Решение №083/01-17/07/2020 Решение № 083/01/17-07/2020 от 11 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ РЕШЕНИE по делу о нарушении антимонопольного законодательства №083/01/17-07/2020 11.03.2021 г. г. Нарьян-Мар Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2021 г. Решение в полном объеме изготовлено 11 марта 2021 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии:. - руководитель Управления; членов Комиссии:. - ведущий специалист-эксперт; . - ведущий специалист-эксперт, рассмотрев материалы дела № 083/01/17-07/2020 по признакам нарушения ГУП НАО «НКК», ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса», пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении между заказчиком (организатором торгов) и участником торгов соглашения об искусственном дроблении одной сделки, которое привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий в отсутствии законного представителя ГУП НАО «НКК» и ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса», УСТАНОВИЛА: 24 мая 2020 года в адрес Ненецкого УФАС России поступили материалы отдела в Ненецком автономном округе РУФСБ России по Архангельской области по факту возможных нарушений совершенных должностными лицами ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания», выразившихся в искусственном разделении закупаемых товаров, работ, услуг, направленных на достижение единой хозяйственной цели с единственным поставщиком. Приказом Ненецкого УФАС России от 24.06.2020 года №94/1 возбуждено дело № 083/01/17-05/2020 по признакам нарушения ГУП НАО «НКК» пункта 1 части |
1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении между заказчиком (организатором торгов) и участником торгов соглашения об искусственном дроблении одной сделки, которое привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий. Определением об отложении рассмотрения дела № 083/01/17-5/2020 от 20.07.2020г., Комиссия привлекла иные лица в качестве ответчиков по указанному делу: ИП Никитина Н.Н., ФГА ОУДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса», ООО «Центр комплексной безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», ООО «Автоспецтехника НАО», ООО «Система», ФКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ненецкому автономному округу», ГУП НАО «Нарьян-Мардорремстрой», ИП Карманова Д.С., ООО «СПК-Инжиниринг», ИП Вольский Д.В., ООО «Полар Транс». Из имеющихся материалов антимонопольного дела усматривается, что действия ответчиков по заключению договоров, стоимостью не более ста тысяч рублей по каждому договору, совершены в разных временных интервалах, различных продуктовых и географических границах, а именно: 2017г. - оказание услуг по перевозке груза; 2017 г. - оказание услуг по техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре; 2019 г. - оказание услуг по корректировке проектной документации на техническое перевооружение объектов: по экспертизе на промышленную безопасность проектной документации на техническое перевооружение объектов: 2019 г. - дорожные работы: выполнение работ по восстановлению асфальтобетонного покрытия; 2019 г. - выполнение работ по обвязке ГРУ и монтажу запорной арматуры на вводе в котельную, работы по прокладке газопровода внутри котельной, работы по монтажу газопроводов для обвязки газового котла; 2019 г. - поставка оборудования и материалов системы пожарной сигнализации, оказание услуг по монтажу и наладке системы пожарной охраны; 2019 - 2020 г. г. охрана объектов; 2019- 2020 г.г. разработка проектов Акта категорирования. Акта обследования. Паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса; консультационные услуги по проведению обследования объекта топливно- энергетического комплекса для определения соответствия государственным требованиям по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК:
В соответствии с частями 1, 2 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также выделить в отдельное производство одно или несколько |
дел. Об объединении дел в одно производство или о выделении дела в отдельное производство антимонопольным органом выносится определение. Пунктом 3.128 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее
если в ходе рассмотрения дела выявлены новые признаки нарушения антимонопольного законодательства, достаточные для выделения дела в отдельное производство: если это будет способствовать полному, всестороннему и объективному рассмотрению выделенного дела. Согласно пункту 3.129 Административного регламента Комиссия, рассматривая дело, выносит определение о выделении из него нового дела в отдельное производство. Поскольку выделение дел будет способствовать объективному и всестороннему рассмотрению обстоятельств дела N 083/01/17-5/2020. Комиссия сочла необходимым выделить в отдельное производство дела по признакам нарушения ответчиков пункта
Определением от 30.07.2020 № 01-35/727 о выделении в отдельное производство дела, Комиссия Ненецкого УФАС России выделила дело № 083/01/17- 07/2020 по признакам нарушения ГУП НАО «НКК», ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса» пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении между заказчиком (организатором торгов) и участником торгов соглашения об искусственном дроблении одной сделки, которое привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий, в отдельное производство. Изучив представленные документы и информацию (сведения), Комиссией Ненецкого УФАС России установлено следующее. Государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа «Ненецкая коммунальная компания» (сокращенное наименование организации — ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания») ОГРН 1028301647120, ИНН 8301002408, адрес (место нахождения): 166700, Ненецкий АО, Заполярный район, р.п. Искателей, ул. Губкина, д. 15, распоряжением от 30.07.2015 г. № 382-р утвержден устав предприятия. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 года N 2Э6-ФЗ) (далее - Закон о закупках) указанный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями. Согласно части 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. |
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. Согласно части 7 статьи 113 ГК РФ правовое положение унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161- ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Таким образом, ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания» подпадает под действие Закона о закупках и является заказчиком в понятии, определенном статьей 1 Закона о закупках, следовательно, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для нужд предприятия обязано руководствоваться положениями указанного Закона. Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" установлены антимонопольные требования к торгам. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223- ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания» в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами |
юридических лиц". Действующей на момент заключения указанных выше договоров являлась редакция положения, от 19.07.2018 (версия № 12). Указанное положение о закупках определяет следующее. Пунктом 1.3 Положения, закупка товаров, работ, услуг установлены способы закупок.
Пунктом 1.3.7 установлено, что закупка у единственного поставщика осуществляется только в случаях, установленных настоящим Положением, когда проведение иных процедур закупок невозможно или нецелесообразно. Пунктом 7 Положения установлены случаи закупки у единственного поставщика.
|
Согласно пункту 7.3 Положения о закупке ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания» информация о закупке у единственного поставщика размещается в ЕИС в порядке, определенном в Законе №223-Ф3. В соответствии с пунктом 7.4 извещение и документация о закупке у единственного поставщика (вместе с проектом договора) размещаются в ЕИС до заключения договора с единственным поставщиком. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, а также пунктом 1.2.3 Положения о закупках ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
|
Положения Закона о закупках не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики. Материалами дела установлено, ГУП НАО «НКК» и ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно- энергетического комплекса» заключены договоры: от 01.09.2019г. № Д74/485 на разработку проектов Акта категорирования, Акта обследования, Паспорта безопасности объекта ТЭК Автономная котельная № 3, на сумму 95 000,00 руб., от 01.09.2019г. № Д74/486 на разработку проектов Акта категорирования, Акта обследования, Паспортабезопасности объекта ТЭК Автономная котельная № 2, на сумму 95 000,00 руб., от 01.09.2019г. № Д74/487 на разработку проектов Акта категорирования, Акта обследования, Паспорта безопасности объекта ТЭК Автономная котельная № 4, на сумму 95 000.00 руб., от 01.09.2019г. № Д74/488 на оказание консультационных услуг по проведению обследования объекта топливно-энергетического комплекса для определения соответствия государственным требованиям по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК Автономная котельная № 3, на сумму 35 000.00 руб., от 01.09.2019г. № Д74/489 на оказание консультационных услуг по проведению обследования объекта топливно-энергетического комплекса для определения соответствия государственным требованиям по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК Автономная котельная № 2, на сумму 35 000,00 руб., от 01.09.2019г. № Д74/490 на оказание консультационных услуг по проведению обследования объекта топливно-энергетического комплекса для определения соответствия государственным требованиям по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК Автономная котельная № 4, на сумму 35 000,00 руб., Договоры заключены без проведения конкурентной процедуры отбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно объяснениям от 14.12.2020 №4436 договоры заключены в соответствии с п.п. 13 п. 7.1 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «НКК» (закупаются услуги государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также подведомственных им юридических лиц). ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса» является федеральным государственным автономным образовательным учреждением. |
Таким образом, с учетом обстоятельств конкретного дела, допускалась возможность заключения договоров между ГУП НАО «Ненецкая коммунальная компания» и ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса» на оказание услуг по разработке проектов Актов категорирования, Актов обследования, Паспорта безопасности объекта ТЭК, на оказание консультационных услуг по проведению обследования объекта топливно-энергетического комплекса для определения соответствия государственным требованиям по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК с единственным поставщиком, без проведения публичных процедур. На основании вышеизложенного, действия ГУП «НКК» и ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса» в части заключения соглашения об искусственном дроблении одной сделки, которое привело к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий не нарушают пункт 1 часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции". В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии). Комиссия Управления, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции", |
решила:
1. Рассмотрение дела № 083/01/17-07/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" возбужденное в отношении ГУП «НКК» и ФГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического комплекса» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в Ненецком автономном округе (г. Нарьян-Мар). |
|
Председатель Комиссии: |