Решение б/н Решение и предписание по делу №106-ФАС52-10/13 в отношении Д... от 7 марта 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 106-ФАС52-10/13

 

г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена: 25 апреля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено: 15 мая 2013 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Нижегородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти;

 

-

заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти;

 

рассмотрев дело № 106-ФАС52-10/13 в открытом заседании с объявлением резолютивной части решения в отношении Департамента транспорта Нижегородской области (далее – Департамент) (ул.Ильинская, д.83 «а», г.Н.Новгород, 603950) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:

- (заявитель) – (доверенность);

- Департамента транспорта Нижегородской области (ответчик) – (доверенность);

- МУП Борского района Нижегородской области «Борское пассажирское автотранспортное предприятие» (заинтересованное лицо) - (доверенность).

 

УСТАНОВИЛА:

В Нижегородское УФАС России поступило обращение индивидуального предпринимател (далее – ИП) на действия Департамента транспорта Нижегородской области, содержащие, по мнению заявителя, признаки нарушения антимонопольного и антикоррупционного законодательства.

По итогам рассмотрения заявления выявлено следующее.

На основании Приказа Департамента транспорта и связи Нижегородской области от 24.05.2010 № 27 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области» проведен открытый конкурс на право заключения договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области (далее – Конкурс).

Предметом указанного выше Конкурса являлось: заключение договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области на автобусном маршруте № 1000 «Н.Новгород (тоннель) – п.Память Парижской Коммуны (Борский район)».

По результатам проведенного Конкурса Департамент транспорта и связи Нижегородской области заключил договор об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области от 29.09.2010 года № 46 с индивидуальным предпринимателем Я. (далее – ИП Я.) и договор об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области от 29.09.2010 года № 49 с ИП

В связи со сложившимися обстоятельствами ИП Я. 26 ноября 2012 года направила в Департамент заявление о расторжении договора от 29.09.2010 № 46.

Согласно письму Департамента (исх. от 17.12.2012 №401-03-05-5355/12) муниципальное унитарное предприятие Борского района Нижегородской области «Борское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее – МУП «Борское ПАП») изъявило намерение осуществлять перевозки 26.11.2012 года (заявление вх.№ 3645). Заявление ИП поступило в Департамент 27.11.2012 года (вх.№3662).

При этом из анализа представленных материалов следует, что ИП Шульпин А.П. обращался в Департамент транспорта Нижегородской области с заявлением заключить договор о временном осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области на автобусном маршруте №1000 «Н.Новгород (тоннель) – п.Память Парижской Коммуны (Борский район)» до проведения конкурса: 08.11.2012, 20.11.2012 и 26.11.2012.

Однако Департамент заключил договор о временном осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области на автобусном маршруте №1000 «Н.Новгород (тоннель) – п.Память Парижской Коммуны (Борский район)» от 29.12.2012 года № 5 с МУП «Борское ПАП».

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Департамента транспорта Нижегородской области, выразившиеся в неправомерном заключении договора от 29.12.2012 года № 5 с МУП «Борское ПАП» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 18 февраля 2013 года в отношении Департамента транспорта Нижегородской области возбуждено дело № 106-ФАС52-10/13.

Определением № СС-10/888 от 19.02.2013 дело назначено к рассмотрению на 05 марта 2013 года в 1100.

Вместе с тем, вышеуказанным определением МУП «Борское ПАП» привлечено к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица.

До рассмотрения дела по существу Департамент представил в Нижегородское УФАС России (вх. от 04.03.2013 №1112) письменные объяснения, в которых сообщает, что временный допуск перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на основании договоров об организации и осуществлении регулярных перевозок на условиях временного допуска на маршрутах регулярных перевозок без проведения конкурсных процедур на срок не более 1 года. Указанные обстоятельства регламентируются Положением «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области», утвержденное Постановлением Правительства Нижегородской области от 06.03.2009 № 100. Заявление ИП Я. о расторжении договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 1000 зарегистрировано в Департаменте 26.11.2012 года №3638. Заявление о намерении осуществления перевозок по указанному маршруту зарегистрированы: от МУП «Борское ПАП» 26.11.2012 года вх.№ 3645, от ИП 27.11.2012 года вх.№ 3662. Следовательно, договор о временном осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области на автобусном маршруте № 1000 заключен с МУП «Борское ПАП».

Рассмотрение дела по существу состоялось 25 апреля 2013 года.

На рассмотрение дела прибыли представители ответчика, которым председатель комиссии разъяснил, что лица, участвующие в деле имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, Комиссия приходит к следующим выводам.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.

Согласно пунктам 1 и 2 названного Положения Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения, о которых составляют государственную тайну).

Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Нижегородское УФАС России осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, определенных частью 23 Федерального закона «О защите конкуренции» и Положением о территориальном органе федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Как следует из материалов дела №106-ФАС52-10/13, Департамент заключил договор о временном осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области на автобусном маршруте №1000 «Н.Новгород (тоннель) – п.Память Парижской Коммуны (Борский район)» от 29.12.2012 года № 5 с МУП «Борское ПАП».

Обслуживание населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области регламентирует Положение «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области», утвержденное Постановлением Правительства Нижегородской области от 06.03.2009 № 100 (далее – Положение).

Согласно подпункту 3.11.1 пункта 3.11 Положения: привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на основании договоров об организации и осуществлении регулярных перевозок на условиях временного допуска на маршрутах регулярных перевозок на срок не более 1 года в установленных данной статьей случаях.

Однако, как установлено Комиссией, заявление ИП Я. о расторжении договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 1000 зарегистрировано в Департаменте 26.11.2012 года вх. № 3638.

Заявления о намерении осуществлять перевозки по маршруту № 1000 зарегистрированы в Департаменте: от МУП «Борское ПАП» 26.11.2012 года вх.№3645, от ИП 27.11.2012 года вх.№ 3662.

Довод, представителя ответчика по делу о том, что ИП представил заявление о намерении осуществлять временные перевозки по указанному выше маршруту в Департамент после 12.00 26 ноября 2012 года, соответственно данное заявление зарегистрировано только 27.11.2012 года в соответствии с пунктом 5.3.5 Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Нижегородской области и их структурных подразделениях, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 года № 828 (далее – Инструкция) Комиссией антимонопольного органа не принимается, в виду следующего.

Делопроизводство Департамента транспорта Нижегородской области регламентируется Инструкцией, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 года № 828 и Порядком рассмотрения и исполнения документов в Департаменте транспорта Нижегородской области, утвержденным директором Департамента транспорта Нижегородской области Зубаревым А.В. от 08.12.2011 года (далее – Порядок).

Пунктом 5.3.5 Инструкции установлено: документы, поступившие в управление документационного обеспечения и контроля до 13.00, регистрируются и направляются на исполнение в тот же рабочий день; документы, поступившие после 13.00, регистрируются и направляются на исполнение на следующий рабочий день, кроме срочных документов; заявки и пакеты документов на рассмотрение инвестиционного совета при Губернаторе, поступившие в сектор приема инвестиционных заявок управления документационного обеспечения и контроля до 15.00, регистрируются в тот же рабочий день, поступившие после 15.00 регистрируются следующим рабочим днем. Обращения граждан регистрируются в течение трех дней с момента поступления в орган исполнительной власти.

Пункт 5.3.5 регламентирует порядок регистрации документов в аппарате Правительства Нижегородской области, а именно в управление документационного обеспечения и контроля. Данный факт подтверждается также письменным ответом Заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области (вх. от 22.04.2013 №2171) на запрос, направленный ранее Нижегородским УФАС России (исх. от 10.04.2013 №СС-10/2291).

Кроме этого, внутренним Порядком Департамента также не установлены сроки для приема и регистрации входящей документации.

Следовательно, время окончания регистрации в день поступления входящей документации нормативными актами Департамента транспорта Нижегородской области не установлено.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела, Комиссия принимала решение вызвать свидетелей по делу О. (специалист отдела делопроизводства Департамента) и Б. (представитель МУП «Борское ПАП) (определение об отложении рассмотрения дела №106-ФАС52-10/13 от 10.04.2013 №СС-10/2292).

Из пояснений О. следует, что 26.11.2012 года именно она принимала заявление ИП о намерении заключить договор о временном осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области по маршруту №Т-1000 «Н.Новгород – п.Память Парижской Коммуны». Данное заявление зарегистрировано 26.11.2012 года.

Из пояснений Б. следует, что заявление МУП «Борское ПАП» о намерении заключить договор о временном осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Нижегородской области по маршруту №Т-1000 «Н.Новгород – п.Память Парижской Коммуны» направлялось в Департамент транспорта факсимильной связью и одновременно почтой 20.11.2012 года.

Как установлено Комиссией, заявление МУП «Борское ПАП» поступило в Департамент транспорта 23.11.2012 года (что подтверждается почтовым конвертом с отметкой «Почта России»). Однако заявление МУП «Борское ПАП» зарегистрировано Департаментом только 26.11.2012 года. При этом заявление о расторжении договора ИП Я. представлено в Департамент 26.11.2012 года.

Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что заявление ИП поступило непосредственно в тот же день как и заявление о намерении расторгнуть договор ИП Я., то есть 26.11.2012 года.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Все вышеизложенные факты, как полагает комиссия, в совокупности и взаимосвязи доказывают нарушение Департамента транспорта Нижегородской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Поскольку в действиях Департамента транспорта Нижегородской области выявлены нарушения законодательства о защите конкуренции, комиссия в целях обеспечения установленных статьей 22 Закона о защите конкуренции функций государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предупреждения совершения ими новых правонарушений считает необходимым выдать ответчику предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (статья 23 Закона о защите конкуренции).

Исходя из положений части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела по существу ответчик поддержал позицию, изложенную в объяснениях и не признал выявленные Нижегородским УФАС России нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, ответчик по делу пояснил, что конкурс на перевозки по маршруту №1000 объявлен. Вскрытие конвертов состоится 29.04.2013 года.

Руководствуясь статьей 23, частью 1, 5 статьи 47, частями 1, 5 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, ча​стью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент транспорта Нижегородской области нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Департаменту транспорта Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны