Решение б/н Решение от 5 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 051/10/18.1-367/2024

 

Резолютивная часть оглашена 31 мая 2024 года

В полном объёме изготовлено 05 июня 2024 года                        г. Мурманск

 

Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту — Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:

Заместитель председателя Комиссии Мурманского УФАС России:

Воронина К.Ф. – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Члены Комиссии Мурманского УФАС России:

Прохорова М.Е. начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

Неплюева А.В. – заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,

при участии представителей (по доверенности):

от общества с ограниченной ответственностью «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» – Митрофановой Е.А., Хечумяна А.И., Антиповой Т.В.,

от общества с ограниченной ответственностью «ГЛОБАЛС АУДИТ» – Гижевского В.А.,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту решения – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия ООО «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Ловозерский ГОК» за 2024 год, составленный по российским стандартам бухгалтерского учета (извещение 0800700033224000001),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.05.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на предоставление услуг по проведению финансового аудита (далее - Конкурс).

Исходя из доводов жалобы Заявителя, в пункте 4.1 проекта контракта Заказчиком установлено чрезмерное необоснованное требование к порядку оказания услуги, следуя которому трудозатраты на проведение аудиторской проверки на объекте Заказчика должны составить не менее 120 человеко-часов отработанных очно, с привлечением не менее 3(трех) аудиторов.

Организатор торгов представил письменные возражения относительно доводов жалобы. Пояснил в ходе рассмотрения жалобы, что с доводами жалобы не согласен.

Жалоба назначена к рассмотрению на 27.05.2024. Определением от 27.05.2024 рассмотрение жалобы в соответствии с пунктом 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции отложено до 31.05.2024.

Рассмотрев представленные материалы и пояснения Комиссия Мурманского УФАС России установила следующее.

В статье 18.1 Закона о защите конкуренции указаны пределы рассмотрения жалоб антимонопольным органом и комиссией антимонопольного органа. Это - действия (бездействия) при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, т.е. соблюдение порядка и правил организации и проведения торгов, заключения договоров по их итогам.

Порядок и правила организации и проведения торгов, порядок заключения договоров определяются правовыми актами различного уровня.

При рассмотрении жалобы по статье 18.1 Закона о защите конкуренции исследуется порядок организации и проведения торгов, заключения договора. При этом исследуются нормы, которыми регулируется такой порядок. Комиссия антимонопольного органа рассматривает вопрос о нарушении норм законодательства, регламентирующих проведение торгов.

Необходимым условием является установление нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров, установленных федеральными законами и иными правовыми актами.

Закупочная деятельность ООО «Ловозерский ГОК» осуществляется в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 07 февраля 2012 г. № 37, с последними изменениями, утвержденными протоколом от 13.02.2024 № 189) (решения единственного участника №03/2023 от 31.07.2023, № 01/2024 от 26.02.2024).

Закупочная деятельность ООО «Ловозерский ГОК» регулируется Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

При этом, согласно разъяснениям, изложенным в совместном письме Минфина России от 24.01.2018 № 24-04-06/3691 и ФАС России № РП/4072/18, о позиции указанных органов власти по вопросам применения Закона о контрактной системе и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом о закупках и указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом № 307-ФЗ).

Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

23.04.2024 в единой информационной системе ООО «Ловозерский ГОК» разместило извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Ловозерский ГОК» за 2024 год, составленный по российским стандартам бухгалтерского учета.

Согласно требованиям части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к наличию у участников закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона № 307-ФЗ при оказании аудиторских услуг аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг на основе стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, оказывающей аудиторские услуги.

            Пунктом 4.1 проекта контракта установлено, что аудиторская проверка проводится в 2 (два) этапа и в сроки:

I этап – начало проведения аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Ловозерский ГОК» за 6 месяцев 2024 года - не позднее 20 июля 2024 года, с привлечением не менее 3 (три) аудиторов для очного проведения аудиторской проверки по адресу: 184580 пгт. Ревда улица Комсомольская д. 23 Ловозерского района Мурманской области, кабинеты Централизованной бухгалтерии ООО «Ловозерский ГОК» (Управление), с общим количеством отработанного времени очно не менее - 120 человеко-часов.

II этап – начало аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Ловозерский ГОК» за 2024 год - не позднее 20 января 2025 года, с привлечением не менее 3 (три) аудиторов для очного проведения аудиторской проверки по адресу: 184580 пгт. Ревда улица Комсомольская д. 23 Ловозерского района Мурманской области, кабинеты Централизованной бухгалтерии ООО «Ловозерский ГОК» (Управление), с общим количеством отработанного времени очно не менее - 120 человеко-часов.

В своих возражениях на жалобу и на заседании Комиссии Мурманского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что требование о минимально необходимом количестве времени нахождения специалиста Исполнителя на территории Заказчика, а также о количественном составе аудиторов, установлено в соответствии с расчетами Заказчика произведёнными в соответствии с Типовыми отраслевыми методическими рекомендациями  по  определению  трудоемкости  услуг  аудита годовой бухгалтерской  (финансовой)  отчетности  организаций  Госкорпорации «Росатом»), а также, обусловлено потребностью Заказчика в получении качественного результата оказания услуг, спецификой производственно-хозяйственной деятельности предприятия и не противоречит нормам законодательства об аудиторской деятельности.

При оценке доводов подателя жалобы, Комиссия Мурманского УФАС России принимает как обоснованный довод Заявителя о том, что условия оказания услуг об обязательном очном присутствии трёх аудиторов по месту оказания услуг в объеме не менее 120 человеко-часов, ограничивает право Исполнителя на самостоятельное определение форм и методов оказания услуг на основе стандартов аудиторской деятельности, закрепленное в пункте 1 части 1 статьи 13 Закона № 307-ФЗ.

Аудиторская проверка по смыслу положений международных стандартов аудита не ограничивается одним только нахождением аудиторов на предприятии Заказчика, а включает в себя иные этапы работы аудиторов, в том числе и вне пределов местонахождения Заказчика.

Требования Закона № 307-ФЗ и стандарты аудиторской деятельности не содержат ограничений по месту проведения аудиторской проверки. Аудитору при аудиторской проверки необходимо соблюсти все аудиторские процедуры, некоторые из которых очевидно требуют выезда на территорию заказчика, а некоторые могут быть проведены на территории исполнителя.

Из условий контракта следует, что Заказчик не фиксирует часов нахождения Аудитора на территории предприятия, в связи с чем такое условие не имеет самостоятельного значения в отрыве от итогового результата проверки.

Следовательно, установление необоснованных требований, не предусмотренных Законом № 307-ФЗ и международными стандартами аудита, приводит к нарушению Заказчиком части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункта 1 части 1 статьи 13 Закона № 307-ФЗ.

На основании изложенного, в действиях ООО «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» признается нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия ООО «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Ловозерский ГОК» за 2024 год, составленный по российским стандартам бухгалтерского учета (извещение 0800700033224000001) обоснованной.
  2. Признать в действиях ООО «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

                                                                                             

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны