Решение №083/07/18.1-8/2021 ООО «Фирма Аудитинформ» и АО «Ненецкая агропромышленная ком... от 22 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFУПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
-
-
- Р Е Ш Е Н И Е
-
22 декабря 2021 года № 083/07/18.1-8/2021
г. Нарьян-Мар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, комиссия) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон о Защите конкуренции) в составе:
Председатель Комиссии:
– руководитель Управления;
Члены Комиссии:
. – ведущий специалист-эксперт Управления;
– специалист 1 разряда Управления.
в отсутствии представителей, Заказчика, Заявителя,
рассмотрев жалобу ООО «Фирма Аудитинформ» (644042, г. Омск, Проспект Маркса, д. 43, корп. В, оф. 103) на действия заказчика – АО «Ненецкая агропромышленная компания» (166004, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. В.И. Ленина, д. 42) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы (извещение № 0700500000921000001), представленные документы и сведения,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «Фирма Аудитинформ» (вх. № 2942 от 15.12.2021) на действия заказчика – АО «Ненецкая агропромышленная компания» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы (извещение № 0700500000921000001).
Доводы жалобы:
- Заказчиком неправомерно установлены положения документации в части подачи заявок в бумажном виде по данной закупке.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представив письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Жалоба рассмотрена комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
24.11.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы опубликовано извещение о проведении процедуры открытого конкурса N
0700500000921000001 и конкурсная документация на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы, утвержденная Приказом генерального директора Общества №191-П от 28.10.2021 Чудочиным А.П.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 867120, 00 рублей.
Глава 6 Закона о контрактной системе устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Глава 5 - устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий. Положения глав 5, 6 Закона о контрактной системе распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает случаи обжалования действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном антимонопольным органом. Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Закона о закупках установлено содержание контроля за соблюдением Закона № 223-ФЗ.
Таким образом, обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом № 307-ФЗ).
Статья 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" установлено, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
Таким образом, Законом N 307-ФЗ предусмотрено заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в форме открытого конкурса в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Следовательно, порядок проведения открытого конкурса подразумевает выбор заказчиком формы проведения такого конкурса в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Выбор аудиторской организации осуществляется путем проведения открытого конкурса, то есть информация о закупке сообщается обществом - организатором конкурса неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам конкурса предъявляются единые требования.
В соответствии с частью 43 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.
Из буквального толкования приведенных выше положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что с 01.01.2019 приоритетной формой проведения закупочных процедур, в том числе открытого конкурса является электронная (действует запрет на осуществление закупок в "бумажном" формате, исключение составляют ряд закупок, поименованных в исчерпывающем перечне части 44 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Однако Заказчиком, в документации прямо указано, что участник открытого конкурса подает заявку на участие в открытом конкурсе в письменном виде до истечения срока, указанного в Извещении о проведении открытого конкурса и Информационной карте. Заявка подается в месте, указанном в Извещении о проведении открытого конкурса (п. 12.1 конкурсной документации). Каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются Заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются (п. 12.2 конкурсной документации). Заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и начинает рассмотрение содержания заявок на участие в открытом конкурсе только после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (п. 12.5 конкурсной документации). Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не вскрывается и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается Заказчиком, в порядке, установленном конкурсной документацией (п. 12.6 конкурсной документации). Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе осуществляется в один день (п. 13.1 конкурсной документации). Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам открытого конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником открытого конкурса (п. 13.3 конкурсной документации). Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили Заказчику до вскрытия таких конвертов. В случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в открытом конкурсе при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника не рассматриваются и возвращаются этому участнику (п. 13.4 конкурсной документации). Информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения договора, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытие данных конвертов и вносятся соответственно в протокол. В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся (п. 13.5 конкурсной документации). Заявка на участие в открытом конкурсе подается в письменной форме в запечатанных конвертах. Заявка на участие в открытом конкурсе должна быть подготовлена и содержать документы и сведения, согласно требованиям настоящей конкурсной документации и Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п.14 Информационной карты открытого конкурса). Срок, место и порядок подачи заявок участников конкурса: заявки на участие в открытом конкурсе принимаются Заказчиком по адресу: 166704 Российская Федерация, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. В .И .Ленина, д. 42. Заявки на участие в открытом конкурсе принимаются с 25.11.2021., ежедневно с 8 часов 00 минут до 12 часов 00 минут и с 13 часов 30 минут до 17 часов 00 минут. Окончание приема заявок – 16.12.2021 в 9 часов 00 минут по московскому времени. Заявки принимаются в письменном виде в запечатанных конвертах (п.15 Информационной карты открытого конкурса).
Проведение закупки в электронной форме предполагает предоставление участнику закупки возможность скорректировать ценовое предложение своей заявки исходя из минимальной цены других заявок на участие в конкурсе. Заявитель ожидал, что Заказчик предоставит заявителю такую возможность, однако этого Заказчиком сделано не было, что нарушило права и законные интересы Заявителя.
Проведение закупки в порядке, который не предусмотрен законом, является нарушением закона. К тому же проведение закупки на бумажных носителях создает условия для злоупотребления правом и для предоставления одному из участников закупки предпочтения по сравнению с другими участниками. Таким образом, результаты данной закупки подлежат отмене, как полученные при нарушении процедуры проведения закупки.
Поскольку порядок проведения открытого конкурса включает в себя, в том числе и выбор формы, способа его проведения (бумажная или электронная) следовательно, заказчик АО "Ненецкая агропромышленная компания" должен был при проведении конкурса руководствоваться также ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ, определяющей форму проведения торгов.
На основании изложенного, в действиях заказчика, содержатся нарушения требований части 5 ст. 24. п. 2 ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе, поскольку такие действия корреспондируют вышеизложенным выводам Комиссии, основанным на фактическом изучении содержания конкурсной документации.
Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
-
-
-
- Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Аудитинформ» на действия Заказчика - Акционерного общества «Ненецкая агропромышленная компания») при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы (извещение № 0700500000921000001) обоснованной.
- Признать в действиях Заказчика нарушения требований части 5 статьи 24 и пункта 2 части 43 статьи 112 Закона о контрактной системе.
- Заказчику АО «Ненецкая агропромышленная компания» (ИНН 2983012349, ОГРН 1182901010907) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы (извещение № 0700500000921000001) путем аннулирования открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы (извещение № 0700500000921000001) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
- Материалы дела передать должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд по ч. 2 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
-
-
-
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель комиссии
Члены комиссии