Решение б/н Решение по делу №1078-ФАС52-03/13 в отношении ОАО «МРСК Цент... от 2 апреля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

      по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№1078-ФАС52-03/13

 

резолютивная часть решения оглашена 10.12.2013

решение изготовлено в полном объеме 24.12.2013

г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

- Гребнев Ю.Н.

-

председатель комиссии, заместитель руководителя

 управления;

- Дубинчик А.Э.

-

член комиссии, главный специалист-эксперт

отдела контроля естественных монополий;

- Литвиненко Н.В.

-

член комиссии, начальник отдела контроля

естественных монополий;

- Талалушкин Д.В.

-

член комиссии, главный специалист-эксперт

отдела контроля естественных монополий, -

с участием:

- Щербакова А.А.

-

представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (по доверенности от 03.12.2012 б/н);

- Семенычева А.К.

-

представителя ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (по доверенности от 25.12.2012 б/н);

-

-

заявителя;

-

-

заявителя, -

 

рассмотрев дело №1078-ФАС52-03/13 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «МРСК Центра и Приволжья» (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили заявления собственников жилых домов, расположенных по адресу: Нижегородская область, город Бор, Ситниковский с/с, <…>, – на действия открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», связанные с нарушением сроков технологического присоединения объектов заявителей.

По итогам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело №1078-ФАС52-03/13 в отношении открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (приказ Нижегородского УФАС России от 04 октября 2013 года №412).

На заседании комиссии Заявители поддержали доводы, изложенные в заявлениях в антимонопольный орган. Указали, что действия сетевой организации ущемляют их интересы, просили признать ОАО «МРСК Центра и Приволжья» нарушившим антимонопольное законодательство.

Представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья», поддержав позицию, изложенную в письменных пояснениях по делу, возражали против признания общества нарушившим антимонопольное законодательство.

Комиссия, изучив материалы дела №1078-ФАС52-03/13 о нарушении антимонопольного законодательства, считает установленными следующие фактические обстоятельства.

I. ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключило договоры на технологическое присоединение энергопринимающих устройств жилых домов к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) со следующими лицами: <…>

15 октября 2013 года, после возбуждения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от вышеперечисленных лиц поступили документы (вх. №№ 5557 – 5570), свидетельствующие об исполнении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» своих договорных обязательств в части осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объектов заявителей и отсутствии, таким образом, ущемления их интересов.

II. ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключило договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическом сетям со следующими лицами:

<…>

В настоящее время мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объектов, принадлежащих вышеуказанным лицам (раздел II), не завершены.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устных выступлениях присутствующих на заседании комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», к которым относятся, в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, принятых в соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об электроэнергетике», а именно: сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие заключение договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать возмездные услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Начиная с 01.01.2008, на территории Нижегородской области введены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 №49/1).

В соответствии с действующей на территории области котловой тарифной моделью энергосбытовые организации заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «МРСК Центра и Приволжья», имеющим статус «котлодержателя».

В свою очередь, ОАО «МРСК Центра и Приволжья» заключает договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии вышеуказанным потребителям со всеми иными сетевыми организациями, действующими на территории Нижегородской области.

Для взаиморасчетов с ОАО «МРСК Центра и Приволжья» указанным сетевым организациям региональной службой по тарифам Нижегородской области в пределах единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по их электрическим сетям.

Таким образом, ОАО «МРСК Центра и Приволжья», являясь территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» свидетельствует о том, что ее положение на соответствующем товарном рынке в географических границах присоединенных электрических сетей является доминирующим.

При этом следует иметь в виду, что с учетом понятия «сетевая организация», указанного в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопотребляющих объектов является неотъемлемой частью процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.

С учетом вышеизложенного действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. В соответствии с условиями указанных в разделе I настоящего решения договоров и подпунктом б) пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения), срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей составляет 6 месяцев со дня заключения договора.

Таким образом, сроки технологического присоединения энергопринимающих устройств группы №1 перечня лиц, приведенного в разделе I настоящего решения, с которыми были заключены соответствующие договоры, истекли 18 июня 2013 года; группы №2 – 31 мая 2013 года; с одним из заявителей – 13 сентября 2012 года.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.

Неисполнение сетевой организацией договорных обязательств по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов привело к невозможности ведения личного подсобного хозяйства и завершения строительства жилых домов. Указанные обстоятельства свидетельствуют об ущемлении интересов заявителей.

С учетом вышеизложенного комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в невыполнение мероприятий по технологическому присоединению в сроки, предусмотренные подпунктом б) пункта 16 Правил технологического присоединения, привели к ущемлению интересов заявителей, нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем поступившие в антимонопольный орган письменные пояснения ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (от 23.10.2013 №61-8/436) и письма от заявителей, указанных в разделе I настоящего решения (от 15.10.2013                                     вх. №№5557 – 5570), свидетельствуют о добровольном устранении ОАО «МРСК Центра и Приволжья» выявленного нарушения антимонопольного законодательства в отношении указанных лиц путем исполнения соответствующих договорных обязательств сетевой организации.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

С учетом изложенного по указанным эпизодам рассмотрение дела подлежит прекращению в связи с добровольным устранением ОАО «МРСК Центра и Приволжья» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

Проанализировав материалы настоящего дела, комиссия приходит к заключению о необходимости выдачи ОАО «МРСК Центра и Приволжья» предписаний о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

 

3. Изучив имеющиеся материалы дела, касающиеся невыполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в сроки, предусмотренные подпунктом б) пункта 16 Правил технологического присоединения, в отношении энергопринимающих устройств заявителей, указанных в разделе II настоящего решения, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о невозможности принятия решения в данном заседании.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 47.1 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вправе выделить в отдельное производство одно или несколько дел. Состав комиссии по рассмотрению объединенных или выделенных дел определяется приказом антимонопольного органа.

С учетом вышеизложенного комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необходимости выделения в отдельное производство эпизодов в отношении действий, связанных с невыполнением в срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей <…>, содержащих признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

С учетом изложенного комиссия, руководствуясь частями 1, 3 статьи 47.1, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 50 Федерального закона  от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать установленным факт нарушения открытым акционерным обществом «МРСК Центра и Приволжья» (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ИНН 5260200603)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем невыполнения в срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей <…>.

2. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения открытым акционерным обществом «МРСК Центра и Приволжья» (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в части невыполнения в срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей <…>) прекратить в связи с добровольным устранением выявленного нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3. На основании пункта 2 данного решения выдать открытому акционерному обществу «МРСК Центра и Приволжья» (603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33; ИНН 5260200603) предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

4. Эпизоды в отношении действий, связанных с невыполнением в срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей <…>, содержащих признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выделить в отдельное производство.

5. По эпизодам, указанным в пункте 4 данного решения, направить соответствующие материалы руководителю Нижегородского УФАС России для издания приказа о создании комиссии по рассмотрению дела в соответствии с частью 3 статьи 47.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                               Ю.Н. Гребнев

Члены Комиссии                                                                          Н.В. Литвиненко

    А.Э. Дубинчик

                                                                                                  Д.В. Талалушкин

Связанные организации

Связанные организации не указаны