Решение №083/01/17-2/2021 ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания», ОО... от 14 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 №083/01/17-2/2021

 

 

14.05.2021 г.                                                                                                                  г. Нарьян-Мар

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2021 г.                                   

Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2021 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:. - руководителя Управления;

Членов Комиссии:– ведущего специалиста-эксперта Управления;

                                      - ведущего специалиста-эксперта Управления,

рассмотрев материалы дела № 083/01/17-2/2021 по признакам нарушения ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания» (166000, Российская Федерация, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рабочая, дом 17 А), ООО «Петрополь» (Юридический адрес:196128, г. Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 19, к. 2; Почтовый адрес: 196128, г. Санкт-Петербург, П/О 128, А/Я 119), пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии (реализации) соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке поставки комплектов «Подарок первокласснику» и созданию преимущественных условий для участника торгов ООО «Петрополь»  при организации и проведении электронного аукциона № 0384200002219000027 на поставку комплектов «Подарок первокласснику»,

            в отсутствии представителей ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания», в отсутствии представителей ООО «Петрополь»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ненецкое УФАС России поступило требование Прокуратуры Ненецкого автономного округа №86-04-2020/5578 о проведении внеплановой проверки, в том числе обвинительный приговор Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 30.11.2020 по судебному делу №1-236/2020 в отношении работника контрактной службы ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания» Кокина Б.С., осужденного по п. «а» ч. 5 ст. 200.5  УК РФ,  а также материалы Нарьян-Марского межрайонного следственного отдела №64-29, а именно копии протоколов допросов по уголовному делу №11902111017000068 работников ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания», в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд.

Материалы содержат информацию, о том, что, между ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Петрополь», была достигнута договоренность о совершении взаимосвязанных действий, способствующих заключению государственного контракта с ООО «Петрополь» №03842000022190000270001 от 18.06.2019 г.

По результатам внеплановой документарной проверки ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания» (Акт проверки 05П-2020) установлено, что действия ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Петрополь», выразившиеся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для участника торгов, содержат признаки нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Ненецкого УФАС России от 09.03.2021 года №27 возбуждено дело № 083/01/17-02/2021 по признакам нарушения ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Петрополь» пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив представленные в материалы дела документы и информацию (сведения), Комиссией Ненецкого УФАС России установлено следующее.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания» именуемое в дальнейшем «Учреждение», создано в соответствии с распоряжением Администрации Ненецкого автономного округа от 23.12.2013 № 221-р «О принятии в государственную собственность Ненецкого автономного округа государственных учреждений Архангельской области».

Высшим нормативным правовым актом ГБУ СОН НАО «КЦСО» является Устав ГБУ СОН НАО «КЦСО», утвержденный распоряжением Управления труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 24.12.2013 №1466, и согласованный распоряжением Управления государственного имущества Ненецкого автономного округа от 24.12.2013 №465.

Полное наименование Учреждения – Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания».

    Учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Ненецкого автономного округа в области социальной поддержки и социального обслуживания на территории Ненецкого автономного округа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, ГБУ СОН НАО «КЦСО», как государственное бюджетное учреждение является Заказчиком по смыслу Закона № 44-ФЗ.

Установлено, что ГБУ СОН НАО «КЦСО» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденный распоряжением Управления труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 24.12.2013 №1466, и согласованный распоряжением Управления государственного имущества Ненецкого автономного округа от 24.12.2013 №465.

В рассматриваемый период с 24 августа 2018 г. по 23 августа 2019 г. директором учреждения являлась Хатанзейская С.Е.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ учреждение как государственное бюджетное учреждение, уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ и осуществляющее закупки, является государственным заказчиком, и при размещении закупок руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В статье 8 Закона № 44-ФЗ закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Применение Закона № 44-ФЗ обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии со статьей 39 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказом от 28.06.2018 г. №273 «О единой Комиссии ГБУ СОН «КЦСО» внесены изменения в состав Единой комиссии, а также утверждено Положение о Единой комиссии по осуществлению закупок для обеспечения нужд государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания».

На основании Приказа от 23.05.2019 № 199 «Об организации и проведении электронного аукциона» принято решение провести процедуру определения исполнителя путем проведения электронного аукциона: поставка комплектов «Подарок первокласснику».

Приказом от 06.06.2019 №236 «О внесении изменений в состав Единой комиссии по осуществлению закупок» утверждена комиссия в составе:

 Председатель Единой комиссии:

Жданов Денис Александрович - менеджер;

Члены Единой комиссии:

Кокин Борис Сергеевич - менеджер;

Шмарыгина Мария Николаевна - юрисконсульт;

Таратина Диана Леонидовна - экономист;

Трусов Сергей Александрович - начальник АХО.

С целью формирования начальной максимальной цены на поставку комплектов «Подарок первокласснику» ГБУ СОН НАО «КЦСО» запрошены коммерческие предложения 3 поставщиков (ООО «АКАДЕМИЯ ПОДАРКОВ», ООО «ТПЛ», ООО «УРС- Торговый Дом»).

23.05.2019 (изм. от 29.05.2019) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение № 0384200002219000027 о проведении электронного аукциона на поставку комплектов «Подарок первокласснику».

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 06 июня 2019 года в 09 часов 00 минут по московскому времени.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе - 06 июня 2019 года.

Дата проведения электронного аукциона - 10 июня 2019 года.

Источник финансирования закупки: Окружной бюджет.

Начальная (максимальная) цена Контракта - 1 520 000 (Один миллион пятьсот двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Согласно техническому заданию аукционной документации на поставку комплектов «Подарок первокласснику» срок поставки товара установлен до 6 августа 2019 г включительно.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Техническом задании Аукционной документации установлены требования к товарам, в том числе соответствие требованиям ГОСТ:

п. 9) ножницы - характеристики (свойства) товаров должны соответствовать требованиям ГОСТ 18510-87(Бумага писчая), ГОСТ 12063–89 (Тетради школьные);

п. 14) Набор цветных карандашей - характеристики (свойства) товаров должны соответствовать требованиям ГОСТ 17435-72(Линейки чертежные);

п. 18) Ручки шариковые - характеристики (свойства) товаров должны соответствовать требованиям ГОСТ 9094-89 (Бумага для печати офсетная);

п. 21) Счетные палочки - характеристики (свойства) товаров должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 57422-2017 (Световозвращающие элементы и изделия для пешеходов и других участников дорожного движения);

п. 22) Ластик - характеристики (свойства) товаров должны соответствовать требованиям ГОСТ 12063– 89 (Тетради школьные), ГОСТ 18510-87 (Бумага писчая).

Ненецким УФАС России установлено несоответствие наименований товаров, ГОСТ указанным в техническом задании, что нарушает пункты 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В рамках проведения аукциона поступили 3 запроса о разъяснении аукционной документации.

В соответствии с пунктом 2, 3 части 6 статьи 67 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в том числе информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем (п. 2); о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе(п.3).

Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Частью 5 указанной статьи установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукциона от 06.06.2019 №0384200002219000027-1, на участие в электронном аукционе подано 3 заявки. Две заявки №111, №60 не допущены:

-    №111 на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ; (Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 12.3 подраздела 12 ("Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, и инструкция по ее заполнению"), а также п. 27 раздела II (Информационная карта (Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе)) данной документации электронного аукциона. В составе 1 части заявки не достоверно указаны конкретные показатели (характеристики) в пункте «счетные палочки» - «Технические характеристики поставляемого товара», а именно «характеристики (свойства) товаров по ГОСТ Р 56071-2014; в пункте «ластик» - «Технические характеристики поставляемого товара», а именно «характеристики (свойства) товаров по ГОСТ 24226-80. В соответствии с правовой и нормативно-технической документацией вышеуказанные ГОСТ Р 56071-2014 имеет наименование «Изделия и заготовки культурно-бытового и хозяйственного назначения из древесины, древесных материалов. Технические условия» тем самым не может относится к продукции, указанной в пункте «счетные палочки». В соответствии с правовой и нормативно-технической документацией вышеуказанные ГОСТ 4226-80 имеет наименование «Пасты чернильные. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)» тем самым не может относится к продукции, указанной в пункте «ластик», из чего следует, что заявленные показатели (характеристики) участником не соответствуют запрашиваемым конкретным требованиям к показателям (характеристикам) указанным в Техническом задании в части III аукционной документации. Техническое задание является неотъемлемой частью аукционной документации. При подаче первой части заявки на участие в электронном аукционе извещение № 0384200002219000027 «Поставка комплектов «Подарок первокласснику» участник выразил свое согласие на поставку товара в соответствии с требованиями и условиями, предусмотренными в аукционной документации, положениями документации и требованиями технического задания, которое является неотъемлемой частью аукционной документации);

- №60 на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ
(Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, в соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 12.3 подраздела 12 ("Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению"), а так же п. 27 раздела II (Информационная карта (Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе)) данной документации электронного аукциона. В составе 1 части заявки (описание функциональных и технических характеристик товара) не достоверно указаны конкретные показатели (характеристики) в пункте № 9 «Ножницы» - «Характеристики», а именно «характеристики (свойства) товаров соответствуют требованиям ГОСТ 18510-87, ГОСТ 12063-89»; в пункте № 14 «Набор цветных карандашей» - «Характеристики», а именно «характеристики (свойства) товаров соответствуют требованиям ГОСТ 17435-72; в пункте № 18 «Ручки шариковые» - «Характеристики», а именно «характеристики (свойства) товаров соответствуют требованиям ГОСТ 9094-89; в пункте № 21 «Счетные палочки» - «Характеристики», а именно «характеристики (свойства) товаров соответствуют требованиям ГОСТ Р 57422-2017; в пункте № 22 «Ластик» - «Характеристики», а именно «характеристики (свойства) товаров соответствуют требованиям ГОСТ 12063-89, ГОСТ 1810-87;. В соответствии с правовой и нормативно-технической документацией вышеуказанные ГОСТ 18510-87 имеет наименование «Бумага писчая. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, с Поправкой)», ГОСТ 12063-89 имеет наименование «Тетради школьные. Технические условия (с Изменением N 1, с Поправкой)», тем самым не может относится к продукции, указанной в пункте 9 «Ножницы». В соответствии с правовой и нормативно-технической документацией вышеуказанные ГОСТ 17435-72 имеет наименование «Линейки чертежные. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)», тем самым не может относится к продукции, указанной в пункте 14 «Набор цветных карандашей». В соответствии с правовой и нормативно-технической документацией вышеуказанные ГОСТ 9094-89 имеет наименование «Бумага для печати офсетная. Технические условия», тем самым не может относится к продукции, указанной в пункте 18 «Ручки шариковые». В соответствии с правовой и нормативно-технической документацией вышеуказанные ГОСТ Р 57422-2017 имеет наименование «Световозвращающие элементы и изделия для пешеходов и других участников дорожного движения. Общие технические условия», тем самым не может относится к продукции, указанной в пункте 21 «Счетные палочки». В соответствии с правовой и нормативно-технической документацией вышеуказанные ГОСТ 12063-89 имеет наименование «Тетради школьные. Технические условия (с Изменением N 1, с Поправкой)», ГОСТ 18510-87 имеет наименование «Бумага писчая. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, с Поправкой)», тем самым не может относится к продукции, указанной в пункте 22 «Ластик», из чего следует, что заявленные показатели (характеристики) участником не соответствуют запрашиваемым конкретным требованиям к показателям (характеристикам) указанным в Техническом задании в части III аукционной документации. Техническое задание является неотъемлемой частью аукционной документации. При подаче первой части заявки на участие в электронном аукционе извещение № 0384200002219000027 «Поставка комплектов «Подарок первокласснику» участник выразил свое согласие на поставку товара в соответствии с требованиями и условиями, предусмотренными в аукционной документации, положениями документации и требованиями технического задания, которое является неотъемлемой частью аукционной документации).

В нарушение пунктов 2, 3 части 6 статьи 67 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решения членов Комиссии относительно Заявки №159 в Протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукциона от 06.06.2019 №0384200002219000027-1 не указаны.

Действия аукционной комиссии по отклонению (отказу в допуске) к участию в электронном аукционе № 0384200002219000027 заявки № 60 на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ, в связи с указанием недостоверных конкретных показателей (характеристик), а именно характеристик (свойств) товаров по ГОСТ, являются необоснованными и нарушают ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, поскольку ГОСТы, указанные в заявке № 60, соответствуют ГОСТам, установленным в Техническом задании Аукционной документации. В материалах дела имеется письмо участника закупки ООО «Мир подарков» (заявка №60), в котором Общество сообщает, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе № 0384200002219000027 по первым частям заявок считает необоснованным, по причине некорректного оформления Технического задания ГБУ СОН НАО «КЦСО», а именно неверное указание ГОСТов к товарам, что в свою очередь позволяет отклонить участников закупки.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе

Таким образом, допуск к участию в электронном аукционе № 0384200002219000027 заявки № 159 является необоснованным, поскольку ГОСТы, указанные в заявке, не соответствуют ГОСТам, установленным в Техническом задании Аукционной документации. Таким образом действия аукционной комиссии нарушают требования п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.

На основании протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 07.06.2019 №0384200002219000027-2, заявка 159 ООО «Петрополь» признана соответствующей в нарушение требований п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе. Электронный аукцион признан не состоявшимся.

ГБУ СОН НАО «КЦСО» заключило государственный контракт с ООО «Петрополь» №03842000022190000270001 от 18.06.2019 г.  Пунктом 3.10 Контракта, срок поставки товара установлен до 6 августа 2019 г включительно

Согласно товарной накладной от 23.07.2019 №164 и платежному поручению №385641 от 20.08.2019 товар принят и оплачен 20.08.2019г.

Таким образом, товар поставлен позже установленного контрактом срока.

Нарьян-Марским межрайонным следственным отделом №64-29 представлены копии протоколов допросов по уголовному делу №11902111017000068 работников ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания». Из протокола допроса подозреваемого, работника ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания» Кокина Б.С. по уголовному делу №11902111017000068   от 21.11.2019 установлено следующее.

При формировании коммерческих предложений в мае 2019 года Жданов Д.А. предложил Кокину Б.С. взять контракт по начальной максимальной цене 1 520 ООО рублей «Подарки первокласснику»: и попросил найти поставщиков, у кого можно приобрести данный товар или с кем можно договориться. На электронную почту ГБУ СОН НАО «КЦСО» в первом квартале 2019 года поступали прайс-листы на подарки первоклассникам. Один из этих прайс-листов был от ООО «Петрополь». Кокин Б.С. позвонил в ООО «Петрополь» с просьбой предоставить коммерческое предложение на приобретение «Подарков первокласснику». В ходе разговора менеджер Лина попросила скинуть ей перечень состава «Подарка первокласснику», перечень подарков был направлен на электронную почту. В дальнейшем Лина перезвонила и выразила готовность ООО «Петрополь» к сотрудничеству уточнила, что для этого нужно. В ходе разговора с Линой, который происходил по громкой связи в кабинете № 15 КЦСО Жданов Д.А. находился рядом и высказал Лине предложение о том, чтобы передать Жданову Д.А. и Кокину Б.С.  300 000 рублей и тогда контракт будет их. Лина в разговоре сразу же отказалась, после чего разговор был закончен. В дальнейшем была объявлена закупка на «Подарки первокласснику». На следующий день после этого Лина позвонила по телефону и сообщила, что ООО «Петрополь» может предложить только 150 000 рублей, т.е. 10% от суммы контракта. Она предложила отменить аукцион и внести изменения в техническое задание. Жданов Д.А. сказал отменить аукцион. Кокин Б.С. согласился получить от ООО «Петрополь» на двоих со Ждановым Д.А. 150 000 рублей, понимая, что взамен нужно будет отменить аукцион, внести изменения в тех. задание и заново объявить аукцион. После договоренности со Ждановым Д.А., Кокин Б.С. сообщил менеджеру ООО «Петрополь» Лине о том, что согласны с их условиями, а именно получить от них 150 000 рублей, пообещав победу ООО «Петрополь» в аукционе. О том, как необходимо будет передать (перечислить нам денежные средства в сумме 150 000 рублей) не обговаривалось. Менеджер Лина сообщила, что оплата данной суммы будет произведена после поставки товара. На данный аукцион поступило 3 заявки. При рассмотрении 2 заявок участниками были указаны неверно характеристики поставляемого товара, в связи с чем эти две заявки комиссией КЦСО, состоящей из Жданова Д.А. (председатель комиссии), Кокина Б.С. и Трусова СА. (членов комиссии) были отклонены и ООО «Петрополь» был признан единственным участником аукциона и признан победителем. В конце мая-начале июня 2019 года с ООО «Петрополь» был заключен контракт на поставку подарков первокласснику. Поставка товара от ООО «Петрополь» в г. Нарьян- Мар была произведена после 08.08.2019. После поставки товара менеджером Линой и Кокиным Б.С. было обговорено заключение договора, чтобы перевести деньги согласно договоренности, т.е. 150 000 рублей.  Жданов Д.А. отправил реквизиты ИП Носова Михаила, у которого своя транспортная компания в г. Нарьян-Маре. В 20-х числах августа 2019 года, Жданов Д.А. перевел на счет Кокина Б.С. денежные средства в сумме 69 000 рублей. Таким образом, Кокин Б.С. признает, что своими действиями совместно со Ждановым Д.А. незаконно получил от ООО «Петрополь» денежные средства в сумме 150 000 рублей за обеспечение победы в аукционе на поставку «Подарков для первоклассников». Сами подарки от ООО «Петрополь» были в полном объеме доставлены в г. Нарьян-Мар, приняты сотрудниками КЦСО и вручены первоклассникам по всем школам округа. Контракт исполнен в полном объеме..

Прокуратурой Ненецкого автономного округа направлен вступивший в законную силу обвинительный приговор Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 30.11.2020 по судебному делу №1-236/2020 в отношении бывшего работника контрактной службы ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания» Кокина Б.С., осужденного по п. «а» ч. 5 ст. 200.5  УК РФ. за незаконное получение работником контрактной службы и членом комиссии по осуществлению закупок денег, за совершение действий в интересах дающего, в связи с закупкой товара для обеспечения государственных нужд, совершенные группой лиц по предварительному сговору.

Согласно обвинительному приговору, работники контрактной службы ГБУ СОН НАО «Комплексный центр социального обслуживания» вступили в предварительный преступный сговор на незаконное получение от представителей ООО «Петрополь», вознаграждения в виде денег в сумме 150 000 рублей, распределив при этом роли, согласно которым Кокин Б.С. непосредственно вел переговоры с менеджером ООО «Петрополь», для обеспечения аукционной комиссией победы ООО «Петрополь» в электронном аукционе, проводимом в соответствии с требованиями ФЗ-44 «О контрактной системе», дающей право на заключение с ГБУ СОН НАО «КЦСО» (Заказчик) контракта на поставку комплектов «Подарок первокласснику», по начальной (максимальной) цене, которая составляла 1520000 рублей, что возможно осуществить без конкурентных торгов в ходе электронного аукциона, то есть без участия других претендентов в электронном аукционе, а также при рассмотрении аукционной комиссией заявок на участие в электронном аукционе, он (Кокин Б.С.) от имени всех членов аукционной комиссии должен был составить протокол рассмотрения заявок, обосновав на основании технического задания отказ в допуске всех претендентов на участие в электронном аукционе, допустив к участию только ООО «Петрополь», и подписать указанный протокол, а лицо, в отношении которого дело выделено в отдельное производство, являясь председателем аукционной комиссии, также должен был подписать указанный протокол рассмотрения заявок.

Аукционная комиссия отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявкам двух из трех участников, допустив при этом к участию в электронном аукционе только одну заявку ООО «Петрополь» под № 159.

Заявка ООО «Петрополь» признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, а ввиду единственного участника электронного аукциона, без проведения торгов, он (аукцион) признан несостоявшимся, в результате чего 18.06.2019 в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 93 ФЗ-44 «О контрактной системе», ГБУ СОН НАО «КЦСО» (Заказчик) заключило с ООО «Петрополь» контракт № 03842000022190000270001 на поставку комплектов «Подарок первокласснику», как с единственным исполнителем услуги по начальной (максимальной) цене: 1520000 рублей.

Частью 1 статьи 46 Закона о контрактной системе установлен запрет на проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что между ГБУ СОН НАО «КЦСО», как заказчиком и юридическим лицом - участником рассматриваемого электронного аукциона - ООО «Петрополь», было заключено антиконкурентное соглашение, имеющее своей целью создание преимущественных условий для указанных хозяйствующих субъектов и устранение с рынка иных хозяйствующих субъектов - конкурентов.

В частности, между ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Петрополь», была достигнута договоренность о совершении взаимосвязанных действий, способствующих заключению государственного контракта с ООО «Петрополь».

Достигнутое между вышеуказанными субъектами соглашение (договоренность) предполагало выполнение каждой из сторон ряда обязательств:

  1. ГБУ СОН НАО «КЦСО» необходимо было отменить ранее размещенный аукцион, внести изменения в техническое задание, отклонить иные поступившие заявки;
  2. ООО «Петрополь» предложило вознаграждение в сумме 150 000 рублей, т.е. 10% от суммы контракта за обеспечение победы в аукционе;
  3. Проведение переговоров членами комиссии по осуществлению закупки с участником закупки до выявления победителя закупки, что нарушает часть 1 статьи 46 Закона о контрактной системе.

Действия государственного заказчика, в части необъективного описания объекта закупки, проведение переговоров членами комиссии по осуществлению закупки с участником закупки до выявления победителя закупки, необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе, необоснованого допуска не соответствующую аукционной документации заявки ООО «Петрополь», допущение нарушений Закона о контрактной системе при оформлении протокола, противоречат законодательству о контрактной системе и идут вразрез с принципами и целями сферы размещения закупок для государственных (муниципальных) нужд в части расширения возможностей и стимулирования участия физических и юридических лиц в размещении закупок и развития добросовестной конкуренции.

Инициатива в заключении антиконкурентного соглашения исходила от обеих сторон, указанное соглашение направлено на ограничение, устранение, недопущение конкуренции при участии в аукционе на поставку комплектов «Подарок первокласснику», цель заключения соглашения - обеспечение победы ООО «Петрополь».

Совершение рассматриваемых действий прямо приводит к нарушению принципов проведения торгов: публичности, открытости, прозрачности, конкурентности, созданию равных, недискриминационных условий. Иные участники закупок находились не в равных, по сравнению, с ООО «Петрополь», условиях.

Достигнутое между Заказчиком и участником торгов - ООО «Петрополь», соглашение подкреплялось взаиморасчетами сторон: Заказчик (должностные лица) обеспечили внесение изменений в документацию, составили необъективное описание объекта закупки, члены аукционной комиссии вели переговоры с участником закупки до определения победителя, необоснованно отклонили соответствующую аукционной документации заявку №60, необоснованно допустили не соответствующую аукционной документации заявку ООО «Петрополь», а победитель аукциона гарантировал и передавал должностным лицам учреждения за победу в  аукционе вознаграждение.

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, осуществляющими функции указанных органов, определены 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Целями 135-ФЗ "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 135-ФЗ "О защите конкуренции", под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

- координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

При этом под соглашениями между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции", понимаются любые договоренности между указанными субъектами как в устной, так и в письменной форме, приводящие либо которые могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" признаками ограничения конкуренции наряду с иными являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

Как следует из вышеприведенных норм, квалифицирующим признаком соглашений применительно к обстоятельствам данного дела является факт того, что такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Законодатель названное поведение Заказчика и участников торгов само по себе считает антиконкурентным, и доказывание иного (как указанное влияет на конкуренцию), не требуется. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между Организатором торгов (Заказчиком) и участниками торгов осуществляется на основании анализа их поведения в рамках подготовки и проведения торгов, участия хозяйствующих субъектов в таких торгах (в подготовке к участию в них).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2011 N 7905/09 указано, что открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников, в связи с чем не установленное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

Действующее законодательство Российской Федерации относит аукцион к одной из форм торгов. Торги - это универсальная модель приобретения различного рода прав. Торги выступают специальной юридической процедурой, опосредующей процесс предоставления какого-либо права, включая право на заключение договора.

Сущность предназначения торгов определяется:

- субъективным юридически значимым интересом одного лица (продавца, действующего по поручению государства) устроить соревнование по заранее определенным правилам между двумя и более лицами (претендентами) с тем, чтобы только лишь одному из них предоставить особое право на заключение такого договора, одновременно выявив наиболее предпочтительные его условия;

- наличием двух и более претендентов, желающих заключить данный договор и готовых к состязательности (соперничеству) друг с другом.

Состязательность (соперничество) - главенствующий признак любых торгов, объективно определяющий их сущность. В отсутствие состязательности торги утрачивают всякий смысл.

Следует отметить, что нарушение принципа состязательности на торгах может быть выражено в создании преимущественных условий участия в торгах в результате предоставления одному или нескольким участникам закупки доступа к информации, к которой другие участники не имеют доступа на законных основаниях.

В рассматриваемой ситуации субъекты рынка - потенциальный участник торгов, обладающие информацией (о содержании технического задания, о требованиях к участникам торгов и пр.), приобрели необоснованные преимущества по отношению к другим участникам, не располагавшим такими сведениями. По сути, в таком случае ограничивается или может быть ограничена возможность таких участников претендовать на право заключения контракта по итогам торгов на равных условиях, что нарушает принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ, а также не соответствует организационным и правовым основам защиты конкуренции, установленным федеральным законодательством.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства (часть 5.1 статьи 45 ФЗ "О защите конкуренции"). Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 135-ФЗ "О защите конкуренции", анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов.

а) Временным интервалом исследования при рассмотрении настоящего дела следует считать период с даты публикации извещения о проведении рассматриваемого аукциона до даты исполнения муниципального контракта и оплаты за выполненные работы.

23.05.2019 (изм. от 29.05.2019) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение № 0384200002219000027 о проведении электронного аукциона на поставку комплектов «Подарок первокласснику». Согласно товарной накладной от 23.07.2019 №164 и платежному поручению №385641 от 20.08.2019 товар принят и оплачен 20.08.2019г. Таким образом временной интервал определен с 23.05.2019 по 20.08.2019 года.

б) Предмет торгов: поставка комплектов «Подарок первокласснику».

в) В закупке 0384200002219000027 о проведении электронного аукциона на поставку комплектов «Подарок первокласснику» с момента начала даты подачи заявок участвовало три хозяйствующих субъекта:

- ООО «Петрополь»,

- ООО «Мир подарков»,

- ИП Журих Ю.К.

На основании вышеизложенного, действия ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Петрополь», выразившиеся в заключении и участии (реализации) соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке поставки комплектов «Подарок первокласснику» и созданию преимущественных условий для участника торгов ООО «Петрополь» при организации и проведении электронного аукциона № 0384200002219000027 на поставку комплектов «Подарок первокласснику», нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия,

решила:

 

1. Признать в действиях ГБУ СОН НАО «КЦСО» и ООО «Петрополь» нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и участии (реализации) соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке поставки комплектов «Подарок первокласснику» и созданию преимущественных условий для участника торгов ООО «Петрополь» при организации и проведении электронного аукциона № 0384200002219000027 на поставку комплектов «Подарок первокласснику

2. Основание для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

4. Передать материалы дела № 083/01/17-2/2021 уполномоченному должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.14.32 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе (г. Нарьян-Мар).

 

 

Председатель    Комиссии:                                                                         

 

Члены Комиссии:                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны