Решение (комиссия) №ОШ/224/24 О признании рекламы ненадлежащей от 11 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ»

 

423814, Республика Татарстан,
г. Набережные Челны, пр. Мира, д.18А,
офис 205

 

423823, Республика Татарстан,
г. Набережные Челны, ая 23053

 

<...>

 

<...>

<...>

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/5-2759/2023

 

Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2023 г.

Решения в полном объеме изготовлено 11 января 2024 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:

<...>.

<...>
<...>  
<...>  

рассмотрев дело №052/05/5-2759/2023, возбужденное по обращению <...> (Далее — заявитель, <...>.), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ» (Далее — общество, ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ») (ИНН 1651066469; ОГРН 1121651001746) по признакам нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителей общества по доверенности <...> (№251КД.ру/22 от 25.11.2022), <...>. (№46КД.ру/23 от 01.11.2023) и представителя заявителя по доверенности — <...>. (доверенность №52 АА 6035488 от 09.12.2023),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение <...> (вх.№26597-ЭП/23 от 27.10.2023), по поводу рекламы ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ», содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения рекламного законодательства.

В связи с тем, что ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ» зарегистрировано в Республике Татарстан, на основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N1922, Нижегородское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ».

28.11.2023 ФАС России наделила Нижегородское УФАС России соответствующими полномочиями.

Определением от 29.11.2023 Нижегородское УФАС России возбудило дело №052/05/5-2759/2023 в отношении ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ» по признакам нарушения пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Определением от 15.12.2023 рассмотрение дела №052/05/5-2759/2023 отложено и назначено на 25.12.2023 в 10:00.

Рассмотрение дела по существу состоялось 25 декабря 2023 года в 10:00 посредством проведения видеоконференцсвязи.

О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как следует из обращения, на главной странице интернет-магазина «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/) размещалась информация следующего содержания: «Бесплатный шиномонтаж. При покупке комплекта шин избранных брендов».

При звонке в техническую поддержку по телефонному номеру 8 800 250 98 60 распространялась информация следующего содержания: «Акция колеса даром. Мы рады подарить вам бесплатный шиномонтаж при покупке комплекта из четырех шин. Подробности об условиях акции можно найти на нашем сайте Колеса Даром.ру».

07.11.2023, 04.12.2023, 06.12.2023 на электронную почту заявителя <...>  поступили сообщения следующего содержания: «… Бесплатный шиномонтаж при покупке комплекта шин избранных брендов ...».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечения внимания к объекту рекламирования — интернет-магазину «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/), услугам и товарам реализуемым в интернет-магазине, в том числе по акции «Бесплатный шиномонтаж».

В соответствии с приказом ФАС России №821/23 от 14.11.2023 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы» в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях, или в приложении для мобильного устройства продавца товаров разных производителей информация направленная не столько на информирование потребителя об ассортименте предлагаемых товаров, работ, услуг или деятельности компании, в том числе о контрагентах (партнерах) данной компании, сколько на привлечения внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделении среди однородн6ых товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т.п), такая информация может быть признана реклама, и на такую информацию распространяются требования Федерального закона «О рекламе».

В рассматриваемом случае, баннер «Бесплатный шиномонтаж. При покупке комплекта шин избранных брендов», размещен на каждой странице интернет-магазина «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/).

Таким образом, информация, размещенная на странице интернет-магазина «kolesadarom», транслируемая во время звонка в техническую поддержку, направленная на электронную почту заявителя, отвечает всем требованиям, установленным пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», следовательно, является рекламой.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Так, закон о рекламе прямо требует обеспечения потребителей достоверной информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей.

При этом вся необходимая информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе для того, чтобы обеспечить возможность с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

Поскольку реклама должна быть распознаваема как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы и используемых средств, без специальных знаний и без применения технических средств, реклама должна быть четко и ясно доведена до потребителей и восприниматься ими однозначно.

При этом оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако, он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом, в соответствии с пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Из рекламного сообщения следует, что бесплатный шиномонтаж предоставляется при покупке шин избранных брендов, иные условия предоставления бесплатного шномонтажа в рекламном сообщении отсутствуют. Таким образом, у потребителя рекламы формируется представление, что достаточно приобрести шины, наименование которых указаны на странице акции, для получения услуги бесплатный шиномонтаж.

В соответствии с правилами акции, услуга бесплатного шиномонтажа предоставляется при покупке комплекта зимних шин. Эта информация является для потребителей рекламы существенной и ее отсутствие вводит (может ввести) потребителей в заблуждение.

Рекламное сообщение формирует интерес к услугам и товарам, реализуемым в интернет-магазине «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/), направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Вводящая в заблуждение реклама способна причинить вред как потребителю рекламной информации, так и конкуренту рекламодателя. Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способно привести к неправильному выбору потребителем товара с необходимым ему набором потребительских свойств и в то же время привести к сокращению продаж однородных товаров конкурентами.

При оценке рекламы на предмет введения в заблуждение учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.

Использование в рекламном сообщении выражения «Бесплатный шиномонтаж при покупке избранных брендов», а также отсутствие информации о распространении акции на комплекты зимних шин, искажает смысл рекламы и создает впечатление, применения бесплатного шиномонтажа, при приобретении комплекта шин, брендов, указанных на сайте интернет-магазина «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/), при этом потребители вводятся (могут быть введены) в заблуждение относительно условий предоставления услуги интернет-магазина, осуществляющего рекламируемую деятельность.

15.10.2023 заявителем через интернет-магазин «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/) оформлен и оплачен заказ на получение полного комплекта шин «Pirelli Cinturato ALL Saeson SF 2 225/+0 R17 103V» в количестве четырех штук. При оформлении заказа на главной странице интернет-магазина «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/) размещалась реклама следующего содержания: «Бесплатный шиномонтаж. При покупке комплекта шин избранных брендов».

В соответствии с перечнем брендов, указанных на странице интернет-магазина «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/), бренд Pirelli входит в список шин избранных брендов, участвующих в рассматриваемой акции.

Однако, 25.10.2023 заявителю было отказано в предоставлении услуги по бесплатному шиномонтажу, в связи с тем, что в соответствии с условиями акции, размещенными на странице интернет-магазина, бесплатные услуги шиномонтажа распространяются только на покупателей, приобретающих комплект зимней резины.

Также, заявителю было предложено обратиться в службу технической поддержки, по телефонному номеру: 8 800 250 98 60. Во время звонка по указанному номеру телефона распространялась реклама следующего содержания: «Акция колеса даром. Мы рады подарить вам бесплатный шиномонтаж при покупке комплекта из четырех шин. Подробности об условиях акции можно найти на нашем сайте Колеса Даром.ру».

По мнению заявителя, реклама, размещенная на главной странице интернет-магазина «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/) и распространенная на электронную почту заявителя, а также во время звонка в техническую службу поддержки по телефонному номеру 8-800-250-98-60, содержит несоответствующие действительности сведения о бесплатном шиномонтаже, так как бесплатные услуги шиномонтажа распространяются только на покупателей, приобретающих комплект зимней резины избранных брендов, что вводит потребителя в заблуждение.

Подтверждением этого служит обращение потребителя рекламы <...>.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

По информации интернет-страницы, указанной в рассматриваемой рекламе, деятельность по адресу: https://nn/kolesa-darom.ru/ осуществляет ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ» ИНН 1651066469; ОГРН 1121651001746, адрес: 423814, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Мира, д.18 А, офис 205.

Следовательно, рекламодателем является ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ»

В ходе рассмотрения дела представитель Общества данный факт не оспаривала, нарушение рекламного законодательства не признала. По мнению представителя Общества, реклама, распространенная на сайте https://nn/kolesa-darom.ru/ и направленная потребителю на электронную почту содержит гиперссылку на правила проведения акции, размещенные на интернет-сайте магазина «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/), в которых указано о порядке применения акции.

Рассмотрев доводы АО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ», Комиссия Нижегородского УФАС России считает их несостоятельными в силу следующего.

Закон о рекламе направлен на реализацию права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно пункту 28 Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламодателя, а не совокупности всех распространенных рекламных материалов.

При этом ссылки на сайт в сети Интернет, на котором можно получить дополнительные сведения об условиях рекламируемой услуги, само по себе не влияет на восприятие рекламы и не восполняет отсутствующую в ней существенную информацию об условиях предоставления рекламируемой услуги.

Таким образом, реклама должна быть доведена до аудитории рекламы в полном объеме, чтобы каждый из круга неопределенных лиц мог воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

В рассматриваемом случае содержание спорной рекламы позволило заявителю прийти к выводу, что рекламируемой акцией можно воспользоваться в случае приобретения комплекта шин определенного бренда, поскольку такое упоминание содержится в тексте рекламы: «… при покупке комплекта шин избранных брендов».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что реклама ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ» распространенная: на сайте интернет-магазина «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/) в октябре — декабре 2023 года «Бесплатный шиномонтаж. При покупке комплекта шин избранных брендов»; транслируемая при звонке на линию технической поддержки 25 октября 2023 года «Акция колеса даром. Мы рады подарить вам бесплатный шиномонтаж при покупке комплекта из четырех шин. Подробности об условиях акции можно найти на нашем сайте Колеса Даром.ру»; направленная на электронную почту заявителя 7 ноября 2023 года, 4 декабря 2023 года, 6 декабря 2023 года «… Бесплатный шиномонтаж при покупке комплекта шин избранных брендов ...», является ненадлежащей, противоречит требованиям пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что, доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы отсутствуют, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ», распространенную: на сайте интернет-магазина «kolesadarom» (https://nn/kolesa-darom.ru/) в октябре — декабре 2023 года «Бесплатный шиномонтаж. При покупке комплекта шин избранных брендов»; транслируемую при звонке на линию технической поддержки 25 октября 2023 года «Акция колеса даром. Мы рады подарить вам бесплатный шиномонтаж при покупке комплекта из четырех шин. Подробности об условиях акции можно найти на нашем сайте Колеса Даром.ру»; направленную на электронную почту заявителя 7 ноября 2023 года, 4 декабря 2023 года, 6 декабря 2023 года «… Бесплатный шиномонтаж при покупке комплекта шин избранных брендов ...», поскольку она противоречит требованиям пункта 4 части 3 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»;

  2. Выдать ООО «КОЛЕСА ДАРОМ.РУ» Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

  3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

<...>

 

Связанные организации

ООО "КОЛЕСА ДАРОМ.РУ"
ИНН 1651066469, ОГРН 1121651001746