Решение б/н Решение № 1095-ФАС52-КТ-50-09/07-15(408-НБ) от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 1095-ФАС52-КТ-50-09/07-15(408-НБ)

 

30 июля 2015 года                                                                                      город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:

- Кирьякова С.Е.

-

заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля  закупок,

- Балабина Н.В.

-

член комиссии, ведущий  специалист-эксперт отдела контроля закупок,

- Рыжов Д.В.

-

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа,

 

при участии:

 

- Клинцова Е.А.

-

представителя Управления капитального строительства администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (по доверенности №104-07/ от 19.12.2014),

- Угарова И.А.

-

представителя Управления капитального строительства администрации Богородского муниципального района Нижегородской области (по доверенности №104-07/ от 19.12.2014),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «РОСЭНЕРГОСТРОЙ» (далее – ООО «РОСЭНЕРГОСТРОЙ», заявитель) на действия администрации Богородского муниципального района Нижегородской области при определении подрядчика путём проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО «РОСЭНЕРГОСТРОЙ» на действия администрации Богородского муниципального района Нижегородской области при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта  "Реконструкция дошкольного образовательного учреждения по адресу: Нижегородская область, г.Богородск, 3 микрорайон, д.15а", номер извещения 0332300220715000213 (далее также – открытый конкурс).

По мнению заявителя, положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе в сфере закупок).

Представители ООО «РОСЭНЕРГОСТРОЙ» на заседании комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.

Представители Управления капитального строительства администрации Богородского муниципального района Нижегородской области с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО «РОСЭНЕРГОСТРОЙ» необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также – Административный регламент), пришла к следующим выводам.

 

1) 08.07.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта  "Реконструкция дошкольного образовательного учреждения по адресу: Нижегородская область, г. Богородск, 3 микрорайон, д.15а", номер извещения 0332300220715000213, и конкурсная документация.

Заказчиком данной закупки выступает Управление капитального строительства администрации Богородского муниципального района Нижегородской области.

Уполномоченным органом данной закупки выступает администрация Богородского муниципального района Нижегородской области.

Предметом контракта является выполнение работ по строительству объекта  "Реконструкция дошкольного образовательного учреждения по адресу: Нижегородская область, г. Богородск, 3 микрорайон, д.15а" с начальной (максимальной) ценой контракта                 96 618 660,00  руб.

 

2) Пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должны содержаться, среди прочего, условия банковской гарантии.

Кроме того, согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.

Между тем в нарушение статьи 42 и части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки № 0332300220715000213 не содержит в себе условия банковской гарантии, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса (за исключением требования, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 и в соответствии с  пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.

 

3) По смыслу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудовании; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки определены в разделе VI документации электронного аукциона, а функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки определены в Приложении 3 «Требования к характеристикам и материалам ред. 2»  к  документации об  электронном аукционе с указанием  показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых работ потребностям заказчика.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, описание объекта закупки изложенным в документации образом (в том числе в части описания характеристик и материалов, используемых при выполнении работ) не противоречит Закону о контрактной системе и не приводит к ограничению конкуренции, в том числе к необоснованному ограничению числа участников закупок. Доказательств обратного, в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, заявителем не представлено.

Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы ООО «РОСЭНЕРГОСТРОЙ» в рассматриваемой части.

Кроме того, Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Однако заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие, каким образом установленные в документации о закупке требования к характеристикам и материалам, используемым при выполнении работ, повлияли на невозможность подачи заявки на участие в открытом конкурсе и нарушение его прав и законных интересов, что также свидетельствует о необоснованности жалобы ООО «РОСЭНЕРГОСТРОЙ» в рассматриваемой части.

 

4) Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, среди прочих критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с названным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

В пункте 16 конкурсной документации заказчиком определены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, их значимость, а также порядок оценки, а именно:

1) Стоимостные критерии оценки (цена контракта) – значимость 60%  (максимальный показатель 100 баллов);

2) Нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок (показатель 1: «Качество работ», показатель 2: «Функциональные, потребительские свойства товара») – значимость критерия 20%.

- квалификация участников закупки (наличие опыта работы, связанного с предметом контракта) - значимость критерия 20%.

Установление порядка оценки заявок на участие в названном конкурсе подобным образом не противоречит требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок и Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В связи с изложенным жалоба ООО «РОСЭНЕРГОСТРОЙ» признается необоснованной в рассматриваемой части.

Вместе с тем Нижегородское УФАС России отмечает следующее.

Пунктом 1 Правил установлено, что названные Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

Подпунктами 2.1 и 2.2. части 16 конкурсной документации установлено, что в рамках показателя «Качество работ» оценивается обоснованность описания участником открытого конкурса выполняемых работ (предложения о качестве работ (услуг)) требованиям, которые изложены в Разделе VI конкурсной документации и  соответствие данного описания требованиям настоящей конкурсной документации (при этом максимальное значение показателя составляет 50 баллов):

- обоснованно – 50 баллов;

- не обоснованно и (или) не соответствует – 0 баллов,

а в рамках показателя «Функциональные, потребительские свойства товара» оценивается обоснованность описания участником открытого конкурса характеристик материалов и оборудования, требования, которые изложены в Разделе XI конкурсной документации, и  соответствие данного описания требованиям настоящей конкурсной документации (при этом максимальное значение показателя составляет 50 баллов):

- обоснованно – 50 баллов;

- не обоснованно и (или) не соответствует – 0 баллов.

Между тем, по мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, установленная шкала оценки по показателям «Качество работ» и «Функциональные, потребительские свойства товара» не определяет зависимость между присваиваемыми баллами и предложением условий исполнения контракта.

Кроме того, согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 названных Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Пунктом 2 пункта 16 конкурсной документации в отношении критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» заказчиком предусмотрены следующие показатели:

- «Качество работ»,

- «Функциональные, потребительские свойства товара».

Однако в нарушение пункта 11 Правил заказчиком не установлена значимость для показателей, в соответствии с которой будет производиться оценка. 

Таким образом, разработав конкурсную документацию подобным образом, уполномоченный орган нарушил требования части 4 статьи 32 и части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и положения пунктов 1 и 11 Правил.

 

5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать уполномоченному органу, заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок и Правил, допущенные уполномоченным органом, не повлияли на результаты открытого конкурса, в связи с чем необходимость выдачи ему предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

 

С учётом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок

 

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «РОСЭНЕРГОСТРОЙ» на действия администрации Богородского муниципального района Нижегородской области при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на право заключить контракт на выполнение работ по строительству объекта  "Реконструкция дошкольного образовательного учреждения по адресу: Нижегородская область, г. Богородск, 3 микрорайон, д.15а", номер извещения 0332300220715000213, необоснованной.

2. Признать Уполномоченный орган нарушившим положения части 4 статьи 32,  статьи 42, части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок и пунктов 1 и 11 Правил.

3. Уполномоченному органу предписание не выдавать в связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на результаты закупки.

4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                             С.Е. Кирьякова

 

Члены комиссии                                                                                              Н.В. Балабина

 

   Д.В. Рыжов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны