Решение №083/07/18.1-5/2021 АО «Центр развития бизнеса» и ООО «Фирма «Аудитинформ», от 10 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

 

                                                                            РЕШЕНИЕ

 

10.03.2021                                                                                                            №083/06/106-06/2021

                                                              г. Нарьян-Мар

Сведения о проверке:

 

            Проведена комиссией Ненецкого УФАС России (далее по тексту – Комиссия антимонопольного органа, Комиссия) в составе: председателя Комиссии; членов Комиссии:, в присутствии представителя Заказчика (по доверенности), представителя Заявителя по доверенности (в надлежащем порядке уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела) в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции)  на действия Заказчика -  Акционерного общества «Центр развития бизнеса» Ненецкого автономного округа (далее АО «Центр развития бизнеса НАО», Заказчик, Акционерное общество)  при проведении открытого конкурса.

   Основание – жалоба общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Аудитинформ» (далее – ООО «Фирма «Аудитинформ», Общество, Заявитель).

            Сведения о закупке № 0484200000321000001 (далее - Закупка), на которую поступила жалоба:

            1) Извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) – 20.02.2021г., с изменениями от  24.02.2021г., конкурсная документация утверждена приказом генерального директора Общества Тихомировой И.В.  № 9-о от 18.02.2021;

            2) наименование объекта закупки – оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (Финансовой) отчётности за 2020,2021 и 2022 годы АО "Центр развития бизнеса НАО";

            3) начальная (максимальная) цена контракта — 780 000.00 российский рубль;

            4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008г. № 307-ФЗ);

            5) дата и время окончания подачи заявок — 11.03.2021 09:00;

            6) порядок подачи заявок – запечатанный конверт;

            7) дата и время вскрытия конвертов -11.03.2021 09:00;

            7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе – 11.03.2021.

Срок проведения проверки: с 04 марта 2021 года по 10 марта 2021 года;

Дата рассмотрения материалов проверки –10 марта 2021 года.

УСТАНОВИЛА:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) поступила жалоба (вх. № 346) от Заявителя, согласно доводу жалобы Заказчиком в конкурсной документации установлены критерии по оценке нестоимостного критерия с нарушением Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с дополнениями о принятии Заказчиком решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), путем проведения открытого конкурса с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

            Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия установила следующее.

Глава 6 Закона о контрактной системе устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Глава 5 - устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий. Положения глав 5, 6 Закона о контрактной системе распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает случаи обжалования действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном антимонопольным органом. Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Закона о закупках установлено содержание контроля за соблюдением Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом № 307-ФЗ).

Статья 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" установлено, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Таким образом, часть 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ содержит исчерпывающий перечень отдельных видов юридических лиц, которые заключают договор на проведение обязательного аудита в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Следует учитывать, что такие юридические лица в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут при этом являться субъектами регулирования Законов № 44-ФЗ, № 223-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Выбор аудиторской организации осуществляется путем проведения открытого конкурса, то есть информация о закупке сообщается обществом - организатором конкурса неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам конкурса предъявляются единые требования.

Форма проведения конкурса устанавливается подпунктом 2 пункта 43 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, согласно которому с 01 января 2019 года закупки определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Из буквального толкования приведенных выше положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что с 01.01.2019 приоритетной формой проведения закупочных процедур, в том числе открытого конкурса является электронная (действует запрет на осуществление закупок в "бумажном" формате, исключение составляют ряд закупок, поименованных в исчерпывающем перечне части 44 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Из материалов дела следует, что учредителем АО "Центр развития бизнеса" НАО является Управление государственного имущества НАО (100,000% акций Общества находятся в государственной собственности НАО). То есть на Заказчика, доля государственной собственности в уставном капитале которого составляет более 25 процентов, распространяется установленное частью 4 статьи 5 Закона N 307-ФЗ требование о заключении договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Однако Заказчиком, в извещении, документации (п. 13, 16 раздела 2, п. 9, 10 раздел 3 (информационная карта "Форма подачи заявки участника закупки") прямо указано: на способ поредения исполнителя - открытый конкурс, место подачи заявок - 166000. НАО. г. Нарьян-Мар, Ненецкая, 3, порядок подачи заявок - запечатанный конверт.

На заседании комиссии представителем Заказчика пояснено, что на выбор неправомерного способа и формы конкурса повлияла срочная необходимость проведения аудита и технические неполадки на электронной площадке. Вместе с тем, документов, подтверждающих доводы, относительно технических неисправностей, в материалы дела не представлено.

Комиссия отмечает, что и  в плане закупок товаров (работ, услуг) Заказчика на 2021 г. обжалуемая закупка обозначена в форме открытого аукционе, не в электронной форме (столбец 14, 15).

Проведение закупки в электронной форме предполагает предоставление участнику закупки возможность скорректировать ценовое предложение своей заявки исходя из минимальной цены других заявок на участие в конкурсе. Заявитель ожидал, что Заказчик предоставит заявителю такую возможность, однако этого Заказчиком сделано не было, что нарушило права и законные интересы Заявителя.

Проведение закупки в порядке, который не предусмотрен законом, является нарушением закона. К тому же проведение закупки на бумажных носителях создает условия для злоупотребления правом и для предоставления одному из участников закупки предпочтения по сравнению с другими участниками. Таким образом, результаты данной закупки подлежат отмене, как полученные при нарушении процедуры проведения закупки.

Поскольку порядок проведения открытого конкурса включает в себя, в том числе и выбор формы, способа его проведения (бумажная или электронная) следовательно, заказчик АО "Центр развития бизнеса" НАО должен был при проведении конкурса руководствоваться также ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ, определяющей форму проведения торгов.

На основании изложенного, в действиях заказчика, содержатся нарушения требований части 5 ст. 24. п. 2  ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе, поскольку такие действия корреспондируют вышеизложенным выводам Комиссии, основанным на фактическом изучении содержания конкурсной документации.

Поскольку рассматриваемые торги подлежат аннулированию, иные доводы жалобы Заявителя не имеют правового значения.          

   Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

          1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Аудитинформ» на действия Заказчика -  Акционерного общества «Центр развития бизнеса Ненецкого автономного округа» при проведении открытого конкурса, предметом которого является оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (Финансовой) отчётности за 2020,2021 и 2022 годы АО "Центр развития бизнеса НАО" (извещение № 0484200000321000001) обоснованной.
          2. Признать в действиях Заказчика нарушения требований части 5 статьи 24 и пункта 2 части 43 статьи 112  Закона о контрактной системе.
          3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки, путем аннулирования открытого конкурса " (извещение № 0484200000321000001).
          4. Материалы дела передать должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд по ч. 2 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

 

            Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Председатель Комиссии                                                                

 

Члены  Комиссии                                                                             

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны