Постановление б/н Постановление №1207-ФАС52-02/15 по делу об административно... от 30 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28.09.2015 СС-02/4468

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№1207-ФАС52-02/15

по делу об административном правонарушении

 

 

28сентября 2015 года                                         г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть постановления объявлена  24 сентября 2015 года

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Смирнов Сергей Вениаминович, рассмотрев в городе Нижнем Новгороде (пл. Горького, д. 4/2) материалы дела №1207-ФАС52-02/15 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении должностного лица –генерального директораОАО «Дзержинский водоканал»Р.А.И. (род. <…>,паспорт серии <…>№ <…> выдан  <…>, код подразделения <…>, ИНН <…>, место регистрации: <…>)

при участии:

С.Н.А. по доверенности,

 

установил:

 

14 августа 2015 года в отношении генерального директора ОАО «Дзержинский водоканал» Р.А.И. составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Основанием к возбуждению в отношении указанного должностного лица административного производства явились обстоятельства, выявленные Нижегородским УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 17-ФАС52-02/15 по заявлению ООО «Регион-С» в отношении ОАО «Дзержинский водоканал» (ОАО «ДВК»).

Решением Нижегородского УФАС России от 10 апреля 2015 года по указанному делу ОАО «Дзержинский водоканал» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в необоснованном отказе потребителю ООО «Регион-С» в заключении договора на отпуск воды и прием сточных вод.

Поскольку  Р.А.И. в 2013-2014 году допустил, возглавляя ОАО «ДВК», нарушение обществом антимонопольного законодательства, он подлежит ответственности как должностное лицо по  части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Рассмотрение дела назначено уполномоченным должностным лицом на 26 августа 2015 года в 16-30, а затем отложено до 24 сентября 2015 года, до 10 часов 15 минут.

Сам генеральный директор ОАО «Дзержинский водоканал» Р.А. И. на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, позиция защиты заключалась в том, что обществом нарушения антимонопольного законодательства не допущено.

По мнению ОАО «Дзержинский водоканал», сети, к которым имеется технологическое  присоединение объекта ООО «Регион-С» (корпуса 1029), не входят в зону деятельности ОАО «ДВК» в качестве гарантирующей организации, и поэтому в силу отсутствия непосредственного присоединения к сетям ОАО «ДВК» гарантирующей организацией общество по отношению к ООО «Регион-С» не является, и обязанность заключить договор водоотведения у организации отсутствует.

С учётом изложенного отсутствует и состав административного правонарушения, вменяемого Р.А. И. в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей.

В ходе рассмотрения дела предусмотренные статьёй 25.5 КоАП РФ права защитнику разъяснены, отводов не заявлено.

Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изготовление постановления по делу об административном правонарушении в полном объеме откладывалось на три дня.

Заслушав доводы защитника генерального директора ОАО «Дзержинский водоканал» Р. А. И., изучив материалы дела, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

18.06.2014 ООО «Регион-С» обратилось в ОАО «ДВК» с тем, чтобы заключить договор на прием и очистку стоков объекта – корпуса №1029, в котором размещён офис заявителя, приложив свидетельство о государственной регистрации права собственности ООО ИП «Ока-Полимер» от 7 сентября 2012 года на обозначенный объект, копию договора аренды от 01.04.2014 № ОП 108/14-Д-Р, схему канализационных сетей с указанием границ балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности сторон и мест отбора проб между ООО ИП «Ока-Полимер» и ООО «Регион-С» и иные документы.

В ответ в письме от 20.06.2014 № 1101/ПС ОАО «ДВК» сообщило, что оставляет обращение ООО «Регион-С» без рассмотрения, поскольку не считает себя гарантирующей организацией в отношении канализационной сети, принадлежащей ООО ИП «Ока-Полимер», и, учитывая факт непосредственного присоединения канализационных сетей, которыми владеет заявитель,  к сетям  ООО «ИП «Ока-Полимер», рекомендовало с заявкой о заключении договора водоотведения обратиться к указанному предприятию.

Вместе с тем отказаться от заключения публичного договора водоотведения ОАО «ДВК» не имело права, поскольку оно, во-первых, наделено статусом гарантирующей организации в границах централизованной системы водоотведения городского округа города Дзержинска Нижегородской области; во-вторых, общество является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, и заключение договора для такой организации само по себе обязательно в силу закона; в-третьих, как занимающий доминирующее положение в границах присоединённых сетей на рынке водоотведения хозяйствующий субъект ОАО «ДВК» не имеет права отказать от заключения договора с покупателем, если имеется технологическая возможность поставки испрашиваемого товара.

Согласно фактическим обстоятельствам, сточные воды, поступающие в канализационную  сеть от ОАО «ИП «Ока-Полимер» и присоединённых к данной сети потребителей, транспортируются на районные очистные сооружения (РОС), также эксплуатируемые ОАО «ДВК».

Таким образом, ОАО «ИП «Ока-Полимер», имея разветвлённую систему канализации, в отсутствие собственных очистных сооружений и с учётом присоединения к трубе ОАО «ДВК», обеспечивающей поступление сточных вод на РОС, является абонентом ОАО «Дзержинский водоканал».

Об этом, в частности, свидетельствует действовавший между сторонами договор №5044 от 01.07.2013, заключенный ОАО «ДВК» и ООО «ИП «Ока-Полимер», и приложения (схемы подключения) к нему.

Таким образом,  ввиду отсутствия тарифа на услуги водоотведения и  специальной инфраструктуры для приёма и очистки сточных вод  организацией, оказывающей услуги водоотведения, ОАО «ИП «Ока-Полимер» не является, а является абонентом, с использованием промежуточных объектов которого ОАО «ДВК» предоставляет услуги водоотведения иным лицам.

Поэтому единственной организацией в рассматриваемой централизованной системе водоотведения, способной оказатьуслуги водоотведения вновь обратившемуся абоненту,  является ОАО «Дзержинский водоканал».

Статус гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города Дзержинска Нижегородской области присвоен ОАО «Дзержинский водоканал» постановлением администрации городского округа города Дзержинска от 21 августа 2013 года №3295 «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения».

«Гарантирующая организация» определяется в статье 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Таким образом, отказ ОАО «ДВК» заключить договор с ООО «Регион-С» противоречит приведённой норме права.

Кроме того, ОАО «ДВК» является единственной в границах присоединённых сетей организацией водопроводно-канализационного хозяйства, имеющей тариф на услуги водоотведения, необходимую инфраструктуру, и при этом установлен факт технологического присоединения объекта ООО «Регион-С» к этой инфраструктуре.

По правилам  частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»  по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.

Право отказаться от заключения договора водоотведения в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предоставляется организации, осуществляющей водоотведение, в случае подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоотведения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

Следовательно, отказ ОАО «ДВК» от заключения договора с ООО «Регион-С» по мотивам, изложенным в материалах переписки с заявителем, противоречит нормам действующего законодательства  как в части исполнения обязанностей гарантирующей организации в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», так и обязанностей организации, осуществляющей водоотведение, в порядке статьи 14 того же Федерального закона.

Тот факт, что ОАО «ДВК» является единственным возможным продавцом комплекса услуг по водоотведению в границах присоединённых сетей, определяет доминирующее положение данного субъекта на рынке водоотведения в указанных границах.

В статье 4 Федерального закона «О естественных монополиях» оказание услуг водоотведения с использованием централизованных коммунальных систем отнесено к сферам естественных монополий,  а согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» это также означает признание положения субъекта естественной монополии доминирующим.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» субъект, занимающий доминирующее положение на рынке, не вправе отказать в заключении договора, если это экономически либо технологически не обосновано.

В рассматриваемой ситуации отказ ОАО «ДВК» заключить договор водоотведения с ООО «Регион-С» не имеет экономических и технологических причин.

 При этом действия ОАО «ДВК» ущемляют интересы ООО «Регион-С», поскольку препятствуют нормальному использованию помещения, арендованного у ОАО «ИП «Ока-Полимер».

Соответственно ОАО «Дзержинский водоканал» по итогам рассмотрения дела №17-ФАС52-02/15 признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Действия общества образуют злоупотребление доминирующим положением и признаны недопустимыми в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.

За совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации,  для должностных лиц, осуществляющих управление обществом при совершении злоупотребления доминирующим положением и ответственных за нарушение обществом законодательства, установлена административная ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Событие административного правонарушения по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ  описано выше и зафиксировано в решении от 10 апреля 2015 года по делу №17-ФАС52-02/15.

Руководство деятельностью ОАО «Дзержинский водоканал» осуществляет Р.А.И.на протяжении нескольких лет, включая период с 25.06.2010 до 25.06.2015 на основании решения Общего собрания акционеров  №15 от 25.06.2010, а также в настоящее время на основании  решения Общего Собрания акционеров от 26.06.2015 (выписка из протокола имеется в материалах дела).

 Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Осуществляя руководство деятельностью ОАО «Дзержинский водоканал», Р.А. И. как уполномоченное должностное лицо ответственен за те действия, которые совершены обществом в рамках хозяйственной деятельности в период переписки с ООО «Регион-С»,  в том числе за допущенные обществом нарушения антимонопольного законодательства.

В статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

По смыслу примечания к той же статье Кодекса под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Являясь единоличным исполнительным органом и руководителем ОАО «Дзержинский водоканал», Р. А. И. выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции по управлению текущей деятельностью общества в период злоупотребления обществом доминирующим положением, установленного в рамках исследования обстоятельств дела №17-ФАС52-02/15, находился в курсе ситуации и был осведомлён о негативных последствиях отказа ОАО «ДВК» в заключении договора водоотведения для ООО «Регион-С», а также о том, что в рассматриваемых событиях Нижегородское УФАС России усматривает нарушение антимонопольного законодательства.

При этом позиция руководства ОАО «ДВК», несмотря на длительный срок развития указанных правоотношений, не изменилась вплоть до настоящего времени.

 Следовательно, Р.А. И. при исполнении своих должностных обязанностей допустил нарушение ОАО «Дзержинский водоканал» антимонопольного законодательства  и ненадлежащим образом исполнил свои  должностные обязанности при управлении обществом.

Таким образом, в необоснованных действиях (бездействии) ОАО «ДВК», сопряженных с пренебрежительным отношением к требованиям законодательства, усматривается вина генерального директора ОАО «ДВК» Р. А.И.

Должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, приходит к выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях должностного лица Р.А.И., руководителя ОАО «Дзержинский водоканал».

Срок привлечения названного должностного лица к административной ответственности не истек (1 год), других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

Кроме того, анализируя допущенное генеральным директором ОАО «ДВК» Р. А. И. правонарушение, должностное лицо не усматривает в деянии признаков малозначительности.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Уполномоченное должностное лицо считает, что неправомерные действия ОАО «ДВК» и сознательно избранная генеральным директором линия поведения в отношениях с ООО «Регион-С», нанесли существенный урон охраняемым общественным отношениям и противоречат реализации экономических свобод иными лицами в сфере водоотведения.

По указанным мотивам должностное лицо, уполномоченное рассматривать данное дело, приходит к заключению, что оснований к освобождению генерального директора ОАО «Дзержинский водоканал» Р. А. И. от административной ответственности не имеется.

Санкция подлежащей применению нормы предусматривает наложение на виновное лицо административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Учитывая всё вышеизложенное, генеральному директору ОАО «Дзержинский водоканал»  Р. А. И. назначается административный штраф в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Соответственно заместитель руководителя,  руководствуясь статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

 

1. Признать генерального директора ОАО «Дзержинский водоканал» Р.А.И. (род. <…>, паспорт серии <…>№ <…> выдан  <…>, код подразделения <…>, ИНН <…>, место регистрации: <…>)виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установленачастью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить Р.А.И.административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцатитысяч рублей.

 

В соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд общей юрисдикции в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии постановления.

 

Предложить Р. А. И. в 10-дневный срок после уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения или иные доказательства оплаты штрафа.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет административную ответственность.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя –Волго-Вятское ГУ Банка России по Нижегородской области;

ИНН 5260041262 КПП 526001001; код ОКТМО – по месту муниципального образования (22701000).

БИК – 042202001; расчетный счет – 40101810400000010002;

Получатель – УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, лицевой счет – 04321510030);Код налога – 16111602010016000140;

 

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, налагаемое федеральным органом государственной власти.

 

 

 

Заместитель руководителя                                                          С. В. Смирнов

Связанные организации

Связанные организации не указаны