Решение б/н Решение по делу №90-ФАС52-03/11 в отношении ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГ... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
 
 
РЕШЕНИЕ
о нарушении антимонопольного законодательства
 
г. Нижний Новгород
 
Резолютивная часть решения оглашена «06» мая 2011 года
В полном объеме решение изготовлено «16» мая 2011 года
 
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнев Ю.Н.
-
председатель комиссии, заместитель руководителя управления;
- Литвиненко Н.В.
-
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;
- Рябухина И.В.
-
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля естественных монополий, -

с участием:

- Малышева К.А.
-
представителя ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» (доверенность от 15.02.2011, б/н);
- Скворцова В.Н.
-
представителя ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» (доверенность от 15.02.2011, б/н);
- Ускова С.А.
-
представителя Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (доверенность от 03.05.2011 №108, удостоверение серия ТО-15 №0142), -

рассмотрев дело №90-ФАС52-03/11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО» (603032, город Нижний Новгород, улица Памирская, дом 11; ИНН 5258049909) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
установила:
 
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление П. на действия общества с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО» (далее – ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО»), выразившиеся в навязывании невыгодных условий технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома Заявителя к электрическим сетям.
По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО» дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», о чем на основании части 4 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции» Управлением издан приказ                от 15.02.2011 №36.
На основании статьи 46 Федерального закона «О защите конкуренции» в заседании комиссии объявлялись следующие перерывы с 22.03.2011                         до 24.03.2011, с 24.03.2011 до 28.03.2011, с 04.05.2011 до 06.05.2011.
При рассмотрении настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлекалось Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (определение от 31.03.2011 №03/2468).
04 мая 2011 года Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя на заседание комиссии не обеспечил. На основании части 2 статьи 45 Федерального закона «О защите конкуренции» дело рассмотрено в его отсутствие. 06 мая 2011 года                            ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО», надлежащим образом извещённое о времени и месте рассмотрения дела, продолженного после перерыва, явку представителя на заседание комиссии не обеспечило.
 
Комиссия, изучив материалы дела №90-ФАС52-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
П. принадлежит на праве собственности земельный участок и жилой дом.
 26 ноября 2009 года между ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» и П. заключен договор №5002-63/2009 (далее – Договор) на технологическое присоединение. П. выданы технические условия от 26.11.2009 №Ю-011-164/2009, согласно которым Заявитель, в том числе обязуется (в пределах границ балансовой принадлежности): выполнить присоединение; проложить линию электропередачи от кронштейна жилого дома до ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ; выполнить повторное заземление опоры ВЛ-0,4 кВ, от которой будет произведено подключение объекта (пункты 4, 5, 10 технических условий). В свою очередь, ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» согласно пунктам 1.1.1, 2.1.3, 2.2.4 Договора обязуется выполнить в своих сетях комплекс работ, направленных на обеспечение возможности использования электрической мощности в объеме 10 кВт (3 категория напряжения), и в течение пяти дней с момента получения письменного обращения  П., направленного после выполнения предусмотренных техническими условиями мероприятий и оплаты услуг по технологическому присоединению, - произвести подключение энергопринимающих устройств объекта Заявителя в точке присоединения (ВЛ-0,4 кВ от ТП-4131).
Руководствуясь названными пунктами Договора, Заявитель неоднократно (28.06.2010, 09.07.2010) направлял в адрес ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» письма                   (вх. №№ОКД-018-1276 28.06.2010, ОКД-018-1341 09.07.2010 соответственно), в которых уведомлял сетевую организацию о выполнении технических условий и просил инициировать подключение энергопринимающих устройств жилого дома к электрической сети.
В ответ на названные обращения П. ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» направило Заявителю письмо от 02.08.2010 №012, в котором указало, что для разрешения вопроса о возможности подключения жилого дома к электрической сети в соответствии с техническими условиями от 26.11.2009 №Ю-011-164/2009 П. необходимо предоставить: разработанную и согласованную с проектным отделом ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» проектную документацию (пункт 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 №6); протоколы испытаний оборудования; паспорт заземляющего устройства.
В ходе рассмотрения дела ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» обосновывало предъявленные к П. требования тем обстоятельством, что поскольку в соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения ..., утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, при осуществлении технологического присоединения объектов физических лиц, указанных в пункте 14 Правил, получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск электроустановки в эксплуатацию не требуется, сетевая организация самостоятельна при определении действий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объектов таких лиц. При этом ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» считает возможным применение в рассматриваемом случае аналогии законодательства. То есть, по мнению Ответчика, сетевая организация, осуществляя технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц, обязана: рассмотреть представленную заявителем документацию на предмет её соответствия техническим регламентам, техническим условиям, требованиям нормативно-правовых актов Российской Федерации; выдать заключение на соответствие электроустановки техническим условиям, требованиям безопасности, а также правил эксплуатации; допустить (не допустить) электроустановку в эксплуатацию.
По мнению П., доводы ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» необоснованны, поскольку требования сетевой организации о предоставлении согласованной с проектным отделом ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» проектной документации, протоколов испытаний оборудования, паспорта заземляющего устройства не предусмотрены ни заключенным между сторонами Договором, ни действующим законодательством Российской Федерации.
 
Оценивая приведённые фактические обстоятельства, Комиссия приходит к следующим выводам.
I.       В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона                         от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» является сетевой организацией, предоставляющей услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям Общества и передаче электрической энергии лицам, чьи энергопринимающие устройства уже присоединены к энергосистеме Общества. Региональной службой по тарифам Нижегородской области установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» и открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (в период                          с 01.01.2009 по 31.12.2009 действовало решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 №49/1; с 01.01.2010 по 31.12.2010 – решение РСТ Нижегородской области от 24.12.2009 №56/1, начиная с 01.01.2011, действует решение РСТ Нижегородской области от 24.12.2010 №49/1).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14.08.1995 №147-ФЗ                     «О естественных монополиях» юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии. В силу части 5 статьи 5 Федерального закона                     «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Статья 4 Федерального закона «О естественных монополиях» определяет услуги по передаче электрической энергии как сферу деятельности, осуществляемую в условиях естественной монополии. Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Как следствие, действия данного Общества могут быть предметом рассмотрения и проверки антимонопольного органа.
II.      В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании публичного договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организации и обратившимся к ней лицом.
Технологическое присоединение осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке и носит однократный характер (абзац 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике»). Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения), определяющие, в том числе порядок технологического присоединения и существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей на момент заключения договора между П. и             ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО») предусмотрена следующая процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, обозначенных в пункте 14 Правил:
-     подача Заявителем заявки;
-     заключение договора;
-     выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
-     осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;
-     фактический прием (подача) напряжения и мощности;
-     составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения.
Исходя из положений абзацев 2, 6 пункта 15, подпункта «а» пункта 16 Правил технологического присоединения, перечень мероприятий по технологическому присоединению, определённый в соответствии с техническим условиями, должен содержаться в направляемом сетевой организацией в адрес Заявителя проекте договора об осуществлении технологического присоединения. В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам заявителю предоставлено право направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Таким образом, перечень мероприятий по технологическому присоединению должен быть определён сторонами в договоре об осуществлении технологического присоединения.
Вместе с тем заключенный между П. и ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» договор №Б002-63/2009 об осуществлении технологического присоединения таких обязательств Заявителя как предоставление сетевой организации для осуществления технологического присоединения разработанной и согласованной с проектным отделом ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» проектной документации, паспорта заземляющего устройства не содержит.  При этом пункт 11 технических условий от 26.11.2009 №Ю-011-164/2009 содержит общее требование о предоставлении Заявителем паспортов и технической документации на всё оборудование, протоколов на выполненные работы.
Приведённый в пункте 18 Правил технологического присоединения общий перечень мероприятий по технологическому присоединению включает в себя, в том числе разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства, к которым также отнесены и линейные объекты, включающие в себя линии электропередач.
С учетом изложенного требование сетевой организации о разработке заявителем проектной документации правомерно только в том случае, когда соответствующее обязательство заявителя закреплено в договоре об осуществлении технологического присоединения и (или) ограничивается разработкой проектной документации на линейные объекты (линии электропередачи) в границах участка Заявителя.
Однако, как указано выше, заключенный П. с ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» договор такого условия как разработка Заявителем проектной документации в отношении обязательств, предусмотренных техническими условиями, не содержит.
При этом указание ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» в качестве обоснования права требования от Заявителя разработки проектной документации на пункт 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 №6 (далее - ПТЭЭП), согласно которому до начала монтажа (реконструкции) электроустановок необходимо: получить в энергоснабжающей организации технические условия; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией и органом государственного энергетического надзора, - необоснованно, поскольку согласно пункту 1.1.2 ПТЭЭП данные Правила распространяются на граждан – владельцев электроустановок выше 1000 В - и включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220кВ включительно.
Кроме того, ни Правилами технологического присоединения, ни заключенным между сторонами договором не предусмотрено право                      ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» требовать от Заявителя предоставления для осуществления технологического присоединения паспорта заземляющего устройства. Соответствующее обязательство Заявителя в выданных сетевой организацией технических условиях также отсутствует.
Таким образом, действия ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО», выразившиеся в предъявлении П. в качестве основания для осуществления технологического присоединения требований о предоставлении разработанной и согласованной с проектным отделом ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» проектной документации, а также паспорта заземляющего устройства, Комиссия полагает противоречащими требованиям Правил технологического присоединения, ущемляющими права и интересы Заявителя, как следствие, нарушающими             часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Выводы комиссии также подтверждены представителем Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласно пояснениям которого в результате изменений, внесённых в Правила технологического присоединения постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 №334 Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не осуществляет осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств лиц, указанных в пункте 14 Правил, в том числе физических лиц, к электрическим сетям. Правила технологического присоединения не обязывают заявителя предоставлять в сетевую организацию проектную документацию, протоколы испытаний оборудования, паспорта заземляющего устройства. Вместе с тем, по мнению представителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора, поскольку технические условия от 26.11.2009 №Ю-011-164/2009 содержат условие о необходимости предоставления Заявителем паспортов и технической документации на всё оборудование и протоколов на выполненные работы, в рассматриваемом случае, Заявителем могут быть предоставлены следующие протоколы: замеры сопротивления изоляции питающей линии, замера сопротивления заземляющего устройства, контура заземления на вводе в дом.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что                    25 апреля 2011 года ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» выполнило обязательства по Договору от 26.11.2009 №Б002-63/2009, подключив энергопринимающие устройства П. к электрической сети. 26 апреля 2011 года П. и ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» составлен Акт №20 технологического присоединения энергопринимающего устройства физического лица. При этом согласно представленной сторонами документации указанные действия ООО «ЗЕФС-ЭНЕРГО» совершило в отсутствие проектной документации, паспорта заземляющего устройства.
Таким образом, на момент принятия комиссией решения по данному делу общество с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО» устранило выявленное антимонопольным органом нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона                   от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
 
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1               статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
решила:
 
1.       Признать факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО» (603032, город Нижний Новгород, улица Памирская, дом 11; ИНН 5258049909) части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
2.       Рассмотрение дела №90-ФАС52-03/11 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЗЕФС-ЭНЕРГО», прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
 
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны