Решение б/н Решение № 1128-ФАС52-КТ-64-09/08-15 (422-НБ) от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 1128-ФАС52-КТ-64-09/08-15 (422-НБ)

 

06 августа 2015 года                                                                                  город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

- Шумилов А.А.

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления,

- Балабина Н.В.

-

член комиссии, ведущий  специалист-эксперт отдела контроля закупок,

- Игошина В.В.

-

член комиссии,  специалист-эксперт отдела контроля закупок,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «РЕКОМ СТРОЙ» (далее также – ООО  «РЕКОМ СТРОЙ») на действия Управления Судебного департамента в Пермском крае (далее также - заказчик) путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО  «РЕКОМ СТРОЙ» о нарушении Управлением Судебного департамента в Пермском крае требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту объекта: "Здание Большесосновского районного суда Пермского края ПСП с. Частые, расположенного по адресу: с. Частые, ул. Ленина, 36", номер извещения 0156100008315000203 (далее также – электронный аукцион).

По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе в сфере закупок).

Представители Управления Судебного департамента в Пермском крае и                               ООО  «РЕКОМ СТРОЙ» на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также – Административный регламент), пришла к следующим выводам.

1) 15.07.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту объекта: "Здание Большесосновского районного суда Пермского края ПСП с. Частые, расположенного по адресу: с. Частые, ул. Ленина, 36", номер извещения 0156100008315000203 и документация об электронном аукционе.

Заказчиком данной закупки выступает Управление Судебного департамента в Пермском крае.

Оператором электронной площадки является ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Предметом контракта является выполнение работ по комплексному капитальному ремонту объекта: "Здание Большесосновского районного суда Пермского края ПСП с. Частые, расположенного по адресу: с. Частые, ул. Ленина, 36".

Начальная (максимальная) цена контракта – 18 983 700,00 рублей.

2) Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015                         № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление № 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к Постановлению № 99.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением № 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Также пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.45.13.190, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 983 700 рублей, в связи с чем Заказчику необходимо установить в документации об аукционе дополнительные требования, предусмотренные в пункте 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что Заказчиком в документации об электронном аукционе к участникам такого аукциона не установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в своих заявках для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям.

Изложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 4 статьи 31, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и наличии признака состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, жалоба ООО  «РЕКОМ СТРОЙ» признается обоснованной в рассматриваемой части.

3) Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 22.1 Информационной карты документации об Аукционе к участникам закупки установлены следующие требования к участникам закупки, а именно: «наличие лицензии МЧС РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с обязательным перечнем работ и услуг: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;

- наличия передвижной электролаборатории с действующей поверкой, проведенной в установленном порядке и зарегистрированной в федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденный приказом Министерства энергетики РФ № 6 от 13.01.2003, а так же правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 № 328н;

- свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительной деятельности), в соответствии с перечнем видов работ которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 30 декабря 2009 г. № 624.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

При этом следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на оказание услуг, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.

Таким образом, действия Заказчика, установившего излишние требования к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктами 7.6, 7.9 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: «За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, за исключением просрочки обязательств исполнителем, предусмотренных  контрактом, Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере 10 процентов от цены контракта и составляет _____________ рублей.

В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных   Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Исполнитель вправе взыскать штраф в размере 2,5 процентов от цены контракта и составляет ____________ рублей».

Таким образом, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлены не соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных государственным контрактом.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное свидетельствует об обоснованности  жалобы ООО  «РЕКОМ СТРОЙ» в рассматриваемой части.

6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, являются существенными, устранение которых возможно в данном случае только путем внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту объекта: "Здание Большесосновского районного суда Пермского края ПСП с. Частые, расположенного по адресу: с. Частые, ул. Ленина, 36", номер извещения 0156100008315000203.

В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, его единой комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЗАО «Сбербанк-АСТ»).

С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок

 

решила:

 

  1. Признать жалобу ООО  «РЕКОМ СТРОЙ» на действия Управления Судебного департамента в Пермском крае при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту объекта: "Здание Большесосновского районного суда Пермского края ПСП с. Частые, расположенного по адресу: с. Частые, ул. Ленина, 36", номер извещения 0156100008315000203, обоснованной.

  2. Признать Управление Судебного департамента в Пермском крае нарушившим части 4, 6 статьи 31, части 5, 8 статьи 34, часть 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  3. Выдать заказчику, и оператору электронной площадки (ЗАО «Сбербанк-АСТ») предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30  КоАП РФ.

 

  В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ                    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

   

 

Председатель комиссии                                                                                  А.А. Шумилов

 

Члены комиссии                                                                                              Н.В. Балабина

 

    В.В. Игошина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

№  1128-ФАС52-КТ-64-09/08-15 (422-НБ)

 

06 августа 2015 года                                                                              город Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:

- Шумилов А.А.

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления,

- Балабина Н.В.

-

член комиссии, ведущий  специалист-эксперт отдела контроля закупок,

- Игошина В.В.

-

член комиссии,  специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании своего решения от 06.08.2015, принятого по жалобе общества с ограниченной ответственностью «РЕКОМ СТРОЙ» на действия Управления Судебного департамента в Пермском крае (далее также – заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту объекта: "Здание Большесосновского районного суда Пермского края ПСП с. Частые, расположенного по адресу: с. Частые, ул. Ленина, 36", номер извещения 0156100008315000203, руководствуясь частью 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

предписывает:

 

1. Заказчику – Управлению Судебного департамента в Пермском крае (место нахождения:  614000, Пермский край, г. Пермь, Петропавловская, 16А) - устранить нарушения частей 4, 6 статьи 31, части 5, 8 статьи 34, часть 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, для чего в срок до 21 августа 2015 года:

1.1. внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту объекта: "Здание Большесосновского районного суда Пермского края ПСП с. Частые, расположенного по адресу: с. Частые, ул. Ленина, 36", номер извещения 0156100008315000203, упраздняющие допущенные нарушения;

1.2. продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, чтобы с момента размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru вносимых изменений до даты окончания подачи заявок такой срок составлял не менее 15 дней.

2. Оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» в срок 21 августа 2015 года:

3. обеспечить Управлению Судебного департамента в Пермском крае (место нахождения:  614000, Пермский край, г. Пермь, Петропавловская, 16А) возможность исполнения пунктов 1- 1.2  настоящего предписания.

4. Заказчику, и оператору электронной площадки в срок 24 августа 2015 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области доказательства исполнения настоящего предписания

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его выдачи.

 

 

Председатель комиссии                                                                              А.А. Шумилов

 

Члены комиссии                                                                                          Н.В. Балабина

 

В.В. Игошина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны