Решение б/н ГБУ СОН НАО "КЦСО", ООО "Фортуна" от 17 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 №083/01/17-8/2021

 

 

17.11.2021 г.                                                                                                                  г. Нарьян-Мар

Резолютивная часть решения оглашена 8 ноября 2021 г.                                   

Решение в полном объеме изготовлено 17 ноября 2021 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: - руководителя Управления;

Членов Комиссии:– ведущего специалиста-эксперта Управления;

                                      . – специалиста 1 разряда Управления,

рассмотрев материалы дела № 083/01/17-8/2021 по признакам нарушения ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания» (166000, Российская Федерация, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рабочая, дом 17 А), ООО ООО «Фортуна» (166700, НАО, п. Искателей, пер. Арктический, д. 1, оф. 33), пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии (реализации) соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке работ по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 А и созданию преимущественных условий для участника торгов ООО «Фортуна» при организации и проведении электронного аукциона № 0384200002219000011 на выполнение работ по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 А,

            в отсутствии представителей ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания», в присутствии законного представителя ООО «Фортуна»

УСТАНОВИЛА:

 

В Ненецкое УФАС России поступило требование Прокуратуры Ненецкого автономного округа №86-04-2020/5578 о проведении внеплановой проверки, в том числе обвинительный приговор Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 30.11.2020 по судебному делу №1-236/2020 в отношении работника контрактной службы ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания» Кокина Б.С., осужденного по п. «а» ч. 5 ст. 200.5  УК РФ,  а также материалы Нарьян-Марского межрайонного следственного отдела №64-29, а именно копии протоколов допросов по уголовному делу №11902111017000068 работников ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания», в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.

Материалы содержат информацию, о том, что между ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Фортуна», была достигнута договоренность о совершении взаимосвязанных действий, способствующих заключению государственного контракта с ООО «Фортуна» № 03842000022190000110001 от 02.04.2019 г.

По результатам внеплановой документарной проверки ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания» (Акт проверки 06П-2020) установлено, что действия ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Фортуна», выразившиеся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для участника торгов, содержат признаки нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Ненецкого УФАС России от 13.09.2021 года №154 возбуждено дело № 083/01/17-8/2021 по признакам нарушения ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Фортуна» пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив представленные в материалы дела документы и информацию (сведения), Комиссией Ненецкого УФАС России установлено следующее.

Согласно пп. 24 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан.

ГБУ СОН НАО «КЦСО» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденный распоряжением Управления труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 24.12.2013 №1466, и согласованный распоряжением Управления государственного имущества Ненецкого автономного округа от 24.12.2013 №465. В соответствии с Уставом ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания», основной целью деятельности Учреждения является решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, в рассматриваемом случае ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания» выполняет функции государственного заказчика при реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению социальной поддержки и социального обслуживания граждан.

Таким образом, ГБУ СОН НАО «КЦСО», как государственное бюджетное учреждение является Заказчиком по смыслу Закона № 44-ФЗ.

В рассматриваемый период с 24 августа 2018 г. по 23 августа 2019 г. директором учреждения являлась Хатанзейская С.Е.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ учреждение как государственное бюджетное учреждение, уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ и осуществляющее закупки, является государственным заказчиком, и при размещении закупок руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В статье 8 Закона № 44-ФЗ закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Применение Закона № 44-ФЗ обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии со статьей 39 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказом от 19.03.2019 «О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок» утверждена комиссия в составе:

Председатель Единой комиссии:

Жданов Денис Александрович - менеджер;

Члены Единой комиссии:

Кокин Борис Сергеевич - менеджер;

Шмарыгина Мария Николаевна - юрисконсульт;

Груздев Максим Вячеславович - специалист по социальной работе;

Трусов Сергей Александрович - начальник АХО.

На основании Приказа от 07.03.2019 № 100 «Об организации и проведении электронного аукциона» принято решение провести процедуру определения исполнителя путем проведения электронного аукциона: ремонт кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 "А".

11.03.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение № 0384200002219000011 о проведении электронного аукциона на проведение работ по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 "А".

Место нахождения, почтовый адрес Заказчика - Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рабочая, д. 17А.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения электронного аукциона - http://www.sberbank-ast.ru

Оператор электронной площадки – Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов».

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 19 марта 2019 года в 09 часов 00 минут по московскому времени.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе - 20 марта 2019 года.

Дата проведения электронного аукциона - 25 марта 2019 года.

Источник финансирования закупки: Бюджет Ненецкого автономного округа на 2019 г.

Начальная (максимальная) цена Контракта - 2 504 800 (Два миллиона пятьсот четыре тысячи восемьсот) рублей 08 копеек.

Согласно техническому заданию аукционной документации срок оказания услуг: Срок исполнения работ по контракту с17.06.2019 года по 21.08.2019 года.

В рамках проведения аукциона запросы о разъяснении аукционной документации не поступало.

В Техническом задании Аукционной документации установлены требования к используемым материалам:

Щебень         ГОСТ Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия. Из природного камня для строительных работ марка: М600, фракция 20-40 мм

Грунтовка    глубокого проникновения. Соответствует ТУ «Бетон-контакт» или эквивалент

Битум            ГОСТ Мастики кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия

Бетон.            ГОСТ Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия, класс прочности на сжатие не ниже В 12,5 -

Сетка, армированная ГОСТ Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия 2С 10AI-150/10AI-150 или эквивалент

Раствор         цементный марки не ниже 100. ГОСТ Растворы строительные. Общие технические условия.

Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Частью 5 указанной статьи установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе «Ремонт кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 "А" от 20.03.2019 г. на участие в электронном аукционе подано 10 заявок. Девять заявок, в том числе № 70, №124, №248, №213 не допущены:

- №248 на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ; (Непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 12.3 подраздела 12 ("Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, и инструкция по ее заполнению"), а также п. 27 раздела II (Информационная карта (Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе)) данной документации электронного аукциона. В составе 1 части заявки не указаны конкретные показатели (характеристики) в "Характеристики и свойства применяемых материалов, изделий и оборудования" не указаны номера действующих «ГОСТ» и «ТУ» в позициях «Щебень»; «Грунтовка»; «Битум»; «Бетон»; «Сетка армированная»; «Раствор цементный»; тем самым заявленные показатели (характеристики) не соответствует запрашиваемым требованиям к показателям (характеристикам) указанным в Техническом задании в части III аукционной документации раздела «Условия выполнения работ» в п. 7 и в разделе «Требования по передаче заказчику технических и иных документов по завершению и сдаче работы» в абзаце «Применяемые при выполнении работ материалы должны иметь товарный знак (при его наличии) с подтверждающими документами, а также с указанием страны происхождения данного материала, соответствовать требованиям настоящей документации, Техническим регламентам, ГОСТ. Применяемые при выполнении работ материалы должны быть новыми (не бывшими в употреблении)». Техническое задание является неотъемлемой частью аукционной документации.);

- №213 на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ; (Непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 12.3 подраздела 12 ("Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению"), а так же п. 27 раздела II (Информационная карта (Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе)) данной документации электронного аукциона. В составе 1 части заявки "Техническое задание" не указаны конкретные показатели (характеристики) в материалах, используемых при выполнении работ не указаны номера действующих «ГОСТ» и «ТУ» в позициях «Щебень»; «Грунтовка»; «Битум»; «Бетон»; «Сетка армированная»; «Раствор цементный»; тем самым заявленные показатели (характеристики) не соответствует запрашиваемым требованиям к показателям (характеристикам) указанным в Техническом задании в части III аукционной документации раздела «Условия выполнения работ» в п. 7 и в разделе «Требования по передаче заказчику технических и иных документов по завершению и сдаче работы» в абзаце «Применяемые при выполнении работ материалы должны иметь товарный знак (при его наличии) с подтверждающими документами, а также с указанием страны происхождения данного материала, соответствовать требованиям настоящей документации, Техническим регламентам, ГОСТ. Применяемые при выполнении работ материалы должны быть новыми (не бывшими в употреблении)». Техническое задание является неотъемлемой частью аукционной документации.)

- №70 на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ; (Непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 12.3 подраздела 12 ("Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению"), а так же п. 27 раздела II (Информационная карта (Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе)) данной документации электронного аукциона. В составе 1 части заявки не указаны конкретные показатели (характеристики) в материалах, используемых при выполнении работ не указаны номера действующих «ГОСТ» и «ТУ» в позициях «Щебень»; «Грунтовка»; «Битум»; «Бетон»; «Сетка армированная»; «Раствор цементный»; тем самым заявленные показатели (характеристики) не соответствует запрашиваемым требованиям к показателям (характеристикам) указанным в Техническом задании в части III аукционной документации раздела «Условия выполнения работ» в п. 7 и в разделе «Требования по передаче заказчику технических и иных документов по завершению и сдаче работы» в абзаце «Применяемые при выполнении работ материалы должны иметь товарный знак (при его наличии) с подтверждающими документами, а также с указанием страны происхождения данного материала, соответствовать требованиям настоящей документации, Техническим регламентам, ГОСТ. Применяемые при выполнении работ материалы должны быть новыми (не бывшими в употреблении)». Техническое задание является неотъемлемой частью аукционной документации.);

- №124 на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ; (Непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 12.3 подраздела 12 ("Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению"), а так же п. 27 раздела II (Информационная карта (Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе)) данной документации электронного аукциона. В составе 1 части заявки не указаны конкретные показатели (характеристики) в материалах, используемых при выполнении работ не указаны номера действующих «ГОСТ» и «ТУ» в позициях «Щебень»; «Грунтовка»; «Битум»; «Бетон»; «Сетка армированная»; «Раствор цементный»; тем самым заявленные показатели (характеристики) не соответствует запрашиваемым требованиям к показателям (характеристикам) указанным в Техническом задании в части III аукционной документации раздела «Условия выполнения работ» в п. 7 и в разделе «Требования по передаче заказчику технических и иных документов по завершению и сдаче работы» в абзаце «Применяемые при выполнении работ материалы должны иметь товарный знак (при его наличии) с подтверждающими документами, а также с указанием страны происхождения данного материала, соответствовать требованиям настоящей документации, Техническим регламентам, ГОСТ. Применяемые при выполнении работ материалы должны быть новыми (не бывшими в употреблении)». Техническое задание является неотъемлемой частью аукционной документации.)

В свою очередь, Ненецким У ФАС России установлено, что действия аукционной комиссии по отклонению (отказу в допуске) к участию в электронном аукционе № 0384200002219000011 заявок № 70, №124, №248, №213 на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ, в связи с неуказанием конкретных показателей (характеристик) в материалах, используемых при выполнении работ, а именно номеров действующих «ГОСТ» и «ТУ» в позициях «Щебень»; «Грунтовка»; «Битум»; «Бетон»; «Сетка армированная»; «Раствор цементный», являются необоснованными и нарушают ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, поскольку конкретные показатели, указанные в заявках № 70, №124, №248, №213, соответствуют требованиям, установленным в Техническом задании Аукционной документации.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона «Ремонт кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 "А"» от 21.03.2019 г., заявка №41 ООО «Фортуна» признана соответствующей. Электронный аукцион признан не состоявшимся.

ГБУ СОН НАО «КЦСО» (166000, Ненецкий АО, г. Нарьян-Мар, ул. Рабочая, д. 17А) в лице исполняющего обязанности директора Учреждения Устиновой Н.А. и ООО «Фортуна» (166700, НАО, п. Искателей, пер. Арктический, д. 1, оф. 33) в лице директора Общества Лаптандера В.Д. заключили государственный контракт № 03842000022190000110001 от 02.04.2019 г.

Согласно Акту приемки выполненных работ от 23.07.2019 работы исполнены 23.07.2019 г.

Нарьян-Марским межрайонным следственным отделом №64-29 представлены копии протоколов допросов по уголовному делу №11902111017000068 работников ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания». Из протокола допроса подозреваемых, работников ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания» Кокина Б.С. и Жданова Д.А. по уголовному делу №11902111017000068 от 21.11.2019 установлено следующее.

В декабре 2018 года был составлен план закупок на 2019 год, куда были включены работы по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания Учреждения по улице Рабочая, дом 17 А, на которые были выделены бюджетные денежные средства в сумме около 2 500 000 рублей. В январе 2019 года директор ГБУ СОН НАО КЦСО» Хатанзейская С.Е. сообщила, что необходимо закупку на проведение ремонтных работ в здании Учреждения объявить в феврале 2019 года, чтобы не затягивать процесс ремонта и успеть провести весь объем ремонтных работ в летний период 2019 года. В это время (в январе 2019 года) Жданов Д.А. обратился к Кокину Б.С. и сообщил, что необходимо обеспечить победу ООО «Фортуна».

11.03.2019    размещена закупка на ремонт кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 А, с начальной максимальной ценой контракта 2 504 800 рублей.

Жданов Д.А. знаком с Лаптандер В.Д., который является генеральным директором ООО «Фортуна», специализирующейся на строительных работах. У Жданова Д.А. возник умысел на обеспечение победы в электронном аукционе ООО «Фортуна» по начальной максимальной цене, так как сделав предварительные расчеты, прибыль по указанному контракту должна была составить определенную сумму денежных средств. Он предложил Лаптандеру В.Д. поучаствовать в данном аукционе, пояснив ему, что в случае заключения с ним контракта, он должен будет передать ему сумму, равную 10% от суммы контракта. Лаптандер В.Д. согласился на предложение Жданова, но пояснил, что он ранее никогда не участвовал в электронных аукционах, в связи с чем не знает, как подавать заявки. Жданов пояснил ему, что все организационные вопросы он возьмет на себя.

После чего, еще до размещения заявки, Жданов узнал, что техническое задание для проведения электронного аукциона готовит Анисимов А.А., с которым в то время они работали в одном кабинете, он сказал Анисимову А.А., что с другом, не называя его фамилии и названия организации, хотят «взять» контракт по начальной (максимальной) цене, спросив у него, сможет ли он составить техническое задание таким образом, что бы к электронному аукциону была допущена только одна заявка, имея ввиду заявку ООО «Фортуна» и, чтобы имелась возможность отклонить заявки других претендентов так как Жданову интересно было заключить контракт именно по начальной -максимальной цене. О необходимости внесения в заявку каких-то определенных параметров, Анисимову А.А. не указывал - это было на его усмотрение. Анисимов А.А. сразу ответил, что посмотрит. На 3 - 4 день Жданов предложил Анисимову Д.А. заплатить денежное вознаграждение в сумме равной 10% от суммы предстоящего контракта, после чего Анисимов А.А. согласился на просьбу, договорившись при этом, что деньги Жданов передаст Анисимову только после выполнения контракта.

При рассмотрении заявок претендентов на выполнение работ по указанному контракту Жданов был Председателем комиссии, которая рассматривала заявки, а Кокин и Анисимов были членами комиссии.

Также до опубликования технического задания, зная состав аукционной комиссии, Жданов рассказал Кокину о том, что хочет обеспечить заключение указанного контракта ООО «Фортуна» по начальной максимальной цене, что возможно при участии в аукционе только одного претендента, у которого вся конкурсная документация будет соответствовать Закону № 44-ФЗ. Кокину при рассмотрении первых частей заявок претендентов на участие в аукционе необходимо будет подготовить обоснования, по которым можно будет отклонить заявки всех претендентов, кроме ООО «Фортуна». В обязанности Кокина и так входило подготовка обоснований для отклонения претендентов на участие в аукционе, но он (Кокин) должен был согласовать свои обоснования с Анисимовым, которые составлял техническое задание и, который знал больше, чем Кокин по каким основаниям можно было отклонить заявки претендентов. Для того, чтобы у руководства учреждения не возникло вопросов при рассмотрении заявок, члены комиссии должны голосовать одинаково, поэтому Жданов посвятил Кокина о своей договорённости с Анисимовым о том, что он составит «нужное» техническое задание за денежное вознаграждение. С Кокиным Жданов договорился, что передаст ему денежное вознаграждение в размере 150 000 рублей за качественную подготовку обоснований в отказе претендентам на участие в аукционе.

Заявку на участие в аукционе от ООО «Фортуна» Жданов готовил сам лично, при этом, находясь в одном кабинете с Анисимовым, который разрабатывал техническое задание, Жданов спрашивал, какие параметры нужно указать в заявке. Анисимов сообщил Жданову какие ГОСТЫ и параметры материалов (страна происхождения, товарный знак) нужно указать, которые необходимы были для выполнения контракта. Например, в техническом задании, составленном Анисимовым, была ссылка - «Материал ГОСТ», при этом в заявке необходимо указать не просто слово «ГОСТ», а его номер, который в основном все претенденты не указывали, что и являлось основанием для их отклонения.

После составления заявки, Жданов предоставил её для проверки Анисимову, который согласовал её и, которая была подана для участия в рассмотрении заявок. Номер заявки Жданов знал, так как сам её подавал. Номер заявки ООО «Фортуна» Жданов сообщил Анисимову и Кокину. В итоге аукционной комиссией заявки всех претендентов, кроме ООО «Фортуна» были отклонены и не допущены для участия в аукционе, так как у них были допущены ошибки в ГОСТах. Отклонения всех претендентов были, по мнению Жданова, законными, а заявка ООО «Фортунам действительно соответствовала требованиям аукционной документации и в итоге учреждением с ООО «Фортуна», как с единственным участником аукциона был заключен контракт на сумму 2 504 800 рублей. После заключения контракта, Жданов сообщил Лаптандеру В.Д., что в связи с тем, что он не делал вообще никаких действий для заключения контракта, сумму денежного вознаграждения с 10% от суммы контракта, что ранее составляло 250 000 рублей, нужно увеличить до 550 000 рублей, так как для обеспечения возможности заключения с ним контракта по начальной (максимальной) цене Жданову пришлось привлекать ещё своих коллег Кокина и Анисимова.

После чего посчитав расходы, необходимые для выполнения контракта, которые составили 1 120 000 рублей, Жданов предложил Лаптандеру выполнить работы совместно с ним, на что он согласился. Жданов и Лаптандер сложились по 560 000 рублей каждый для выполнения этого контракта - затраты на материалы, технику, оплата труда работникам и на непредвиденные расходы.

Контракт был выполнен в срок и в полном объеме, после чего учреждение оплатило ООО «Фортуна» выполненные работы в полном объеме.

Частью 1 статьи 46 Закона о контрактной системе установлен запрет на проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пояснениям законного представителя ООО «Фортуна» на заседании Комиссии, а также материалами дела установлено, что заявка ООО «Фортуна» на участие в электронном аукционе была подана должностным лицом Заказчика от лица участника ООО «Фортуна». Контракт также подписан должностным лицом Заказчика от лица участника ООО «Фортуна» с использованием ЭЦП Общества. Контракт исполнялся Обществом самостоятельно, расходы на материалы для выполнения работ оплачивали должностные лица ГБУ СОН НАО «КЦСО». Общество вину свою признал.

Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что между ГБУ СОН НАО «КЦСО», как заказчиком и юридическим лицом - участником рассматриваемого электронного аукциона - ООО «Фортуна», в период с января по апрель 2019 года было заключено антиконкурентное соглашение, имеющее своей целью создание преимущественных условий для указанных хозяйствующих субъектов и устранение с рынка иных хозяйствующих субъектов - конкурентов.

В частности, между ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Фортуна», была достигнута договоренность о совершении взаимосвязанных действий, способствующих заключению государственного контракта с ООО «Фортуна».

Достигнутое между вышеуказанными субъектами соглашение (договоренность) предполагало выполнение каждой из сторон ряда обязательств:

1.         ГБУ СОН НАО «КЦСО» необходимо было составить техническое задание таким образом, чтобы к электронному аукциону была допущена только одна заявка ООО «Фортуна», и чтобы имелась возможность отклонить заявки других претендентов;

2.         Проведение переговоров членами комиссии по осуществлению закупки с участником закупки до выявления победителя закупки, что нарушает часть 1 статьи 46 Закона о контрактной системе;

3.         Подготовка заявки на участие в аукционе от ООО «Фортуна» должностным лицом Заказчика;

4.         Подача заявки должностным лицом Заказчика от лица участника ООО «Фортуна»;

5.         Необоснованное отклонение соответствующих аукционной документации заявок № 70, №124, №248, №213.

6. Контракт подписан должностным лицом Заказчика от лица участника ООО «Фортуна» с использованием ЭЦП Общества.

7.         Денежное вознаграждение должностным лицам Заказчика в сумме 550 000 рублей за обеспечение победы в электронном аукционе ООО «Фортуна».

Инициатива в заключении антиконкурентного соглашения исходила от Заказчика и была поддержана потенциальным участником ООО «Фортуна», указанное соглашение направлено на ограничение, устранение, недопущение конкуренции при участии в аукционе на выполнение работ по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 А, цель заключения соглашения - обеспечение победы ООО «Фортуна» и совместное исполнение контракта.

Совершение рассматриваемых действий прямо приводит к нарушению принципов проведения торгов: публичности, открытости, прозрачности, конкурентности, созданию равных, недискриминационных условий. Иные участники закупок находились не в равных, по сравнению, с ООО «Фортуна», условиях.

Достигнутое между Заказчиком и участником торгов - ООО «Фортуна», соглашение подкреплялось взаиморасчетами сторон: должностным лицам ГБУ СОН НАО «КЦСО» необходимо было составить техническое задание таким образом, чтобы к электронному аукциону была допущена только одна заявка, ООО «Фортуна», и чтобы имелась возможность отклонить заявки других претендентов; проводились переговоры между членами комиссии по осуществлению закупки и участником закупки до выявления победителя закупки, что нарушает часть 1 статьи 46 Закона о контрактной системе; заявка на участие в аукционе от ООО «Фортуна» подготовлена должностным лицом Заказчика; заявка от лица участника ООО «Фортуна» подана должностным лицом Заказчика; необоснованно отклонены соответствующие аукционной документации заявки № 70, №124, №248, №213, контракт подписан должностным лицом Заказчика от лица участника ООО «Фортуна» с использованием ЭЦП Общества, должностным лицам Заказчика передано денежное вознаграждение в сумме 550 000 рублей за обеспечение победы в электронном аукционе.

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, осуществляющими функции указанных органов, определены 135-Ф3 "О защите конкуренции".

Целями 135-ФЗ "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создании условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции").

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 135-Ф3 "О защите конкуренции", под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

-          координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" соглашение -договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

При этом под соглашениями между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции", понимаются любые договоренности между указанными субъектами как в устной, так и в письменной форме, приводящие либо которые могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" признаками ограничения конкуренции наряду с иными являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

Как следует из вышеприведенных норм, квалифицирующим признаком соглашений применительно к обстоятельствам данного дела является факт того, что такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Законодатель названное поведение Заказчика и участников торгов само по себе считает антиконкурентным, и доказывание иного (как указанное влияет на конкуренцию), не требуется. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между Организатором торгов (Заказчиком) и участниками торгов осуществляется на основании анализа их поведения в рамках подготовки и проведения торгов, участия хозяйствующих субъектов в таких торгах (в подготовке к участию в них).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2011 N 7905/09 указано, что открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

Действующее законодательство Российской Федерации относит аукцион к одной из форм торгов. Торги - это универсальная модель приобретения различного рода прав. Торги выступают специальной юридической процедурой, опосредующей процесс предоставления какого-либо права, включая право на заключение договора.

Сущность предназначения торгов определяется:

-          субъективным юридически значимым интересом одного лица (продавца, действующего по поручению государства) устроить соревнование по заранее определенным правилам между двумя и более лицами (претендентами) с тем, чтобы только лишь одному из них предоставить особое право на заключение такого договора, одновременно выявив наиболее предпочтительные его условия;

-          наличием двух и более претендентов, желающих заключить данный договор и готовых к состязательности (соперничеству) друг с другом.

Состязательность (соперничество) - главенствующий признак любых торгов, объективно определяющий их сущность. В отсутствие состязательности торги утрачивают всякий смысл.

Следует отметить, что нарушение принципа состязательности на торгах может быть выражено в создании преимущественных условий участия в торгах в результате предоставления одному или нескольким участникам закупки доступа к информации, к которой другие участники не имеют доступа на законных основаниях.

В рассматриваемой ситуации субъекты рынка - потенциальный участник торгов, обладающие информацией (о содержании технического задания, о требованиях к участникам торгов и пр.), приобрели необоснованные преимущества по отношению к другим участникам, не располагавшим такими сведениями. По сути, в таком случае ограничивается или может быть ограничена возможность таких участников претендовать на право заключения контракта по итогам торгов на равных условиях, что нарушает принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ, а также не соответствует организационным и правовым основам защиты конкуренции, установленным федеральным законодательством.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства (часть 5.1 статьи 45 ФЗ "О защите конкуренции"). Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 135-ФЗ "О защите конкуренции", анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов.

а) Временным интервалом исследования при рассмотрении настоящего дела следует считать период с даты публикации извещения о проведении рассматриваемого аукциона до даты исполнения муниципального контракта и оплаты за выполненные работы.

11.03.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение № 0384200002219000011 о проведении электронного аукциона на проведение работ по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 "А". Согласно Акту приемки выполненных работ от 23.07.2019 работы исполнены 23.07.2019 г.  Таким образом временной интервал определен с 11.03.2019 по 23.07.2019 года.

б) Предмет торгов: выполнение работ по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 "А".

в) В электронном аукционе № 0384200002219000011 на выполнение работ по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 "А" с момента начала даты подачи заявок участвовало 10 (десять) хозяйствующих субъекта:

- ООО «Фортуна»

ИП Скорик А.Н.,

ООО "Стилобат"

ООО "Лидерстрой"

ООО "НСК-ЭТАЛОН"

ИП Ахмедов Д.Б.

ИП Кошкин С.Л.

ИП Шихрагимов А.Ф.

ООО "РегионСтройСнаб"

ИП Абдукодиров А.

9 (девять) из 10 (десяти) заявок были отклонены, что свидетельствует о недопущении конкуренции.

Заключение об обстоятельствах дела 083/01/17-8/2021 было направлено в адрес ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Фортуна», возражений и замечаний относительно доводов, изложенных в заключении, ответчики не предоставили.

На основании вышеизложенного, действия ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Фортуна», выразившиеся в заключении и участии (реализации) соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке работ по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 А и созданию преимущественных условий для участника торгов ООО «Фортуна» при организации и проведении электронного аукциона № 0384200002219000011 на выполнение работ по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания по улице Рабочая, дом 17 А, содержат признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия,

решила:

 

1. Признать в действиях ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Фортуна» нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и участии (реализации) соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке работ по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания, расположенного в г. Нарьян-Маре, ул. Рабочая, дом 17 А и созданию преимущественных условий для участника торгов ООО «Фортуна» при организации и проведении электронного аукциона № 0384200002219000011 на выполнение работ по ремонту кладки наружных стен, отмостки, техподполья и фундаментов под наружные стены здания, расположенного в г. Нарьян-Маре, ул. Рабочая, дом 17 А.

2. Основание для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

4. Передать материалы дела № 083/01/17-8/2021 уполномоченному должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.14.32 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе (г. Нарьян-Мар).

 

 

Председатель    Комиссии:                                                                        

 

Члены Комиссии:                                                                                        

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны