Решение №083/01/16-4/2021 ГБОУ НАО "сРЕДНЯЯ ШКОЛА №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изуч... от 29 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 №083/01/16-4/2021

29.06.2021 г.                                                                                                                  г. Нарьян-Мар

Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2021 г.                                   

Решение в полном объеме изготовлено 29 июня 2021 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: - руководителя Управления;

Членов Комиссии:– ведущего специалиста-эксперта Управления;

                                       – специалиста 1 разряда Управления,

рассмотрев материалы дела № 083/01/16-4/2021 по признакам нарушения ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Дудиным М.Н. пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело или могло привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов,

рассмотрение проходило посредством использования системы ВКС, в отсутствии представителей ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов», в присутствии ИП Дудина М.Н., руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ненецкое УФАС России поступило требование Прокуратуры Ненецкого автономного округа №86-04-2021/1483 от 18.04.2021 г. о проведении внеплановой проверки, обвинительный приговор Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10.12.2020 по судебному делу №1-234/2020 в отношении Кременской В.В., которая на момент совершения правонарушения являлась директором ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов», в соответствии с распоряжением заместителя губернатора Ненецкого автономного округа – руководителя Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 31.08.2016 №475-кп, осужденной по ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 290, п. «в» ч. 5 ст. 290, ч. 2 ст. 290, ч. 1 ст. 290 УК РФ,  а также материалы Нарьян-Марского межрайонного следственного отдела №202-111-20, а именно копии материалов уголовного дела №12002110020000017, в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Материалы содержат информацию, о том, что, между ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Дудиным М.Н., было достигнуто и реализовано соглашение, в нарушение требований действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий рынок.

По результатам внеплановой документарной проверки ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» (Акт проверки 02П-2021) установлено, что действия ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Дудина М.Н., выразившиеся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело или могло привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, содержат признаки нарушения требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Ненецкого УФАС России от 07.06.2021 года №90 возбуждено дело № 083/01/16-04/2021 по признакам нарушения ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и с ИП Дудиным М.Н. пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив представленные в материалы дела документы и информацию (сведения), Комиссией Ненецкого УФАС России установлено следующее.

Согласно пп. 13.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с Уставом ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов», утвержденным распоряжением Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 25.05.2017 №521-р, основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Статьей 8 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, в том числе организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (п. 4); организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования (п.7).

Для непосредственной реализации образовательной программы необходимо наличие средств обучения и воспитания. Сюда относятся приборы, оборудование, включая компьютеры, планшеты, электронные информационные ресурсы.

Таким образом, в рассматриваемом случае ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» выполняет функции государственного заказчика при реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений при реализации функции по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов», как государственное бюджетное образовательное учреждение является Заказчиком по смыслу Закона № 44-ФЗ.

Согласно приложению 4 к распоряжению Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 29.12.2017 №1249-р «Об утверждении государственного задания государственным образовательным организациям Ненецкого автономного округа на 2018 год и плановый период 2019 и2020 годов»,  ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» выдано государственное задание на реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Между Департаментом образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа и ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» заключено соглашение №64 от 29.12.2017 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Ненецкого автономного округа «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов». Согласно уведомлению о бюджетных ассигнованиях на  2018 год и плановый период 2019 и2020 годов и распределению показателей бюджетной росписи 2018 год и плановый период 2019 и2020 годов, на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» предоставлена субсидия в сумме 125 760 500,00 рублей и 4 047 600, 00 рублей.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ учреждение как государственное бюджетное учреждение, уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ и осуществляющее закупки, является государственным заказчиком, и при размещении закупок руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В статье 8 Закона № 44-ФЗ закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Применение Закона № 44-ФЗ обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Исходя из части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Исчерпывающий перечень случаев, при которых закупка может быть осуществлена у единственного поставщика определен статьей 93 Закона N 44-ФЗ.

В период с 29.06.2018 г. по 12.12.2018 г между ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Дудиным М.Н. заключены договоры поставки:

№2839 от 29.06.2018 на поставку ноутбуков (8 шт.) и системных блоков (2 шт.), на сумму 300 000 руб. (согласно товарной накладной от 12.10.2018 и акту приема-передачи товар принят 19.10.2018, согласно платежному поручению №156737 от 24.10.2018 оплачен 24.10.2018),

№2839/1 от 12.10.2018 на поставку мониторов (3шт.) и системного блока, на сумму 88 386 руб. (согласно товарной накладной от 12.10.2018 и акту приема-передачи товар принят 19.10.2018, согласно платежному поручению №174583 от 16.11.2018 оплачен 16.11.2018),

№3269 от 12.12.2018г. на поставку системных блоков (7 шт.) и мониторов (2 шт.), на сумму 399 030 руб. (товарная накладная от 12.12.2018, согласно платежным поручениям №200179 и №200176 от 17.12.2018 оплачен 17.12.2018).

Общая сумма договоров на поставку компьютерного оборудования составила 487 716 руб.

Как следует из вышеуказанных договоров, правовым основанием их заключения является пункт 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Согласно информации, представленной Учреждением, годовой объем закупок,  на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» за 2018 год составляет 5 656 795,80 рублей. Совокупный годовой объем закупок  ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» за 2018 год составляет 37 378 233,38 руб.

Вышеуказанная норма заключения договоров с единственным поставщиком применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до 400 000 рублей каждая, в целях избежания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

В Ненецкое УФАС России Прокуратурой НАО направлен обвинительный приговор Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10.12.2020 по судебному делу №1-234/2020 в отношении Кременской В.В., которая на момент совершения правонарушения являлась директором ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов», в соответствии с распоряжением заместителя губернатора Ненецкого автономного округа – руководителя Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 31.08.2016 №475-кп, осужденной по ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 290, п. «в» ч. 5 ст. 290, ч. 2 ст. 290, ч. 1 ст. 290 УК РФ,  а также материалы Нарьян-Марского межрайонного следственного отдела №202-111-20, а именно копии материалов уголовного дела №12002110020000017, в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

            Согласно представленным сведениям, установлено следующее.

Кременская В.В., являясь в соответствии с распоряжением заместителя губернатора Ненецкого автономного округа - руководителя Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 31.08.2016 №475/кп директором ГБОУ НАО "Средняя Школа №4", в последующем переименованной в ГБОУ НАО "Средняя Школа №4 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов" (ИНН 8301020245), расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян- Мар, проезд им. капитана Матросова, 1, будучи наделенной в соответствии с пп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 14 п. 4.8 Устава ГБОУ НАО "Средняя Школа №4 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов" функциями и обязанностями по организации и обеспечению деятельности Учреждения, то есть, являясь должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном учреждений, находясь на территории Ненецкого автономного округа, действуя умышленно, из корыстных побуждений, используя свое должностное положение, с целью собственного обогащения неоднократно получила через посредника Никифорову Екатерину Андреевну, 19.09.1991     года рождения, от индивидуального предпринимателя Дудина Михаила Николаевича, 02.09.1985 года рождения (ИНН 660502467146), согласно ранее достигнутой договоренности с последним, взятки в виде денег, размере 10 % от цены заключенных контрактов, за совершение действий в пользу Дудина М.Н., а именно: за заключение от имени ГБОУ НАО "Средняя Школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов" (ИНН 8301020245) договоров на поставку товаров с ИП Дудиным М.Н.

Всего в вышеуказанный период Кременская В.В. получила через посредника Никифорову Е.А. путем перечисления на банковский счет от Дудина М.Н. взятки в виде денег в сумме 178 000 рублей, то есть в крупном размере, которые в период с 19.04.2018 по 21.12.2018 Дудин М.Н. перечислил на банковские счета Никифоровой Е.А. для последующей передачи в качестве взятки Кременской В.В., а-именно:      

- 07.09.2018 с расчетного счета ГБОУ НАО «Средняя школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» на банковский счет ИП Дудина М.Н. в качестве оплаты по договору № 2397 от 25.05.20.18 перечислено 376 992 рублей.

12.09.2018   с банковского счета Никифоровой Е.А. на счет Кременской В.В. перечислены денежные средства в размере 40 000 рублей.

- 15.08.2018 с расчетного счета ГБОУ НАО «Средняя щкола № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» на банковский счет ИП Дудина М.Н. в качестве оплаты по договору № 2397/1 от 25.05.2018, перечислено 221 595 рублей.

31.08.2018 с банковского счета Никифоровой Е.А. на счет Кременской В.В. перечислены денежные средства в размере 20 000 рублей.

- 24.10.2018 с расчетного счета ГБОУ НАО «Средняя школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» на банковский счет ИП Дудина М.Н. в качестве оплаты по договору № 2839 от 29.06.2018 перечислено 300 000 рублей.

30.10.2018   на банковский счет Кременской В.В. с банковского счета, открытого в ПАО «КБ «УБРиР» перечислены денежные средства в размере 30 000 рублей.

             -16.11.2018 с расчетного счета ГБОУ НАО «Средняя школа № 4 с углубленным»

изучением отдельных предметов» на банковский счет ИП Дудина М.Н. в качестве оплаты по договору № 2839/1 от 12.10.2018 перечислено 88 386 рублей.

20.11.2018   с банковского счета Никифоровой Ё.А. на счет Кременской В.В. перечислены денежные средства в размере 8 000 рублей.

- 17.12.2018 с расчетного счета ГБОУ НАО «Средняя школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» на банковский счет ИП Дудина М.Н. двумя платежами в качестве оплаты по договору № 3269 от 12.12.2018. перечислено 19 980 рублей и 379 050 рублей, а всего 399 030 рублей.

21.12.2018 с банковского счета Никифоровой Е.А. на счет Кременской В.В. перечислены денежные средства в размере 40 000 рублей.

Согласно пояснением ИП Дудина М.Н. на заседании Комиссии Ненецкого УФАС России, в качестве посредника между индивидуальным предпринимателем и ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» выступала  Никифорова Е.А., она вела всю переписку с должностным лицом Учреждения, готовила договоры, перечисляла денежные средства (взятки) на счет. Индивидуальный предприниматель договоры подписывал лично, Никифоровой платил зарплату, в размере ≈ 8% от заключенного контракта. Контракты, в рамках исполнения, ИП Дудин М.Н. делил  с другим предпринимателем.

Таким образом, ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и хозяйствующим субъектом заранее обговаривался механизм заключения договоров на поставку товара и указанные договоренности направлены на нарушение требований  Закона о контрактной системе, имели своей целью  ограничение конкуренции  и  ограничение доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Между ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Дудиным М.Н. заключены договоры: №2839 от 29.06.2018 на поставку ноутбуков (8 шт.) и системных блоков (2 шт.); №2839/1 от 29.06.2018 на поставку мониторов (3шт.) и системного блока; №3269 от 12.12.2018г. на поставку системных блоков (7 шт.) и мониторов (2 шт.) на общую сумму 487 716 руб.

Информация о проведении закупок на поставку товаров в ЕИС не размещалась, торги не проводились. Договоры заключены с единственным поставщиком ИП Дудиным М.Н.

Об искусственном дроблении закупки свидетельствует следующее: контракты  заключены в короткий период времени с 29.06.2018 г. по 12.12.2018 г, с последовательной нумерацией контрактов - №№ 2839, 2839/1, 3269 с единым поставщиком - ИП Дудиным М.Н. на поставку ноутбуков, системных блоков, мониторов, соответственно, предметы контрактов являются идентичными по отношению друг к другу - поставка компьютерной техники.

В рассматриваемом деле отсутствуют какие-либо объективные причины невозможности проведения единой закупки по рассматриваемым услугам. При закупках указанных услуг применен принцип искусственного дробления договоров (на сумму до 400 тысяч рублей каждый) исключительно в целях их заключения с заранее определенным единственным поставщиком (подрядчиком). Стороны с целью прикрыть сделку на крупную сумму совершили сделки на меньшую сумму.

Сведений о целесообразности заключения контрактов ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» способом - закупка у единственного поставщика (ИП Дудина М.Н.), посредством дробления одного крупного заказа на несколько стоимостью не более 400 000.00 руб., учреждением не представлено.

Таким образом, оформление закупки одноименных товаров (работ, услуг) у одного и того же единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) несколькими документами (контрактами), свидетельствует о единой закупке у этого поставщика (исполнителя, подрядчика).

Материалами дела установлено, что заключая контракты, каждый из которых по цене до 400 000 (то есть по цене, не выше нормативно установленного предельного значения цены контракта) без конкурентных процедур, стороны контрактов осознавали (могли осознавать), что контракты могли быть заключены по иной (наилучшей предложенной при проведении конкурентных процедур) цене.

Принимая во внимание тождественность предмета договоров – поставка компьютерной техники, Комиссия Ненецкого УФАС России считает, что указанные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную до 400 000 рублей и оформленную пятью договорами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

В соответствии с пунктом 3.5.2 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Заключение указанных договоров в нарушение статей 1, 6 и 8, 93 Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, ограничивает доступ на соответствующий товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц.

Не проведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует об ограничении доступа на соответствующий товарный рынок, создании необоснованных преимуществ, в данном случае ИП Дудину М.Н. и, как следствие, о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

В Постановлении от 05.04.2011 N 14686/10 по делу N А13-10558/2008 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку, а также выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия выполнения работ, для обеспечения муниципальных нужд.

Заключая контракты, каждый из которых по цене до 400 000 (то есть по цене, не выше нормативно установленного предельного значения цены контракта) без конкурентных процедур, стороны контрактов осознавали (могли осознавать), что контракты могли быть заключены по иной (наилучшей предложенной при проведении конкурентных процедур) цене.

Отказ от конкурентных процедур приводит (может привести) к неэффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, экономию бюджетных средств.

В результате заключения вышеуказанных договоров между ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Дудиным М.Н., как с единственным поставщиком, данный хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, был поставлен в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, тем самым ограничив доступ на соответствующий товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на соответствующем товарном рынке, в том числе ООО «М-АйТи и НАО», ИП Тарасову А.В., ИП Кулябцеву Е.А., что содержит признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона "О защите конкуренции".

Заключение контрактов, являющихся согласованием воли обоих сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Достигнутое между ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Дудиным М.Н., соглашение подкреплялось взаиморасчетами сторон: должностное лицо ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» Кременская В.В. заключило контракты, каждый из которых по цене до 400 000 (то есть по цене, не выше нормативно установленного предельного значения цены контракта) без конкурентных процедур, а ИП Дудиным М.Н. переданы денежные средства (взятки) в виде денег, размере 10 % от цены заключенных контрактов.

Поскольку указанное нарушение направлено на заключение ряда однородных контрактов без проведения конкурентных процедур, суммой ущерба, причиненного Окружному бюджету НАО, будет сумма денежный средств, выплаченных ИП Дудину М.Н. по результатам выполненных работ — 487 716 руб.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства (часть 5.1 статьи 45 ФЗ "О защите конкуренции"). Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 10.9 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 135-ФЗ "О защите конкуренции", анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

а) Временной интервал: по каждому из рассматриваемых контрактов определен с даты заключения контракта до даты исполнения контракта, все контракты заключались в период с 29.06.2018 по 12.12.2018 г., товарные накладные по контрактам от 12.10.2018, 12.12.2018 г.

Таким образом временной интервал определен с 29.06.2018 по 12.12.2018 г.

б) Продуктовые границы товарного рынка - поставка компьютерной техники (поставка ноутбуков, системных блоков, мониторов).

в) При определении географических границ могут приниматься во внимание, среди прочего, границы территорий на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, а также границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, географическими границами товарного рынка целесообразно определить МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Согласно письму Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе  № 83-УПП/64: 3 (три) хозяйствующих субъекта (ИП Тарасов А.В., ООО «М-АйТи и НАО», ИП Кулябцев Е.А.) выразили свое намерение принять участие в торгах в рассматриваемый период на право заключения договоров на поставку компьютерного оборудования.

Наличие писем хозяйствующих субъектов, осуществляющих, согласно сведениям из ЕГРЮЛ виды деятельности, предполагающие выполнение вышеуказанных видов работ (услуг), и выразивших желание участвовать в торгах на право выполнения данных видов работ (услуг), свидетельствует о том, что указанные виды работ (услуг) являются конкурентными. Соответственно, указанные действия совершаются при наличии хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующих товарных рынках. На основании вышеизложенного, в действиях ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Дудина М.Н. содержится нарушение  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, результатом которого явилось заключение договоров  №2839 от 29.06.2018, №2839/1 от 29.06.2018, №3269 от 12.12.2018г., без проведения торгов путем дробления единого предмета закупки - поставка компьютерной техники и заключения договоров с единственным поставщиком,  что привело или могло привести  к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на соответствующем товарном рынке.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Дудина М.Н. нарушение  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, результатом которого явилось заключение договоров  №2839 от 29.06.2018, №2839/1 от 29.06.2018, №3269 от 12.12.2018г., без проведения торгов, путем дробления единого предмета закупки - поставка компьютерной техники и заключения договоров с единственным поставщиком,  что привело или могло привести  к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на соответствующем товарном рынке.

2. Основание для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

4. Передать материалы дела № 083/01/16-4/2021 уполномоченному должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.14.32 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе (г. Нарьян-Мар).

 

 

Председатель    Комиссии:                                                                       

 

Члены Комиссии:      

Связанные организации

Связанные организации не указаны