Решение б/н Реклама оператора связи признана ненадлежащей, противоречаще... от 20 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу №052/05/5-929/2019
г. Нижний Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 5 июня 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 июня 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Ш. |
- |
председатель Комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления; |
Ш. |
- |
член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
В. |
- |
член Комиссии, ведущий специалист-эксперт контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело №052/05/5-929/2019, возбужденное по обращению потребителя рекламы С. в отношении ООО «Т2 Мобайл», по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии заявителя и представителя ООО «Т2 Мобайл»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы С. по поводу рекламы ООО «Т2 Мобайл» «Перенос минут и ГБ».
По мнению заявителя, в рекламном сообщении «ПЕРЕНОС МИНУТ И ГБ» отсутствует часть существенной информации об условиях, при которых предлагаемая услуга не активируется либо активируется с ограничениями, что содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В связи с местонахождением ООО «Т2 Мобайл» в городе Москве, на основании пункта 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Нижегородское УФАС России ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО «Т2 Мобайл» по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
ФАС России письмом от 08.04.2019 №АК/28209/19 наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО «Т2 Мобайл».
В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 23.04.2019 возбудило дело в отношении ООО «Т2 Мобайл» по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
Рассмотрение дела по существу состоялось 05.06.2019.
Изучив материалы дела, представленные документы, выслушав доводы сторон, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
01.03.2019 в городе Нижнем Новгороде на улице Большая Покровская и на автобусной остановке «Институт экономики и предпринимательства» на проспекте Ленина заявителем выявлено сообщение следующего содержания: «МИНУТЫ И ГБ НЕ СГОРАЮТ Теперь и при подключении TELE2».
Данное сообщение является рекламой, так как отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламное сообщение направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – ООО «Т2 Мобайл», товаром является услуга «Перенос минут и ГБ».
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Заявитель указал, что согласно информации, размещенной на официальном сайте Общества, существуют условия, при которых предлагаемая услуга не активируется либо активируется с ограничениями.
11.03.2019 Нижегородским УФАС России осуществлен осмотр сайта оператора связи: https:nnov.tele2.ru, а также правил проведения программы «Перенос минут и ГБ». Установлено, что рекламируемая опция имеет ряд условий, в частности, срок действия опции – 1 месяц с момента ее подключения, по истечении срока действия опция отключается; максимальный объем перенесенного пакета интернет – трафика составляет 30 ГБ, голосового трафика – 1000 минут. Данная информация является для потребителя рекламы существенной.
Отсутствие в рекламе существенной части и информации о том, что минуты и ГБ фактически сгорают, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой опцией.
В связи с этим рекламное сообщение противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
14.12.2018 между ООО «Т2 Мобайл» (Принципал) и ООО «МедиаКом» (Агент) заключен Договор, в соответствии с которым Агент обязуется от своего имени и по поручению Принципала за вознаграждение совершать юридические действия: заключать договоры на размещение рекламных материалов Принципала на медиа-каналах, включая любые средства массовой информации (телевидение, радио), интернет, объекты наружной рекламы, на выполнение работ по монтажу / демонтажу таких рекламных материалов, а также заключать договоры на использование иных рекламных возможностей на территории Российской Федерации.
Следовательно, рекламодателем спорного рекламного сообщения является ООО «Т2 Мобайл».
Таким образом, реклама ООО «Т2 Мобайл» «Перенос минут и ГБ» противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Т2 Мобайл» сообщила, что реклама направлена на привлечение внимания к возможности подключиться к Tele2 с сохранением минут и ГБ от другого оператора связи, которым пользуется абонент, подключающийся к Tele2. Информация о прочих условиях тарифного плана не относится к данному объекту рекламирования и рассматриваемой рекламе. По мнению Общества, реклама не может быть признана ненадлежащей, поскольку отсутствуют искажение смысла рекламной информации и введение в заблуждение потребителей рекламы. Кроме того, реклама содержит ссылку на сайт tele2.ru, на котором подробно указана вся информация об объекте рекламирования. Указанный текст размещен в центральной части плаката крупным, хорошо читаемым шрифтом.
Комиссия Нижегородского УФАС России, считает доводы Общества несостоятельными в силу следующего.
Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг. При оценке рекламы определяющим фактором является не то, что имел в виду рекламодатель, а то, как воспринимает рекламу потребитель. При этом потребитель не должен обладать специальными знаниями в разных областях науки и техники, не должен проводить дополнительный анализ, прикладывать усилия, чтобы правильно понять сообщенную в рекламе информацию.
Механизмы действия опции «Перенос минут и ГБ» известны самому оператору связи – рекламодателю, но абсолютно не очевидны для потребителя. Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной информации. В большинстве случае используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. В рассматриваемом рекламном сообщении ООО «Т2 Мобайл» указывает следующее: «МИНУТЫ И ГБ НЕ СГОРАЮТ…». Однако, как следует из правил, размещенных на сайте ООО «Т2 Мобайл», минуты и ГБ, превышающие установленный максимальный объем, на следующий месяц абонентам не переносятся.
Кроме того, исходя из устных пояснений представителя ответчика, полученных в ходе рассмотрения дела, объем перенесенного трафика может и должен быть использован абонентом только в течение следующего месяца. Неиспользованные перенесённые объемы на последующие периоды не сохраняются.
Следовательно, утверждение «минуты и ГБ не сгорают» противоречит действительности, а использование данного утверждения в рекламе искажает смысл информации, чем ввело заявителя в заблуждение.
Кроме того, наличие информации о возможности получить (уточнить) дополнительную информацию на сайте tele2.ru не освобождает рекламодателя – ООО «Т2 Мобайл» от обязанности разместить существенные условия предлагаемой опции.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что реклама – ООО «Т2 Мобайл» «ПЕРЕНОС МИНУТ И ГБ…», распространенная в городе Нижнем Новгороде 1 марта 2019 года, противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В связи с отсутствием сведений о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ООО «Т2 Мобайл» предписание об устранении выявленного нарушения Федерального закона «О рекламе».
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Т2 Мобайл» «ПЕРЕНОС МИНУТ И ГБ…», распространенную 1 марта 2019 года в городе Нижнем Новгороде на улице Большая Покровская и на автобусной остановке «Институт экономики и предпринимательства» на проспекте Ленина, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ООО «Т2 Мобайл» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии