Решение №083/01/16-7/2021 ГБУ НАО "СШ №4 г. Нарьян-Мара", ИП Тишунов В.А. от 28 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

 №083/01/16-7/2021

28.04.2022 г.                                                                                                                  г. Нарьян-Мар

Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2022 г.                                   

Решение в полном объеме изготовлено 28 апреля 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: - руководителя Управления;

Членов Комиссии:– главного специалиста-эксперта Управления;

                                        – специалиста 1 разряда Управления,

рассмотрев материалы дела № 083/01/16-7/2021 по признакам нарушения ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» (166000, Российская Федерация, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, проезд Капитана Матросова, д. 1) и ИП Тишуновым В.А. (юр. адрес: 620017, г. Екатеринбург, ул. Вали Котика, д. 9, кв. 21; факт. адрес: 620049, г. Екатеринбург, пер. Автоматики, д. 1, оф.338) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело или могло привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов,

в отсутствии представителей ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Тишунова В.А.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ненецкое УФАС России поступило требование Прокуратуры Ненецкого автономного округа №86-04-2021/1483 от 18.04.2021 г. о проведении внеплановой проверки, обвинительный приговор Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10.12.2020 по судебному делу №1-234/2020 в отношении Кременской В.В., которая на момент совершения правонарушения являлась директором ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов», в соответствии с распоряжением заместителя губернатора Ненецкого автономного округа – руководителя Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 31.08.2016 №475-кп, осужденной по ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 290, п. «в» ч. 5 ст. 290, ч. 2 ст. 290, ч. 1 ст. 290 УК РФ,  а также материалы Нарьян-Марского межрайонного следственного отдела №202-111-20, а именно копии материалов уголовного дела №12002110020000017, в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Материалы содержат информацию, о том, что, между ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Тишуновым В.А., могло быть достигнуто и реализовано соглашение, в нарушение требований действующего законодательства, что привело или могло привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий рынок.

По результатам внеплановой документарной проверки ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» (Акт проверки 03П-2021) установлено, что действия ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Тишунова В.А., выразившиеся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело или могло привести к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, содержат признаки нарушения требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом Ненецкого УФАС России от 13.09.2021 года №153 возбуждено дело № 083/01/16-7/2021 по признакам нарушения ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Тишуновым В.А. пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изучив представленные в материалы дела документы и информацию (сведения), Комиссией Ненецкого УФАС России установлено следующее.

Согласно пп. 13.1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ

В соответствии с Уставом ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов», утвержденным распоряжением Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 25.05.2017 №521-р, основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Статьей 8 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, в том числе организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (п. 4); организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования (п.7).

Для непосредственной реализации образовательной программы необходимо наличие средств обучения и воспитания. Сюда относятся приборы, оборудование, включая компьютеры, планшеты, электронные информационные ресурсы.

Таким образом, в рассматриваемом случае ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» выполняет функции государственного заказчика при реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений при реализации функции по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов», как государственное бюджетное образовательное учреждение является Заказчиком по смыслу Закона № 44-ФЗ.

Согласно приложению 2 к приказу Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 14.01.2019 №7 «Об утверждении государственных заданий государственным бюджетным образовательным организациям Ненецкого автономного округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»,  ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» выдано государственное задание на реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Между Департаментом образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа и ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» заключено соглашение №118 от 14.01.2019 о предоставлении государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Ненецкого автономного округа «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ учреждение как государственное бюджетное учреждение, уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ и осуществляющее закупки, является государственным заказчиком, и при размещении закупок руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В статье 8 Закона № 44-ФЗ закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Применение Закона № 44-ФЗ обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Исходя из части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Исчерпывающий перечень случаев, при которых закупка может быть осуществлена у единственного поставщика определен статьей 93 Закона N 44-ФЗ.

В период с 05.04.2019 г. по 08.05.2019 г. между ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Тишуновым В.А. заключены договоры поставки:

№740149 от 05.04.2019 г. на поставку планшетов (15 шт), на сумму 187 350 руб. (согласно товарной накладной товар получен, согласно платежному поручению №379261 от 09.08.2019 оплачен 09.08.2019),

№740160 от 05.04.2019 г. на поставку планшетов (15 шт), на сумму 187 350 руб.  (согласно товарной накладной товар получен, согласно платежному поручению №379258 от 09.08.2019 оплачен 09.08.2019),

№748954 от 08.04.2019 г. на поставку ноутбука для учителя (1 шт.) на сумму 39 200 руб. (согласно товарной накладной товар получен, согласно платежному поручению №385322 от 20.08.2019 оплачен 20.08.2019),

№747344 от 08.04.2019 г. на поставку программы контроля ученика (1 шт.) и программы контроля ученика (30 шт), на сумму 79 960 руб. (согласно товарной накладной товар получен, согласно платежному поручению №385323 от 20.08.2019 оплачен 20.08.2019),

№3394 от 08.05.2019 г на поставку Wi-fi роутера (1 шт.), на сумму 3 990 руб. (согласно товарной накладной товар получен, согласно платежному поручению №385321 от 20.08.2019 оплачен 20.08.2019).

Общая сумма договоров на поставку компьютерного оборудования составила 497 850 руб.

Как следует из вышеуказанных договоров, правовым основанием их заключения является пункт 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Согласно информации, представленной Учреждением, годовой объем закупок, на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» за 2019 год составляет 6 252 512,32 рублей. Совокупный годовой объем закупок ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» за 2019 год составляет 41 175 109,60 руб.

Вышеуказанная норма заключения договоров с единственным поставщиком применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки. Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до 400 000 рублей каждая, в целях избежания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

В Ненецкое УФАС России Прокуратурой НАО направлен обвинительный приговор Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10.12.2020 по судебному делу №1-234/2020 в отношении Кременской В.В., которая на момент совершения правонарушения являлась директором ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов», в соответствии с распоряжением заместителя губернатора Ненецкого автономного округа – руководителя Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 31.08.2016 №475-кп, осужденной по ч. 2 ст. 290, ч. 2 ст. 290, п. «в» ч. 5 ст. 290, ч. 2 ст. 290, ч. 1 ст. 290 УК РФ,  а также материалы Следственного управления Следственного комитета РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу №202-111-20, а именно копии материалов уголовного дела №12002110020000017, в которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Материалами уголовного дела №12002110020000017 Следственного управления Следственного комитета РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу установлено: Кременская В.В., являясь в соответствии с распоряжением заместителя губернатора Ненецкого автономного округа - руководителя Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 31.08.2016 №475/кп директором ГБОУ НАО "Средняя Школа №4", в последующем переименованной в ГБОУ НАО "Средняя Школа №4 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов" (ИНН 8301020245), расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян- Мар, проезд им. капитана Матросова, 1, будучи наделенной в соответствии с пп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 14 п. 4.8 Устава ГБОУ НАО "Средняя Школа №4 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов" функциями и обязанностями по организации и обеспечению деятельности Учреждения, то есть, являясь должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном учреждений, в период времени с 01.03.2019 по 05.04.2019  включительно, находясь на территории Ненецкого АО, действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью собственного обогащения, в телефонном разговоре с Никифоровой Е.А., являющейся руководителем отдела продаж торговой компании «Отличник»», принадлежащей ИП Тишунову В.А. с основным видом деятельности - торговля оптовая прочими бытовыми товарами, сообщила о возможности заключения от имени ГБОУ НАО "Средняя Школа №4 углубленным изучением отдельных предметов" договора на поставку товара для нужд учреждения с ИП Тишуновым В.А. на условии передачи ей взятки в виде денег в размере 10 % от цены заключенного договора.

Полученное от Кременской В.В. предложение Никифорова Е.А. довела до Тишунова В.А., который согласился на заключение договора на выдвинутых условиях со стороны Кременской В.В.

Получив согласие от Тишунова В.А. на передачу взятки в виде денег, Никифорова Е.А. действуя в интересах представляемого ею ИП Тишунова В.А., с целью извлечения им прибыли и передачи взятки Кременской В.В., в период времени с 01.03.2019 по 05.04.2019 созвонилась с последней, сообщила о согласии передачи взятки в виде денег в размере 10% от цены заключенного договора за совершение действий в пользу Тишунова В.А., а именно: за заключение между ГБОУ НАО "Средняя Школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов" договора на поставку товаров с ИП Тишуновым В.А.

Кременская В.В., согласно ранее достигнутой с Тишуновым В.А. договоренности о передаче взятки, от лица ГБОУ НАО «Средняя Школа №4 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» заключила с индивидуальным предпринимателем Тишуновым В.А. договоры поставки для нужд Учреждения, а ИП Тишунов В.А. в установленные сроки их исполнил.

После исполнения заключенных договоров, 09.08.2019 с расчетного счета ГБOУ НАО «Средняя школа № 4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» на расчетный счет ИП Тишунова В.А. в качестве оплаты по договору №. 740149 перечислено 187 350,00 рублей и в качестве оплаты по договору № 740160 перечислено 187 350,00 рублей, а 20.08.2019 в качестве оплаты по договору № 748954 перечислено 39 200,00 рублей, в качестве оплаты по договору № 747344 перечислено 79 960,00 рублей, в качестве оплаты по договору № 3394 перечислено 3 990,00 рублей, а всего 497 850,00 рублей.

23.08.2019 Тишунов В.А., находясь в офисе «Производственной торговой компании «Отличник»», в продолжение своего преступного умысла, направленного на дачу взятки через посредника, за совершение действий в его (Тишунова В.А.) пользу, действуя умышленно, из корыстных побуждений, желая извлекать прибыль от предпринимательской деятельности и в дальнейшем заключать договоры поставки с ГБОУ НАО "Средняя школа № 4 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов", передал наличными денежными средствами Никифоровой Е.А. 25 000,00 рублей для последующей передачи Кременской В.В. в качестве взятки.

Получив указанные денежные средства, Никифорова Е.А. через банкомат внесла 25 000,00 рублей на свою карту, после чего, исполняя условия достигнутой с Кременской В.В. договоренности, действуя в интересах представляемого ею ИП Тишунова В.А., с целью извлечения им прибыли, имея умысел на непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя осуществила перевод денежных средств в сумме 24 700,00 рублей, а 250 рублей оплатила комиссию банку за осуществление денежного перевода. При переводе денежных средств Кременской В.В. по её просьбе к переводу Никифорова Е.А. добавляла сообщение о том, что денежные средства переводятся в долг.

Согласно обвинительному приговору Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10.12.2020 по судебному делу №1-234/2020, В.В. Кременская В.В., являясь в соответствии с распоряжением заместителя губернатора Ненецкого автономного округа - руководителя Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 31.08.2016 №475/кп директором ГБОУ НАО "Средняя Школа №4", в последующем переименованной в ГБОУ НАО "Средняя Школа №4 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов" (ИНН 8301020245), расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян- Мар, проезд им. капитана Матросова, 1, будучи наделенной в соответствии с пп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 14 п. 4.8 Устава ГБОУ НАО "Средняя Школа №4 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов" функциями и обязанностями по организации и обеспечению деятельности Учреждения, то есть, являясь должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном учреждений, находясь на территории Ненецкого автономного округа, действуя умышленно, из корыстных побуждений, используя свое должностное положение, с целью собственного обогащения, получила взятку в виде денег в сумме 24 750 рублей путем перечисления на банковский счет через посредника Никифорову Е.А. от индивидуального предпринимателя Тишунова Владислава Андреевича, согласно ранее достигнутой договоренности с последним, который 23.08.2019 наличными денежными средствами передал 25 000 рублей Никифоровой Е.А. для последующей передачи в качестве взятки Кременской В.В., из них 250 рублей Никифорова Е.А. оплатила комиссию банку за осуществление денежного перевода, а 24 750 рублей перевела на банковский счет Кременской В.В. за совершение действий в пользу Тишунова В.А., а именно: за заключение от имени ГБОУ НАО "Средняя Школа №4 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов" договоров на поставку товаров с ИП Тишуновым В.А.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Между ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Тишуновым В.А. заключены договоры: №740149 от 05.04.2019 г. на поставку планшетов (15 шт), на сумму 187 350 руб. №740160 от 05.04.2019 г. на поставку планшетов (15 шт), на сумму 187 350 руб., №748954 от 08.04.2019 г. на поставку ноутбука для учителя (1 шт.) на сумму 39 200 руб., №747344 от 08.04.2019 г. на поставку программы контроля ученика (1 шт.) и программы контроля ученика (30 шт), на сумму 79 960 руб., №3394 от 08.05.2019 г. на общую сумму 497 850 руб.

Информация о проведении закупок на поставку товаров в ЕИС не размещалась, торги не проводились. Договоры заключены с единственным поставщиком ИП Тишуновым В.А.

Об искусственном дроблении закупки свидетельствует следующее: контракты на поставку товаров заключены в короткий период времени с 05.04.2019 г. по 08.05.2019 г, с последовательной нумерацией контрактов - №№ №740149, №740160, №748954, №747344, №3394 с единым поставщиком - ИП Тишуновым В.А. соответственно, предметы контрактов являются идентичными по отношению друг к другу - поставка компьютерной техники и программного обеспечения.

В рассматриваемом деле отсутствуют какие-либо объективные причины невозможности проведения единой закупки по рассматриваемым услугам. При закупках указанных услуг применен принцип искусственного дробления договоров (на сумму до 400 тысяч рублей каждый) исключительно в целях их заключения с заранее определенным единственным поставщиком (подрядчиком). Стороны с целью прикрыть сделку на крупную сумму совершили сделки на меньшую сумму.

Сведений о целесообразности заключения контрактов ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» способом - закупка у единственного поставщика (ИП Тишунова В.А.), посредством дробления одного крупного заказа на несколько стоимостью не более 400 000.00 руб., учреждением не представлено.

Таким образом, оформление закупки одноименных товаров (работ, услуг) у одного и того же единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) несколькими документами (контрактами), свидетельствует о единой закупке у этого поставщика (исполнителя, подрядчика).

Материалами дела установлено, что заключая контракты, каждый из которых по цене до 400 000 (то есть по цене, не выше нормативно установленного предельного значения цены контракта) без конкурентных процедур, стороны контрактов осознавали (могли осознавать), что контракты могли быть заключены по иной (наилучшей предложенной при проведении конкурентных процедур) цене.

Принимая во внимание тождественность предмета договоров – поставка компьютерной техники программного обеспечения, Комиссия Ненецкого УФАС России считает, что указанные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную до 400 000 рублей и оформленную пятью договорами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

В соответствии с пунктом 3.5.2 методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Заключение указанных договоров в нарушение статей 1, 6 и 8, 93 Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, ограничивает доступ на соответствующий товарный рынок иным хозяйствующим субъектам.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц.

Не проведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует об ограничении доступа на соответствующий товарный рынок, создании необоснованных преимуществ, в данном случае ИП Тишунову В.А. и, как следствие, о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307-КГ15-1408, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11).

Заключая контракты, каждый из которых по цене до 400 000 (то есть по цене, не выше нормативно установленного предельного значения цены контракта) без конкурентных процедур, стороны контрактов осознавали (могли осознавать), что контракты могли быть заключены по иной (наилучшей предложенной при проведении конкурентных процедур) цене.

Отказ от конкурентных процедур приводит (может привести) к неэффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, экономию бюджетных средств.

В результате заключения вышеуказанных договоров между ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Тишуновым В.А., как с единственным поставщиком, данный хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, был поставлен в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, тем самым ограничив доступ на соответствующий товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на соответствующем товарном рынке, что содержит признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона "О защите конкуренции".

Заключение контрактов, являющихся согласованием воли обоих сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Как указано в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства": "факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательствам, включая требования к форме и содержанию сделок".

Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что между ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Тишуновым В.А., было заключено антиконкурентное соглашение.

Достигнутое между ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Тишуновым В.А. антиконкурентное соглашение подкреплялось взаиморасчетами сторон: должностное лицо ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» Кременская В.В. заключило контракты, каждый из которых по цене до 400 000 (то есть по цене, не выше нормативно установленного предельного значения цены контракта) без конкурентных процедур, а ИП Тишуновым В.А. переданы денежные средства (взятки) в виде денег, в размере 24 750 рублей.

Поскольку указанное нарушение направлено на заключение ряда однородных контрактов без проведения конкурентных процедур, суммой ущерба, причиненного Окружному бюджету НАО, будет сумма денежный средств, выплаченных ИП Тишуновым В.А. по результатам выполненных работ — 497 850 руб.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства (часть 5.1 статьи 45 ФЗ "О защите конкуренции"). Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 10.9 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 135-ФЗ "О защите конкуренции", анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

а) Временной интервал: по каждому из рассматриваемых контрактов определен с даты заключения контракта до даты исполнения контракта, все контракты заключались в период с 05.04.2019 г. по 08.05.2019 г., товарные накладные по контрактам от 27.06.2019.

Таким образом временной интервал определен с 05.04.2019 по 27.06.2019 г.

б) Продуктовые границы товарного рынка - поставка компьютерной техники и программного обеспечения (планшетов, ноутбука для учителя, программы контроля ученика).

в) При определении географических границ могут приниматься во внимание, среди прочего, границы территорий на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, а также границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения.

Исходя из обстоятельств настоящего дела, географическими границами товарного рынка целесообразно определить МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Согласно письму Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе от 21.09.2021№ 40/2021: 3 (три) хозяйствующих субъекта (ИП Тарасов А.В., ООО «М-АйТи и НАО», ИП Кулябцев Е.А.) выразили свое намерение принять участие в торгах в рассматриваемый период на право заключения договоров на поставку компьютерной техники и программного обеспечения.

Наличие писем хозяйствующих субъектов, осуществляющих, согласно сведениям из ЕГРЮЛ виды деятельности, предполагающие выполнение вышеуказанных видов работ (услуг), и выразивших желание участвовать в торгах на право выполнения данных видов работ (услуг), свидетельствует о том, что указанные виды работ (услуг) являются конкурентными. Соответственно, указанные действия совершаются при наличии хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующих товарных рынках.

Заключение об обстоятельствах дела 083/01/16-7/2021 было направлено в адрес ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Тишунова В.А., возражений и замечаний относительно доводов, изложенных в заключении, ответчики не предоставили.

На основании вышеизложенного, действия ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» и ИП Тишунова В.А., выразившиеся в заключении договоров №740149 от 05.04.2019 г., №740160 от 05.04.2019 г., №748954 от 08.04.2019 г., №747344 от 08.04.2019 г., №3394 от 08.05.2019 г., имеющих фактически единый предмет закупок - поставка компьютерной техники и программного обеспечения, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, содержат признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов» (166000, Российская Федерация, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, проезд Капитана Матросова, д. 1) и ИП Тишунова В.А. (юр. адрес: 620017, г. Екатеринбург, ул. Вали Котика, д. 9, кв. 21; факт. адрес: 620049, г. Екатеринбург, пер. Автоматики, д. 1, оф.338) нарушение  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, результатом которого явилось заключение договоров №740149 от 05.04.2019 г., №740160 от 05.04.2019 г., №748954 от 08.04.2019 г., №747344 от 08.04.2019 г., №3394 от 08.05.2019 г. с единственным поставщиком, без проведения торгов, путем дробления единого предмета закупки - поставка компьютерной техники и программного обеспечения, что привело или могло привести  к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на соответствующем товарном рынке.

2. Основание для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

3. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

4. Передать материалы дела № 083/01/16-7/2021 уполномоченному должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.14.32 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе (г. Нарьян-Мар).

 

 

Председатель    Комиссии:                                                                        

 

Члены Комиссии:                                                                                       

                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны