Определение №051/05/5-211/2022 Определение от 18 апреля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возбуждении дела № 051/05/5-211/2022 и назначении дела к рассмотрению
18 апреля 2022 года город Мурманск
Председатель Комиссии Мурманского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия), Смирнова Кристина Анатольевна, рассмотрев материалы дела, представленные в отношении Кредитного потребительского кооператива «Первое Мурманское общество взаимного кредита» (ИНН 5190921937, ОГРН 1105190009902 от 20.09.2010, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, пр-кт Ленина, д.68) (далее – КПК «ПМОВК») о наличии в действиях КПК «ПМОВК» признаков нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
УСТАНОВИЛ:
Мурманским УФАС России рассмотрено поступившее из приёмной Президента Российской Федерации обращение <...>.
Из представленной <...> информации следует, что вдоль дороги по проспекту Кольскому в сторону центра между остановкой общественного транспорта Молодежный проезд и домом № 86 по проспекту Кольскому располагается баннер с рекламой услуг Кредитного потребительского кооператива «Первое Мурманское общество взаимного кредита» (далее – КПК «ПМОВК»), в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре.
В целях мониторинга наружной рекламы в городе Мурманске на предмет наличия нарушений требований законодательства Российской Федерации о рекламе, Мурманским УФАС России 06.04.2022 и 07.04.2022 проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в форме осмотра с целью фиксации рекламы, распространяемой с нарушением рекламного законодательства.
В ходе осмотра выявлены две рекламные конструкции (баннеры), расположенные по проспекту Кольскому (вдоль проезжей части между остановкой общественного транспорта Молодежный проезд и домом № 86 по проспекту Кольскому) и по проспекту Ленина (вдоль проезжей части в районе дома 32, рядом с торгово-развлекательным комплексом Мурманск Молл (далее - ТРК Мурманск Молл).
На баннерах размещена реклама, продвигающая услуги КПК «ПМОВК», в виде возможности размещения сбережений под 24%.
Привлекательная (читаемая) информация рекламы «СБЕРЕЖЕНИЯ Для тех, кто хочет сохранить и заработать 24% ПЕРВОЕ МУРМАНСКОЕ ПР.ЛЕНИНА, 68 УЛ. ГЕРОЕВ РЫБАЧЬЕГО, 48 УЛ. ГЕРОЕВ-СЕВЕРОМОРЦЕВ, 45/1 99 44 77 WWW.PROVK.RU» занимает большую часть площади конструкции, выделяется за счёт белого цвета на зелёном фоне, содержит информацию рекламного характера, предлагающую сбережения под 24%, наименование организации (Первое Мурманское), адреса офисов, контактный телефон 99-44-77, адрес сайта: www.pmovk.ru.
Под крупными белыми цифрами 24% мелким чёрным шрифтом на зелёном фоне размещён текст, не подлежащий прочтению без применения специальных средств.
В соответствии со статьёй 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из анализа размещённой на баннерах информации следует, что существенная часть предложений об условиях оформления сбережений, размере и сроках размещения денежных средств, возможности пополнения и снятия, досрочного изъятия сбережений, способе начисления процентов, а также необходимости стать вкладчиком кооператива, в рекламе изображено нечитаемым мелким шрифтом, что не позволяет потребителям рекламы в полной мере её прочесть, осознать.
Так как рассматриваемая реклама является наружной, следовательно, она предназначена для восприятия потребителями размещенной на ней информации (относительно быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, а также ее понимания и уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточенное внимание).
При этом, оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности такой рекламы, что содержит признак нарушения требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Размещенная КПК «ПМОВК» реклама не содержит доступную для восприятия информацию об условиях оформления сбережений, размере и сроках размещения денежных средств, возможности довнесения и/или снятия, условий досрочного изъятия сбережений, способе начисления процентов, а также категории лиц, имеющих право сделать вклад.
Вместе с тем, в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и иная информация, отсутствие которой может обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации об условиях вклада, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Поэтому, в силу статьи 28 Закона о рекламе, в размещенной рекламе должны быть указаны все остальные условия финансовой услуги, влияющие на ее стоимость или на сумму расходов. Объем и способ доведения до потребителей условий вклада (сбережений) в рекламе должны быть такими, чтобы условия воспринимались обычным потребителем достаточно ясно и понятно, позволяли ему при ознакомлении с текстом рекламы иметь возможность правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе возложена на рекламодателя.
Рекламодателем рекламы является КПК «ПМОВК» (ИНН 5190921937, ОГРН 1105190009902, дата регистрации: 20.09.2010, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, пр-кт Ленина, д.68).
Учитывая вышеизложенное, в действиях КПК «ПМОВК» содержатся признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 051/05/5-211/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
Заявитель – <...>
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - КПК «ПМОВК» (ИНН 5190921937, ОГРН 1105190009902 от 20.09.2010, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, пр-кт Ленина, д.68).
3. Назначить дело № 051/05/5-211/2022 к рассмотрению на 25 мая 2022 года в 11:00 по адресу: г. Мурманск, ул. Книповича, д.9а
4. В порядке подготовки дела к рассмотрению КПК «ПМОВК» представить в антимонопольный орган в срок до 18.05.2022 следующие документы и сведения:
- копии документов, содержащие данные о проводимой рекламной кампании.
- согласованный и утвержденный макет рекламы: «СБЕРЕЖЕНИЯ Для тех, кто хочет сохранить и заработать 24% ПЕРВОЕ МУРМАНСКОЕ ПР.ЛЕНИНА, 68 УЛ. ГЕРОЕВ РЫБАЧЬЕГО, 48 УЛ. ГЕРОЕВ-СЕВЕРОМОРЦЕВ, 45/1 99 44 77 WWW.PROVK.RU», размещенной по проспекту Кольскому (вдоль проезжей части между остановкой общественного транспорта Молодежный проезд и домом №86 по проспекту Кольскому) и по проспекту Ленина (вдоль проезжей части в районе дома 32, рядом с ТРК Мурманск Молл);
- полные условия размещения денежных средств под 24%;
- договор на распространение рекламы со всеми приложениями;
- сведения о стоимости размещения рассматриваемой рекламы;
- акт выполненных работ по договору распространения рекламы;
- полный текст рекламы, в том числе мелкий шрифт;
- данные о лице, определившем содержание рекламы и утвердившем макет;
- иные имеющиеся документы, способствующие всестороннему рассмотрению дела;
- мотивированные письменные пояснения по признакам нарушения рекламного законодательства.
Запрашиваемые материалы представить в копиях, заверив должным образом с сопроводительным письмом, с указанием контактного лица и телефона.
Явка законного представителя КПК «ПМОВК», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Информируем, что лица, участвующие в деле, имеют право заявить ходатайство об участии в онлайн-заседании по делу. Чтобы принять участие в онлайн-заседании, лицо, участвующее в деле (или его представитель с приложением копии доверенности), должно направить на адрес электронной почты Мурманского УФАС России to51@fas.gov.ru ходатайство. Ответ о возможности участия в онлайн-заседании также будет направлен на указанный в ходатайстве адрес электронной почты либо адрес электронной почты с которого поступило ходатайство.
Председатель Комиссии К.А. Смирнова