Решение №083/07/18.1-8/2021 ООО «Фирма Аудитинформ» и АО «Ненецкая агропромышленная ком... от 22 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

 

 

      • Р Е Ш Е Н И Е

 

22 декабря 2021 года                                                                                  № 083/07/18.1-8/2021

г. Нарьян-Мар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, комиссия) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон о Защите конкуренции) в составе:

Председатель Комиссии:

– руководитель Управления;

Члены Комиссии:

. – ведущий специалист-эксперт Управления;

– специалист 1 разряда Управления.

            в отсутствии представителей, Заказчика, Заявителя,

рассмотрев жалобу ООО «Фирма Аудитинформ» (644042, г. Омск, Проспект Маркса, д. 43, корп. В, оф. 103) на действия заказчика – АО «Ненецкая агропромышленная компания» (166004, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. В.И. Ленина, д. 42) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы (извещение № 0700500000921000001), представленные документы и сведения,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО «Фирма Аудитинформ» (вх. № 2942 от 15.12.2021) на действия заказчика – АО «Ненецкая агропромышленная компания»  при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы (извещение № 0700500000921000001).

Доводы жалобы:

- Заказчиком неправомерно установлены положения документации в части подачи заявок в бумажном виде по данной закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представив письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.

Жалоба рассмотрена комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

24.11.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы опубликовано извещение о проведении процедуры открытого конкурса N
0700500000921000001 и конкурсная документация на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы, утвержденная Приказом генерального директора Общества №191-П от 28.10.2021 Чудочиным А.П.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 867120, 00 рублей.

Глава 6 Закона о контрактной системе устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) субъектов контроля, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Глава 5 - устанавливает содержание субъектов контроля, виды и основания контрольных мероприятий. Положения глав 5, 6 Закона о контрактной системе распространяют свое действие в отношении заказчиков, указанных в пункте 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, поскольку такие заказчики отнесены к субъектам контроля, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает случаи обжалования действий (бездействия) заказчика в порядке, установленном антимонопольным органом. Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) устанавливает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Закона о закупках установлено содержание контроля за соблюдением Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ и указанных в части 4 статьи 5 Закона № 307-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Законом № 307-ФЗ).

Статья 5 Закона № 307-ФЗ устанавливает случаи проведения обязательного аудита в отношении отдельных организаций.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" установлено, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Таким образом, Законом N 307-ФЗ предусмотрено заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в форме открытого конкурса в порядке, установленном Законом о контрактной системе. Следовательно, порядок проведения открытого конкурса подразумевает выбор заказчиком формы проведения такого конкурса в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Выбор аудиторской организации осуществляется путем проведения открытого конкурса, то есть информация о закупке сообщается обществом - организатором конкурса неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам конкурса предъявляются единые требования.

В соответствии с частью 43 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Из буквального толкования приведенных выше положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ следует, что с 01.01.2019 приоритетной формой проведения закупочных процедур, в том числе открытого конкурса является электронная (действует запрет на осуществление закупок в "бумажном" формате, исключение составляют ряд закупок, поименованных в исчерпывающем перечне части 44 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Однако Заказчиком, в документации прямо указано, что участник открытого конкурса подает заявку на участие в открытом конкурсе в письменном виде до истечения срока, указанного в Извещении о проведении открытого конкурса и Информационной карте. Заявка подается в месте, указанном в Извещении о проведении открытого конкурса (п. 12.1 конкурсной документации). Каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются Заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются (п. 12.2 конкурсной документации). Заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и начинает рассмотрение содержания заявок на участие в открытом конкурсе только после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (п. 12.5 конкурсной документации). Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не вскрывается и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается Заказчиком, в порядке, установленном конкурсной документацией (п. 12.6 конкурсной документации). Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе осуществляется в один день (п. 13.1 конкурсной документации). Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам открытого конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником открытого конкурса (п. 13.3 конкурсной документации). Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили Заказчику до вскрытия таких конвертов. В случае установления факта подачи одним участником открытого конкурса двух и более заявок на участие в открытом конкурсе при условии, что поданные ранее этим участником заявки на участие в конкурсе не отозваны, все заявки на участие в конкурсе этого участника не рассматриваются и возвращаются этому участнику (п. 13.4 конкурсной документации). Информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения договора, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытие данных конвертов и вносятся соответственно в протокол. В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся (п. 13.5 конкурсной документации). Заявка на участие в открытом конкурсе подается в письменной форме в запечатанных конвертах. Заявка на участие в открытом конкурсе должна быть подготовлена и содержать документы и сведения, согласно требованиям настоящей конкурсной документации и Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п.14 Информационной карты открытого конкурса).  Срок, место и порядок подачи заявок участников конкурса: заявки на участие в открытом конкурсе принимаются Заказчиком по адресу: 166704 Российская Федерация, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар,  ул. В .И .Ленина, д. 42. Заявки на участие в открытом конкурсе принимаются с 25.11.2021., ежедневно с 8 часов 00 минут до 12 часов 00 минут и с 13 часов 30 минут до 17 часов 00 минут. Окончание приема заявок – 16.12.2021 в 9 часов 00 минут по московскому времени. Заявки принимаются в письменном виде в запечатанных конвертах (п.15 Информационной карты открытого конкурса).

Проведение закупки в электронной форме предполагает предоставление участнику закупки возможность скорректировать ценовое предложение своей заявки исходя из минимальной цены других заявок на участие в конкурсе. Заявитель ожидал, что Заказчик предоставит заявителю такую возможность, однако этого Заказчиком сделано не было, что нарушило права и законные интересы Заявителя.

Проведение закупки в порядке, который не предусмотрен законом, является нарушением закона. К тому же проведение закупки на бумажных носителях создает условия для злоупотребления правом и для предоставления одному из участников закупки предпочтения по сравнению с другими участниками. Таким образом, результаты данной закупки подлежат отмене, как полученные при нарушении процедуры проведения закупки.

Поскольку порядок проведения открытого конкурса включает в себя, в том числе и выбор формы, способа его проведения (бумажная или электронная) следовательно, заказчик АО "Ненецкая агропромышленная компания" должен был при проведении конкурса руководствоваться также ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ, определяющей форму проведения торгов.

На основании изложенного, в действиях заказчика, содержатся нарушения требований части 5 ст. 24. п. 2  ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе, поскольку такие действия корреспондируют вышеизложенным выводам Комиссии, основанным на фактическом изучении содержания конкурсной документации.

   Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

          1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фирма «Аудитинформ» на действия Заказчика -  Акционерного общества «Ненецкая агропромышленная компания») при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы (извещение № 0700500000921000001) обоснованной.
          2. Признать в действиях Заказчика нарушения требований части 5 статьи 24 и пункта 2 части 43 статьи 112  Закона о контрактной системе.
          3. Заказчику АО «Ненецкая агропромышленная компания» (ИНН 2983012349, ОГРН 1182901010907) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы (извещение № 0700500000921000001) путем аннулирования открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Ненецкая агропромышленная компания» за 2021(2022, 2023) годы (извещение № 0700500000921000001) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
          4. Материалы дела передать должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд по ч. 2 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Председатель комиссии                                                                          

 

Члены комиссии                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны