Решение б/н Решение по делу № 1013-ФАС52-02/15 от 25 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу

№ 1013-ФАС52-02/15

 

11 сентября 2015 г.                                                                           г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения оглашена 03 сентября 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

- Гребнева Ю.Н.

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления,

- Валитова М.А.

 

- Патокиной Н.Н.

-

 

-

члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

члена комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

- Сильцова Р.О.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

 

при участии в рассмотрении дела

заявителей:

 

- А. Н.Г.

 

- Д.Г.П.

 

 

-

 

 

 

 

паспорт (серия <...> номер <...> , выдан Чкаловским РОВД Нижегородской обл., 26.05.2001),

паспорт (серия <...> номер <...> , выдан Чкаловским РОВД Нижегородской обл., 24.01.2002),

 

от ответчика (Кузнецовское МУП ЖКХ):

 

- Г.В. В.

-

представителя по доверенности от 09.04.2015,

 

рассмотрела 03 сентября 2015 года в открытом заседании комиссии дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ (Нижегородская область, Чкаловский район, д. Кузнецово, ул. Советская, д. 1) и

                           

 

установила:

В Нижегородское УФАС России обратились А.Н.Г., Д.Г.П. с заявлением на действия Кузнецовского МУП ЖКХ при взимании платы за прием в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

Установлено, что прокуратурой Чкаловского района Нижегородской области в феврале 2015 года проведена проверка по обращению А.Л.С., проживающей по адресу: <…>, на действия Кузнецовского МУП ЖКХ при взимании платы за прием в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды. А/Л.С. за опломбировку счетчиков горячей и холодной  воды в 2014-2015 годах Кузнецовскому МУП ЖКХ оплачено 400 рублей.

Проведенной проверкой установлено, что Кузнецовским МУП ЖКХ обслуживается жилой фонд в д. Кузнецово Чкаловского района Нижегородской области. При приемке приборов учета холодной и горячей воды в эксплуатацию (опломбировка) с потребителей коммунальных услуг взимается плата в размере 100 рублей за счетчик.

По результатам данного обращения прокурором Чкаловского района Нижегородской области 17.03.2015 в Кузнецовское МУП ЖКХ внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и закона об энергосбережении.

Представление прокурора Кузнецовским МУП ЖКХ рассмотрено и отклонено 23.04.2015.

20.04.2015 в прокуратуру Чкаловского района поступило обращение председателя Профсоюза «Чкаловец» Д.М.Б. о нарушении Кузнецовским МУП прав Д.Г.П., проживающей по адресу: <…>, заключающемся в требовании Кузнецовского МУП ЖКХ оплаты работ по опломбировке установленного счетчика на горячую воду в квартире Д. Г.П.

На заседании комиссии А.Л.С. пояснила, что 11.04.2014 и 12.02.2015 в ее квартире заменены 2 прибора учета холодной воды и 2 прибора учета горячей воды. После их установки проведено опломбирование счетчиков и на каждый прибор учета составлен акт, за опломбирование приборов учета А. Л.С. оплачено 400 рублей (100 рублей за один прибор учета). В квитанции на оплату коммунальных услуг за январь 2015 года сделана ссылка на Постановление Правительства Российской Федерации №354, в котором говорится, что счетчик пломбируется исполнителем без взимания платы. Ею написано заявление в Кузнецовское МУП ЖКХ о возврате незаконно взысканных 400 рублей, однако в ответе Кузнецовского МУП ЖКХ содержался отказ с мотивацией, что проводились работы не по опломбированию счетчиков, а по «недопущению несанкционированного доступа к индивидуальным приборам учета».

Д.Г.П. пояснила, что у нее сложилась точно такая же ситуация, как и у А. Л.С., но она отказалась платить за опломбировку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.

Представитель ответчика пояснил, что Кузнецовское МУП ЖКХ действительно взимало плату за  работы по «недопущению несанкционированного доступа к индивидуальным приборам учета». Однако данное понятие введено прежним директором Кузнецовского МУП ЖКХ. Чкаловским районным судом Нижегородской области вынесено решение №2-271/2015 от  20 июля 2015 года, в соответствии с которым исковые требования А.Л.С. к Кузнецовскому МУП ЖКХ были удовлетворены. Определение «работы по предотвращению несанкционированного доступа к приборам учета холодного и горячего водоснабжения», на основании которого взималась плата с заявителя за опломбирование приборов учета, признано незаконным, как не соответствующее определению, приведенному в Правилах предоставления коммунальных услуг. Также с Кузнецовского МУП ЖКХ взыскано в пользу А.Л.С. 400 рублей. Денежная сумма А.Л.С. выплачена. Также 10 августа 2015 года Кузнецовским МУП ЖКХ проведена опломбировка счетчиков Д.Г.П. Представитель ответчика просил производство по делу прекратить в связи с вступлением в законную силу решения Чкаловского районного суда Нижегородской области.

Изучив материалы дела, заслушав выступления лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также представленные ими  доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

Действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, ущемлению интересов иных лиц, запрещены частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с определением, изложенным в части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Критерии доминирования хозяйствующего субъекта определены в той же статье. Одним из ключевых признаков является доля, занимаемая субъектом на рынке.

Как следует из пояснений представителя ответчика и иных материалов дела, Кузнецовское МУП ЖКХ является единственной управляющей организацией и поставщиком услуг холодного и горячего водоснабжения в д. Кузнецово Чкаловского района Нижегородской области. Следовательно, в указанных границах Кузнецовское МУП ЖКХ занимает доминирующие положение как на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, действуя как исполнитель коммунальных услуг, так и на рынке горячего и холодного водоснабжения, выступая в качестве поставщика данных товаров.

Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель, в том числе управляющая организация, обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета.

Согласно подпункту «и» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель вправе требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также требовать осуществления расчетов размеры платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

В соответствие с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Пунктом 81(6) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что по результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:  дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию; фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки; решение о вводе или отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием такого отказа; в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы); дата следующей поверки.

Пунктом 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

В соответствии с пунктом 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы.

Кузнецовским МУП ЖКХ указано, что взимается плата не за пломбирование индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения, а - за работы по предотвращению несанкционированного доступа к индивидуальным приборам учета. Однако в соответствии с решением №2-271/2015 от  20 июля 2015 года, вынесенным Чкаловским районным судом Нижегородской области, определение «работы по предотвращению несанкционированного доступа к приборам учета холодного и горячего водоснабжения», на основании которого взималась плата с заявителя за опломбирование приборов учета, признано незаконным, как не соответствующее определению, приведенному в Правилах предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, Кузнецовское МУП ЖКХ взимает с потребителей плату за ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, что запрещено Правилами предоставления коммунальных услуг. Подобные действия управляющей компании нарушают права потребителей ее услуг, в том числе А.Л.С., Д. Г.П., проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых указанной организацией.

Следовательно, в рассматриваемом случае имеет место нарушение Кузнецовским МУП ЖКХ части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006              № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ходатайство представителя Кузнецовского МУП ЖКХ о прекращении производства по делу №1013-ФАС52-02/15 в связи с вступлением в законную силу решения Чкаловского районного суда Нижегородской области оставлено комиссией антимонопольного органа без удовлетворения, так как решение, на которое ссылается ответчик, не содержит выводов о нарушении антимонопольного законодательства. Более того, в данном решении сделаны выводы в отношении спора между А. Л.С. и Кузнецовским МУП ЖКХ, в то время как антимонопольный орган рассматривает действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей услуг, оказываемых Кузнецовским МУП ЖКХ.

Вместе с тем комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы установлено, что Кузнецовским МУП ЖКХ по решению суда №2-271/2015 от  20.07.2015 зачислены на счет А.Л.С. денежные средства в размере 400 рублей (Платежное поручение №216 от 28.08.2015).

Также, как следует из пояснений Д. Г.П., Кузнецовским МУП ЖКХ 10.08.2015 опломбированы счетчики, принадлежащие Д. Г.П., без взимания платы.

28.08.2015 Директором Кузнецовского МУП ЖКХ издан приказ № 87 «Об исполнении решения Чкаловского районного суда от 20.07.2015 года», в соответствии с которым в дальнейшем при проведении пломбировки приборов учета горячей и холодной воды плата с граждан не взимается.

Таким образом, Комиссия считает, что в рассматриваемом деле противоправное поведение ответчика добровольно прекращено.

В силу частей 1, 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.

В то же время в соответствии со справкой № 182 от 02.09.2015, предоставленной Кузнецовским МУП ЖКХ в антимонопольный орган, в период с 2013 года по 28.08.2015 Кузнецовским МУП ЖКХ в многоквартирных домах, находящихся в управлении, опломбировано 383 индивидуальных приборов учета холодной воды, 227 индивидуальных приборов учета горячей воды (всего 610 приборов учета) со взиманием платы по 100 рублей за опломбировку одного прибора на общую сумму 61 000 (шестьдесят одна тысяча) рублей 00 копеек.

В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту обязательное для выполнения предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку установлен факт получения ответчиком дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, комиссия, руководствуясь приведенной правовой нормой, выдает Кузнецовскому МУП ЖКХ предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

1. Признать факт нарушения Кузнецовским МУП ЖКХ части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во взимании платы за ввод приборов учета горячей и холодной воды в эксплуатацию.

2. Рассмотрение дела № 1013-ФАС52-02/15, возбуждённого в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ, прекратить в связи с добровольным устранением ответчиком нарушения антимонопольного законодательства.

3. Выдать Кузнецовскому МУП ЖКХ предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере <…> рублей 00 копеек.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции»  настоящее решение и выданное на его основе предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                            Ю.Н. Гребнев

Члены комиссии                                                                                         М.А. Валитов

Н.Н. Патокина

Р.О. Сильцов

 

ПРЕДПИСАНИЕ

№ 1013-ФАС52-02/15

о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства

 

 

11 сентября 2015 года                                                             город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнева Ю.Н.

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

- Валитова М.А.

-

члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Патокиной Н.Н.

-

члена комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Сильцова Р.О.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

       

 

на основании своего решения от 11 сентября 2015 года по делу № 1013-ФАС52-02/15 о признании факта нарушения Кузнецовским МУП ЖКХ части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

предписывает:

 

1. Кузнецовскому МУП ЖКХ (Нижегородская область, Чкаловский район, д. Кузнецово, ул. Советская, д. 1) в срок до 20 октября 2015 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере <…>.

Указанная сумма должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя – Волго-Вятское ГУ Банка России по Нижегородской области;

ИНН 5260041262 КПП 526001001; код ОКТМО – по месту муниципального образования (22701000).

БИК – 042202001; расчетный счет – 40101810400000010002;

Получатель – УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, лицевой счет – 04321510030);Код налога – 16111602010016000140;

 

Назначение платежа – доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

2. Обязать Кузнецовское МУП ЖКХ представить в Нижегородское УФАС России до 25 октября 2015 года сведения об исполнении настоящего предписания.

 

В соответствии  со  статьей  52  Федерального  закона  «О защите конкуренции» 

настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его выдачи. В случае подачи заявления в арбитражный суд об обжаловании предписания исполнение предписания будет приостановлено до вступления решения арбитражного суда в законную силу.

 

За невыполнение в установленный срок настоящего предписания в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица несут административную ответственность.

 

 

Председатель комиссии                                                                                   Ю.Н. Гребнев

 

Члены комиссии                                                                                             

                                                                                                                          М.А. Валитов

 

                                                                                                                      Н.Н. Патокина

 

                                                                                                                        Р.О. Сильцов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны