Решение (комиссия) №ОШ/5955/23 О признании жалобы необоснованной, решение №052/10/18.1-573/... от 27 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы необоснованной, решение №052/10/18.1-573/2023

 

ООО «СтройКом»

153023, г. Иваново, ул. Революционная, д. 20Б, пом. 1006

<...>

 

ПАО «Россети Центр и Приволжье» 603001, г. Нижний Новгород,

ул. Рождественская, д. 33

<...>

 

АО «РАД»

 

<...>

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-573/2023

22 февраля 2023 года город Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

<...>

- <...>

-

председателя комиссии, <...>,

- <...>

-

члена комиссии, <...>,

- <...>

-

члена комиссии, <...>

при участии:

 

 

- <...>.

-

представителя ООО «СтройКом» (доверенность №б/н от 09.01.2023)

-

представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» (доверенность №Д-ЦА/62 от 14.04.2022)

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтройКом» (далее — ООО «СтройКом», заявитель) на действия публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (далее — ПАО «Россети Центр и Приволжье», заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32312157489,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО «СтройКом» на действия ПАО «Россети Центр и Приволжье» при утверждении документации в рамках проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по техническому освидетельствованию и комплексному обследованию зданий и сооружений для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Владимирэнерго»), размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32312157489.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «СтройКом» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 22.03.2023 (уведомление о поступлении жалобы от 16.03.2023 №ОШ/5170/23).

Дело по существу рассмотрено посредством видеоконференцсвязи 22.03.2023. В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно извещению заказчиком установлен следующий срок окончания подачи заявок — 21.03.2023 в 12.00.

Жалоба заявителя поступила в адрес Управления посредством электронной почты - 13.03.2023 в 17:27:12, т.е. в предусмотренный законом срок для обжалования положений закупочной документации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «СтройКом» обладает правом на обжалование действий заказчика.

Из жалобы заявителя следует, что положения закупочной документации, утвержденной и разработанной ПАО «Россети Центр и Приволжье», ограничивает право ООО «СтройКом» быть участником рассматриваемой закупочной процедуры, что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Комиссия по делу №052/01/18.1-573/2023, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

01.03.2023 14:21 заказчиком в единой информационной системе и электронной торговой площадки https://lot-online.ru размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по техническому освидетельствованию и комплексному обследованию зданий и сооружений для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Владимирэнерго»), размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32312157489 и закупочная документация.

Начальная (максимальная) цена договора - 2 014 099.98 рублей.

Заказчиком выступает ПАО «Россети Центр и Приволжье».

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьей 3 Закона о закупках предусмотрено, что порядок осуществления закупок устанавливается положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

ПАО «Россети Центр» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (далее – Общества), осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, в соответствии с действующим законодательством являются субъектами естественной монополии.

Договором от 07.10.2020 № 7700/00224/20 о передаче ПАО «МРСК Центра» полномочий единоличного исполнительного органа ПАО «МРСК Центра и Приволжья» переданы, а ПАО «МРСК Центра» приняты на себя и осуществляются закрепленные Уставом ПАО «МРСК Центра и Приволжья», локальными нормативными актами Общества и действующим законодательством РФ полномочия единоличного органа Общества (Генеральный директор – в соответствии с Уставом общества).

При организации и проведении конкурса Общества руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

1. В своей жалобе заявитель указал, что порядок оценки заявок по критерию «опыт выполнения аналогичных работ» является необъективным, ограничивающим право заявителя на победу в рассматриваемой закупке.

Из пункта 8.1.6.3 Единого стандарта закупок ПАО «Россети» предусмотрено, что рассмотрение, оценка и сопоставление заявок участников закупки осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, устанавливаемыми в документации о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно пункту 5.6.2 части I закупочной документации оценка и сопоставление заявок участников, допущенных до участия в закупке по результатам рассмотрения заявок, осуществляется исходя из критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленном в пункте 25 части IV документации о закупке.

Не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные в закупочной документации, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (стр. 21 закупочной документации).

В соответствии с Приложением № 3 к документации Оценка Заявок Участников осуществляется Организатором исходя из следующих критериев:

Критерий № 1. Общая стоимость (руб., без учета НДС). Весовой коэффициент 70 баллов, источник данных – Письмо о подаче оферты.

Критерий № 2. Неценовой критерий: Опыт Участника по поставкам/выполнению работ/оказанию услуг (в рублях). Весовой коэффициент 10 баллов, источник данных – Справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров.

Расчёт баллов K2i производится по формуле:

где:

баллы, присуждаемые i-ой Заявке Участника по указанному критерию;

Bi – значение по критерию, предложенное i-м Участником;

Bmax – максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки, заявки которых признаны соответствующими установленным отборочным требованиям;

значимость критерия.

Критерий № 3. Неценовой критерий: Срок поставок/выполнения работ/оказания услуг (в календарных днях). Весовой коэффициент 10 баллов, источник данных – Письмо о подаче оферты.

Критерий № 4. Неценовой критерий: Наличие у Участника кадровых ресурсов и документов необходимых для оказания услуг. Весовой коэффициент 10 баллов, источник данных – Письмо о подаче оферты.

В соответствии с пунктом (н) Приложения № 2 к части IV закупочной документации Участник должен включить в состав заявки Справку о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей Документации и предоставлением подтверждающих документов (часть III). Под аналогичными договорами понимаются договоры, идентичные предмету закупки, с ценой договора не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора, указанной в пункте 5 части IV документации. В случае, если в закупочной документации установлен только оценочный критерий по опыту выполнения аналогичных договоров, Участник имеет право указать в данной справке, что не имеет опыта выполнения аналогичных договоров (предоставляется в целях проведения оценочной стадии) (стр. 48 закупочной документации).

Форма «Справки о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров» и инструкции по ее заполнению размещены Организатором в Приложении № 4 к закупочной документации (форма 6, стр. 18закупочной документации).

Согласно пункту 1.6.2.3 Инструкции по заполнению формы 6 Участник указывает перечень и годовые объемы выполнения аналогичных договоров за последние три года до даты публикации извещения о закупке.

Пунктом 1.6.2.4 Инструкции по заполнению формы 6 предусмотрено, что следует указать не менее одного, но не более десяти аналогичных договоров. Участник может самостоятельно выбрать договоры, которые, по его мнению, наилучшим образом характеризует его опыт.

В соответствии с пунктом 1.6.2.6 Инструкции по заполнению формы 6 данные, указанные в справке, будут использоваться Организатором при оценке. Указанные в справке данные о выполнении Договоров будут учтены при оценке только если в составе заявки будут представлены копии документов, подтверждающих факт заключения и исполнения указанного в справке Договора (договоры (контракты) с приложением актов приема-передачи товара (товарных накладных)). Количество данных по договорам не должно превышать десяти аналогичных договоров. При указании большего количества договоров в справке, Заказчик при проведении оценочной стадии, будет считать полученную информацию как не предоставленную и при подсчете баллов присвоит такому участнику «ноль» баллов по данному критерию.

Таким образом, при оценке заявок по критерию № 2 к расчету принимаются данные, в совокупности отвечающие следующим требованиям:

  1. Идентичные предмету закупки договоры (услуги по техническому освидетельствованию и комплексному обследованию зданий и сооружений);

  2. С ценой договора не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора (т.е. не менее 402 820 руб.);

  3. Предоставление копий документов, подтверждающих факт заключения и исполнения Договора;

  4. Исполненные за последние 3 (три) года до даты публикации извещения о закупке;

  5. В количестве не более 10 (десяти) аналогичных договоров.

Изучив рассматриваемый порядок оценки заявок участников по критерию № 2 Комиссия Управления приходит к выводу, что он состоит из однозначно трактуемых, измеряемых требований к участнику закупки, в равной мере применимых ко всем участникам закупки.

Указание же о присвоении нуля баллов в случае предоставления более 10 (десяти) договоров направлено на соблюдение принципа равноправия для всех участников закупки, соблюдающих требования пункта 1.6.2.4 Инструкции по заполнению формы 6.

Критерий № 2 «Опыт Участника по поставкам/выполнению работ/оказанию услуг» является одним из неценовых критериев. Значимость критерия 10 баллов (из 100).

Комиссия Управления отмечает, что данный критерий является оценочным, не отборочным. Не представление документов об опыте или отсутствие опыта не является обстоятельством, исключающим возможность принять участие в закупке, не влечет отклонение заявки, а соответственно данный подкритерий не ограничивает конкуренцию и доступ к выполнению предмета закупки.

Закон о закупках предоставляет право организатору закупки самостоятельно определить как состав критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе предмет и количественные показатели оценки по соответствующему критерию. Кроме того, с целью обеспечения равных возможностей реализации претендентам права на участие в закупке, обеспечения учета совокупности характеристик претендентов и недопущения создания преимуществ отдельным лицам путем выбора победителя исключительно по одному критерию, в закупочной документации установлено долевое соотношение между максимально возможными оценками (стоимостной критерий – 70 баллов, нестоимостные критерии, в оценку которого среди прочих входит вышеуказанный критерий, – 30 баллов).

Учитывая изложенное, комиссия Управления приходит к выводу, что в настоящей закупке данное условие не приводит к необоснованному ограничению участников закупки, также отсутствуют ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки и представляемым ими документов.

В связи с этим, жалоба заявителя признается в рассматриваемой части необоснованной.

2. В своей жалобе заявитель утверждает, что требование закупочной документации о предоставлении Графика выполнения работ и технического задания ведет к ограничению конкуренции поскольку участник вправе самостоятельно организовать процесс выполнения работ, предусмотренных объектом закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктами 2, 3 и 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктом 7.4.4 Единого стандарта закупок ПАО «Россети» предусмотрено, что в документации о закупке должны содержаться требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, её количественных и качественных характеристик.

В соответствии с пунктом 14 части IV документации участник закупки должен подготовить Заявку, в состав общей части заявки которой входят в том числе Техническое предложение и График выполнения работ по формам и в соответствии с инструкциями, приведенными в документации о закупке.

Форма Технического предложения размещена в приложении № 4 (форма 2).

В соответствии с пунктами 1.2.2.3 и 1.2.2.5 Инструкции по заполнению формы в техническом предложении описываются все позиции Технического задания. Таким образом, техническое предложение является основой для подготовки приложения к договору, заключаемому по результатам закупки.

В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что требование о предоставлении Технического предложения обусловлено положениями пункта 1 статьи 432 ГК РФ, поскольку существенным условием договора является предмет, а именно описание конкретных действий или деятельности исполнителя.

Учитывая изложенное, участник закупки в составе заявки предоставляет техническое предложение – предлагаемое им описание предмета закупки.

Форма Графика выполнения работ размещена в приложении № 4 (форма 3).

Требование предоставления Графика выполнения работ обусловлено положениями пункта 1 статьи 708 ГК РФ: в договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки); подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Таким образом, ввиду того, что срок выполнения работ (в том числе промежуточные сроки) являются существенным условием договора, документация о закупке содержит требование о предоставлении Графика выполнения работ.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя не смог пояснить какие обстоятельства препятствуют корректному заполнению рассматриваемых форм документации.

Изучив рассматриваемые положения документации, Комиссия Управления приходит к выводу, что формы «технического предложения» и «графика выполнения работ»являются корректными и направлены по получение заказчиком гарантий надлежащего исполнения работ.

По мнению комиссии Управления вышеуказанные формы не предоставляют преимущество конкретным хозяйствующим субъектам.

Учитывая изложенное, комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов, изложенных в жалобе заявителя в рассматриваемой части.

При вынесении решения Комиссия Управления отмечает, что законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта, которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СтройКом» на действия ПАО «Россети Центр и Приволжье» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения Договора на оказание услуг по техническому освидетельствованию и комплексному обследованию зданий и сооружений для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Владимирэнерго»), размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32312157489, необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

<...>

Члены комиссии

 

 

 

<...>

 

<...>

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-6823

 

 

Связанные организации

ПАО "Россети Центр и Приволжье"
ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043
Акционерное общество "Российский аукционный дом"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351
ООО "СтройКом"
ИНН 3702558056, ОГРН 1083702013889