Решение б/н Решение по делу №052/01/16-1566/2020 о нарушении антимонопол... от 27 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/01/16-1566/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

27 апреля 2021 года г. Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя комиссии

-

<...>;

членов комиссии:

-

-

<...>;

<...>;

при участии:

представителя Администрации городского округа Воротынский Нижегородской области - <...> (доверенность от 08.04.2021), представителя ООО «Строитель» - <...> (доверенность от 02.09.2020 №6),

рассмотрев дело №052/01/16-1566/2020 по признакам нарушения отделом имущественных отношений, муниципального контроля и закупок администрации городского округа Воротынский Нижегородской области (ИНН 5211020206; 606260, Россия, Нижегородская обл., Воротынский р-н, рп. Воротынец, пл. Советская, 6, каб. 315) (далее — Отдел ИМКЗ) и ООО «Строитель» (ИНН 5211758970; 606260, Россия, Нижегородская обл., Воротынский р-н, рп Воротынец, пер. Строителей, 9) пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Отделом по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации городского округа Воротынский Нижегородской области (ИНН 5211000440; адрес места нахождения - 606260, Нижегородская область, Воротынский район, рабочий поселок Воротынец, Советская площадь, дом 6, кабинет 305) и ООО «Строитель» (ИНН 5211758970; 606260, Россия, Нижегородская обл., Воротынский р-н, рп Воротынец, пер. Строителей, 9) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

установила:

06.05.2020 и 17.07.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее — Управление, антимонопольный орган) поступило обращение Прокуратуры Воротынского района Нижегородской области о рассмотрении материалов в отношении Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области и ООО «Строитель» (ИНН 5211758970) на предмет соблюдения антимонопольного законодательства (вх. №<...> от 06.05.2020 и вх.№<...> от 17.07.2020).

Приказом №168/20 от 28.07.2020 возбуждено дело №052/01/16-1566/2020 по признакам нарушения антимонопольного законодательства Отделом имущественных отношений, муниципального контроля и закупок администрации городского округа Воротынский Нижегородской области и ООО «Строитель» и создана комиссия для рассмотрения данного дела.

Определением от 29.07.2020 рассмотрение настоящего дела назначено на 03.03.2020 в 14 часов 00 минут (№<...> от 29.07.2020).

Определением от 03.09.2020 к рассмотрению настоящего дела в качестве лица, располагающего сведениями, привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области (№<...> от 07.09.2020).

Определением от 22.03.2021 дело, возбужденное в отношении Отдела ИМКЗ и ООО «Строитель» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», переквалифицировано на признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Отдел по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации городского округа Воротынский Нижегородской области (ИНН 5211000440) привлечен к участию в рассмотрении дела №052/01/16-1566/2020 в качестве ответчика. Администрация городского округа Воротынский Нижегородской области (ИНН 5211760183) привлечена к участию в рассмотрении дела №052/01/16-1566/2020 в качестве лица, располагающего сведениями (№<...>).

В ходе рассмотрения дела №052/01/16-1566/2020 представители Отдела ИМКЗ, ООО «Строитель», Отдела по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации городского округа Воротынский Нижегородской области возражали против доводов, изложенных в определении о назначении дела к рассмотрению №<...> от 29.07.2020.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела (от 19.04.2021 исх. № <...>) и огласила его. Определением от 19.04.2021 рассмотрение дела отложено и назначено на 27.04.2021 (от 19.04.2021 №<...>).

Отдел по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации городского округа Воротынский Нижегородской области извещен о месте и времени рассмотрения настоящего дела, однако явку на заседание комиссии представителей не обеспечил.

Каких-либо письменных возражений на Заключение об обстоятельствах дела от лиц, участвующих в деле не поступило.

От Отдела ИМКЗ поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела в связи с нахождением представителя на больничном.

Посовещавшись на месте, Комиссия по рассмотрению данного дела решила в удовлетворении вышеуказанного ходатайства отказать в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами.

Однако к ходатайству Отдела ИМКЗ каких-либо документов, подтверждающих невозможность явки представителя данного отдела на заседание комиссии по уважительной причине, не приложено.

Также не приложены доказательства о невозможности участия иного представителя в рассмотрении настоящего дела, а также о невозможности представить как устные так и письменные доказательства до принятия комиссией решения по настоящему делу, ссылки о наличии каких-либо дополнительных пояснений, документов Отделом в ходатайстве также не указано.

В заключении Комиссией установлено, что в действиях отдела имущественных отношений, муниципального контроля и закупок администрации городского округа Воротынский Нижегородской области (ИНН 5211020206; 606260, Россия, Нижегородская обл., Воротынский р-н, рп. Воротынец, пл. Советская, 6, каб. 315) (далее — Отдел ИМКЗ) и ООО «Строитель» (ИНН 5211758970; 606260, Россия, Нижегородская обл., Воротынский р-н, рп Воротынец, пер. Строителей, 9) содержатся признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; в действиях Отдеа по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации городского округа Воротынский Нижегородской области (ИНН 5211000440; адрес места нахождения - 606260, Нижегородская область, Воротынский район, рабочий поселок Воротынец, Советская площадь, дом 6, кабинет 305) и ООО «Строитель» (ИНН 5211758970; 606260, Россия, Нижегородская обл., Воротынский р-н, рп Воротынец, пер. Строителей, 9) содержатся признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В заключении Комиссией были установлены следующие обстоятельства.

На Официальном сайте Российской Федерации Отделом ИМКЗ были опубликованы аукционы в электронной форме №№0332300080518000012, 0332300080518000048, 0332300080519000066, 0332300080520000009.

03.04.2018 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на Приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного в р.п.Воротынец Нижегородской области, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение №0332300080518000012). Заказчиком выступил Отдел имущественных, земельных отношений и труда Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области (ИНН 5211020206).

В извещении о проведении аукциона отражены сведения о начальной (максимальной) цене контракта – 7 536 270 рублей 00 копеек.

По условиям аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 03 мая 2018 года; дата проведения аукциона – 07 мая 2018 года.

Согласно протоколу №15 от 03.05.2018 рассмотрения единственной заявки на участие аукцион признан несостоявшимся, заявка №1 и единственный участник признаны соответствующими требованиям документации и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о закупках).

14.05.2018 контракт № 11 заключен с ООО «Строитель» (ИНН 5211758970) на сумму 7 536 270 рублей 00 копеек.

06.11.2018 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на Приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного в р.п.Воротынец Нижегородской области, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение №0332300080518000048). Заказчиком выступил Отдел имущественных, земельных отношений и труда Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области (ИНН 5211020206).

В извещении о проведении аукциона отражены сведения о начальной (максимальной) цене контракта – 1 076 595 рублей 00 копеек.

По условиям аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 14 ноября 2018 года; дата проведения аукциона – 19 ноября 2018 года.

Согласно протоколу №58 от 14.11.2018 рассмотрения единственной заявки на участие аукционе аукцион признан несостоявшимся, заявка №1 и единственный участник признаны соответствующими требованиям документации и Закона о закупках.

26.11.2018 контракт № 1092959 заключен с ООО «Строитель» (ИНН 5211758970) на сумму 1 076 595 рублей 00 копеек.

23.08.2019 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на Приобретение в муниципальную собственность на первичном рынке благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного в р.п.Воротынец Нижегородской области, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение №0332300080519000066). Заказчиком выступил Отдел имущественных, земельных отношений и труда Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области (ИНН 5211020206).

В извещении о проведении аукциона отражены сведения о начальной (максимальной) цене контракта – 8 612 880 рублей 00 копеек.

По условиям аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 02 сентября 2019 года; дата проведения аукциона – 02 сентября 2019 года.

Согласно протоколу №90 от 02.09.2019 рассмотрения единственной заявки на участие аукционе аукцион признан несостоявшимся, заявка №211 признана соответствующей требованиям заказчика.

13.09.2019 контракт заключен с ООО «Строитель» (ИНН 5211758970) на сумму 8 612 880 рублей 00 копеек.

30.03.2020 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на приобретение в муниципальную собственность на первичном рынке благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного в р.п.Воротынец Нижегородской области, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение №0332300080520000009). Заказчиком выступил Отдел имущественных, земельных отношений и труда Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области (ИНН 5211020206).

В извещении о проведении аукциона отражены сведения о начальной (максимальной) цене контракта – 4 800 000 рублей 00 копеек.

По условиям аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 09 апреля 2020 года; дата проведения аукциона –10 апреля 2020 года.

Согласно протоколу от 09.04.2020 рассмотрения единственной заявки на участие аукционе аукцион признан несостоявшимся, заявка №133 признана соответствующей требованиям заказчика.

20.04.2020 контракт №9 заключен с ООО «Строитель» (ИНН 5211758970) на сумму 4 800 000 рублей 00 копеек.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация, среди прочего, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, среди прочего, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта.

Из анализа требований заказчика по вышеуказанным аукционам в части описания объекта закупки следует, что одним из требований к приобретаемым жилым помещениям было ввод домов в эксплуатацию в 2018 и 2019 годах соответственно.

Однако извещения о проведении данных аукционов были размещены в открытом доступе лишь в ноябре 2018 года и сентябре 2019 года соответственно. Таким образом, хозяйствующие субъекты, готовые предложить к приобретению жилые помещения, соответствующие требованиям технических заданий в домах, осуществление строительства которых они могли бы начать после опубликования извещений в соответствии с требованиями действующего законодательства, но со сроком ввода в эксплуатацию после 01.01.2019 и 01.01.2020 соответственно, не могли принять участие в данном аукционе из-за установленных заказчиком подобным образом требований (с учетом сроков проведения процедур, заключения контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и с учетом положений Бюджетного кодекса).

Вместе с тем из имеющихся в Управлении материалов следует, что на протяжении 2018 - 2019 г. Отдел ИМКЗ направлял в адрес Министерства социальной политики Нижегородской области информацию относительно готовности строящихся домов, в которых данным заказчиком планировалось приобретение жилых помещений для детей-сирот в 2018 и 2019 годах соответственно.

Как уже ранее было отмечено, определением от 03.09.2020 к рассмотрению настоящего дела в качестве лица, располагающего сведениями привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области (№<...> от 07.09.2020).

Согласно письменной позиции, представленной Министерством социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство) (вх. №<...> от 26.10.2020), Министерство не имеет предложений по оценке обстоятельств рассматриваемого дела.

Согласно данной информации планировалось приобрести жилье, находящееся в собственности у ООО «Строитель» (ИНН 5211758970) либо расположенное в строящемся многоквартирном доме, где застройщиком выступало ООО «Строитель».

Соответствующие письма в 2018 году были направлены Отделом 15.03.2018 (письмо №232), 29.03.2018 (письмо №259), 16.04.2018 (письмо №315), 28.04.2018 (письмо №359).

При этом данное жилье планировалось в МКД находящемся в процессе ее строительства. Так, 21.01.2018 ООО «Строитель» (ИНН 5211758970) было выдано разрешение на строительство №<...>.

При этом следует отметить, что согласно информации, представленной Прокуратурой Воротынского района в материалы дела (письмо от 22.03.2021), установлено, что ООО «Строитель» в 2018 году осуществлено строительство многоквартирного жилого дома на ул. Октябрьская, 55 в р.п. Воротынец. В целях получения разрешительной документации ООО «Строитель» в администрацию Воротынского муниципального района была представлена проектная документация, выполненная ООО ИСК «Промстрой».

Между тем данная проектная документация не могла быть утверждена застройщиком и использована для целей строительства по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Частью 1 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ определено, что проектная документация утверждается застройщиком.

В нарушение указанных требований закона ООО «Строитель» утвердило проектную документацию и осуществило строительство жилого дома без проведения инженерных изысканий.

25.06.2018 ООО «Строитель» (ИНН 5211758970) было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №<...>.

В 2019 году письма аналогичного содержания также направлялись Отделом ИМКЗ в адрес Министерства социальной политики Нижегородской области: 15.05.2019 (письмо №497), 14.06.2019 (№601), 15.07.2019 (письмо №706).

При этом только 30.04.2019 ООО «Строитель» (ИНН 5211758970) было выдано разрешение на строительство №<...>.

Вместе с тем из информации и материалов <...>, представленными<...>, следует, что в первом квартале 2019 года ООО «Строитель», являющееся правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, Воротынский район, р.п. Воротынец, ул. Максима Горького, д. 97, с целью изготовления проектной документации для строительства на данном участке многоквартирного жилого дома, обратилось в ООО «Проектно-сметное бюро» (ИНН 2130123462).

В указанное время ООО «Проектно-сметное бюро» изготовило и представило ООО «Строитель» эскиз проекта от 2019 года на строительство 12-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Нижегородская область, Воротынский район, р.п. Воротынец, ул. Максима Горького, д. 97, который, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 03.08.2019) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», не соответствует требованиям действующего Градостроительного законодательства Российской Федерации и не является проектной документацией.

После получения эскизного проекта, ООО «Строитель» в нарушении ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, не провели государственной экспертизу данного эскизного проекта.

Далее, ООО «Строитель» обратилось в администрацию Воротынского муниципального района Нижегородской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Отделом по строительству, архитектуре и ЖКХ администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области в нарушение этого порядка, а именно требований ст. 48, ч. 1 ст. 49, ст. 47 и п.п. 3, 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при отсутствии проектной документации на строительство 12-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Нижегородская область, Воротынский район, р.п. Воротынец, ул. Максима Горького, д. 97, результатов инженерных изысканий и положительного заключения на проектную документацию.

Вышеуказанное также следует из следующих протоколов <...>:

- <...>;

- <...>;

- <...>.

ООО «Строитель» в нарушении п. 8 ч. 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство является основанием для отказа в продлении срока разрешения на строительство, обратилось в администрацию Воротынского муниципального района Нижегородской области с заявлением о продлении разрешения на строительство.

Отдел по строительству, архитектуре и ЖКХ администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области в отсутствии проектной документации, положительного заключения экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, получив 29.08.2019 заявление ООО «Строитель» о продлении срока действия разрешения на строительство, 02.09.2019, то есть после окончания срока действия разрешения, продлил срок разрешения на строительство вышеуказанного объекта до 29.11.2019.

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе, осуществляется только при наличии заключения органа государственного строительного надзора, а отсутствие такого заключения в соответствии с ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Однако 07.10.2019, т.е. после проведения аукциона и заключения контракта с ООО «Строитель» (ИНН 5211758970), обществу было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №<...>.

Более того согласно информации, представленной Прокуратурой Воротынского района Нижегородской области 27.07.2020 ООО «Строитель» было выдано представление об устранении нарушений федерального законодательства. Так, установлено, что ООО «Строитель» в 2018 году осуществлено строительство многоквартирного жилого дома на ул. Октябрьская, 55 в р.п. Воротынец. В целях получения разрешительной документации ООО «Строитель» в администрацию Воротынского муниципального района была представлена проектная документация, выполненная ООО ИСК «Промстрой».

Между тем данная проектная документация не могла быть утверждена застройщиком и использована для целей строительства по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Частью 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ определено, что проектная документация утверждается застройщиком.

В нарушение указанных требований закона ООО «Строитель» утвердило проектную документацию и осуществило строительство жилого дома без проведения инженерных изысканий.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведены анализы состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке, о чем составлены аналитические отчеты.

В соответствии с пунктом 10.9 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок) анализ состояния конкуренции на товарном рынке проведен по следующим этапам:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка.

Временной интервал в рассматриваемом случае определен с даты выдачи разрешения на строительство №<...> 21.01.2018 до даты выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №<...>.

В рассматриваемом случае товар предварительно определен, исходя из предмета соглашения таким товаром является приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры).

Географические границы товарного рынка в рассматриваемом случае определены, исходя из региона, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно Нижегородская область.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Временной интервал по каждому из рассматриваемых открытых аукционов в электронной форме определен с даты опубликования первого извещения о проведении аукциона 03.04.2018 до даты исполнения обязательств по последнему заключенному контракту – 18.12.2020.

Предметом торгов является приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры).

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Исходя из положений пункта 1.5 Порядка при анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках используются сведения, в том числе, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате их выборочного опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара.

В рамках проводимых аналитических отчетов антимонопольным органом были выявлены хозяйствующие субъекты, имеющие соответствующие СРО для строительства жилых и нежилых помещений. Перечень хозяйствующих субъектов отражен в запросе №<...> от 12.02.2021.

Хотя анализ представленной в ответ на вышеуказанный запрос информации однозначно не свидетельствует о невозможности строительства и последующего участия в рассматриваемых в настоящем деле закупочных процедурах хозяйствующих субъектов, занимающихся деятельности, аналогичным с ООО «Строитель», антимонопольным органом также принимается во внимание поступившее обращение хозяйствующего субъекта, в котором указано о невозможности такого участия и выполнения работ в кратчайшие сроки с учетом требований к приобретаемому жилью по рассматриваемым аукционам (вх.№<...> от 25.03.2021).

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к координации организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Таким образом, соглашением по смыслу антимонопольного законодательства может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов, достигнутая в любой форме, о которой могут свидетельствовать сведения, содержащиеся в документах хозяйствующих субъектов, скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции установлены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к которым относятся, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Из смысла указанных норм следует, что хозяйствующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

В рассматриваемом же случае ООО «Строитель» получило антиконкурентные преимущества на стадии выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию, участию в закупочных процедурах на право заключения государственных контрактов путем предоставления Отделом ИМКЗ, а также Отделом по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации городского округа Воротынский Нижегородской области возможности строительство многоквартирных жилых помещений с нарушениями действующего законодательства.

Такое поведение в своей совокупности по заключению государственных контрактов возможно исключительно при наличии заключенных антиконкурентных соглашений, что имеет отрицательное влияние на значимую конкурентную среду, охраняемые законом отношения.

Проведение процедуры закупки само по себе не свидетельствует об обеспечении равнодоступности на рынке, если не соблюдаются условия такой процедуры и реализуется соглашение по созданию одному лицу антиконкурентного преимущества.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия Отдела по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации городского округа Воротынский Нижегородской области по выдаче разрешения на строительство, ввода дома в эксплуатацию ООО «Строитель» для последующего участия в закупочных процедурах на право заключения контрактов на приобретение в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного в р.п.Воротынец Нижегородской области, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушающими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а также действия Отдела ИМКЗ и ООО «Строитель» - нарушающими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В результате реализации антиконкурентного соглашения между Отделом ИМКЗ и ООО «Строитель» были заключены контракты на общую сумму 22 025 745 руб. Вместе с тем согласно информации, имеющейся в материалах дела, ООО «Строитель» возместило денежные средства муниципального образования в полном объеме по контракту, заключенному по результатам закупочной процедуры №0332300080519000066, в размере 8 612 880 руб. Исходя из этого, сумма полученного дохода составляет 13 412 865 руб.

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела документы и материалы являются достаточными для принятия решения Комиссией Нижегородского УФАС России.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Отдел имущественных отношений, муниципального контроля и закупок администрации городского округа Воротынский Нижегородской области (ИНН 5211020206; 606260, Россия, Нижегородская обл., Воротынский р-н, рп. Воротынец, пл. Советская, 6, каб. 315) и ООО «Строитель» (ИНН 5211758970; 606260, Россия, Нижегородская обл., Воротынский р-н, рп Воротынец, пер. Строителей, 9) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать Отдел по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации городского округа Воротынский Нижегородской области (ИНН 5211000440; адрес места нахождения - 606260, Нижегородская область, Воротынский район, рабочий поселок Воротынец, Советская площадь, дом 6, кабинет 305) и ООО «Строитель» (ИНН 5211758970; 606260, Россия, Нижегородская обл., Воротынский р-н, рп Воротынец, пер. Строителей, 9) нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Предписание по настоящему делу не выдавать.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Указанное решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, представляют в федеральный антимонопольный орган жалобу на решение территориального антимонопольного органа, нарушающие единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства, в течение одного месяца со дня принятия решения.

В силу части 1.1 статьи 52 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Председатель комиссии

 

<...>

Члены комиссии

 

<...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны