Решение №ОШ/10905/23 Решение о признании жалобы обоснованной №052/01/18.1-1160/20... от 31 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение о признании жалобы обоснованной №052/01/18.1-1160/2023
ООО «РСТ групп» 603069, г.о.г. Нижний Новгород, ул. Ореховская, д.52А <...>
ГБПОУ «Перевозский строительный колледж» 607400, Нижегородская область, г. Перевоз, пр-кт Советский, 27 <...>
АО «ЭТС» <...> |
РЕШЕНИЕ
№052/01/18.1-1160/2023
26 мая 2023 года город Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
-<...>.
-<...>.
-<...>. |
-
-
- |
<...>, <...>, <...>, |
при участии:
-П<...>.
-Б<...>.
-Ф<...> |
-
-
- |
представителя ГАПОУ «Перевозский строительный колледж» (доверенность №644 от 04.04.2023), представителя ГАПОУ «Перевозский строительный колледж» (доверенность №643 от 04.04.2023), представителя ООО «РСТ групп» (доверенность №УТ-118 от 10.04.2023), |
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «РСТ групп» (далее также — ООО «РСТ групп», заявитель) на действия Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Перевозский строительный колледж» (далее — ГАПОУ «Перевозский строительный колледж», заказчик) при утверждении закупочной документации в рамках проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку автогрейдера для нужд ГАПОУ «Перевозский строительный колледж» в рамках федеральной программы «Профессионалитет» 2023 год», размещенной на сайте единой информационной системы (далее также - ЕИС), номер извещения 32312268608,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при утверждении закупочной документации в рамках проведения аукциона (номер извещения — 32312268608).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «РСТ групп» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 26.05.2023 (уведомление о поступлении жалобы от 22.05.2023 №ОШ/10148/23).
Дело по существу рассмотрено посредством видеоконференцсвязи 26.05.2023.
В материалах дела имеются материалы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.
Заявитель обжалует положения Документации.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, в соответствие с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
- лица, подавшие заявки на участие в торгах;
- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно извещению рассматриваемой закупочной процедуры, заказчиком установлены следующие дата и время окончания срока подачи заявок — 24.05.2023 08:00.
Жалоба заявителя поступила в Нижегородское УФАС России нарочно — 18.05.2023, т.е. в пределах сроков, предусмотренных законом для обжалования действий заказчика, выразившихся в обжаловании документации.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявитель обладает правом на обжалование действий заказчика.
Комиссия по делу №052/01/18.1-1160/2023 изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
07.04.2023 10:51 заказчиком в единой информационной системе и электронной торговой площадки http://www.etp-ets.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку автогрейдера для нужд ГАПОУ «Перевозский строительный колледж» в рамках федеральной программы «Профессионалитет» 2023 год», номер извещения 32312268608.
Заказчиком рассматриваемой закупочной процедуры выступает - ГАПОУ «Перевозский строительный колледж».
Начальная (максимальная) цена договора — 11 650 000,00 рублей.
Заявитель считает, что технические характеристики объекта рассматриваемой закупки не соответствуют техническим характеристикам автогрейдеров, производимых в Российской Федерации. На основании изложенного, Заказчиком закупается товар иностранного происхождения, что нарушает пункт 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчиком должны быть указаны функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 также предусмотрено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки
Подпунктом «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться правилами, установленными частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках, в том числе в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением закупок несовместимых товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Из приложения №1 к Условиям поставки к Договору в закупочной документации (раздел «Техническое задание, стр. 38) следует, что предметом рассматриваемого аукциона является «поставка автогрейдера в рамках федеральной программы «Профессионалитет» 2023 год».
При описании объекта закупки заказчик позволяет участнику предложить к поставке любое оборудование соответствующее следующим техническим характеристикам:
Наименование |
Ед. изм. |
Автогрейдер |
Максимальная технически допустимая масса |
кг |
Не менее 15000 и не более 17000 |
Габаритные размеры: (длина/ширина/высота) |
мм |
Не менее 8950х2500х3200 и не более 10700х2550х3400 |
Минимальный радиус поворота |
мм |
Не менее 7100 и не более7700 |
Макс. высота машины |
мм |
Не менее 3400 и не более 3600 |
Колесная база |
мм |
Не менее 6200 и не более 6500 |
Общая длина (с передним отвалом) |
мм |
Не менее 8950 и не более 11000 |
Макс. высота подъема среднего отвала |
мм |
Не менее 440 и не более 500 |
Макс. глубина рытья среднего отвала |
мм |
Не менее 660 и не более 800 |
Ширина среднего отвала |
мм |
Не менее 3650 и не более 4300 |
Высота среднего отвала |
мм |
Не менее 600 и не более 700 |
Боковое смещение среднего отвала (влево) |
мм |
Не менее 500 и не более 800 |
Боковое смещение среднего отвала (вправо) |
мм |
Не менее 500 и не более 800 |
Угол поворота шарнирного сочленения |
° |
Не менее 23° и не более 25° |
Макс. угол поворота передних колес |
° |
Не менее 45° и не более 55° |
Ширина переднего отвала |
мм |
Не менее 2400 и не более 2500 |
Наименование |
Автогрейдер |
||
Система электро- питания |
Дизельный двигатель |
Дизельный двигатель |
Дизельный двигатель |
Номинальная мощность |
Не менее 125 кВт и не более 160 кВт |
||
Номинальное число оборотов |
Не менее 2200 об/мин и не более 2300 об/мин |
||
Кол-во цилиндров |
Шесть цилиндров |
||
Общий рабочий объем |
Не менее 6,50 л и не более 7,00 л |
||
Макс. крутящий момент |
Не менее 650 и не более 900 |
||
Сохранение крутящего момента |
Не менее 1400 и не более 1500 |
||
Топливо |
Легкое дизельное топливо |
||
Система силовой передачи |
Гидро- трансформатор |
Тип |
Одноступенчатый трёхэлементный |
Тип системы охлаждения |
Воздушное охлаждение с принудительной циркуляцией |
||
Модель |
ZF |
||
Коробка передач |
Тип |
Гидромеханическая вальная с переключением под нагрузкой |
|
Передачи |
Шесть передач переднего хода и три передачи заднего хода |
||
Дополнительный рычаг управления тягой на селекторе |
Наличие |
Технические характеристики основных компонентов
Наименование |
Автогрейдер |
||
Система силовой передачи |
Максимальная скорость движения |
Шестая скорость (вперед) |
≥40 км/ч |
Пятая скорость (вперед) |
30 км/ч |
||
Четвертая скорость (вперед) |
21 км/ч |
||
Третья скорость (вперед) |
14 км/ч |
||
Вторая скорость (вперед) |
8,5 км/ч |
||
Первая скорость (вперед) |
5,3 км/ч |
||
Первая скорость (назад) |
5,3 км/ч |
||
Вторая скорость (назад) |
14 км/ч |
||
Третья скорость (назад) |
30 км/ч |
||
Дифферен- циальная и бортовая передачи |
Тип бортовой передачи |
Одноступенчатая передача с цепным приводом |
|
Тип колесного редуктора |
Планетарный редуктор с прямозубыми цилиндрическими зубчатыми колесами |
||
Ведущие мосты |
Тип |
Задний привод на тандемную балансирную тележку |
|
Тип бортовой передачи |
Одноступенчатая передача с цепным приводом |
||
Тип колесного редуктора |
Планетарный редуктор с прямозубыми цилиндрическими зубчатыми колесами |
||
Дифференциал |
Cамоблокирующийся дифференциал |
||
Шины |
Шина |
14.00-24TG-16PR |
|
Гидравли -ческая система |
Гидросистема рулевого управления |
Тип |
Гидравлическое |
Рабочие инструменты |
Производительность насоса гидравлики рабочего оборудования |
Не менее 30 мл/об.
|
|
Макс. рабочее давление системы |
Не менее 20 МПа |
Наименование |
Автогрейдер |
||
Тормозная система |
Основной тормоз (ножной тормоз) |
Основной тормоз |
Гидравлический |
Значения сигнала тревоги низкого давления в основном тормозе |
Не менее 11 Мпа и не более 12 Мпа |
||
Начальное давление азота в гидроаккумуляторе |
Не менее 7 Мпа и не более 8 Мпа |
||
Стояночный тормоз и аварийный тормоз |
Тип |
Барабанный с механическим управлением
|
|
Система кондиционирования воздуха |
Обогреватель |
Теплоноситель |
Охлаждающая жидкость дизельного двигателя |
Работа охладителя |
Хладогент |
R134a |
|
Электри- ческая система |
Напряжение бортовой сети |
24 В |
|
Напряжение в лампах |
24 В |
||
Запуск дизельного двигателя |
24 В пусковой |
Из пояснений Заказчика следует, что колледж приобретает автогрейдер для учебных целей, для подготовки специалистов в рамках освоения рабочей программы профессионального модуля «ПМ.01 Организация и обеспечение строительного производства». Указанная рабочая программа утверждена учредителем — исполняющим обязанности министра образования и науки Нижегородской области.
Заказчик пояснил, что не преследует цель приобретение автогрейдера Китайского или Европейского производителя, но в Российской Федерации не производятся автогрейдеры, которые оснащены системой силовой передачи — гидро-трансформатор.
Комиссия Нижегородского УФАС России, проанализировав документы представленные сторонами, приходит к выводу, что Заказчик не подтвердил соответствие автогрейдера иной модели, отличной от «LGCE G9165F» и соответствующей требованиям технического задания аукционной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия Нижегородское УФАС России приходит к выводу о ненадлежащем установлении в документации требований к поставляемому товару, соответствующих продукции единственного производителя.
Кроме того, заказчик не смог представить документы, свидетельствующие о невозможности поставки иного товара с целью удовлетворения своих потребностей.
Комиссия отмечает, что рассматриваемый товар не является «комплектующим товаром», что свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдения совместимости товара с иным оборудованием.
Таким образом, поставить иной товар, соответствующий требованиям закупочной документации, не представляется возможным.
Данный факт также свидетельствует о нарушении заказчиком требований пунктов 2 и 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках. Доводы заявителя признаны обоснованными в рассматриваемой части.
Из пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках следует, что Правительство Российской Федерации вправе установить, в том числе приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Минимальная доля закупок товаров российского происхождения установлена Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».
В соответствии с позицией 158 вышеуказанного постановления Правительство Российской Федерации определило, что размер минимальной доли закупок на поставку рейдеров и планировщиков самоходных российского происхождения должна составлять 90%.
Из плана закупок заказчика, размещенного в единой информационной системе, следует, что в 2023 году заказчик инициировал 2 закупки на поставку товаров данного типа, а именно:
1. Поставка автогрейдера LiuGong CLG 4215D 6WD (позиция плана закупок —24);
2. Поставка автогрейдера LGCE G9165F (позиция плана закупок — 29).
В рамках данной закупочной процедуры производится закупка иностранных товаров.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что в рассматриваемом случае заказчиком нарушены требования Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2013 и как следствие требования пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках.
Жалоба заявителя признана обоснованной в рассматриваемой части.
При рассмотрении вопроса о необходимости в выдаче предписания об устранении нарушения, Комиссией Управления приходит к выводу о необходимости в выдаче такого предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «РСТ групп» на действия ГАПОУ «Перевозский строительный колледж» при утверждении закупочной документации в рамках проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку автогрейдера для нужд ГАПОУ «Перевозский строительный колледж» в рамках федеральной программы «Профессионалитет» 2023 год», номер извещения 32312268608, обоснованной.
2. Признать ГАПОУ «Перевозский строительный колледж» нарушившим пункты 2 и 3 части 6.1, пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках, требования Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 №2013.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
<...>