Решение б/н Решение по делу №1174-ФАС52-02/13 в отношении администрации ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1174-ФАС52-02/13

 

25 декабря 2013 года                                                           г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.12.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- Гребнева Ю.Н.

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

- Валитова М.А.

-

члена комиссии, начальника отдела антимонопольного         контроля и борьбы с картелями;

- Кудряшова Г.А.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела         антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

с участием представителей администрации городского округа города Выкса Нижегородской области - Беспальчиной Л.Н.  (доверенность от 09.12.2013 №115), Кузьминой С.Н. (доверенность от 09.12.2013 №126);  представителя индивидуального предпринимателя Смалько В.Н. – Смалько Е.А. (доверенность от 26.07.2013); индивидуального предпринимателя Юдиной Т.Н.; в отсутствие извещённого о времени и месте проведения заседания индивидуального предпринимателя Дигилева Г.В.,  рассмотрев 11.12.2013 в открытом заседании комиссии дело  по признакам нарушения администрацией городского округа города Выкса Нижегородской области (607060, Нижегородская область, г. Выкса, Красная площадь, д. 1, далее  также - администрация, ответчик) части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

установила:

 

Индивидуальный предприниматель Дигилев Г.В. (далее – заявитель, ИП Дигилев Г.В.) обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, указав, что в соответствии с постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 15.07.2013 №3422 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров об организации и осуществлении регулярных пассажирских перевозок на территории городского округа город Выкса.

В целях установления порядка и условий проведения открытого конкурса указанным постановлением утверждена  конкурсная документация. С точки зрения ИП Дигилева Г.В., определённые документацией критерии оценки заявок участников конкурса ставят участников конкурса в заведомо неравные условия.

В частности, рядом пунктов «Таблицы критериев оценки заявок участников» установлены неоправданно высокие баллы за наличие собственных производственных площадей, обслуживающего персонала. Предприниматели, у которых техническое обслуживание автобусов, медицинский осмотр водителей, мойка и хранение автотранспорта осуществляются на основании договоров со сторонними организациями, получают меньшее количество баллов, что делает победу в конкурсе невозможной.

ИП Дигилёв Г.В. считает, что установление подобных критериев оценки конкурсных заявок создало неоправданные преимущества МУП «Выксунское ПАП» - единственному хозяйствующему субъекту, осуществляющему пассажирские перевозки на территории городского округа город Выкса, в полной мере соответствующему вышеуказанным требованиям конкурсной документации.

Рассмотрев данное обращение, Управление возбудило настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства (приказ от 25.10.2013 № 450). По предварительным выводам антимонопольного органа утверждённый администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области нормативный правовой акт - постановление от 15.07.2013 №3422 ограничивает конкуренцию, создавая дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, сужая возможности к равному соперничеству на данном товарном рынке. Последствия издания данного акта могли повлиять на итоги открытого конкурса на право заключения договоров об организации и осуществлении регулярных пассажирских перевозок на территории городского округа город Выкса, создав необоснованные преимущества МУП «Выксунское ПАП».

31.10.2013 в Нижегородское УФАС России поступило аналогичное с обращением ИП Дигилева Г.В. по предмету и доводам заявление индивидуального предпринимателя Юдиной Т.В., в котором также указывалось на нарушение администрацией антимонопольного законодательства при проведении указанного открытого конкурса. В этой связи ИП Юдиной Т.В. предложено явиться на заседание комиссии антимонопольного органа по делу №1174-ФАС52-02/13  для установления возможности привлечения ИП Юдиной Т.В. в качестве лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства.

На заседании комиссией разрешён вопрос о необходимости привлечения индивидуальных предпринимателей Юдиной Т.В., Смалько В.Н., Сухарьковой Н.В. к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц. С учётом мнения сторон ИП Юдина Т.В., ИП Смалько В.Н. привлечены к рассмотрению дела, необходимость участия в рассмотрении дела ИП Сухарьковой Н.В., по мнению комиссии, отсутствует.

Представитель ИП Смалько В.Н., ИП Юдина Т.В. поддержали доводы, изложенные ранее в письменных обращениях в антимонопольный орган, и привели ряд дополнительных обстоятельств.

Из выступлений заинтересованных лиц следовало, что администрацией ранее предлагалось не участвовать в открытом конкурсе, а заключить договоры аренды транспортных средств с МУП «Выксунское ПАП» на интересующие маршруты, получив тем самым фактическую возможность осуществлять на данных маршрутах пассажирские перевозки. Однако прибыльные с точки зрения заинтересованных лиц маршруты уже обслуживались иными перевозчиками, заключившими ранее с  МУП «Выксунское ПАП» подобные договоры аренды транспортных средств, в силу чего ИП Смалько В.Н. вынужден принять участие в открытом конкурсе.

Представители администрации с позицией заинтересованных лиц не согласились, поясняя, что критерии оценки конкурсных заявок одинаковы для всех участников конкурса, кому-либо преимуществ не создают. Наличие производственных помещений в собственности, ремонт транспортных средств собственными силами дают гарантию исполнения перевозчиками принятых на себя обязательств по договору. Учитывая данное обстоятельство, администрация установила в конкурсной документации большее количество баллов для участников конкурса, имеющих собственную производственную базу, службу технического, медицинского контроля, автомойку, охраняемую стоянку подвижного состава.

Что касается обстоятельств, предшествовавших проведению конкурса, о которых сообщили заинтересованные лица, представители администрации полагают их недоказанными и недостоверными.

Учитывая изложенное, представители ответчика считали необходимым прекратить данное дело в связи с отсутствием в действиях администрации нарушения антимонопольного законодательства.

С учётом привлечения к участию в деле заинтересованных лиц и приведённых ими новых доводов председатель комиссии выяснил у ответчика и заинтересованных лиц, готовы ли они к рассмотрению дела в данном заседании комиссии либо необходимо отложить рассмотрение дела. Ответчик и заинтересованные лица  посчитали возможным рассмотрение дела в данном заседании.

В целях всестороннего и полного рассмотрения представленных на заседании доводов и доказательств комиссия определением от 11.12.2013 выделила в отдельное производство эпизоды, связанные с возможным нарушением администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в рамках рассмотрения настоящего дела комиссией исследовался исключительно вопрос соответствия принятого администрацией акта части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела, заслушав выступления представителей ответчика и заинтересованных лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

Правовые основы обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории городского округа город Выкса Нижегородской области установлены утверждённым постановлением администрации городского округа город Выкса от 15.06.2012 №2487 Положением об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в границах городского округа город Выкса Нижегородской области (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на основании договоров об организации и осуществлении регулярных перевозок, заключаемых по результатам открытого конкурса на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, на срок, установленный конкурсной документацией.

Основными задачами проведения открытого конкурса являются определение перевозчиков, которые могут обеспечить наиболее безопасные условия перевозки пассажиров, удовлетворение потребностей населения в сфере пассажирских перевозок и улучшение качества обслуживания, укрепление транспортной дисциплины.

Отбор перевозчиков производится в соответствии с разработанной и утверждённой администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области конкурсной документацией.

В соответствии с вышеперечисленными требованиями постановлением администрации города Выксы от 15.07.2013 №3422 утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения договоров об организации и осуществлении регулярных пассажирских перевозок на территории городского округа город Выкса (далее – конкурсная документация). Согласно размещённому в сети интернет по адресу www.gorod.wyksa.ru извещению о проведении открытого конкурса датой проведения конкурса определено 16 августа 2013 года.

Предметом конкурса являлось право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на  13 маршрутах, разделённых на 13 лотов.

Конкурс по лотам №1,2,3,4,5,7,9,10,11,12,13 признан не состоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок  либо наличием одной поданной заявки на один лот. В конкурсе по лоту №6 (маршрут: м-н Жуковского – пос. Ризадеевский) приняли участие ИП Дигилёв Г.В., МУП «Выксунское ПАП». В конкурсе по лоту №8 (маршрут: м-н Жуковского – школа №4) ИП Смалько В.Н., МУП «Выксунское ПАП».

Согласно пункту 3.2 конкурсной документации конкурсная комиссия оценивала поступившие заявки на предмет соответствия содержания и качества предлагаемых услуг по перевозкам пассажиров  критериям, указанным в Таблице 1 «Критерии оценки заявок участников», и по итогам данной процедуры начислила баллы по каждой заявке. Среди прочих предметом оценки выступали следующие, перечисленные ниже критерии.

 

Таблица 1

Критерии оценки заявок участников

 

№ п/п

Критерии/параметры

Количество присваемых баллов

 

1.5

Критерии владения транспортными средствами (балл за каждое транспортное средство, заявленное на лот)

 

- автобусы, находящиеся в собственности

20

 

- автобусы, находящиеся в аренде, либо используемые по гражданско-правовым договорам

10

 

2.4

Осуществление технического обслуживания транспортных средств

 

- наличие собственной производственной базы для технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств, сертифицированной на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств

60

 

- наличие договора на проведение технического обслуживания и текущего ремонта с организацией, имеющей соответствующую базу не менее срока действия предлагаемого к заключению договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Выкса. Наличие сертификата соответствия данного производства для выполнения технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

30

 

- наличие службы проведения предрейсового контроля технического состояния автобусов

50

 

- наличие договора на проведение предрейсового контроля технического состояния автобусов

25

 

2.5

Обеспечение хранения подвижного состава

 

- наличие охраняемой стоянки подвижного состава (ночное хранение подвижного состава)

30

- наличие договора на оказание услуг по охраняемой стоянки подвижного состава

15

2.6

- наличие автомойки для транспортных средств

40

- наличие договора на проведение автомойки с организацией (индивидуальным предпринимателем), имеющей соответствующую базу

20

2.7

Обеспечение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей в установленном законодательством порядке:

 

-наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предоставляющей право проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра (оформленная непосредственно на участника конкурса) по месту нахождения охраняемой стоянки транспортных средств

60

- наличие договора на проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра

20

      

 

Одним из критериев, учитываемых согласно пункту 1.5 указанной таблицы организатором отбора при определении победителя отбора, являлся критерий основания прав владения транспортными средствами. За каждое транспортное средство, находящееся в собственности, участнику конкурса начислялось 20 баллов, что на 10 баллов больше чем, в случае если транспортное средство арендовано либо используется на основании иного гражданского правового договора.

За самостоятельное осуществление комплекса мероприятий по техническому обслуживанию транспортных средств, медицинскому и техническому предрейсовому контролю (пункты 2.4-2.7 таблицы) начислялось в совокупности 240 баллов. В то же время в случае наличия договоров на оказание подобных услуг со сторонними организациями максимально возможное количество баллов составляло 110 баллов.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на каком-либо товарном рынке.

Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, ограничение конкуренции может проявляться, в том числе в установлении органами местного самоуправления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, в сокращении числа хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

В рассматриваемой ситуации подобными не предусмотренными законодательством требованиями являются требования наличия в собственности перевозчика транспортных средств, производственной базы для технического и текущего ремонта транспортных средств, службы проведения предрейсового контроля технического состояния автобусов, охраняемой ночной стоянки подвижного состава, автомойки, наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности, что в совокупности является значительным препятствием для входа хозяйствующих субъектов на товарный рынок пассажирских перевозок городского округа город Выкса Нижегородской области, так как невыполнение данных требований влечёт получение существенно меньшего количества баллов при оценке заявки конкурсной комиссией.

Юридические основания возникновения прав владения, пользования  транспортными средствами никак не связаны с качеством предлагаемых транспортных услуг, равно как и передача по договору части производственных функций иному лицу, специализирующемуся в соответствующей области. Следовательно, указанные в пунктах 1.5, 2.4-2.7  таблицы №1 конкурсной документации критерии оценки заявок участников открытого конкурса не могут соответствовать целям определения перевозчиков, предлагающих транспортные услуги  лучшего качества, направлены на создание отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных преимуществ на рынке регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, что недопустимо в соответствии с законодательством о защите конкуренции.

Добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, сам же факт владения производственными средствами на праве аренды самостоятельным доказательством обратного не является, что указывает на ошибочность утверждения администрации о том, что наличие производственных помещений в собственности, осуществление ремонта транспортных средств собственными силами дают большую гарантию исполнения перевозчиками принятых на себя обязательств по договорам об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Выкса Нижегородской области.

С учётом изложенных обстоятельств комиссия окончательно квалифицирует издание постановления администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 15.07.2013 №3422 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортном общего пользования на территории городского округа города Выкса Нижегородской области» как принятие акта, ограничивающего конкуренцию в части пунктов 1.5, 2.4-2.7 Таблицы 1 «Критерии оценки заявок участников», входящей в состав утверждённой данным постановлением «Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Выкса Нижегородской области», следовательно, администрация городского округа город Выкса Нижегородской области нарушила часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 

По правилам пункта 5 части 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В рассматриваемом случае комиссия пришла к выводу, что администрации городского округа город Выкса Нижегородской области следует в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, исключающие принятие в дальнейшем актов, содержащих ограничивающие конкуренцию требования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортном на территории городского округа город Выкса Нижегородской области, сформированные исходя из критериев основания владения используемым в хозяйственной деятельности имуществом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

1. Признать администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия акта, ограничивающего конкуренцию на рынке регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Выкса Нижегородской области (а именно: пунктов 1.5, 2.4-2.7 Таблицы 1 «Критерии оценки заявок участников», входящей в состав утверждённой постановлением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 15.07.2013 №3422 «Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора об организации и осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа город Выкса Нижегородской области»).

2. Выдать администрации городского округа город Выкса Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                 Ю.Н. Гребнев

 

Члены комиссии                                                                             

                                                                                                  

                                                                                            М.А. Валитов

 

 

                                                                                                Г.А. Кудряшов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны