Решение №ОШ/7368/20 Решение по делу от 21 мая 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по делу
|
РЕШЕНИЕ
по делу № 052/07/3-889/2020
18 мая 2020 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:
-
<...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,
-
<...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,
-
<...> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,
при участии:
-
<...> – представителя ООО «Профистенд» (по доверенности от 08.05.2020),
-
<...> - представителя ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» (по доверенности от 14.05.2020),
рассмотрев 18 мая 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Профистенд» на действия государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Перевозский строительный колледж» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку учeбного стeнда «Пoиск нeиспрaвностей» FFDЕ-19 и поставка учeбного стeнда «Монтaж холoдильной yстановки» RСDЕ-22 (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009129921),
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 08.05.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Профистенд» (далее – заявитель, ООО «Профистенд») на действия государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Перевозский строительный колледж» (далее – заказчик, ГБПОУ «Перевозский строительный колледж») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку учeбного стeнда «Пoиск нeиспрaвностей» FFDЕ-19 и поставка учeбного стeнда «Монтaж холoдильной yстановки» RСDЕ-22 (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009129921) (далее – аукцион).
При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях ГБПОУ «Перевозский строительный колледж», выразившихся в установлении в аукционной документации требований к участникам закупки и сроков направления запросов о разъяснении положений документации заказчику, направленных на ограничение конкуренции.
Кроме того, ООО «Профистенд» в своей жалобе сообщило о наличии разночтений в аукционной документации относительно сроков и места поставки товара.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Профистенд» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 18.05.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 12.05.2020 № ОШ/6637/20).
В свою очередь, ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого аукциона, а также возражения на жалобу ООО «Профистенд».
В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.
18.05.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Профистенд» на действия ГБПОУ «Перевозский строительный колледж».
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
-
-
-
лица, подавшие заявки на участие в торгах;
-
-
-
-
-
иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
-
-
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Профистенд» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.
Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» 30.04.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009129921) извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку учeбного стeнда «Пoиск нeиспрaвностей» FFDЕ-19 и поставка учeбного стeнда «Монтaж холoдильной yстановки» RСDЕ-22.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.
ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» (далее также – Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
-
информационная открытость закупки;
-
-
-
-
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
-
-
-
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
-
-
-
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
-
Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены пункте 2 статьи 3 Положения о закупке заказчика.
Согласно части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - «шаг аукциона»).
В соответствии с частью 19 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В части 2 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Пунктами 2, 4, 9, 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, требования к участникам такой закупки, формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно Техническому заданию на поставку учeбного стeнда «Пoиск нeиспрaвностей» FFDЕ-19 оборудование должно быть сертифицировано до момента подачи заявки на участие в конкурсе. Пакет документации должен содержать, в том числе Методические рекомендации по проведению региональных чемпионатов и демонстрационных экзаменов по стандартам WorldSkills, разработанные сертифицированным экспертом Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенции «Холодильная техника и системы кондиционирования».
Из представленных ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» материалов следует, что такое требование обусловлено тем, что данная закупка выполняется в рамках мероприятий гранта «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» и условиями конкурсной заявки ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» на участие в данном гранте.
Также по условиям Технического задания поставщик должен являться производителем учебных стендов.
Вместе с тем, поставщик может не являться производителем товара, при этом иметь возможность осуществить поставку товара надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки. Указанное требование ограничивает число участников закупки и нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Пунктом 4.3.1 Документации установлено, что поставщик, получивший аккредитацию на ЭТП, вправе направить заказчику/организатору закупки посредством программных и технических средств ЭТП запрос о разъяснении положений документации о закупке в срок не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до окончания срока подачи заявок.
Согласно пункту 27 Информационной карты дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.05.2020 09:00 (МСК), что свидетельствует о нарушении заказчиком части 19 статьи 3.2 Закона о закупках, так как срок с даты размещения извещения и документации о проведении аукциона (30.04.2020) до даты окончания подачи заявок составляет менее 15 пятнадцати дней.
Кроме того, с учетом выходных дней с 1 по 5 мая и объявлением в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» дней с 6 по 8 мая нерабочими у участников аукциона отсутствовала фактическая возможность направления заказчику запросов о разъяснении положении документации, что не соответствует части 2 статьи 3.2. Закона о закупках, пункту 4.3.1 Документации.
В пункте 10 Информационной карты установлено следующее: место поставки товара - 607400, Нижегородская область, с. Вад, ул. Полевая д. 2 (помещение — мастерские), срок поставки товара - 30 дней с даты заключения договора.
При этом согласно Приложению № 1 к проекту договора товар поставляется на территорию ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» по адресу: 607400, Нижегородская область, г. Перевоз, пр. Советский, д. 27, поставка осуществляется в течение 15 календарных дней с момента подписания договора.
Такие действия заказчика не позволяют хозяйствующим субъектам, заинтересованным в участии в закупке, однозначно определить сроки и место поставки товара, что затрудняет принятие ими решения об участии в аукционе.
В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО «Профистенд» обоснованной. Комиссия признает ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» нарушившим часть 1 статьи 3 Закона о закупках в части наличия необоснованных ограничений в отношении участников закупки.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия
решила:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Профистенд» на действия государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Перевозский строительный колледж» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку учeбного стeнда «Пoиск нeиспрaвностей» FFDЕ-19 и поставка учeбного стeнда «Монтaж холoдильной yстановки» RСDЕ-22 (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009129921) признать обоснованной.
2. Признать государственное бюджетное профессиональное образовательного учреждение «Перевозский строительный колледж» нарушившим часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Перевозский строительный колледж» обязательное для исполнения предписание.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.
Председатель Комиссии
Заместитель Председателя Комиссии
Член Комиссии |
|
<...>
<...>
<...> |
|
|
|
<...>
Идентификатор