Решение б/н Решение по делу № 1264-ФАС52-ТР-15-02/12-10 в отношении прав... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
 по делу № 1264-ФАС52-ТР-15-02/12-10
 
 
 
21 июля 2011 года                                                                           г. Нижний Новгород
Резолютивная часть оглашена 07 июля 2011 года
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Гребнева Ю.Н. – председателя комиссии, заместителя руководителя управления,
членов комиссии
Валитова М.А. – начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,
Чувилиной М.Н. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями, –
 
при участии в рассмотрении дела представителей сторон и заинтересованных лиц:
закрытого акционерного общества «Надежда-Фарм Арзамас» (заявителя): генерального директора Коклевского А.И. (протокол годового общего собрания акционеров от 31.03.2008 № 24),
правительства Нижегородской области (ответчика):                      Цыганова А.И. (по доверенности от 11.01.2011 № 6),
министерства здравоохранения Нижегородской области (заинтересованного лица): Ильина М.В. (по доверенности от 09.09.2010),                         Очекуровой Н.Ю. (по доверенности от 06.12.2010 № 315-02-01-14/21),                                             а также в присутствии Ульяновой В.В. – заместителя генерального директора государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» (по доверенности от 30.06.2011 № 30/06), привлечённой к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, –
 
рассмотрела 07 июля 2011 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006                        № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон) в отношении Правительства Нижегородской области (далее также – ответчик), –
 
и установила:
 
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обратилось закрытое акционерное общество «Надежда-Фарм Арзамас» (далее – заявитель, Общество) с заявлением о проверке соответствия распоряжения Правительства Нижегородской области от 13.09.2007 № 1418-р (с последующими изменениями) «Об организации обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области» (далее также – распоряжение № 1418-р) Закону о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения обращения Общества антимонопольный орган усмотрел признаки противоречия распоряжения № 1418-р части 1 статьи 15 Закона (ввиду ограничения права хозяйствующих субъектов на поставку лекарственных препаратов государственным лечебно-профилактическим учреждениям, создания уполномоченной организации преимущественных условий деятельности на товарном рынке) и части 3 статьи 15 Закона (по факту наделения пунктом 2 спорного распоряжения уполномоченной организации обязанностями, являющимися функциями органов исполнительной власти Нижегородской области), в связи с чем 14.12.2010 возбудил в отношении Правительства Нижегородской области настоящее дело.
При рассмотрении дела законный представитель Общества указал, что распоряжение № 1418-р не соответствует Закону о защите конкуренции, поскольку государственные лечебно-профилактические учреждения должны самостоятельно размещать заказы на поставку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Представитель ответчика с заявителем не согласен, о чём подробно указывает в приобщённом к материалам дела отзыве. Основные доводы Правительства Нижегородской области сводятся к следующему. Исполнителем услуги по обеспечению лечебно-профилактических учреждений лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения является уполномоченная организация, которая определяется не анализируемым распоряжением, а по итогам торгов, где может участвовать любой хозяйствующий субъект, имеющий лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности. Потребность по номенклатуре и количеству лекарственных препаратов лечебно-профилактические учреждения определяют самостоятельно, а уполномоченная организация осуществляет лишь формирование сводной заявки. Централизованное обеспечение лечебно-профилактических учреждений лекарственными препаратами является более эффективным, чем самостоятельные закупки учреждениями. По приведённым мотивам представитель ответчика настаивает на прекращении рассмотрения дела антимонопольным органом в связи с соответствием распоряжения № 1418-р Закону.
Представители Министерства здравоохранения Нижегородской области, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, разделяют позицию ответчика и полагают, что действие спорного распоряжения не приводит к ограничению конкуренции. Подробно позиция заинтересованного лица изложена в письме от 28.06.2011 № 315-02-01-38-7886/11-О.
Заместитель генерального директора государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» Ульянова В.В., опрошенная в заседании комиссии в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, пояснила, что государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» является уполномоченной организацией, одержавшей победу в соответствующих торгах, которая осуществляет формирование сводной потребности по заявкам лечебных учреждений; полагает, что распоряжение № 1418-р не противоречит законодательству о защите конкуренции.
В заседании комиссии, назначенном на 30.06.2011, объявлялся перерыв до 07.07.2011, 17-45, после чего заседание продолжено.
Изучив материалы дела, заслушав выступления явившихся представителей, комиссия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона).
Из указанных норм следует, что противоречащими части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции могут быть признаны такие акты указанных органов, которые препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке на условиях самостоятельности, соперничества (состязательности).
Однако в данном конкретном случае комиссия не усматривает, что издание и действие распоряжения № 1418-р каким-либо образом препятствует Обществу или иным лицам осуществлять поставки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в том числе государственным лечебно-профилактическим учреждениям.
По правилам пункта 3 спорного распоряжения Министерству здравоохранения Нижегородской области, государственным лечебно-профилактическим учреждениям Нижегородской области предписано заключить договоры поставки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования Нижегородской области с уполномоченной организацией в объеме не менее 70% выделяемых на указанные цели денежных средств в соответствии с государственным контрактом, заключенным между министерством здравоохранения Нижегородской области и уполномоченной организацией по итогам торгов.
Следовательно, до 30 % денежных средств, выделяемых на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, государственные лечебно-профилактические учреждения вправе осваивать самостоятельно посредством размещения заказов, в которых могут участвовать все лица, соответствующие установленным требованиям.
Сама же по себе норма пункта 3 распоряжения № 1418-р о закупке государственными лечебно-профилактическими учреждениями лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения у уполномоченной организации в объёме не менее 70 % выделяемых денежных средств обусловлена особенностями правоотношений, возникающих в рамках централизованной закупки, которые заключаются в возложении на уполномоченную организацию обязанностей по закупке, хранению, сертификации, доставке лекарственных препаратов, а не только по их поставке.
Согласно пункту 2.2 распоряжения № 1418-р уполномоченная организация совместно с управлением по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области организует и проводит закупки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения с использованием биржевых или электронных торгов.
Как видно из материалов дела, в 2010 году среднее число зарегистрированных участников биржевых торгов составило 100 организаций.
Таким образом, неограниченному кругу хозяйствующих субъектов – поставщиков лекарственных препаратов – не создано препятствий для осуществления своей коммерческой деятельности, в связи с чем распоряжение № 1418-р не вступает в противоречие с требованиями части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Антиконкурентные последствия действия спорного распоряжения (в том числе и в части создания уполномоченной организации преимущественных условий деятельности на товарном рынке) материалами дела не подтверждены.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона запрещается, в частности, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания пункта 2 распоряжения № 1418-р, уполномоченная организация выполняет следующие обязанности: формирует сводную заявку на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения от лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области; организует и проводит совместно с управлением по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области закупки лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения с использованием биржевых или электронных торгов; закупает за счет собственных денежных средств лекарственные препараты и изделия медицинского назначения для министерства здравоохранения Нижегородской области и государственных лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области; поставляет лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с заявками государственных лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области.
По мнению комиссии, предусмотрев такие обязанности уполномоченной организации, ответчик не наделил её функциями и правами органов исполнительной власти Нижегородской области.
При указанных обстоятельствах комиссия приходит к итоговому выводу о том, что Правительством Нижегородской области в рассматриваемом случае не допущено нарушений частей 1 и 3 статьи 15 Закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, комиссия
решила:
 
рассмотрение дела № 1264-ФАС52-ТР-15-02/12-10 по признакам нарушения Правительством Нижегородской области частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ответчика.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
 
Председатель комиссии                                                                            Ю.Н. Гребнев
 
 
Члены комиссии                                                                                        М.А. Валитов
 
 
                                                                                                                   М.Н. Чувилина
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны