продвижению на рынке.

Согласно записям эфира, эфирному отчету, медиапланам и справке Роскомнадзора, в указанные период транслировалась реклама: «Меха… Вятская зима…» (Договор № Р-26/2018 от 15.06.2018); «Городской центр  «Тирвас»…»(Договор Р-35/2016 от 02.08.2016); « Галант-Авто» …»(Договор № Р-81/2017 от 01.10.2017); «Зоомаг…» (Договор-счет № 219 ТВА от 25.11.2019); «Климентина…»(Договор № Р-25/2016 от 02.08.2016);  «Четыре лапы…»(Договор Р-13/2016 от 02.08.2016); «Центр «Оазис» (Договор- счет № 126-ТВ от 29.11.2019); «ТЦ «Талюс…» (Договор № Р-21/2016 от 02.08.2016); «Перманентный макияж…» (Договор-счет № 121-ТВ от 25.11.2019); «Окна президент…» (Договор-счет № 124-ТВ от 28.11.2019).

Антимонопольный орган изучил эфирную запись радиоканала «Кольцо Хибин» на частоте 103,5 FM за период с 00:00 02.12.2019 по 00:00 09.12.2019 включительно, которая была предоставлена Роскомнадзором по Мурманской области на четырех DVD-R дисках, с приложением справки о результатах записи эфира на 17 листах.

            Комиссия отметила, что каждый из рекламных выходов предварялся сообщением о начале рекламы: «реклама», отбивкой «Ретро Fm Кировск радио канал «Кольцо Хибин», зарегистрирован управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области Эл № ТУ51-00169 от 11.04.2012, программа предназначена для слушателей старше 12 лет».Окончание рекламного блока сопровождалось отбивкой: «телефон рекламной службы 21600».

Отбивки в начале и конце рекламных блоков, а также   сообщение о начале рекламы, и рекламной службе радиоканала не учитывались комиссией при фиксации времени рекламы, как и анонсы программы.

Комиссия, также не учитывала при подсчете новостные выпуски программы «Кольцо Хибин», выходившие в эфир три раза в сутки: 8:30 часов, 12:30 часов, 18:30 часов, и ежедневную развлекательную программу «Феличита» в 14:00.

Фиксировался фактический хронометраж вышедших в эфир рекламных роликов(блоков) «Кольцо Хибин» 103,5 Fm каждые сутки в отдельности. В приложении №1 акта Мурманского УФАС отражено посуточно: время начала рекламного блока, время его окончания, фактический хронометраж каждого рекламного блока и название реклам в блоке.

В ходе актирования установлено, что хронометраж рекламных роликов, вышедших в эфир программы «Кольцо Хибин», 103,5 Fm, в совокупности за период с 00.00 02.12.2019 по 00.00 09.12.2019(семь дней) составил 130 минут и 25 секунд (превысил разрешенный объем на 10 минут 25 секунд), или посуточно:

-02.12.2019 - 22 минуты 15 секунд (превышение 5 минут 01 секунда);

-03.12.2019 - 18 минут 10 секунд (превышение 56 секунд);

-04.12.2019 - 22 минуты 25 секунд (превышение 5 минут 11 секунд);

-05.12.2019 - 17 минут 55 секунд (превышение 41 секунда);

-06.12.2019 - 18 минут 10 секунд (превышение 56 секунд);

-07.12.2019 - 15 минут 50 секунд (недобор 1 минута 24 секунды);

-08.12.2019 - 15 минут 40 секунд (недобор 1 минута 34 секунды).

Анализ Договора б/н от 01.02.2018 в сочетании с лицензией РВ № 21618 от 14.08.2012 и фактическим вещанием программы «Кольцо Хибин» в период с 00.00 02.12.2019 по 00.00 09.12.2019(семь дней) доказывает несоблюдение, части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

Согласно части 2 статьи 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудиосообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Согласно той же статье под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

При этом нормы статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предусматривают возможность осуществления радиовещания на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

С учетом приведенных обстоятельств и программной концепции вещания, установленной лицензией на осуществление радиовещания РВ № 21618 от 14.08.2012, которой определены объемы вещания для каждого СМИ (Ретро FM - 158 часов в неделю, «Кольцо Хибин» - 10 часов в неделю), комиссия считает, что объем рекламы необходимо рассчитывать, исходя из времени вещания конкретного радиоканала в сутки.

Представленный эфирный отчет, медиапланы, договоры на распространение рекламы и запись эфира подтверждают, что объем выходившей рекламы превышал допустимые 20% от общего вещания программы, в сопоставлении с фактически разрешенным объемом вещания радиопрограммы «Кольцо Хибин» по лицензии.

Поскольку радиоканал «Кольцо Хибин» не является средством массовой информации, специализирующемся на распространении рекламных сообщений, Комиссия Мурманского УФАС,   рекламу вышедшую в эфир  радиопрограммы «Кольцо Хибин»  на волне   103,5Fm: 02.12.2019, 03.12.2019, 04.12.2019, 05.12.2019, 06.12.2019, 07.12.2019 и 08.12.2019,  признала ненадлежащей, нарушающей требования установленные части 2 статьи 15 Закона о рекламе, а учредителя, держателя лицензии на вещания,   общество  с ограниченной ответственностью «Народный контроль», нарушившим объем, допустимых 20% от общего вещания программы в сутки, рекламы. 

Ответственность за данное нарушение в силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем выступает ООО «Народный контроль» (ОГРН 1085103000542 от 26.09.2008, ИНН 5103064990, юр. адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д.22а, кв.33) владелец лицензии на вещание средства массовой информации, объем трансляции рекламы, в котором превысил установленную Законом норму, который лично определил объем для трансляции рекламных блоков заказчика ООО «Телесеть», с превышением установленных рекламным законодательством. 

Согласно статье 1 Закона о рекламе одной из целей данного Федерального закона является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Рекламораспространитель должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности соблюдать продолжительность рекламы на радиоканале в целях защиты интересов потребителей рекламы от чрезмерного засилья, постоянно повторяющихся рекламных блоков во время радиовещания.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу, выходившую в г. Апатиты на частоте 103,5Fm в СМИ «Кольцо Хибин» в период с 00: 00 мск 02.12.2019 по 23:59 мск 08.12.2019 по 23:59, ненадлежащей и нарушающей части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

2. Признать общество с ограниченной возможностью «Народный контроль» (ОГРН 1085103000542 от 26.09.2008, ИНН 5103064990, юр. адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д.22а, кв.33) виновным в нарушении части 2 статьи 15 Закона о рекламе.

3.Выдать ООО «Народный контроль» предписание об устранении нарушения требований части 2 статьи 15 Закона о рекламе и обеспечить соблюдение указанной нормы.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении «Народный контроль».

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено   21 сентября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.

Председатель комиссии:                                           И.Н. Попова

 Члены комиссии:                                                       О.А. Басавина

                                                                                    С.В. Мороз                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны