Решение б/н Решение № 1042-ФАС52-07/15 от 30 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

04.09.2015 № СС-07/8933

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 1042-ФАС52-07/15

 

                                                                            г.Н.Новгород

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 04 сентября 2015 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Гришков Д.А.

-

член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Алексеенкова М.Д.

-

член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №1042-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя Б. (), по обращению Волго-Вятского Главного Управления Центрального банка Российской Федерации (603008, г.Н.Новгород, ул.Б.Покровская, д.26), при участии ООО «Литера» (603000, г.Н.Новгород, ул.Короленко, д.29, оф.412, 4 этаж) по признакам нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии ИП Балабониной Г.Н.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение Волго-Вятского Главного Управления Банка России по поводу рекламы об оказании финансовых услуг ИП Б., распространенной в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей».

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 22 июля 2015г. вынесло Определение №1042-ФАС52-07/15 о возбуждении дела по признакам нарушения части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в отношении ИП Б.

Заслушав доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.

В газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №19 (291) от 22.05.2015г. и №21/293 от 05.06.2015г. распространялось сообщение следующего содержания: «ИП Б. Деньги быстрее всех. До 650 000 рублей. 25% годовых, по паспорту, до 5 лет, возможность досрочного погашения, всем без ограничения (территориально)».

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что  товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования – ИП Б., товаром являются предлагаемые финансовые услуги займа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Как установлено ст.807 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

В силу ст.809 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или соответствующей части.

Следовательно, займ можно расценивать как финансовую услугу. Для оказания финансовой услуги хозяйствующий субъект должен быть финансовой организацией. 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 данного Закона профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В письме от 16.05.2014г. №АГ/19720/14 ФАС России разъяснила, что порядок деятельности некредитных финансовых организаций установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации». В случае выявления рекламы деятельности по предоставлению займа лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность в данной сфере, такая реклама должна признаваться нарушающей требование части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно письма ФАС России от 31.07.2014г. №АД/30890/14, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских кредитов индивидуальными предпринимателями, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.

Таким образом, рекламировать кредиты для населения вправе только профессиональные участники рынка финансовых услуг.

Согласно части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

ИП Б. является физическим лицом, следовательно, не может осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно представленных документов ИП Б. (Принципал) заключила с ООО «Медиа-Лайнер» (Агент) договор от 18.05.2015г. №4115, в соответствии с которым Агент принимает на себя обязанности по проведению переговоров с ООО «Литера» и по заключению с ним сделок на размещение и распространение рекламы Принципала в газете «Арена Рекламных возможностей».

Следовательно, ИП Б. является рекламодателем.

Таким образом, реклама ИП Б., распространенная в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №19 (291) от 22.05.2015г. и №21/293 от 05.06.2015г., противоречит требованиям части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В связи с отсутствием в материалах дела информации о прекращении распространения рекламы на момент вынесения решения, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать предписание об устранении допущенного правонарушения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1  статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Б., распространенную в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №19 (291) от 22.05.2015г. и №21/293 от 05.06.2015г., поскольку она противоречит требованиям части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание об устранении выявленного правонарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                         С.В.Смирнов

 

 

Члены Комиссии                                                                           Д.А.Гришков

 

                                                                                                     

                                                                                                    М.Д.Алексеенкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

исп.: Михайлова Н.В.

тел. 8(831) 430-55-74

04.09.2015 № СС-07/8934

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1042-ФАС52-07/15

о прекращении нарушения законодательства

 Российской Федерации о рекламе

 

 

        04 сентября 2015 года                                                             г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Гришков Д.А.

-

член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Алексеенкова М.Д.

-

член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании решения от 04.09.2015г. по делу № 1042-ФАС52-07/15 о признании ненадлежащей рекламы ИП Б., распространенной в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №19 (291) от 22.05.2015г. и №21/293 от 05.06.2015г., поскольку она противоречит требованиям части 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08. 2006 №508, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП Б. в срок до 24 сентября 2015 года прекратить нарушение части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы финансовых услуг по предоставлению потребительских займов.

2. ИП Б. представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25 сентября 2015 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.  

В случае невыполнения в установленный  срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает юридическое лицо от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             С.В.Смирнов  

 

 

Члены комиссии                                                                          Д.А.Гришков  

 

 

           М.Д.Алексеенкова   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.:Михайлова Н.В.

Тел.: 8(831) 430-55-74

Связанные организации

Связанные организации не указаны