Решение №083/07/18.1-3/2021 ИП Тарасов Гарасим Иларионович и Акционерного общества «Нарь... от 29 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
-
-
- Р Е Ш Е Н И Е
-
29 июня 2021 года № 083/07/18.1-3/2021
г. Нарьян-Мар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу в составе: Председатель Комиссии:. – руководитель Управления; Члены Комиссии:– ведущий специалист-эксперт Управления;— специалист 1 разряда Управления, рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон о Защите конкуренции) жалобу индивидуального предпринимателя Тарасова Гарасима Иларионовича на действия Организатора торгов – Акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» (далее - АО «Нарьян-Марский ОАО», Организатор торгов, Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на капитальный ремонт двигателя ВСУ Safir 5K/G MI (извещение №32110377151), в присутствии представителей Организатора торгов, в отсутствии Заявителя (уведомлен надлежащим образом, явку представителей не обеспечил),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу поступила жалоба (вх. № 1254) на действия Организатора торгов – Акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд». Согласно доводу жалобы Заявителя Организатор торгов нарушил требования Закона о защите конкуренции ввиду принятия решения о способе закупки, как закупка у единственного поставщика, что влечет за собой ограничение конкуренции и искусственному завышению стоимости договора.
На основании изложенного, Заявитель просит провести проверку действий Акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» по проведению закупки у единственного поставщика, признать закупку у единственного поставщика и договор, заключенный по итогам такой закупки, недействительными, обязать Заказчика рассмотреть закупку у единственного поставщика с соблюдением норм действующего законодательства.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Организатора торгов, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ненецкого УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
На основании части 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливается положением о закупке.
АО «Нарьян-Марский ОАО» 28.09.2020г (далее внесены изменения – 01.06.2021г.) утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд АО «Нарьян-Марский ОАО (далее - Положение о закупке).
Согласно п. 30.5 раздела 30 Положения о закупках Заказчика проведение закупки у единственного поставщика осуществляется Заказчиком на основании решения Закупочной комиссии в следующих случаях, в частности: при закупке услуг на выполнение ремонта авиатехники (воздушных судов), их агрегатов и комплектующих изделий, в том числе с приобретением и доставкой материалов к ним (30.5.43); при закупке услуг по обеспечению всех видов аэропортовой деятельности при организации регулярных и чартерных рейсов (30.5.44); при закупке услуг по техническому обслуживанию воздушных судов (30.5.45); при закупке услуг по метеообеспечению (30.5.46); при закупке услуг по аэронавигационному обслуживанию (30.5.47); при закупке услуг на исследование, определение и оценку технического состояния самолетов и вертолетов их систем, авиационных двигателей, агрегатов и комплектующих воздушных судов с целью увеличения ресурсов и сроков службы воздушных судов, их комплектующих и агрегатов (30.5.48).
В материалы рассматриваемого дела представлены пояснения Заказчика, экономическое обоснование потребности в закупке у единственного поставщика, согласно которым у Заказчика возникла необходимость срочного заключения договора поставки двигателя Safir 5K/G MI на вертолет Ми-8, бортовой номер RA-22689, и договора на проведение капитального ремонта двигателя, заводской № 816, установленного на данном вертолете, для исключения простоя воздушного судна, выполняющего в том числе полеты по санзаданиям, и просрочки уплаты лизинговых платежей. Кроме того, данные ВСУ установлены еще на 5 воздушных судах, также находящихся в лизинге. На момент необходимости срочного заключения договора межремонтный срок службы двигателя Safir 5K/G MI, заводской № 816 выработай на 96 % (1935 запусков из 2000). Также на 93% выработаны межремонтные сроки службы на ВСУ с заводским № 787 (1870 запусков из 2000) на вертолете RA-20070. В связи с экономическими последствиями пандемии и политикой сокращения расходов авиапредприятия, в том числе на закупку дорогостоящего оборудования, в 2020 г. сроки планового капитального ремонта и закупки были перенесены на 2021 г. По результатам мониторинга ценовых предложений и сроков, предлагаемых поставщиками, Заказчик посчитал целесообразным в срочном порядке заключить договор па закупку и ремонт ВСУ без проведения закупочных процедур с ООО «АэроТсхникСервис», поскольку данная компания предлагает наиболее сокращенные сроки поставки ВСУ (до 10 дней), в отличие от производителя PBS (Чехия), который предлагает поставить двигатель в марте-апреле 2022 г., с оплатой в валюте, учитывая отсутствие у авиапредприятия открытого валютного счета, а также ремонта уже имеющегося двигателя. Кроме того, остатка межремонтного ресурса воздушного судна хватит только на перегон вертолета до г. Санкт-Петербург в ООО «СПАРК», где ООО «АТС», в свою очередь, транспортирует ВСУ на авиаремонтный завод в Чехию, беря на себя нагрузку по транспортировке, растаможке и расчета в рублях на условиях аванса в размере 30 % стоимости ремонта по каждой партии.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что выбор способа закупки путем заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществлен Заказчиком с соблюдением норм действующего законодательства и Положением о закупке.
Кроме того, в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В иных случаях участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) Заказчика при закупке товаров, работ, услуг в судебном порядке (часть 9 статьи 3 Закона о закупках).
Комиссия Ненецкого УФАС России также отмечает, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, торгами признается только та процедура, извещение о проведении которой соответствует части 2 статьи 448 ГК РФ и по результатам которой может быть определен участник, предложивший наилучшие условия исполнения договора, с которым впоследствии может быть заключен договор.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что рассматриваемая закупка не относится к торгам.
Заявленные ИП Тарасовым Г.И. доводы относительно искусственного завышения стоимости договора, Комиссией Ненецкого УФАС России рассмотрению не подлежат, поскольку данное обстоятельство не относится к процедуре проведения торгов и возникло в результате заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тарасова Гарасима Иларионовича на действия Организатора торгов – Акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» при проведении закупки у единственного поставщика на капитальный ремонт двигателя ВСУ Safir 5K/G MI (извещение № 32110377151) необоснованной.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии:
Члены комиссии: