Решение №083/01/11-3/2021 Решение № 083/01/11-3/2021 от 15 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

083/01/11-3/2021

15.06.2021 г.                                                                                                                                  г. Нарьян-Мар

Резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 15 июня 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: - руководителя Управления;

Членов Комиссии: - ведущего специалиста-эксперта Управления;

- специалиста 1 разряда Управления, рассмотрев материалы дела № 083/01/11-3/2021 по признакам нарушения МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» и АО «Нарьян- Марагропромэнерго» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в заключении нескольких договоров, направленных на достижение единой хозяйственной цели с единственным поставщиком, без проведения конкурентных процедур, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов,

УСТАНОВИЛА:

Прокуратурой Ненецкого автономного округа в адрес Ненецкое У ФАС России направлены материалы Счетной палаты Ненецкого автономного округа по результатам проверки законности и результативности использования средств окружного бюджета, выделенных в 2017-2019 годах на реализацию подпрограммы 4 «Развитие системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ненецкого автономного округа государственной программы Ненецкого автономного округа «модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа.

Материалы содержат информацию, о том, что, между МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» и АО «Нарьян-Марагропромэнерго» заключено несколько договоров, направленных на достижение единой

 

хозяйственной цели с единственным поставщиком, без проведения конкурентных процедур, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.

Приказом Ненецкого У ФАС России от 14.04.2021 года №59 возбуждено дело № 083/01/11-03/2021 по признакам нарушения МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» и АО «Нарьян-Марагропромэнерго» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, нарушение было переквалифицировано с пункта 3 части 4 статьи 11 на пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЭ "О защите конкуренции".

Изучив представленные в материалы дела документы и информацию (сведения), Комиссией Ненецкого УФАС России установлено следующее.

Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» именуемое в дальнейшем «Учреждение», создано в соответствии с законодательством Российской Федерации путем изменения типа муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара".                                                                                                                                                             —

Высшим нормативным правовым актом МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» является Устав МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 03.12.2019 №1173.

Учредителем Учреждения является муниципальное образование "Городской округ "Город Нарьян-Мар", функции и полномочия учредителя которого осуществляет Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Учредитель). Собственником имущества Учреждения является Учредитель. Учреждение является некоммерческой организацией, несущей по своим обязательствам имущественную ответственность в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Учреждение является казенным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с организацией работы в сфере обеспечения жилищных прав граждан, организацией, содержанием, строительством, ремонтом, обслуживанием, реконструкцией, сносом и эксплуатацией объектов социальной^ инженерной, транспортной инфраструктуры, жилищного фонда, организацией благоустройства и озеленения, в том числе посредством заключения муниципальных контрактов.

Учреждение является уполномоченным учреждением на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Администраций муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", муниципальных унитарных предприятий, имущество которых принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "Городской округ "Город Нарьян-Мар", осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в случаях, определенных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 21.12.2017 № 1412 "О возложении на муниципальное казенное учреждение "УправленЛ городского хозяйства г. Нарьян-Мара" полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципального органа,

 

муниципальных унитарных и бюджетных учреждений", а также исполняет функции заказчика в рамках полномочий, установленных настоящим Уставом..

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона № 44-ФЗ учреждение как муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющее закупки, является государственным заказчиком, и при размещении закупок руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В статье 8 Закона № 44-ФЗ закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Применение Закона № 44-ФЗ обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Исходя из части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Исчерпывающий перечень случаев, при которых закупка может быть осуществлена у единственного поставщика определен ста тьей 93 Закона N 44-ФЗ.

В период с 10.12.2019 г. по 17.12.2019 г между МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» и АО «Иарьян-Марагропромэнерго» заключены следующие договоры:

от 10.12.2019 №170/2019 на выполнение работ по устройству уличного

 

освещения в районе объекта размещения отходов г. Нарьян-Мара на сумму 299 15 1 руб..

от 10.12.2019 №171/2019 на выполнение работ по монтажу ВЛИ-0,4 в районе объекта размещения отходов г. Нарьян-Мара на сумму 298 797 руб.,

от 17.12.2019 №192/2019 на выполнение работ по монтажу ВРУ на ТП в районе объекта размещения отходов г. Нарьян-Мара на сумму 158 076 руб.

Общая сумма договоров на выполнение вышеуказанных договоров составила 756 024 руб.

Как следует из вышеуказанных договоров, правовым основанием их заключения является пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. ^ Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения межд, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами. Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В материалы дела МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» представлены письменные пояснения, в которых указано о причинах непроведен.^ конкурентных процедур.

Представлением Прокуратуры Ненецкого автономного округа №74-02/1- 2019/4282 от 13.08.2019 муниципальное унитарное предприятие «Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию» (далее - МУГ1 КБ и БО), являющееся региональным оператором по обращению с ТКО в первой зоне деятельности Ненецкого автономного округа, признано нарушившим требования законодательства РФ при обращении с отходами производства и потребления. В частности, в МУП КБ и БО отсутствует весовой контроль поступающих отходов, в результате чего не производится фактическое измерение размещенных отходов.

МКУ «УГХ г. Нарьян-Мара» 10.09.2019 заключены два муниципальных контракта №119 (ИКЗ 193298300716229830100101030050000244) и №120 (ИКЗ 193298300716229830100101030040000244) на поставку автомобильных весов с АО «ВЕС-СЕРВИС».

Договор № 171/2019 от 10.12.2019 на выполнение работ по монтажу ВЛИ-0,4 в районе объекта размещения отходов г. Нарьян-Мара заключен в целях устройства.

 

отходящих от ВРУ линий электроснабжения для подачи энергоресурсов на приборы и оборудование, которое должно быть установлено на площадке на полигоне ТКО, проведена их пуска-наладка и введение в эксплуатацию. Таким оборудованием являются автомобильные весы, установка термического обезвреживания отходов, мусоросортировочный комплекс, шредер двухвальный, необходимые для осуществления региональным оператором по обращению с ТКО их обязанностей, возложенных на него законодательством РФ.

Перечисленное оборудование и приборы приобретались для реализации того мероприятия, в рамках которого МКУ «УГХ г. Нарьян-Мара» заключались договоры с АО «Нарьян-Марагропромэнерго» - «Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов».

Договор № 170/2019 от 10.12.2019 на выполнение работ по устройству уличного освещения в районе объекта размещения отходов г. Нарьян-Мара заключен в целях оснащения площадки на полигоне ТКО оборудованием, позволяющим осуществлять визуальный входной контроль поступающих отходов региональному оператору по обращению с ТКО и вести учетную документацию на поступающие отходы (учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, размещенных отходов).

Договор №192/2019 от 17.12.2019 на выполнение работ по монтажу ВРУ на ТП в районе объекта размещения отходов г. Нарьян-Мара заключен в целях обеспечения дальнейшего устройства линий электроснабжения для подачи отточки подключения на вновь установленное на площадке на полигоне ГКО оборудование и приборы энергоресурсов, для безаварийной и постоянной эксплуатации указанного оборудования и приборов, а также для ведения учета потребленных энергоресурсов в рамках федерального законодательства об энергоэффективности.

В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, а также эффективного управления в сфере обращения с ними, в рамках реализации мероприятия «Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов» были заключены договоры между МКУ «УГХ г. Нарьян-Мара» и АО «Нарьян-Марагропромэнерго», направленные в том числе на своевременное и эффективное выполнение социально-значимого программного мероприятия, своевременную организацию работы регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ненецкого автономного округа.

Для целей квалификации соглашений, достигнутых между субъектами, указанными в диспозиции ci. 16 Федерального закона "О защите конкуренции", как совершенных с нарушением и. 4 данной нормы, установлению подлежит, в том числе, законность заключения таких соглашений, а также наступление или возможное наступление последствий в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Элементом нарушения запрета на достижение участниками товарного рынка соглашения или осуществление согласованных действий, оказывающих негативное воздействие на конкуренцию, является его предмет, то есть фактическое поведение хозяйствующих субъектов, которое оценивается антимонопольным органом как неправовое.

 

Установленные надлежащим образом субъекты нарушения, его предмет, а также негативное влияние достигнутых соглашений (осуществленных действий) на конкуренцию являются основополагающими факторами для квалификации таких соглашений (действий) в качестве нарушения запретов.

По смыслу статьи <Х Закона "О защите конкуренции" одним из таких особых признаков является заведомая осведомленность лиц о действиях друг друга. Антимонопольным органом при рассмотрении дел о совершении участниками товарного рынка согласованных действий должно учитываться, что без предварительного информационного обмена между ними каждый рискует не получить того экономического эффекта, для достижения которого совершаются действия, а также рискует понести убытки в условиях совершенной конкуренции (разрыв отношений с клиентами, переход клиентов к конкурентам, резкое снижение спроса на предлагаемый товар и иное). При этом осуществление действий одновременно с другими хозяйствующими субъектами создает гарантии получения дополнительных преимуществ на товарном рынке перед хозяйствующими субъектами, не вступившими в сговор, либо в отношениях с контрагентами, потребителями.

Следующим признаком согласованных действий является соответствие результата интересам каждого участника сговора, при этом только тогда, когда взаимная осведомленность хозяйствующих субъектов предопределяет получение желаемого каждым результата. Отсутствие доказательств состоявшегося информационного обмена между участниками сговора, равно как и их общей заинтересованности, делает квалификацию действий в качестве согласованных невозможной.

В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, однозначно свидетельствующие о наличии признаков сговора, согласованных действий, влияющих на конкуренцию.

В связи с вышеизложенным, и в соответствии с пунктом 1 часи-i 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, чааыо I статьи 39, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Дело № 083/01/11-3/2021 прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях МКУ «Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара» и АО «Нарьян-Марагропромэнерго».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе (г. Нарьян-Мар).

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны